Разработка логопедического занятия "Дифференциация И-У"
план-конспект урока по теме
Конспект логопедического занятия по формированию оптико-пространственных функций у учащихся первых классов с задержкой психического развития на материале букв И-У.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие по дифференциации И-У. | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по формированию оптико-пространственных функций
у учащихся первых классов с задержкой психического развития
Алексеева И.Н.,
учитель-логопед МОУ СОШ №6,
г. Надым
Тема занятия. Дифференциация И - У.
Цели:
- развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
- выработка слуховых и зрительных ориентировок;
- различение звуков [и] – [у] и соответствующих им букв;
- воспитание коммуникативных навыков, умения работать в группе;
- содействие сохранению здоровья учащихся.
Оборудование:
- демонстрационный материал: иллюстрации к артикуляционной зарядке, предметные картинки, символы букв;
- звуковые линейки, индивидуальные карточки, элементы букв.
Ход занятия:
I. Мобилизирующий этап.
1. Приветствие.
- Доброе утро! Ребята, улыбнитесь друг другу. Давайте поздороваемся друг с другом стихотворением.
Ребята хором проговаривают текст стихотворения с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!»
- А сейчас сядьте, пожалуйста, те, у кого рыбка плывёт вправо, а теперь те ребята у кого рыбка плывёт влево.
Учащиеся определяют, в какую сторону плывёт рыбка, расположенная у каждого на парте и садятся по инструкции.
2. Артикуляционная зарядка.
- Ребята, для того, чтобы правильно произносить все звуки, нам нужно научить свой язычок слушаться. В этом нам поможет «Сказка о весёлом язычке». Выполняют движения в соответствии с текстом сказки.
Проснулся рано утром Язычок. Решил выглянуть на улицу. Открыл сначала одно окошко, затем второе. Выглянул, а на улице светит ласковое солнышко. Улёгся Язычок на подоконник позагорать (упражнение «Лопаточка»). Понравилось язычку на улице, пошёл он погулять. Идёт, смотрит по сторонам – вправо-влево (упражнение «Часики»). Увидел Язычок, как девочка на качелях катается, и ему тоже захотелось покататься (упражнение «Качели»). Пошёл язычок дальше и увидел, как строиться огромный дом. Заглянул в окно, а там маляр красит стены. Язычку очень захотелось помочь (упражнение «Маляр»). На этом приключения весёлого Язычка не закончились, что с ним случилось дальше, мы узнаем на следующем занятии.
II. Вводный в тему.
1. Сообщение темы, постановка перед детьми задач.
На доску вывешивается картинка, на которой изображены кактус, ёж, ёлка (приложение №1).
- Ребята, посмотрите на доску, что общего у всех этих предметов?
- Иголки.
Выделяют первый звук, хором произносят.
- Слушайте внимательно! Апельсин, ананас, груша, лимон. Как можно назвать одним словом эти предметы? Ребята, назовите, пожалуйста, третий звук в слове фрукты. Как вы думаете, какие звуки будут сегодня «дежурные»?
- Сегодня на занятии мы будем сравнивать звуки и буквы И – У и учиться не смешивать эти буквы на письме.
2. Уточнение характеристики звуков, артикуляционных укладов.
Ребята дают характеристику каждому звуку, рассматривают артикуляцию.
- Сейчас я буду называть слова с «дежурными звуками», а вы, если услышите слово со звуком [и], руки вытягиваете в стороны, а если услышите слово со звуком [у] – руки на пояс. Провести аналогию между положением губ и движениями руками.
Предложенные слова: кружево, кукла, вилка, лук, редиска, дом
3. Сравнение написания букв И, У.
- Ребята, сейчас мы с вами сравнивали звуки, но у каждого из этих звуков есть буква. Вывешиваются буквы И, У. Посмотрите, пожалуйста, из каких элементов состоит буква И, буква У? Чем похожи эти буквы, а чем отличаются?
Выбирают необходимые элементы для букв И,У из предложенных на доске.
- Давайте пропишем указательным пальцем на парте сначала букву И, а затем – У. Как вы думаете, можем мы с помощью стрелочки показать движение нашей руки?
Дети делают вывод, что когда мы пишем И, рука движется вправо, а когда пишем У, рука опускается вниз, под строчку, можно обозначить стрелочкой вниз – букву У, а стрелочкой вправо – букву И.
4. Динамическая пауза.
- Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Встаньте возле своих рабочих мест и выполняйте за мной следующие движения:
Вышли мыши как-то раз | Дети маршируют |
Посмотреть, который час. | руки на пояс поворот вправо-влево |
Раз, два, три, четыре – | хлопки в ладоши |
Мыши дёрнули за гири. | имитация дёргания за верёвку |
Вдруг раздался страшный звон – | ладони к щекам, покачивание головой |
Побежали мыши вон! | бег на месте |
- Спасибо, вы немного отдохнули, присаживайтесь на свои места.
5. Конструирование.
- - Ребята, у каждого из вас на парте конверт с элементами букв. Достаньте, пожалуйста, элементы и выложите «дежурные буквы».
Проблемная ситуация: в одном из конвертов вместо необходимого элемента – овал.
Индивидуальная помощь.
- Поднимите руки, у кого готовы буквы. Хорошо, я вижу, что вы все справились с этим заданием.
- - Ребята, выходите все к доске (на доске изображены буквы в различном расположении, с лишними и недостающими элементами.)
- Обведите правильно написанные буквы, допишите недостающие элементы, зачеркните неправильно написанные буквы.
- Ребята, посмотрите теперь на доску, все буквы написаны правильно?
- Молодцы!
- - Садитесь, пожалуйста, на свои места. Перемешайте элементы на парте. Сейчас я назову слово, а вы выложите на парте ту «дежурную букву», которая есть в этом слове. При выкладывании буквы глаза должны быть закрыты.
- Липа.
- Какую букву выложили, почему?
- А теперь слово лупа (проводится аналогичная работа).
- Давайте, сравним написание этих слов.
- Что обозначают слова липа, лупа.
Если возникнет необходимость, объяснить значение слова лупа.
- Ребята, вы поняли, насколько важна каждая буква в слове?
- Давайте, перечислим все сходства и отличия «дежурных букв». Как вы думаете, сможете не смешивать эти буквы на письме? Следующее задание поможет нам это проверить.
6. Графическая запись слов.
- Сейчас я раздам вам листочки, на которых изображены различные предметы. Подпишите под картинкой «дежурные буквы», которые есть в данных словах в виде стрелочек (и - →, у - ↓). (Приложение №2)
Первая картинка разбирается вслух всей группой. Далее самостоятельно.
Проверка правильности посадки при письме, готовности к работе: приготовьте листочки, положите их наклонно, возьмите правильно ручки, пододвиньте стул к парте, проверьте кулачком, спину выпрямите, опираясь на спинку.
Проблемная ситуация: в слове клубника две дежурные буквы.
- Назовите слова с буквой И.
- Назовите слова с буквой У.
- Поднимите руки, кто выполнил правильно всё задание. Молодцы! Ребята, давайте, похлопаем тем, кто справился.
Подведение итога.
7. Дидактическая игра «Измени слово»
- Ребята, посмотрите на свой листочек и назовите ягоды.
- Давайте, из ягод сварим варенье, как оно будет называться?
- Вишнёвое, клубничное.
- Назовите ласково овощи.
- Капустка, помидорчик
- Если из фруктов сделать сок, как он будет называться.
- Персиковый, грушевый.
Подведение итога.
Заключительная часть.
1. Подведение итога занятия.
- Чему учились сегодня на занятии?
- Расскажите всё о звуках [и, у], буквах И,У.
2. Домашнее задание.
- Дома предлагаю сделать на выбор следующее: вылепить «дежурные буквы»
из пластилина, вырезать ножницами или сделать из проволоки.
3. Пароль на выход.
- А сейчас пароль на выход: из кабинета выходит тот, кто составит предложение
по следующей схеме: === ~~~ —— . Например: Лежит спелый помидор.
Примечание: сначала приглашаются более сильные учащиеся, чтобы их ответы услышали все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Логопедическая минутка"
В специальной (коррекционной) школе-интернат VIIIвида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи: развитие артикуляционн...
Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся 3 класса (СКОУ VII вида)....
Методическая разработка логопедического занятия по теме: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Конспект логопедического занятия для младших школьников с применением презентации Power Point и использованием компьютерной логопедической программы "Игры для тигры"....
Методическая разработка логопедического занятия для детей с ТНР по теме «Осеннее превращение»
Конспект открытого мероприятия для детей пятого года жизни с диагнозом "задержка психического развития"....
Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....
Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"
Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...