Доклад "Сохранение и укрепление здоровья на уроках труда и социально - бытовой ориентировке"
статья на тему
Доклад для выступления на методическом объединении на тему "Формирование здорового образа жизни у учащихся с ОВЗ". в этом докладе раскрыты основные трудности и причины их возникновения при формировании здорового образа жизни у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_na_urokah.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТРУДА И СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ»
(формирование здорового образа жизни у учащихся)
Составила учитель СБО
школы – интерната №3
г.о. Тольятти
Н.В.Ивановская
Известно, что осанка – это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, индивидуального внутреннего мира, душевного состояния, проявления настроения, сформированных черт личности и комфортности положения человека в обществе и окружающем мире.
Позвоночник – это стержень человека. Осанка - фундамент его здоровья.
Правильная осанка делает человека красивым. Но правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. Она способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка - залог хорошего физического развития, дает возможность для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно – сосудистая и т.д. осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение – ведь максимальную работоспособность, как в труде. Так и в учебной деятельности можно достичь лишь, имея правильную осанку
Проблема формирования осанки сопряжена с решением ряда практических вопросов: укрепления, профилактики и коррекции состояния здоровья, гармоничного и пропорционального развития мышечной системы и физических качеств, формирование эстетического вида и ценных черт личности, создание душевного покоя у ребёнка.
Проблема профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата весьма актуальна как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Среди детей с неправильной осанкой около 70% составляют уже воспитанники детского сада. Обучение в школе требует от ребёнка продолжительного, неподвижного сидения на рабочем месте (на русском языке, математике, трудом обучении…). Медики, проводившие исследования по изменению позы детей на уроках, отмечают, что у многих детей, частности 45% течении урока наблюдается двигательное беспокойство: часто меняли положение ног, туловища, некоторые дети совсем низко наклонялись над партой при письме, чтении, другие не опираются об стол. Существует проблема и с определением правильной осанки. Многие учащиеся, до 30%, вообще не имеют представления об осанке, а некоторые , 15% не могут объяснить положение спины, а объясняют лишь частично: голова, руки.
С переходом учащихся в среднее звено двигательный режим значительно меняется, возрастает объём статической нагрузки, у учащихся вхождение в трудовую деятельность протекает особенно долго и напряжённо. Ко всему прочему утомление, вызванное длительным сохранением однообразного положения тела на уроке труда, приводит к нарушению правильной осанки. Исследованиями установлено, что ещё на начальном этапе школьного обучения возникает синдром « низко склонённой головы»
За последние 30 лет численность практически здоровых школьников снизилась с 61 до 40 % в 1 классах, к 3-5 классу возрастает частота нарушений осанки в 2-3 раза и у 48% восьмиклассников отмечаются стойкие отклонения в осанке.
Причин неправильной осанки и её дефектов много:
- ГИПОДИНАМИЯ и как, следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бёдер, шеи, груди удерживающих позвоночник нужном положении. В свою очередь гиподинамия возникает в положении недостаточной двигательной активности, которая свойственна нашим детям. Человек рождается с потребностью двигаться. Движение – естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движения так же оказывают существенное влияние на развитие интеллекта
- НЕУДОБНАЯ ОДЕЖДА. В процессе беседы с родителями выясняется, что они не замечают изменений в осанке своих детей и не осознают значение одежды, организации активного отдыха на функциональное состояние организма ребенка.
- НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОЗЫ И ПРИВЫЧКИ УЧАЩИХСЯ. Учителя отмечают, что дети сознательно контролируют правильную позу после напоминания и то несколько минут. В повседневной деятельности учащиеся не могут удерживать правильную позу и контролировать её.
- ОДНООБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. Наблюдения показывают, чем шире объём движений и их разнообразие, которыми владеют дети, тем легче им проявлять свои двигательные способности, тем активнее их двигательный режим.
- СЛАБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
- НЕПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА или замена его пассивным.
И причин возникновения неправильной осанки масса.
Двигательный объём должен быть не меньше 8 часов в день. Но, к сожалению, ситуация на многих уроках удручающая и двигательный объём снижен до минимума.
Существует целый ряд мероприятий, которые необходимо проводить не только на уроке физкультуры, но и на всех других уроках и во внеурочной деятельности:
1. Гимнастика, с целью профилактики нарушений осанки
2. Физкультурные минутки (1-2 раза за урок)
3.Физкультурные (динамические) паузы
4. Утренняя гимнастика
5. Самомассаж и точечный массаж
6. Закаливающие процедуры и т.д.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
- Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
- Здоровье учащегося зависит от правильной организации учебной деятельности:
а) строгая дозировка учебной нагрузки;
б) построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
в) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
г) благоприятный эмоциональный настрой.
- Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Следует помнить, что у ребят преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести согласие притязание ученика и его возможности.
У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Нужно помнить о том, что отдых – смена видов деятельности, поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене видов деятельности. Нормой считается 4-5 видов деятельности.
Необходимо сделать вывод из всего выше сказанного: учитель, как и врач, должен придерживаться принципа «Не навреди!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ СБО»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида...
Конспект урока по предмету Социально-бытовая ориентировка в 9 классе "Первичная обработка овощей"
"Первичная обработка овощей"...
Конспект урока по предмету Социально-бытовая ориентировка в 9 классе "Приготовление праздничного торта"
конспект урока...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"
Для учителей и дефектологов....
Конспект урока по предмету: "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Посуда".
Конспект урока по предмету: "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Посуда"....
Методическая разработка урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка" по теме «Уборка класса», 6 класс "Особый ребенок"
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушен...