Методическая разработка урока "Тайна слова"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды метафорического переноса. Развернутая метафора
Как простые слова становятся царственными. Тайна слова.
Цели урока: актуализировать знания о видах метафорического переноса и расширить представление учащихся о метафоре как лексическом средстве художественной выразительности.
Образовательные:
- повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
- совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
- анализ лексических средств выразительности при работе с КИМами
- углубление знаний учащихся о лексических образных средствах;
- исследование роли тропов в текстах.
Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
- дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы развитие интереса к искусству слова, способствующему духовному росту учащихся.
Тип урока: обобщение, углубление, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Эпиграф урока:
1слайд. Слова особенно сильны, когда имеют два смысла, когда они живые глаза для тайн, и через слюду обыденного смысла просвечивает второй. (В.Хлебников)
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение! Здравствуйте, те, у кого в душе непогода! …, те, кто проводит время в одиночестве! ..., те, кто проводит время с друзьями!
Здравствуйте, те, кто любит открытия!
- Как бы вы сформулировали тему нашего урока, имеющего следующий эпиграф?
- Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы смотрите на этот рисунок?
(Лестница жизни, знаний, и тд.) Ассоциации позволяют диагностировать скрытые возможности, побуждения и поступки утверждают психологи.
Великий Леонардо да Винчи рассматривал пятна сырости на стенах домов. Одни были похожи на животных, другие – на людей, третьи – на разные предметы.
- Подумайте, какое средство выразительности помогало художнику рисовать в воображении образы? ( Сравнения, метафоры)
- А что мы называем метафорой? ( Это скрытое сравнение. Это слова и выражения в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения)
- Как вы думаете, а что еще можно узнать о метафоре? Что же еще скрывает этот троп? (Какие бывают метафоры, какими словами выражены, какова их роль в тексте и речи)
- Да сегодня мы поговорим о видах метафор, видах метафорического переноса, познакомимся с его ролью в речи. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях.
-Посмотрите на этот слайд, Анализ метафоры и ее роли в художественном тексте.
Демонстрация фото «Горит восток зарею новой…»
- На что похож восход? Какие ассоциации возникают в вашем воображении?
-Какую пушкинскую строку напоминает вам это фото?
- Назовите метафору ( горит восток зарею новой) - С чем ассоциируется слово горит, как вы понимаете эту метафору?
Слово горит выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве огненного цвета восхода с пламенем, и так родилась метафора.
-Необходимо различать сравнение и метафору. Метафора как бы «сливает» предметы в один образ; при сравнении мы видим сходство предметов, но не «сливаем» их в один образ, а сопоставляем. Как будет выглядеть сравнение : Восток краснеет, как пламя, или словно костер. Еще пример: при виде молодого месяца, можно сказать: Блестящий золотой серп засветился на небе, а можно – иначе: молодой месяц блестит, точно золотой серп. Где метафора?
- От одного и того же предмета могут быть образованы различные группы метафор, познакомимся с ними. (Слайд: Метафорический перенос: цвет, форма и т.д.)
- Как вы думаете, какими частями речи могут быть выражены метафоры?
(Слайды)
- именами существительными: «Закат в крови»
- именами прилагательными (метафорические эпитеты): Заплаканные окна.
- глаголами (глагольная метафора): «Дома ссутулились»
Потренируемся: - «Деревья в зимнем серебре» П. , Сладкий сон, « Темнеет,слава их знамен», железная воля, «Поднимается туча птиц». «Облака бросают жемчуг на листы» Л.
- Все эти метафоры простые, одиночные. Дополните текст метафорами (Слайд сравниваем с оригиналом)
- Какие ассоциации вызывает в вашем воображении одиночная метафора «телега жизни»?....
- О чем, на ваш взгляд, должна идти речь в стихотворении с таким названием?
- Давайте познакомиться со стихотворением А.Пушкина «Телега жизни» и решим следующие задачи:
К –- изобразите образы, которые возникают в вашем воображении при ролевом чтении, предайте смысл метафоры Пушкина.
А – расскажите, что вы слышите, когда читайте стихотворение.
