Методическая разработка "Логопедическая минутка"
методическая разработка на тему

Найдёнова Юлия Владимировна

 

В специальной (коррекционной) школе-интернат VIIIвида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи:  развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи; развитие связной речи, обучение грамоте.

Решение такого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – классного руководителя, воспитателя, родителей.

В связи с вышесказанным, была подготовлена методическая разработка для учителей, воспитателей и родителей, которая даёт возможность учащимся закрепить полученные знания на занятиях, а также помогает воспитателю организовать внеурочную деятельность с помощью различных речевых игр.

Логопедическая минутка предназначена для учащихся 1 – 4 классов, составляется  с учётом лексической темой и имеет следующие разделы.

  • Развитие общей моторики;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического восприятия и автоматизация поставленных звуков;
  • Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи;
  • Формирование навыка чтения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_minutka.docx670.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное)образовательное учреждение Ленинградской области для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

«Логопедическая минутка»

для учащихся 1 – 4 классов

Исполнитель:

Учитель-логопед:

Найдёнова Ю.В.

2011 г.

Пояснительная записка.

В специальной (коррекционной) школе-интернат VIII вида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи:  развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи; развитие связной речи, обучение грамоте.

Решение такого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – классного руководителя, воспитателя, родителей.

В связи с вышесказанным, была подготовлена методическая разработка для учителей, воспитателей и родителей, которая даёт возможность учащимся закрепить полученные знания на занятиях, а также помогает воспитателю организовать внеурочную деятельность с помощью различных речевых игр.

Логопедическая минутка предназначена для учащихся 1 – 4 классов, составляется  с учётом лексической темой и имеет следующие разделы.

  1. Развитие общей моторики;
  2. Развитие мелкой моторики;
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие фонематического восприятия и автоматизация поставленных звуков;
  5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи;
  6. Формирование навыка чтения;

«Логопедическая минутка № 1»

для учащихся 1 – 4 классов. Лексическая тема: «ОВОЩИ»

Дата: 19.09.11 г.  – 23.09. 11 г.

1.Развитие мелкой моторики.

А)Ручки на столе лежат,

 И пока что крепко спят

 А теперь одна проснулась

 И тихонько потянулась.

(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).

Это правая рука

 Улеглась она опять,

 Видно, будет отдыхать.

 Вот и левая проснулась

 Тоже сладко потянулась.

(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).

Теперь две руки проснулись -

 Сильно-сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках приподнимаются).

Большой пальчик подними

 И тихонько постучи.

(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).

Тук-тук-тук,тук-тук-тук

 Раздается снова стук

 На руке твоей другой

 Пальчик постучал большой.

 Мы по очереди всеми

 Будем пальцами стучать.

 И, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски

 Эй, не подходите близко-

 Поцарапаем немножко-

 Не ребята мы, а кошки.

(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

К нам на стол забрался слон,

 Начал громко топать он.

(Постучать пальцами ладоней по столу.)

И лошадки прибежали

 И копытцами стучали.

(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)

Осторожны и легки

 Приползали паучки.

(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)

А лягушки проскакали -

 И в болотце убежали.

(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)

Тихо по земле шурша

 Ползет змейка не спеша.

(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)

Солнышко пригревало -

 Червячки уползали.

 Солнышко убежало -

 Червячки выползали.

(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потом медленно разжимаются.)

Раз купили мы арбуз,

 Он хороший был на вкус.

(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)

С утра пальчики старались -

 в своем доме убирались.

(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)

По веселой по дорожке

 Быстро пробегут две ножки.

(Пальцы по парам "бегут" по столу.)

Б).Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы морковку трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки) /

2. Развитие артикуляционной моторики.

Сказка о «Весёлом язычке». -Жил-был язычок, проснулся он рано утром, открыл окошко (открыть рот и удерживать под счёт до 5). Посмотрел налево, направо (тянемся к левому, правому ушку), вверх, есть ли солнышко, вниз, нет ли луж (тянемся к подбородочку, носику). Холодно стало (произносим Д-Д-Д). Побежал в ванну. Прибежал. Открыл дверь (произносим :  И-И-И-И). Включил свет (ЧИК). Включил водичку (чик-чик-чик); Полилась горячая водичка (ш-ш-ш).«Ой», - испугался язычок. (Покажи как он испугался.) Надо открыть, какую воду? – правильно, холодную (с-с-с-с-с). Водичка соединилась и стала тёплой. Язычок умылся и решил почистить зубки (рот в улыбке, чистим зубки внутри, снаружи)….

 Продолжение следует.

3. Развитие общей моторики.

ФИЗМИНУТКА «Капуста», «Репка».

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили, (имитация движения)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим.

И будем мы от репки здоровыми и крепкими.

(показываем силу)

4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

А). Ец-ец-ец - созрел зеленый ……    огурец.

Ор-ор-ор - вырос крупный… ….помидор.

Ук-ук-ук - очень горький……      лук.

Овь-Овь-овь – съел я сладкую …  морковь

Ан-ан-ан – а у нас бакла….жан

Б.) Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение. (Можно использовать игру «договори словечко).

Огород.

 В огороде много…… (гряд),

 Тут и репа, и………. (салат).

 Тут и свекла и……. (горох),

 А картофель разве….. (плох?)

 Наш зеленый огород

 нас накормит…….. (круглый год).

5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А). Дидактическая игра “Что лишнее?”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

Картошка, баклажан, банан

Помидор, кабачок, редиска, яблоко.

Морковь, огурец, капуста, картошка, кабачок – это…….. (овощи)

Б). Дидактическая игра “Повар и овощи».- Сделаем из овощей салат

- Какой получился салат? (Получится овощной салат)

- Салат из капусты? (Капустный)

- Из свёклы? (Свекольный)

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

- Из помидор сделаем сок - томатный сок.

В). Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай»

1 помидор, 2 помидора, 3…, 4…., 5 помидоров

1 огурец, 2…., 3….,4…., 5….

1 репа, 2….., 3….4…., 5….

1 кабачок, 2…., 3…., 4…., 5…. и т.д

6.Формирование навыка чтения

(правильность, беглость, выразительность)

А) . Узнай названия овощей. (Вставь пропущенные буквы и прочитай)

…ТОШКА, КА…ТА, О..РЕЦ, ПО...ДОР, …КОВЬ, КАБА…, РЕ…КА, ТЫК..

Б). Найди и прочитай слово.

ааааПааааааОаааааЛааааааЕаааааЗааааНааааНааааааЫааааааЕоооооОоооооВооооооОоооооЩоооооооИВ). Составление предложений из слов, данных в Н. ф. Помидор лежать, куст, под. Картошка, расти, огород, в.Составление сложноподчиненных предложений. Упражнение «Закончи предложение»Мама почистила картошку, чтобы…Мама помыла овощи, чтобы…Мама купила свеклу, чтобы…

«Логопедическая минутка № 2»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ФРУКТЫ, ЯГОДЫ»

Дата: 03.10 – 07.10

1.Развитие мелкой моторики.

А)Соединяют пальцы подушечками, начиная с мизинца, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,       мизинцы

Много груш там и хурмы,  безымянные

Есть лимоны, апельсины,  средние

Дыни, сливы, мандарины,  указательные

Но купили мы арбуз –   большие

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

Б). Три румяные соседки,

(Показать 3 пальчика, руки на бочок)

Три черешенки на ветке:

(Показать 3 пальчика, сделать колечко из 2-х пальчиков, показать «ветку»)

- Ах! А вдруг, – твердит одна,

(Взмах руками вверх, погрозить пальчиком)

- Птица украдёт меня

(Взмах  «крыльями», прижать ладошки к груди)

А вторая: – Ой! Боюсь, что от ветки оторвусь.

(Показать2 пальца. прижать ладошки к щекам, резко присесть)

И лишь меньшая мне, вижу

(Показать маленькое расстояние между большим и указательным пальцем, затем показать на себя и сделать «бинокль» руками)

Глазки строит: – Подойди же!

(Повернуть голову в сторону и посмотреть хитро «как лисичка»)

2. Развитие артикуляционной моторики.

Сказка о «Весёлом язычке

Побежал язычок завтракать на кухню, а на кухне мама лепёшку печёт. Говорит мама: «Помогай мне тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Приготовили лепёшку, положили остывать на подоконник (упр. «Блинчик» широкий язык лежит на нижней губе). Подуем на лепёшку! Надо намазать лепёшку вареньем. А варенье у нас из яблока. Это, какое варенье? (яблочное). Упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.) Отправился язычок погулять (язычок «прыгает» за верхними зубами), вышел во двор на улице ветерок У-У-У-У. Пришёл он на детскую площадку, а там качели, решил он покачаться (упр. «Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. )……

 Продолжение следует.

3. Развитие общей моторики.

А.

Садовник

Мы вчера в саду гуляли,

 Мы смородину сажали.

 Яблони белили мы

 Известью, белилами.

 Починили мы забор,

 Завели мы разговор:

 — Ты скажи, Садовник наш,

 Что ты нам

 В награду дашь?

 — Дам в награду

 Слив лиловых,

 Груш медовых,

 Самых крупных

 Спелых яблок,

 Вишен

 Целый килограмм.

 Вот что вам в  награду дам!        

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

 Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.

 Движение правой рукой вверх-вниз.

Имитируют удары молотком.

 Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок.

 Ведут диалог.

 На каждое название фруктов загибают по одному пальцу

 на обеих руках, начиная с больших

Б. (Дети маршируют, образуют круг)

Будем мы варить компот

 Фруктов нужно много. Вот:

 Будем яблоки крошить, («крошат»)

 Грушу будем мы рубить. («рубят»)

 Отожмём лимонный сок, («отжимают»)

 Слив положим и песок. («кладут)

 Варим, варим мы компот. (приседают)

 Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)

 (Н.В. Нищева)

4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

Игра «Доскажи словечко»

Выучить

Мы делили апель….!(апельсин)

Много нас

А он о…..

Эта долька для ко..(котят)

Эта долька для у.. (утят)

Эта долька для у..(ужа)

Эта долька для чи..(чижа)

Эта долька для боб..(бобра)

А для волка кожу….! (кожура)

Разозлился волк -- беда,

Разбегайтесь кто куда!

5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А). Образование прилагательных

- Сок из вишни. Как его назовем? (вишневый).

- Сок из  груши. Как его назовем? (грушевый).

- Сок из ежевики. Как его назовем? (ежевичный).

- Сок из яблока. Как его назовем? (яблочный).

- Сок из апельсина.  Как его назовем? (апелсиновый)

Б). Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай»

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш

В). «Что лишнее?»

яблоко, груша, лук, слива;

большое яблоко, большая груша, большой огурец;

банан, тыква, персик;

баклажан, слива, черешня;

6.Формирование навыка чтения

(правильность, беглость, выразительность)

А) . Собери слово.

нан, ба;   ви, ки;  ли, мон;   ва, сли;       нат, гра; сик, пер;    на, а, нас;  ша, гру;       син, пель, а;

Б). Найди и прочитай слово.

ааааФааааааРаааааУааааааКаааааТааааЫааа

«Логопедическая минутка № 3»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ»

Дата: 10.10 – 14.10

1.Развитие мелкой моторики.

А) «Корни»

Высокие красивые

 деревья здесь растут,

(показать руками "деревья")

А корни под землёю

 для них водичку пьют.

(Показать руками "корни".)

Б). «Вышел дождик погулять».

Раз , два, три, четыре, пять –

Вышел дождик погулять.

Шёл неспешно, по привычке.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

-Ох!

И ушёл. Газон засох!

Дети ударяют по столу пальчиками обеих рук. Левая, начиная с мизинца, правая с большого пальца.

Беспорядочные  движения по столу пальчиками обеих рук.

Дети «шагают» по столу средним и указательным пальчиком обеих рук.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу.

2. Развитие общей моторики. А. «Листочки»

Дует, дует ветер, дует задувает.

Жёлтые листочки с дерева срывает.

И летят листочки, кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Покачивание поднятыми руками вверх из стороны в сторону.

Дети кружатся на месте.

На носочках бегут на месте.

Приседают.

Б."Осень"                            

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб

 (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

Это я, это я, это я!

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

В небе жаворонок пел.

(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,

(Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.

(Дети стоя весело хлопают в ладоши)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Сказка о «Весёлом язычке

Наступила осень и Язычок отправился в лес и прихватил с собой корзину. («Корзина» -рот открыт, широкий язык в форме чашечки поднимается к верхней губе, губы неподвижны – удерживаем под счёт до 5). В лесу язычок увидел ручеёк, водичка в ручейке холодная («Ручеёк» губы в улыбке, язык за нижними зубками, произносим С-С-С. Подставим ладошку, проверим, какая холодная водичка); Свежий ветерок радовал Язычка (дуем на широкий язык); На полянке Язычок нашёл красивый грибок (широкий язык «присосать» к нёбу. Сделать 6 – 8 раз) Язычок отправился домой, когда набрал целую корзину грибов (Повторить упражнение «Корзина»). «Ням – ням!» - так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером картошку с грибами (выполнять гладящие движения широким языком по верхней губе вперёд-назад). А вы,ребята, когда-нибудь собирали грибы в лесу? Как вы думаете все ли грибы можно класть в корзину?

 Продолжение следует.

4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

СА-СА-СА – там  лиса.

СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.

СУ-СУ-СУ – не боюсь лису.

СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.

СО-СО-СО – у Сони колесо.

Стихотворение

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

Ветер листья носит.

И осенний мелкий

Дождик моросит. 

5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А) «Один - много» 

Берёза – берёзы;

Лист – листья;

Жёлудь – жёлуди;

В). Образование прилагательных.

Какие листики дарят нам деревья?

Берёза подарила… (берёзовый)

Клён роняет….(кленовый)

Рябина подарила…(рябиновый)

Осина …(осиновый)

Ива…(ивовый)

Дуб…(дубовый)

Г).Согласование числительного с прилагательным и существительным.

«Посчитай»

Один кленовый листочек, два кленовых листочка, …пять кленовых листочка (можно использовать листики)

6.Формирование навыка чтения. (правильность, беглость, выразительность)

Профилактика дислексии.

А) . Собери слово.

2 4 1 3

УАТЧ

2 1 4  3 5

ОДДЖЬ

2 1  3  4

О З Н Т

Б). Чтение текста без точек. Поставь точки и прочитай.

НАСТУПИЛА ОСЕНЬ НА УЛИЦЕ ХОЛОДНО ЧАСТО ИДУТ ДОЖДИ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НА ЮГ

«Логопедическая минутка № 4»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Дата: 17.10 – 21.10

1.Развитие мелкой моторики.

А). «Зоопарк».

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат,бобрят.

Дети «шагают» по столу средним и указательным пальчиком обеих рук.

Поочерёдно соединяем каждый палец с большим

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

Б. Ёжик (самомассаж)

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил,

Мы потрём ему бока,

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко,

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Её в лесочек убежал.

Нам «спасибо» пропищал.

2. Развитие общей моторики.

А).Звериная зарядка.
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (
кулачками потереть глаза).
Любят долго потянуться (
потянуться)
Обязательно зевнуть (
зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть (
прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (
легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (
ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (
переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (
раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - Начинает все сначала

Б). Зайка

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх,
Лапки вниз,
На носочки поднимись!
Лапки ставим на бочок, На носочках
Скок-скок-скок
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
А теперь вприсядку
Чтоб не мерзли лапки!
                 

3. Развитие артикуляционной моторики.

Сказка о «Весёлом язычке

Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок увидел, как завтракал голодный медведь. Язычок всё хорошо запомнил и теперь часто показывает друзьям эту сценку.

  1. Медведь проголодался и стучит зубками по язычку – высунем кончик язычка и слегка прикусим его зубками (6 раз.)
  2. Медведь грызёт корешки – кончик языка силой толкаем то левую, то правую щёку, по 5 раз.
  3. Медведь сосёт конфетку – совершаем сосательные движения и при этом громко чмокаем губами.
  4. Конфетка прилипла – широко открываем рот и язычок  «присасываем к нёбу», удерживая под счёт до 5.
  5. Медведь слизывает мёд: движения широкого языка вперёд  - вверх, назад – вниз.
  6. Медведь чистит зубки после еды – совершать «чистящие» движения широким языком по верхним и нижним зубам снаружи, затем изнутри.

Продолжение следует.

4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Су-су-су - было холодно в лесу.

Ти-цы-ти – зайцу от лисицы не уйти.

Ца-ца-ца – лиса догнала зайца!

Цу-цу-цу – сейчас зайца я спасу!

5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А). игра «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ...; у лося…, у  зайца — ...., у белки…

Б). «Скажи наоборот»: Закончи предложение.

Лось большой, а заяц …

У волка хвост длинный, а у медведя …

Белка слабая, а волк ….

В).Работа с предложениями:

 Игра «Закончи предложения».

- Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать?

Неуклюжий, как …

Быстроногий, как …

Хитрый, как …

Голодный, как …

Колючий, как …

Г.) Игра «Кто, где живёт?» (Вместо вопроса поставить слово).

(Кто?) юркнула в дупло.

(Кто?) залез в берлогу.

(Кто?) спряталась в нору.

(Кто?) шмыгнул в логово.

(Кто?) забрался под листья.

(Кто?) укрылся под кустом.

6.Формирование навыка чтения. (правильность, беглость, выразительность)

Профилактика дислексии.

А) . Собери слово.

А) «Собери слово»

ЛИ

КА

МЕД

БЕЛ

ВЕДЬ

КА

БАН

СА

Б).Прочитай: (развитие беглости чтения)

З

За

Зай

Зайк

Зайка

Заинька

Зайчонок

Зайчишка

«Логопедическая минутка № 5»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Дата: 24.10 – 28.10

1.Развитие мелкой моторики.

А). КОШКА

- Как у нашей кошки

- Беленькие ножки,

- Мяконькие лапки,

- Ноготки - царапки.

Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.

- Поцарапаем немножко (имитация «царапаем»)

- Не ребята мы, а кошки.

Б). КОЗОЧКА

- Шел старик дорогою

(идти пальчиками по стол)

- Нашел козу безрогую.

(показать пальчиками рога)

- Давай, коза, попрыгаем,

(постучать пальчиками по столу)

- Ножками подрыгаем.

- А коза бодается,

(снова показать рога)

- А старик ругается.

(погрозить пальчиком).

2.Развитие графомоторных навыков.

Упражнение «ГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ»

ИНСТРУКЦИЯ: Выполни задание под диктовку. Скажи, кто получился на картинке?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИКТАНТА: 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.                                   Картинка: СОБАЧКА.

3. Развитие общей моторики. А). Котята Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так! (выполняют соответствующие движения)

Б). ЛошадкиЭй, лошадки, все за мной!Поспешим на водопой.

(Руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот широкая река,

В ней холодная вода.

Пейте!

(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

Хороша водица!

Постучим копытцем!

(Поочередное притопывание то левой, то правой ногой.)

Эй, лошадки, все за мной.

Поскакали домой. Гоп - гоп - гоп! (прыжки на месте)

4. Развитие артикуляционной моторики.

Вышел язычок во двор и видит:Корова и теленок жуют травку. Имитировать жевание.Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью – подбородком рисовать букву “О”.Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.Собака рассердилась – у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами. Лошадь фыркает. Вибрация губ.Кошка лакает молоко. Высунуть “широкий” язык изо рта. Поднять кончик языка вверх “чашечкой” и спрятать язык в рот. Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

Стихотворение «Трезор Сергей Михалков»На дверях висел замок.

 Взаперти сидел щенок.

 Все ушли

 И одного

 В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

 Без присмотра, без надзора.

 И поэтому щенок

 Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота — кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол — с головой забрался в уголь, вылез чёрный — не узнать.

 Влез в кувшин — перевернулся,чуть совсем не захлебнулся

 И улёгся на кровать -  спать…

Мы щенка в воде и мыле

 Два часа мочалкой мыли.

 Ни за что теперь его

 Не оставим одного!

5. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

Ез-ез-ез – кот на крышу влез.

Из-из-из – и спустился вниз.

За-за-за-у Зины коза

За-за-за - бегает коза.

Зу-зу-зу – я козу пасу.

Зы-зы-зы – рога у козы.

Зу-зу-зу – не боимся мы козу!

Развитие дыхания, голоса. Отгадать загадку и вставить подходящие звукоподражания с подходящей интонацией:

1) Кто похлебку съел мою? – свинка хрюкает: (Хрю-хрю).

2) Дайте свежей травки мне! – блеет козочка: (Мээ-мээ).

3) Молочка налили мало! – кот мяукал: (Мяу-мяу).

4) Хватай вора за рукав! – пес залаял: (Гав-гав-гав).

5) Мой хозяин далеко! – ржет лошадка: (И-го-го).

6) Где теленок – не пойму? – замычит корова: (Му-у-у).

6. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А). Игра «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ?»

Уши кролика. - Кроличьи уши.

Хвост собаки. - Собачий хвост.

Голова коровы. - Коровья голова.

Копыто лошади. - Лошадиное копыто.

Лапы кошки – Кошачьи лапы.

Б). «Один - Много»

Ягненок. - Ягнята.

Поросенок. - Поросята.

Щенок. - Щенята.

Теленок. - Телята.

Крольчонок. – Крольчата

Котёнок – Котята.

В).Работа с предложениями:

 Игра «Закончи предложения».

Г.) Игра «Кто, где живёт?» (Вместо вопроса поставить слово).

(Кто?) юркнула в дупло.

(Кто?) залез в берлогу.

(Кто?) спряталась в нору.

(Кто?) шмыгнул в логово.

(Кто?) забрался под листья.

(Кто?) укрылся под кустом.

7.Формирование навыка чтения. (правильность, беглость, выразительность)

Профилактика дислексии.

А) . Вставь предлог в предложение и прочитай. (ЗА)

Собака сидит …будкой.

Коза спряталась….кустом.

…забором сидит кошка.

Б).Собери слово.

 «Собери слово». Назови кол-во слогов в слове.

КОШ

ЛО

КА

КРО

КО

РО

БА

ШАДЬ

СО

КА

ВА

ЛИК

В.).Прочитай: (развитие беглости чтения)

К-КО-КОЗА-КОЗЛИК-КОЗОЧКА-КОЗЛЯТА

Г). Исправь и прочитай предложение.

(1 класса – на слух )

Кошка мурлыкал на диване – Кошка мурлыкает на диване. Собака кудахчет на чужих. Корова даёт шерсть.

Кошка клюёт молоко.

Собака спит над будкой.

«Логопедическая минутка № 6»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «Дикие  ЖИВОТНЫЕ»

  1. Развитие мелкой моторики.

  Соединяем одинаковые пальчики рук.

Дружат добрые зверята

 (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

 

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

 

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

 

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

(руки опустить, потрясти кистями)

  1. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения.

а).за, за, за — вот идет коза

жа, жа, жа — мы видели ежа

зу, зу, зу — мы ведем козу

жу, жу, жу — на лужок хожу

зы, зы, зы — новые тазы

жи, жи, жи — у меня ножи

б). Инструкция: «Я назову один предмет, а ты множество таких предметов» АрбуЗ- арбуЗЫ, ПровоЗ- ПаровоЗЫ, гаЗ- гаЗЫ, мороЗ- мороЗЫ, расскаЗ- расскаЗы, груз - груЗЫ, таз -таЗЫ

  1. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

«Угадай, кто это?» 

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход. Учитель предлагает учащимся отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.} Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.}

«Лисьи прятки» 

Цель: упражнять в употреблении предлога за.

Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.

Ход: Учитель предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для   щек и губ.

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

  1. Зайчик.

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

  1. Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

  1. Сердитая рысь.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

  1. Ежик фыркает.

Вибрация губ.

5.Формирование навыка чтения

(правильность, беглость,выразительность)

А) Чтение цепочек слогов (в 1 классе можно использовать дорожку)

                       

З                                                                       А

ЗА    ЖА     ЗУ   ЖУ   ЗЫ     ЖИ    ЗО   ЖО….

ЗНА    ЖНА   ЗНУ   ЖНУ   ЗНЫ  ЖНЫ  ЗНО  …

Б). Чтение слов

 

НОЖИ – НИЗЫ                       Женя - Зина

 КОЖА – КОЗА        

В). Восстанови предложение

             По, заяц, болоту, скакал

«Логопедическая минутка № 7»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ПТИЦЫ»

Дата: 14.11 – 18.11

1.Развитие общей моторики.

А). «Птички и ветер».

 Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают)

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

     Там не тронет их никто

(машем руками, как крылышками)

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Б.  Аист

-Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

2. Развитие мелкой  моторики.

А). Утята

 Первый, второй — шли утята.

Третий, четвертый — за водой.

А за ними плелся пятый, позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.

А девятый всех догнал, а десятый испугался,

 Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

         

3. Развитие артикуляционной моторики.

Сказка о «Весёлом язычке

Однажды язычок отправился на птичий двор и увидел индюка.

«Индюк болбочет». Широким языком дети очень быстро бъют по верхней губе, издавая характерные  для индюка звуки «бл-бл».

Язычок «угощает» индюка зерном и показывает, как он его склеивает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, совершают много раз.

Продолжение следует.

СТИХОТВОРЕНИЕ

4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

Ист-ист-ист – аист

Ицы-ицы-ицы – синицы

Усь – усь-усь – гусь

Ца-ца-ца – курица

Цы-цы-цы – птенцы

Ацы-ацы-ацы – скворцы.

5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А). Чьи крылья?

У журавля – журавлиные; У гуся - …..; У утки - …..; У грача - ….;У воробья - …;

Б). «Скажи правильно

Чёрная стриж – чёрный стриж.

Белый лебеди- белые лебеди.

Серое журавль - …

Быстрый ласточка - …

У   гуся      два    гусёнок.

 У   утки      два   утёнок.

 У   индюка два    индюшонок.

У   курицы два    цыплёнок.

В). Сравни птиц с людьми и животными.

У человека дети, а у птиц – птенцы.

У человека – нос, а у птиц - ….

У животных шерсть, а у птиц - …

У кошки лапы, а у птиц - …

Г). Игра «Один- много»

 Кукушка – кукушки, журавль - журавли,

 скворец - скворцы, соловей - соловьи,

 жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

 грач - грачи, утка - утки,

 ласточка – ласточки, грачонок – грачата,

 аист – аисты гусенок – гусята.

 

6.Формирование навыка чтения. (правильность, беглость, выразительность)

Профилактика дислексии.

А) . Прочитай слово от большой буквы к меньшей.

Врйооеб     Уакт    сГуь

«Логопедическая минутка № 8»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ДОМ И ЕГО ЧАСТИ»

Дата: 28.11 – 02.12

1.Развитие общей моторики.

«Строим дом».

Стук-стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты пила, пила быстрей,

Домик строим для людей.

Дети сидят на корточках и стучат кулачком по полу.

Затем встают и изображают руками пилу.

2. Развитие мелкой  моторики.

На поляне дом стоит.  Соединить пальцы левой и правой руки.

Ну а путь к нему открыт. Сделать замочек, затем пальцы разомкнуть.

Мы ворота открываем – Пальцы левой руки сжать в кулачок, а затем поочерёдно, поднять каждый пальчик.

В этот домик приглашаем. Сжимаем, разжимаем пальчики.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Беленькая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забили гвоздик.

Загадка: В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

 Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

СТИХОТВОРЕНИЕ:

Строим дом многоэтажный,

 Ряд за рядом выше башня.

 Стала очень высока -

 Достает до потолка.

СКОРОГОВОРКИ

Дом у дуба,

Дуб у дома

4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения.

Са-са-за-за – сад – назад

Со-со-зо-зо – сон-зонт

Сы-сы-зы-зы-косы-козы

Су-су-зу-зу-суп-зуб

5. Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

А). Образование прилагательных

Дом из брёвен. Какой? (бревенчатый)

Дом из камня. Какой? …..

Дом из кирпича. Какой? ……

Крыша из железа. Какая?....

Окна из стекла? Какие?....

Фундамент из цемента. Какой?...

Пол из дерева. Какой?....

Труба из кирпича. Какая?....

Б). Игра «одни - много»

Окно -…                    

Труба…

Дверь - …

Балкон - …

6.Формирование навыка чтения. (правильность, беглость, выразительность)

Профилактика дислексии.

А) . Найди и прочитай слова

оооооДоооооОооооооМоооооооИоооооооК

Б). «Собери слово»

до

бал

ба

ша

кры

тру

крыль

кон

две

ма

ри

цо

Рассуждения ученика:

-первый слог «до» находится в 1 столбике, в первой строчке, второй слог «ма» находится во2 столбике, во второй строчке. Получилось слово ДОМА (мелом закрасить эти окошки)

(дома, крыша, двери, балкон, труба, крыльцо, )

В). Вставь предлоги и прочитай.

Машина …домом.

Стол ….доме.

Клумба…..дома.

Труба….доме.

Подвал ….домом.

«Логопедическая минутка № 9»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «МЕБЕЛЬ»

Дата: 05.12 – 09.12

  1. Развитие общей моторики.

 Давай присядем столько раз,

 Сколько в классе парт у нас.

 Сколько стульчиков у нас,

 Столько мы подпрыгнем раз.

Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера, Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

 Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

  1. Развитие мелкой моторики.

 «Много мебели в квартире».
Раз,два, три, четыре,
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
(Загибают пальчики на каждое название мебели).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
. (Хлопают в ладоши).
Много мебели в квартире!)

 3. Развитие артикуляционной моторики.Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

4.Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова. 

«Повтори слова»:
шкаф — шкафчик — шкафчики; стол — столик — столики; стул — стульчик — стульчики;

  1. Назовите мебель, в названии которых слышны звуки: "с", "ж", "ш",
  2. Загадки:

1.Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложка

2.Мы не кони, хоть на нас вы садитесь сотни раз.

3.Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты ……..

4.На нём сидят, когда он сложен.

 Когда разобран он – лежат.

 Когда же день рожденье,

 Он разместит гостей.

 О чём стихотворенье,

 Ответь ты поскорей. (Диван)

5. Михаил Потапыч спать

 Лёг в большущую… (Кровать)

6. В кухне нашей тесновато,

 Там для стульев места нет,

 Мы под стол обычно ставим

 Деревянный… (Табурет)

5.Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речиДидактическая игра «Подбери признак»: стул (какой?) — ... , кресло (какое?) — ... , кровать (какая?) — ....Игра «БЕЗ ЧЕГО?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных.

Например:

Если у стола нет ножки... - стол без ножки.

Если у кровати нет спинки... - кровать без спинки.

Если у стула нет сиденья... - стул без сиденья.

Если у шкафа нет дверцы... - шкаф без дверцы.

Если у буфета нет полки... - буфет без полки.

6.Формирование навыка чтения

(правильность, беглость, выразительность)

А) «Собери слово»

(Сделать вывод о том, что эти предметы называются – МЕБЕЛЬ

Б). Чтение слов с перепутанными буквами

ШАФК   УЛТС     СЛТО

ДИ

ВАН

КРО

ВАТЬ

КРЕС

ЛО

ПАР

ТА

«Логопедическая минутка № 10»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «Зима»

  1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь

  1. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.

ща ща ща — щавель

що-що-що — щетка

щу-щу-щу — щука

щи –щи-щи — щи

ащ-ащ-ащ — плащ

ощ ощ ощ — борщ

ещ ещ ещ — вещь, лещ

ащи-ащи — овощи

ещи-ещи — вещи, клещи

ящи-ящи - ящик, ящерица

ща-ща-ща — Коля ходит без плаща

щи-щи-щи - ищем щавель мы на щи; для ухи нужны лещи

щу-щу-щу — я грибы ищу

що-що-що — дайте супа мне еще

ащ-ащ-ащ — идет дождь, надень плащ

ощ-ощ-ощ сварила борщ

ещ-ещ-ещ — очень крупный лещ

3. Развитие артикуляционной моторики.

для щёк: 1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока лывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

4.Развитие лексико-грамматических категорий  и связной речи

  1. Дидактическая игра «Подбери признак»: шапка (какая?) — ... , шуба (какая?) — ... , кофта (какая?) — ....
  2. «Кто во что одет» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»;
  3. Перчатки из кожи, какие? Кожаные. Шуба из меха, какая? Меховая. Шапка из шерсти, какая? Шерстяная. Блузка из шелка, какая? Шелковая. Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная. Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

5.Формирование навыка чтения

(правильность, беглость,выразительность)

А) «Найди слова» Среди множества букв спрятались слова. Найди и прочитай их.

Оррракешапкаоорстапрыеершубаррввапрштанысссааварежкиооошарф

Как одним словом назвать все эти предметы? (Одежда )А в какое время года мы носим такую одежду? (Зимой). Это зимняя одежда.

Б). Прочитай слово.

 

        

«Логопедическая минутка № 11»

для учащихся 1 – 4 классов. 

Лексическая тема: «ОДЕЖДА. ОБУВЬ.ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Дата: 12.12 – 16.12

  1. Развитие общей моторики.

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь

 

 2.Развитие мелкой моторики.

 Как у нашей кошки        

На ногах сапожки. Загибаем большой пальчик.        

Как у нашей свинки        

На ногах ботинки. Загибаем указательный пальчик.

Как у пса на лапках

Голубые тапки. Загибаем средний пальчик.

А козленок маленький

Обувает валенки. Загибаем безымянный пальчик.

А сыночек Вовка  

Новые кроссовки. Загибаем мизинчик.

Вот так. Вот так. Сжимаем и разжимаем пальчики.        

Новые кроссовки.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Надуваем шарики:

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 се

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

4.Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова. 
1).Назовите одежду, в названии которой слышны звуки: "с", "ш",

2). Шу-шу-шу у Маши шуба

     Ша-ша-ша – с Саши шапка

     Ша-ша-ша – наша Маша хороша

     Ши-ши-ши – а у Саши есть штаны

     Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Сашка шапкой шишку сшиб.

Шишки на сосне, шашки на столе.

У Саши – шишки, у Сони – шашки.

Пушистая кошка сидит на окошке.

5.Развитие лексико-грамматических категорий  и связной

А)«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?»

  1. Свитер из шерсти - шерстяной свитер
  1. Брюки из вельвета - вельветовые брюки
  2. Юбка из шелка - шелковая юбка
  3. Блузка из льна - льняная блузка
  4. Жилет из меха - меховой жилет
  5. Пальто из кожи - кожаное пальто
  6. Кроссовки из кожи - кожаные кроссовки
  7. Тапки из вельвета - вельветовые тапки
  8. Ботинки из замши - замшевые ботинки

Б) Упражнение «Скажи наоборот»

- Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Чистая -…(грязная)        Мять -…(гладить)

Новый – …(старый)       Надевать -…(снимать)

     Белая -…(черная)

В). Упражнение «Посчитай»

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.

Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курок.

6.Формирование навыка чтения

(правильность, беглость, выразительность)

А) «Найди слова» Среди множества букв спрятались слова. Найди и прочитай их. Оррракешапкаоорстапрыеершубаррввапрштанысссааварежкиооошарф Как одним словом назвать все эти предметы? (Одежда )А в какое время года мы носим такую одежду? (Зимой). Это зимняя одежда.

Б). Игра «Путаница» - составь предложения из перепутанных слов. Кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый - Плюшевому мишке кошка шьет штанишки. 
Кошка, мышка, за, гнаться - ….
Кухня, мышка, пышка, в, есть - ….
Шептать, мышонок, мышь, ушко, на - ….Окошко, кошка, на сидеть - ….
Подушка, спать, дедушка, на - ….
Машина, Алеша, мишка, на, катать –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

 Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...

Минутки вхождения в день

Музыкальный и речевой материал для начала занятия....

Литературные минутки для детей 1-4 классов и их родителей

Этот материал можно использовать для сценария праздника "Мама, папа, и я - читающая семья....

Поэтические минутки на уроках математики

Поэтические минутки на уроках математики...

Методическое пособие для проведения занятия по БДД «МИНУТКА»

Методическое пособие для проведения занятия по БДД «МИНУТКА» (примерный перечень вопросов) «МИНУТКА» - это кратковременное занятие - напоминание по тематике безопасно...

Методическая разработка "Веселые минутки"

Методическая разработка "Веселые минутки"...