ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ СБО»
статья по теме

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках СБО в коррекционной школе VIII  вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ СБО».

  Здоровье  детей всё больше волнует нас, учителей. Весь педагогический коллектив заинтересован в том, чтобы воспитанники были здоровыми и счастливыми. Как же сделать так, чтобы дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми? А между тем секрет в этой гармонии прост – здоровый образ жизни (ЗОЖ). Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное отношение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

  Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

  Изучение состояния здоровья детей и разработка в учебно-воспитательном процессе школы мер, направленных на его укрепление, в настоящее время являются наиболее актуальными медико-социальными проблемами. По мнению ведущих учёных, здоровье взрослого населения на 75% определяется условиями его формирования в детском подростковом возрасте до 15 лет.

  За последние годы при анализе состояния здоровья школьников наблюдается увеличение доли больных детей. Исследования НИИ гигиены и профилактики детей и подростков показали, что уже половина детей, поступающих в 1-ый класс, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а за время обучения в школе количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз. По данным исследователей, лишь 10% школьников могут считаться здоровыми, у 40 – 45% имеются хронические патологии.

  В определённой мере отмеченные изменения можно расценивать как результат ухудшающегося социального и экономического положения в целом страны и семьи в частности. В системе образования давно следует пересмотреть и выработать новые подходы к проблеме профилактического воспитания в аспекте оздоровления детского населения.

  Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима, так как обучающийся здесь контингент – дети с органическим поражением центральной нервной системы. Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушения равновесия и координации движений, мышечного тонуса, осанки. У детей нарушена нейродинамика и затруднено формирование межанализаторных связей: зрительно-двигательных и др. Всё больше становится число учащихся, имеющих сложные дефекты развития (например, органическое повреждение нервной системы и нарушение зрения).

  Всё это заставляет не только задуматься над данным вопросом, но и бить тревогу. В школьном возрасте формируются индивидуальное здоровье детей и здоровье всего общества.  Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. Поэтому очень важно на уроках и во внеурочное время уделять внимание улучшению здоровья учащихся и профилактике заболеваний.

  Необходимо усилить гигиеническое и физическое воспитание школьников, направленное на утверждение привычек здорового образа жизни. Педагоги и врачи пришли к единому мнению, что здоровью надо учить, с детских лет надо воспитывать привычку к здоровому образу жизни, когда он становится не только потребностью, но и показателем культуры и образованности человека, его умения эстетически красиво и безопасно жить и оздоровлять окружающую среду. Содержание уроков должно позволить показать ребёнку, что его жизнь, здоровье, предупреждение болезней – дело не столько врачей, сколько, в первую очередь, его самого. Если ребёнок заботится о своём здоровье, если он крепок, закалён, то его организм может активно сопротивляться болезням и различным опасностям.

  Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

  1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
  2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
  3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также улучшение (на сколько это возможно) через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, мыслительные способности.

  Конечно, приведённое деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счёте, здоровье и информированность. Тем не менее, для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект согласно приведённой классификации.

  На уроках социально-бытовой ориентировки я веду пропаганду здорового образа жизни. При изучении раздела «Личная гигиена» учащиеся получают знания о правилах бережного отношения к зрению, правилах и приёмах сохранения чистоты тела, об особенностях личной гигиены в жизни подростков. Дети знакомятся со способами закаливания, правилами выполнения воздушных и водных процедур, получают знания о вреде курения, алкоголя и наркотиков на организм человека. При изучении данного раздела провожу  практические работы, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это делаю с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе полученных знаний.

  При изучении раздела «Медицинская помощь»  знакомлю детей с мерами по предупреждению инфекционных заболеваний, мерами по предупреждению несчастных случаев в быту. В процессе сюжетно-ролевых игр дети на практике учатся оказывать первую помощь при несчастных случаях, ухаживать за больным человеком.

  При изучении раздела «Питание»  веду работу по расширению кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека.  Работаю над формированием знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания, формирую умение определять простейшими приёмами экологически чистые продукты.

  При изучении раздела «Жилище»  учу детей соблюдать порядок в доме, знакомлю с гигиеническими требованиями к жилому помещению. Ведь здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребёнок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, - к сожалению, это достаточно широко распространённые явления во многих семьях. Между тем ребёнок должен научиться создавать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологии и эстетики. На уроках СБО  отвожу время для изучения правил техники безопасности, формирую умения пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также формирую навыки обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил ТБ не оставляю без внимания.  Постоянно приучаю детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

  На каждом уроке СБО  использую такую форму двигательного режима, как физкультминутки. Как известно, они способствуют снижению утомляемости, повышению работоспособности детей. Эффективность их выполнения зависит от нагрузок, соответствия содержания комплексов физкультминуток характеру и содержанию конкретной деятельности. В комплексы включаю упражнения на дыхание, формирование правильной осанки, расслабление и растягивание мышц, находившихся в статическом положении, упражнения, направленные на ликвидацию застойных явлений в организме. При проведении физкультминуток в классе создаю соответствующие гигиенические условия. Учеников размещаю так, чтобы они не мешали друг другу, а я могла видеть всех, контролировать и помогать. Через одну-две недели комплексы физкультминуток изменяю, затем использую снова.

  Слежу за соблюдением режимных моментов. Делаю это потому, что правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени, создаёт ровное, бодрое настроение, интерес к учебной деятельности и способствует физическому развитию, укреплению здоровья детей со сниженным интеллектом.

  Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитой, раздражённой, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самой употреблять их в пищу и т.д.

  Значительную часть времени ребёнок с ОВЗ проводит в школе. Поэтому педагоги должны сделать всё возможное, чтобы заложить основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребёнку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. В каждом классе должен быть создан благоприятный моральный климат, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов группы. Никому не нужно забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка, и прогулки, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены. Здоровый образ жизни ребёнка в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром в будущем.

Литература.

  1. «Начальная школа» №6 – 98г. Л. Д. Бобылёва «Здоровый образ жизни формируется в семье».
  2. «Дефектология» №3 – 95г. Л. П. Уфимцева «Принципы и методы здоровьеразвивающего обучения учащихся вспомогательной школы».

Приложения.

6 класс.

Тема: Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.

Цели: повторить правила личной гигиены человека; дать представление о значении закаливания организма для общего состояния здоровья человека; развивать речь, мышление; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: папка «СБО. 6 класс», сюжетные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Рапорт дежурного.
  2. Повторение.

- Ребята, изучение предмета СБО в прошлом учебном году мы начали со знакомства с наукой о здоровье человека, которая называется «гигиена». Давайте вспомним, о чём мы тогда говорили?

Итак, для того чтобы человек был здоров, он постоянно должен заботиться о чистоте своих рук, своего тела. Почему?

- Какие правила личной гигиены должен соблюдать человек ежедневно?

                                                                                    Итог.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, как вы думаете, каждый ли человек хочет быть здоровым?

Но одно дело – хотеть, а другое – этого добиться. Здоровым, крепким, сильным, ловким может стать каждый человек, если у него нет каких-либо тяжёлых недугов. О том, как этого добиться, мы будем говорить сегодня на уроке.

Запишите тему урока: Закаливание организма.

  1. Изучение материала.

Рассказ учителя.

- Ребята, сегодня модно быть здоровым. Почему модно? Да потому что это красиво! У здоровой девочки или мальчика прекрасные волосы, хороший цвет лица, замечательная фигура. Кроме того, они весёлые, жизнерадостные и всё успевают сделать. Поэтому внимательно относитесь к своему здоровью, закаляйтесь, занимайтесь спортом, и вам всегда будет сопутствовать успех.

  Согласитесь, что болеть очень грустно, особенно тогда, когда ваши друзья заняты интересным делом. Мало того, что мучает высокая температура, кашель, насморк, так ещё и сидишь без дела: сил нет. Если же это случается часто, то тогда вас начинает одолевать одиночество. Всё кажется надоевшим и безрадостным.

  Что же делать? Давно известно, что лучше не болеть. Как этого добиться? Сразу, конечно же, ничего не получится. Но если приложить старание, то своё здоровье можно укрепить.

Итак, укрепить здоровье помогает  закаливание. Что же такое – закаливание? Если говорить простым языком, то это приучение организма к холоду и жаре, сырости и сквознякам, солнцу и воде.

Плохо быть незакалённым. Постоял на ветру – и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду – и опять слёг в постель. Чтобы этого не случилось, нужно заниматься закаливанием . Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.

Работа в тетрадях.

Закаливание – приучение организма к холоду и жаре, сырости и сквознякам, солнцу и воде.

Главное предназначение закаливания организма – укрепление здоровья.

Рассказ учителя.

  Существует целая система закаливания организма.

 Сюда входят: соблюдение режима дня, занятия физической культурой, водные процедуры, загар, воздушные ванны, подвижные игры, бег, ходьба, правильный выбор сезонной одежды.

                                                                      Физминутка.

  1. Закрепление материала.

Беседа:

- Что такое закаливание?

- Для чего нужно заниматься закаливанием?

- Можете ли вы себя назвать закалёнными?

         - Почему соблюдение режима дня помогает укрепить здоровье?

- Что ещё, кроме режима дня, помогает укрепить здоровье?

Работа с памяткой «Шесть признаков здорового и закалённого человека».

  1. Очень редко болеет.
  2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
  3. Имеет хороший сон.
  4. Живёт не менее 80 лет.
  5. Может без одышки пробежать 5км.
  6. Если заболел, то быстро поправляется.

           - Какие признаки выбираются главными и почему?

           - Какими способами можно достигнуть этих качеств?

          Это интересно!

          - Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное звание долгожитель?

  В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.

  1. Первый секрет – закалённое тело.
  2. Второй секрет – хороший характер.
  3. Третий секрет – правильное питание и режим дня.
  4. Четвёртый секрет – ежедневный физический труд.

          - Как вы думаете, трудно ли выполнять всё это и стать долгожителем?

         

         Коррекционная работа.

         - Выберите слова для характеристики здорового человека:

        красивый         ловкий          статный         крепкий

        сутулый          бледный       стройный        неуклюжий

        сильный          румяный       слабый             подтянутый

        Вывод.

        Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

  1. Итог урока.

6 класс.

Тема: Способы закаливания.

Цели: расширять и углублять знания учащихся о закаливании, личной гигиене; познакомить учащихся со способами закаливания организма человека; развивать речь; воспитывать интерес к занятиям физической культурой; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: полотенца, таз, рукавичка, картинки с изображением одежды для разных времён года, памятки; папка «СБО. 6 класс».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Рапорт дежурного.
  2. Повторение.

Беседа:

- Что такое гигиена?

- Почему надо соблюдать правила личной гигиены?

- Что такое закаливание?

- Для чего нужно заниматься закаливанием?

- Почему соблюдение режима дня помогает укрепить здоровье?

- Что ещё, кроме режима дня, помогает укрепить здоровье?

                                                                                 Итог.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о системе закаливания организма человека и более подробно поговорим о способах закаливания.

Запишите тему урока: Способы закаливания.

  1. Изучение материала.

- Сегодня на уроке мы с вами уже повторили, что в систему закаливания организма входят соблюдение режима дня, занятия физической культурой, водные процедуры, загар, воздушные ванны, подвижные игры, бег, ходьба, правильный выбор сезонной одежды.

Рассказ учителя.

  Закаливающие процедуры нужно начинать весной, для того чтобы ещё до осени организм успел привыкнуть к смене температуры окружающей среды, т.е. к наступлению холодов.

Закаливание, в основном, проводится с помощью воздуха, воды, солнца.

  Воздух закалит ваш организм, если вы будете делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, если будете чаще играть на свежем воздухе, зимой кататься на санках и коньках.

  Вода замечательно закаляет. Начинать закаливание водой лучше всего с прохладного душа. Температуру воды следует снижать постепенно. Перед сном очень полезно обмывать ноги прохладной водой. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистой реке, озере, пруду, море. Температура воды должна быть не ниже +20  С. Не забывайте, что в воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых или более старших, чем вы, ребят.

  Солнце  поможет вам загореть и окрепнуть. Выходя на солнце, надевайте головной убор (кепку, косынку). Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся на солнце. Это опасно для здоровья. В первый раз загорайте не больше 4 минут. Постепенно увеличивайте время до 30 – 40 минут. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Не забывайте пользоваться защитным кремом, который предохраняет кожу от солнечных ожогов.

 

- Как вы думаете, почему говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?

Кроме водных процедур, загара, воздушных ванн, для укрепления здоровья можно использовать специальные закаливающие процедуры.

Есть хорошее средство – хождение босиком. Просто и легко выполнимо. А эффект потрясающий! Дело в том, что на ступнях ног расположено множество биологически активных точек. Хождение босиком, как точечный массаж, оказывает положительное воздействие на работу внутренних органов.

            Если здоровье у вас не очень крепкое, то начинать закаливаться можно и с обтирания.

  Практический показ.

  Налить в таз воду ( 30-32 градуса), обмакнуть в воду махровое полотенце (рукавичку), отжать, быстро обтереть лицо, шею, руки, грудную клетку – всё тело. Затем растереться сухим полотенцем. Каждые три дня температуру воды снижать на один градус и довести до  температуры холодной воды в кране. Продолжать обтираться каждый день.

                                                                         Физминутка.

 Рассказ учителя.

 Практически здоровым людям можно начинать закаливание с контрастного душа. Немецкий гигиенист Эрих Дойзер рекомендует такую методику: 2 минуты – горячая вода, 5-10 секунд – холодная (горячий кран закрывается полностью), и так 6 – 10 раз. Заканчивать процедуру обязательно холодной водой.

Есть ещё один эффективный способ «пробуждения» организма к здоровью – быстрые обливания холодной водой из ведра (лучше всего с головой). Такой быстрый контакт с холодной водой (изначально можно лишь с прохладной) даёт мощный всплеск внутренней энергии, что способствует  исцелению от многих недугов.

Закаливающие водные процедуры проводить  не стоит

 - если вы чувствуете лёгкое недомогание, жжение в горле, насморк. Значит, вы где-то простудились, и до полного выздоровления такие процедуры возобновлять не рекомендуется;

- если к этому не лежит душа. Обливания принесут пользу, только если они доставляют удовольствие.

Если вы хотите укрепить свой организм, стать более здоровыми, то помните: главное – не переборщить. Конечно, не стоит сразу выходить с ведром воды на мороз. Начиная закаливаться, необходимо соблюдать принцип «трёх П» - постепенность, посильность, последовательность.(Учитель расшифровывает значение каждого термина).

  Помните, настоящая закалка вырабатывается годами. Через несколько лет, постепенно испробовав на себе более сложные способы закалки, вы, может быть, сможете достигнуть уровня «моржей» (словарная работа).

Закалять свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

     

        Беседа:

- Вспомните, что ещё кроме солнца, воздуха, воды и режима дня помогает закалить организм? (Подвижные игры, бег, ходьба, занятия физической культурой).

- Где проводятся физкультурные занятия?

- В какой одежде приходят на эти занятия ученики?

- С каких упражнений начинается урок?

- Почему после каждого урока физкультуры нужно стирать спортивную форму? Почему нельзя пользоваться чужой спортивной одеждой и обувью?

- Нужно ли, отправляясь играть в холодное время года на улицу, одеваться слишком тепло? Почему?

- Почему, одеваясь на прогулку, надо учитывать время года?

(Обратить внимание на сезонную одежду, обувь, головные уборы).

- Итак, как вы, находясь в школе или дома, можете закалить свой организм? Давайте запишем.

Работа в тетрадях.

  Утром после умывания тёплой водой ополосни руки, лицо, шею водой комнатной температуры.

  Утром обтирай тело влажным полотенцем.

  Мой ноги каждый день прохладной водой, постепенно  делая её холоднее.

  Занимайся спортом.

  1. Закрепление.

Загадка:

Врач тем редко нужен, кто со мною дружен.

Кожа потемнеет – сам поздоровеет.  (Солнце).

Беседа.

- Что является лучшим другом того, кто решил закаливать себя?

- Для чего нужно заниматься закаливанием?

- Как правильно закалять свой организм воздухом, водой, солнцем?

- О чём нужно ещё помнить, когда занимаешься закаливанием организма? (Три П).

  1. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...