В – нарисуйте картину словами, которую вы видите, читая произведение.
Ролевое чтение (от лица ребенка, взрослого человека и старика) стихотворения Пушкина “Телега жизни”.
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!...
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
- В тех случаях, когда метафорический образ охватывает несколько фраз или даже распространяется на всё произведение, метафора называется развернутой.
- Такой вид метафоры встречается не только в поэзии, но и в прозе. Слушаем отрывок из произведения В.П.Астафьева, который звучит на фоне музыки (Полонез Огинского)
- Анализ метафоры и ее роли в публицистическом тексте.
“Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью”.
- Найдите метафору в этом тексте?
Заканчивая разговор о метафоре и её разновидностях, хочу познакомить вас с понятием о реализованной метафоре: когда метафорическое выражение берется в прямом смысле и происходит его дальнейшее буквальное развертывание, возникает явление реализации метафоры – прием, нередко вызывающий комический эффект. (Маяковский «Вот так я сделался собакой».
- Проверим как вы усвоили материал: ( тестовые)
Самостоятельная работа: определите троп:
- Чаша жизни.
- Белое, как снег, бельё (И.Тургенев)
- Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.(В.Шукшин)
- Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять звенеть и дрожать другие. (И.Тургенев)
- Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли. (А.Фет) - В ушах оглохших пароходов
Горели серьги якорей...(В.В. Маяковский)
Ключ: 1 А– метафора, 2 В– сравнение; 3 А– метафора; 4 Г– развернутая метафора;
5А– метафора; 6Д метафорический эпитет.
А - метафора, В-сравнение, Г- развернутая метафора, Д- метафорический эпитет.
- Задания А-24 представляют рецензию, в которой необходимо указать различные средства художественной выразительности, поработаем с ним.
Итоги урока. Рефлексия:
- Как вы оцениваете нашу работу на уроке, вы узнали или открыли что-то новое?
Творческая работа.
В чем же тайны поэтического слова? Попробуйте составить синквейн, начав со слова «Метафоры»
Метафоры
Красочные, необычные, живые
Иллюстрируют, украшают, звучат
Богатство языка и богатство смысла
Живые глаза тайн
По словам ученого-филолога Льва Алексеевича Новикова, притягательная сила поэтического слова – в его образности.
Заключительное слово учителя о тайнах изящной словесности, повторное обращение к эпиграфу, чтение отрывка из письма Д.С. Лихачёва “Об искусстве слова и филологии”.
- Искусство слова — самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры...
- ...литература - это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой “легкости” от того, в какие сочетания входят слова. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, создают эмоциональность текста. Подобно тому, как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в языке преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, каких не найдёшь в самых лучших исторических словарях русского языка.
Домашнее задание. Напишите небольшое эссе “Что значит – быть душевно богатым»
Опишите дорогу в школу, используя метафоры и олицетворения, другие тропы.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Постановка целей.
- Введение в тему.
- Актуализация темы (зрительное восприятие языкового материала).
- Повторение теоретического материала.
- Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса.
- Исследовательская работа. Поиск решения.
- Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте с помощью представленных упражнений.
- Подведение итогов урока.
- Выполнение итогового теста.
- Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Употребление слов - паронимов. Тест для подготовки к ЕГЭ"
Пояснения Примеры предложений, специально подобранные к этому тесту, учат различать слова-паронимы. При выполнении заданий отрабатываются умения оценивать речь с точки зрения со...
Методическая разработка занятия "Слова и числа"
Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Методическая разработка "Чтение слов с буквой Рр".
Чтение.1. Видеоурок ИСПАНСКИЙ АЛФАВИТ https://www.youtube.com/watch?v=hJpLbVJqYckЧтение слогов с буквой Рр https://www.youtube.com/watch?v=3lphIh1SyeQ&index=9&list=PLPIt3W...
Методическая разработка "Чтение слов с буквой Tt" с раздаточным дидактическим материалом.
Чтение слов с буквой Tt....
Методическая разработка ИСКУССТВО СЛОВ ПОПАДАТЬ В СЕРДЦЕ
Методическая разработка описывает прием прогнозирования притчи, содержит теоретический и практические материал....
Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"
В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...