Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха
статья по теме
«Дыхательные упражнения для
развития вокальных навыков у детей
с нарушением слуха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dykh._upr.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дыхательные упражнения для
развития вокальных навыков у детей
с нарушением слуха».
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – формирования правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности, что необходимо как для детей, страдающих нарушения темпа речи, так и для детей, имеющих дефекты звукопроизношения.
У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и, как следствие, речь приглушенная: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того, таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, что часто приводит к нарушению плавности речи ( ребёнок вынужден «добирать» воздух посередине фразы).
Развитие дыхания включает работу над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, что осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений – сначала без речи ( формируется физиологическое дыхание), а затем с речью ( воспитывается речевое дыхание).
Работа над дыханием может предварять пение песен, но может быть самостоятельным видом работы на занятиях. Мы предлагаем упражнение на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработку продолжительного речевого выдоха, тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Некоторые из указанных ниже упражнений взяты из общественных сборников.
Сначала дыхательные упражнения выполняются лёжа ( в этом положении легче правильно дышать, держать паузу), а затем в положении сидя и стоя, Во время вдоха, если ребёнок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх: если сидит то вниз.
«Бегущие утята»
Сначала педагог показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щёк, так чтобы игрушка ( плоскостной утёнок, выполненный по принципу палатки) заскользила ( побежала) по поверхности стула или стола, но не упала. Потом каждый ребёнок делает тоже самостоятельно.
«Дуем, дуем, задуваем!»
Вариант 1. Дети берут в правую ( левую) руку пособие ( искусственные цветы или листья, вертушки, султанчики, плоскостные игрушки, которые имеют детали из папирусной бумаги и потому шуршат, перемещаясь от дуновения) и на сильную долю в музыке ( вальс на 3/8) делают вдох, на слабую – выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.
Вариант 2. Дети встают в круг, держа в руке пособие, руки опущены. На вступление поднимают руки и плавно покачивают ими над головой в такт музыке.
На сильную долю каждого такта 1части дети дуют на пособие.
На такты 2 части бегут по кругу на носочках, держа пособие перед собой («летят» за ним).
«Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем1»
С помощью считалки выбирается водящий – он выходит из зала; оставшимся детям предлагают изобразить, как они будут надувать шары и выпускать их в полёт, разжигать, а затем раздувать костёр, играть на дудочках, собирать на лугу одуванчики, а затем дуть на них, пилить дрова ( дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох), рубить дрова (дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются в перёд – выдох), косить траву ( сопровождаются соответствующими движениями с произнесением на выходе междометий ух, ах, эх ), накачивать насосом колёса ( сопровождается звуком с ), ехать в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей.
Когда движения и текст освоены, переходим к работе над фонационным дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребёнка должна находиться на диафрагме, правая выполнять плавное простое движение в воздухе. Затем движения сопровождаются более сложными двигательными сериями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха.
из опыта работы...
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья из опыта работы...
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
презентация к выступлению...
Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...
Развитие творческой активности у детей с нарушением слуха и интеллекта на занятиях кружка "Солёное тесто"
В презентации представленны цели и задачи кружка "Солёное тесто"...
Индивидуальное занятие по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха "Беседа о семье"
Цель: Развивать коммуникативную функцию речи.Задачи:1) совершенствовать навыки самосто...
Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.
В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...