Методическая разработка урока "Тайна слова"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Ирина Александровна Забелина

Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metafora2.ppt198.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова – живые глаза тайн… Урок по элективному предмету «Культура речи» 10 класс МОУ Нагорьевская СОШ Забелина Ирина Александровна 2011год

Слайд 2

Слова особенно сильны, когда имеют два смысла, когда они живые глаза для тайн, и через слюду обыденного смысла просвечивает второй. В.Хлебников

Слайд 4

МЕТАФОРА – скрытое сравнение , в основе которого лежит переносное значение слова, основанное на сходстве, сравнении, аналогии

Слайд 6

Метафорический перенос по форме: лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева; игла (иголка) - 1) заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нитки, используемый для шитья; 3) твердые, колючие образования на теле некоторых животных (у ежей, у ершей); по признаку цвета и драгоценности: з олото, золотой – 1) листва; 2) голос; по сходству функций предметов: полотёр - 1) человек, натирающий полы; 2) приспособление для натирания полов; по сходству с природными явлениями : гроза - 1)атмосферное явление; 2) беда, опасность; 3) что-либо, внушающее страх, наводящее ужас.

Слайд 7

Виды метафор Метафора «Закат в крови», «песни ветровые». «Веселые поляны», «заплаканные окна». « Жизнь угасла», «низкий дом ссутулился».

Слайд 8

Виды метафор Метафора существительное «закат в крови», «песни ветровые» «веселые поляны», «заплаканные окна» « Жизнь угасла», «низкий дом ссутулился»

Слайд 9

Виды метафор Метафора существительное «закат в крови», «песни ветровые» прилагательное «веселые поляны», «заплаканные окна» « Жизнь угасла», «низкий дом ссутулился»

Слайд 10

Виды метафор Метафора существительное «закат в крови», «песни ветровые» прилагательное «веселые поляны», «заплаканные окна» глагол « Жизнь угасла», «низкий дом ссутулился»

Слайд 11

ВИДЫ МЕТАФОР Простая, Одиночная. « сонное озеро» Развернутая – цепь, система метафор, связанных между собой по смыслу. «Ветер разлетелся , липа вздохнула и выдохнула из себя миллион зеленых монет ».

Слайд 12

Метафора в тексте «Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью» В.П. Астафьев.

Слайд 13

ВИДЫ МЕТАФОР стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Пример: ножка стула. развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Пример: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав. реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Пример: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Слайд 14

В-8. «Описание очереди к врачу в районной больнице является центральным в рассказе К.Акулина. Для создания образа он использует следующие средства выразительности.____________(«лампочка…разбрызгивала пучки желтоватого света»). ____________( «старик, как побитая собака, жался ближе к двери»), __________(«девчушка, наклонив пушистую головку, доверчивыми глазами»), смотрела на _________(«гудящую, шумящую, орущую толпу людей»). __________(«Очередь, будто дышащий вулкан,»)в любой момент могла вылить _________(«потоки недовольства») на всех». Список терминов: 1) градация 2) эпитеты 3) метафоры 4) антитеза 5) фразеологизмы 6) сравнение

Слайд 15

Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать метафоры – значит подмечать сходство . Аристотель «Поэтика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление слов - паронимов. Тест для подготовки к ЕГЭ"

Пояснения Примеры  предложений, специально подобранные к этому тесту, учат различать слова-паронимы. При выполнении заданий отрабатываются  умения оценивать речь с точки зрения со...

Методическая разработка занятия "Слова и числа"

Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Методическая разработка "Чтение слов с буквой Рр".

Чтение.1. Видеоурок ИСПАНСКИЙ АЛФАВИТ https://www.youtube.com/watch?v=hJpLbVJqYckЧтение слогов с буквой Рр  https://www.youtube.com/watch?v=3lphIh1SyeQ&index=9&list=PLPIt3W...

Методическая разработка ИСКУССТВО СЛОВ ПОПАДАТЬ В СЕРДЦЕ

Методическая разработка описывает прием прогнозирования притчи, содержит теоретический и практические материал....

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...