Методические разработки по теме "Многозначность слов"
методическая разработка по теме
Материал содержит конспект логопедического занятия для учащихся 3его класса с логопедическим диагнозом ОНР на тему "Многозначность слов", а также презентацию к занятию по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mnogoznachnost_.docx | 19.12 КБ |
mnogoznachnost.pptx | 916.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г.Москвы
Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждениег.Москвы
Центр образования №1080 «Экополис»
Конспект
занятия с учащимися 3его класса с ОНР
на тему:
« Многозначность слов».
Подготовила и провела учитель-логопед Коробова Д.А.
Директор центра образования________________/ЦымбалР.М./
Задачи:
- Уточнять и обогащать словарный запас,
- привлечь внимание детей к лексическому значению слов.
- познакомить с многозначными словами
- учить понимать их значение во фразах, в тексте.
- развивать внимание, мышление.
- Орг. момент
Логопед: - Садитесь. Запишите в тетради сегодняшнее число.
- Знакомство с темой занятия.
Логопед: - Послушайте стихотворение:
Вот шофер какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел.
-Скажите, какую баранку обычно крутит водитель автомобиля?
Дети: - Шофер крутит руль. (На экране появляется изображение руля).
Логопед: - Можно ли съесть такую баранку?
Дети: - Нет, такую есть нельзя.
Логопед: - А какую можно?
Дети: - Сделанную из теста.( На экране изображение хлебобулочного изделия)
Логопед: - Верно. Эти две баранки сделаны из разных материалов и служат для разных целей. А есть у них что-либо общее?
Дети: - Да, их круглая форма.
Логопед: - Как мы с вами видим, слово «баранка» может обозначать совершенно разные предметы, оно имеет несколько значений.
- Слова, которые имеют более одного лексического значения, называются многозначными. О многозначных словах мы будем говорить сегодня на нашем занятии.
- Упражнение «Подбери название к картинкам»
Логопед: - Посмотрите на экран, назовите изображенные картинки одним словом. Запишите слова в тетрадь.
Дети: - Шляпка, мышь, лук, петрушка.
Логопед: - Давайте придумаем словосочетания, используя изображения на экране.
- Игра «Многозначные слова» Матыкиной И.А.
Детям раздаются индивидуальные разрезанные карточки из игры.
Логопед: - Соберите пазлы, которые у вас на столе. Какое слово подходит для всех картинок. Давайте рассматрим картинки и уточним значение каждого слова.
- Исключение лишней картинки.
Логопед: - Посмотрите на экран, давайте назовем, кто и что может прыгать, а что из изображенного прыгать не может.
Дети: - Прыгать может мяч, белка, мальчик, температура. А ветер прыгать не может.
Логопед: - Верно. А что может ветер?
Дети: - Дуть, веять, валить с ног
.
- Работа с многозначным словами «Иголка», «Хвост», «Корень», «Линейка»
Логопед: - Отгадайте загадку.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, не ёлке,
А называются - …
Дети: - Иголки.
Логопед: - Правильно, вспомните, какие бывают иголки.
Дети: - 1. Инструмент для шитья.
2. Лист хвойного дерева.
3. Колючки на теле животных. (На экране появляется слайд с иголками).
Логопед: - Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолета -
Он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются!
Посмотрите, какие разные бывают хвосты.
Придумайте словосочетания со словом ХВОСТ так, чтобы они помогли понять разные лексические значения этого слова. Сколько словосочетаний можно придумать?
Дети: -Звездный хвост (хвост звезды), хвостики проросших семян, хвост животного, хвост самолета, хвост из длинных волос (прическа)).
Логопед: - Отгадайте загадку.
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
Дети: - Линейка.
Логопед: - Придумайте словосочетание со словом ЛИНЕЙКА так, чтобы они помогли понять разные лексические значения этого слова. Сколько словосочетаний можно придумать? Запишите словосочетания в тетрадь
Дети: - Косая линейка в тетради, линейка для черчения, праздничная линейка.
Логопед: - Посмотрите на экран. Слово «Корень» сколько значений имеет? Составьте словосочетания с этим словом.
- Физ. Минутка
Логопед: - Встаньте рядом с партами и повторяйте движения за мной.
Встав на цыпочки, лисица
За плетень во двор косится:
-Петушок, петушок,
Дай на время гребешок,
Причешу я только хвост!
А петух не так уж прост,
Знает: что возьмет лисица,
То назад не возвратится!
Логопед: - Какое ещё многозначное слово мы вспомнили сейчас благодаря стихотворению? Какой гребешок у петуха, а какой нужен лисице?
Дети: -У петуха вырост на голове, а лисе нужна была расческа.
- Дифференциация однозначных и многозначных слов.
Логопед: - Узнайте слова по их значению.
Явление природы, когда с неба льется вода.
Дети: - Дождь.
Логопед: - Первый день недели.
Дети: - Понедельник.
Логопед: - Злаковое растение, из которого делают хлеб.
Дети: - Пшеница.
Логопед: - Цветок с белыми лепестками и желтой серединкой.
Дети: - Ромашка.
Логопед: - Всё верно. Эти слова имеют одно или несколько значений?
Дети: - Только одно.
Логопед: - Да, эти слова однозначные. Давайте потренируемся различать однозначные и многозначные слова. Разделим слова в два столбика. В правый запишем те, которые имеют только одно лексическое значение, а в левый - несколько.
Логопед называет слова, дети записывают его в один из столбиков.
Слова: Хвост, звезда, хлеб, корень, театр, книга, стужа, собака, гребень, иголка, пила, топор, краска, ветер, стол, гроза, язык, шест, шляпка, лук.
- Итог занятия.
Логопед: - Будем ловить мяч и вспоминать многозначные слова. Кому мяч в руки попадает, тот нам новое слово называет!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БАРАНКА
сыпется проходит незаметно выкипает Быстро движется течёт бежит человек бежит река бежит время бежит молоко бежит зерно
ПРЫГАЕТ МЯЧ БЕЛКА ТЕМПЕРАТУРА МАЛЬЧИК ВЕТЕР
иголка
хвост
линейка
корень КОРЕНЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.
Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...
Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)
Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...
Методическая разработка сценария "Ответное слово. 9 класс. Последний звонок"
Внеклассная работа является одним их методов нравственного развития личности. Внеурочная деятельность даёт возможность глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие способности. С...
Методическая разработка: ИГРА "Собери слово"
Игра как метод широко используется при обучении, особенно в дополнительном образовании. Служит средством закрепления теоретических знаний, развивает интерес к дальнейшему изучению предмета, воспитывае...
Методическая разработка урока "Тайна слова"
Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку....
Методическая разработка урока "Тайна слова"
Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку....
Методическая разработка урока "Тайна слова"
Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку....