Серия уроков по произношению.
план-конспект урока по теме

Рыбакова Любовь Викторовна

Серия уроков по формированию произношения с методическими комментариями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_urokov_po_formirovaniyu_proiznosheniy.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШИ 1 вида № 65 ЮВАО г. Москвы

 Конспект разработки серии  индивидуально- коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения по теме

« Столовая»

( с методическим комментарием)

  Рыбакова Л.В.- учитель- дефектолог

2012 г.

Серия индивидуальных занятий по формированию устной речи глухих школьников (на звуки 2-го блока)

Занятие № 1

Учитель Рыбакова Л.В.

Основное содержание занятия

Образовательная цель:

      Подготовка к восприятию диалога.

а)  Отработка слогов, словосочетаний, фраз, включающих звуки 2-го блока.

б)  Работа над правильным воспроизведением интонации во фразах диалога.

в)    Работа с диалогом.

Воспитательная цель: Воспитывать желание общаться устной речью.

:

Коррекционно- развивающая: Развивать слуховую память учащихся и пополнять словарный запас.

Используемые технологии:

 1 Педагогические технологии развития у глухих школьников слухового и слухозрительного восприятия устной речи ,ее произносительной стороны( авторв Яхнина Е.З., Кузьмичева Е.П)

2.Технология  дифференцированного  обучения .на основе разноуровневых программ

3. Технология обучения к восприятию диалога

Оборудование.

- Таблички со слогами, словами, фразами.

- Текст диалога.

- Игрушки: посуда, мебель, овощи, фигурки детей.

Словарь: Капуста , интересно мясо,суп

Ход занятия.

Орг. момент.

Ты слышишь?                              Я слышу.

Добрый день.                               Добрый день (Здаравствуйте)

Что ты будешь делать?         Буду слушать и говорить.

  1. Отработка звукового состава слухо-зрительно с использованием элементов фонетической ритмики.

СНА           а) показ учителем;

СТА    б) воспроизведение вместе с учителем и с движениями           фонетической ритмики;

СКА           в) самостоятельное произношение;

г) восприятие на слух и воспроизведение. (Послушай.)

[СНА   СТА   СКА]

Методический комментарий.

Перед учеником лежат таблички со слогами. Учитель произносит каждый слог с одновременным использованием движений фонетической ритмики. Ученик воспринимает слог слухо-зрительно и повторяет его. Ученик воспринимает слоги на слух в последовательности, исключающей догадку, и повторяет, используя фонетическую ритмику. Если после двукратного предъявления слога ученик не воспринимает, учитель предъявляет слухо-зрительно и снова на слух. Правильное произношение отрабатывается при сопряженном и отраженном проговаривании с движениями и без движений фонетической ритмики.

Воспроизведение слогов слитно и раздельно.

(слухо-зрительно)

СТА   СТА   СТА                                          СНА   СНА   СНА

СТА_ СТА_ СТА                                          СНА_ СНА_ СНА

Восприятие на слух слогов и воспроизведение.

[СТА   СТА   СНА]

[СНАСНАСНА]

[СТАСТАСТА]

[СТА   СТА   СТА]

Методический комментарий.

Перед учеником лежат таблички. Ученик сразу воспринимает элементы интонации на слух. Материал предъявляется в последовательности, исключающий догадку. Каждый раз, прослушав слогосочетание, ученик показывает на соответствующую табличку, повторяет за учителем, используя движения, моделирующие слитность речи (например, плавные движения руки вправо-влево на каждый слог без пауз) и паузы.

Произнесение с убыстрением.

СНА   СНА   СНА                                 СТА   СТА   СТА

СНА_ СНА_ СНА                                СТАСТАСТА

Методический комментарий.

Учитель воспроизводит слоги с постепенным убыстрением. Ученик воспринимает слухо-зрительно и повторяет, используя движения.

  1.  а) Слухо-зрительное восприятие и воспроизведение рифмованных текстов со словами:

УСТА   УСТА – КАПУСТА

СНА   СНА – ИНТЕРЕСНО

АСА   АСА – МЯСО

б) Восприятие на слух и воспроизведение рифмованных текстов со словами:

УСТА   УСТА – КАПУСТА

СНА   СНА – ИНТЕРЕСНО

АСА   АСА – МЯСО

в) Слухо-зрительное восприятие, а затем на слух воспринимает и воспроизводит рифмованные фразы текста с отработкой элементов интонации:

УСТА   УСТА – ТАМ  КАПУСТА.

УСТА   УСТА   ТАМ  КАПУСТА?

[УСТА   УСТА – ТАМ  КАПУСТА]

[УСТА   УСТА – ТАМ  КАПУСТА]

(модуляция голоса)

АСА   АСА – СУП БЕЗ МЯСА?

АСА   АСА – СУП БЕЗ МЯСА.

Методический комментарий.

Ученик воспринимает рифмованные тексты слухо-зрительно. Перед ним лежат соответствующие таблички. Каждый раз он повторяет текст сопряжено с учителем, отраженно и сам (с движениями). Затем рифмованные тексты предъявляются на слух в последовательности, исключающей догадку. Ученик слушает и повторяет без движений. При произнесении фраз используются движения, моделирующие их ритмическую структуру.

 

  1. Работа с диалогом.

  1. Учитель рассказывает и обыгрывает диалог с фигурками слухо-зрительно (с более сильным учеником можно сразу на слух). Ученик воспринимает диалог слухо-зрительно и воспроизводит то, что понял.

- ВОТ СУП.

- СУП ГОТОВ?

- ДА ГОТОВ.

- ТАМ КАПУСТА!

- А МЯСО?

- СУП БЕЗ МЯСА.

- БЕЗ МЯСА.

- ДА БЕЗ МЯСА.

  1. Восприятие текста диалога на слух и воспроизведение его.
  2. Ученик читает диалог по табличкам и обыгрывает его.

Методический комментарий.

Учитель рассказывает диалог, обыгрывая его с фигурками. Ученик воспринимает его два раза слухо-зрительно и каждый раз повторяет то, что воспринял. Затем диалог предъявляется по предложениям слухо-зрительно. Ученик воспринимает и воспроизводит (с использованием фонетической ритмики). Отрабатывается речевой материал. Затем учитель и ученик обыгрывают диалог, читают диалог по ролям.

  1. Итог занятия
  2. . Рефлексия

ТЫ ЗАНИМАЛАСЬ ХОРОШО.

ДО СВИДАНИЯ.

Занятие № 2

Основное содержание занятия.

      Подготовка к восприятию диалога.

а)  Отработка слогов, слов, словосочетаний, фраз, включающих звуки 2-го блока.

б)  Работа над правильным воспроизведением интонации во фразах из диалога.

в)    Работа с диалогом.

Оборудование.

- Таблички со слогами, словами, фразами.

- Разрезной текст диалога.

- Фигурки детей, игрушки.

Ход занятия.

Орг. момент.

Ты слышишь?                              Я слышу.

Добрый день.                               Здравствуйте.

Что ты будешь делать?         Я буду слушать и говорить.

  1. Отработка звукового состава. Восприятие слогов на слух.

А

ПОСЛУШАЙ                                         [CНА]

                                                                 [CТА]

                                                                [СКА]

Перед учеником лежит табличка со слогами. Ученик воспринимает на слух и воспроизводит слоги с элементами фонетической ритмики. Одновременно идет работа над отработкой произношения.

Б

Произнесение слогов слитно и раздельно.

Восприятие на слух и воспроизведение.

[СТА  СТА  СТА]   [СНА  СНА  СНА]

[СТАСТАСТА]   [СНАСНАСНА]

Восприятие слухо-зрительно.

СНА  СТА  СНА  СТА

СНАСТАСНАСТА

Восприятие на слух с последующим воспроизведением.

[СНАСТАСНАСТА]  [СНА СТА СНА СТА]

В

Произнесение с убыстрением.

СНАСНАСНА                                         СТАСНАСТАСНА

СНА  СНА  СНА                                    СТА  СНА  СТА  СНА

Г

Восприятие на слух с последующим воспроизведением рифмованных текстов со словами.

[СНА  СНА – ИНТЕРЕСНА]

[УСТА  УСТА – КАПУСТА]

АСА  АСА – МЯСО

Д

Восприятие на слух с последующим воспроизведением рифмованных фраз текста с одновременной отработкой интонации во фразах.

[УСТА  УСТА – ТАМ КАПУСТА]

[УСТА  УСТА – ТАМ КАПУСТА]

[АСА  АСА – СУП БЕЗ МЯСА]

[АСА  CАС – СУП БЕЗ МЯСА?]

  1. Работа с диалогом.

  1.  Составить диалог из разрезного текста.
  2. Ученик читает свой диалог и обыгрывает его с фигурками.
  3. Восприятие на слух фраз из текста с последующим воспроизведением.
  4. Обыгрывание диалога по ролям. Одну роль исполняет учитель, другую ученик.

  1. Итог занятия
  2. .Рефлексия

 

ТЫ ЗАНИМАЛАСЬ ХОРОШО.

ДО СВИДАНИЯ.

Занятие № 3

Основное содержание занятия.

а)  Отработка слогов, слов, фраз, включающих звуки 2-го блока.

б) Работа над правильным воспроизведением интонации во фразах  диалога.

в)    Работа с диалогом.

 

Составление диалога из разрезного текста, проверка диалога, разыгрывание по ролям.

Оборудование.

- Таблички со слогами, словами, фразами.

- Разрезной текст диалога.

- Фигурки детей, игрушки.

Ход занятия.

Орг. момент.

Как ты слышишь?                              Я слышу.

Добрый день.                               Здравствуйте.

Что ты будешь делать?         Я буду слушать и говорить.

  1. Отработка звукового состава с использованием элементов фонетической ритмики.

А

СТА  СНА  СНА

[СТА  СНА  СНА]

Б

Произнесение слогов слитно и раздельно.

Восприятие на слух с последующим воспроизведением.

[СТА  СТА  СТА   СТАСТАСТА]

[СНА  СНА СНА   СНАСНАСНА]

В

Слухо-зрительное восприятие и воспроизведение, а затем воспринимает на слух и воспроизводит.

СТА  СНА  СТА  СНА

СТАСНАСТАСНА

[СТА  СНА  СТА  СНА]

[СТАСНАСТАСНА]

  1. Восприятие на слух и воспроизведение рифмованных текстов со словами, фразами. Работа над интонацией.

[УСТА  УСТА - КАПУСТА]

[АСА САС – МЯСО]

[СТА  СНА – ИНТЕРЕСНО]

УСТА  УСТА – ТАМ КАПУСТА?

АСА  АСА – МЯСО?

Восприятие слухо-зрительно и воспроизведение, а затем на слух новых рифмованных текстов со словами.

СМИ  СМИ – СМЕТАНА

ФСУ  ФСУ – В СУП

[СМИ  СМИ – СМЕТАНА]

[ФСУ  ФСУ – В СУП]

Восприятие слухо-зрительно и воспроизведение, а затем на слух новых рифмованных текстов с фразами из диалога.

СМЕТАНУ В_ СУП?

ОТСМИ – ВОТ СМЕТАНА

  1. Работа с диалогом.

  1.  Составь диалог из разрезного текста.
  2.  Перескажи диалог.

- ВОТ СУП

- СУП ГОТОВ?

- ДА ГОТОВ.

- ТАМ КАПУСТА?

- ДА КАПУСТА.

- А МЯСО?

- СУП БЕЗ МЯСА?

- БЕЗ МЯСА? ИНТЕРЕСНО.

- ДА БЕЗ МЯСА. ВОТ СМЕТАНА.

- СМЕТАНУ В СУП?

- ДА В СУП.

3.   Учитель предлагает послушать его диалог и сверить свой диалог. Учитель слухо-зрительно обыгрывает диалог, ученик исправляет ошибки.

4.   Прочитай диалог.

5.   Учитель предлагает на слух слова и фразы из диалога. Ученик слушает и воспроизводит.

6.   Диалог разыгрывается по ролям. Одну роль исполняет учитель, другую ученик.

  1. Итог занятия.
  2.  Рефлексия

 

ТЫ ЗАНИМАЛАСЬ ХОРОШО.

ДО СВИДАНИЯ.

Занятие № 4

Основное содержание занятия.

а)  Отработка слогов, слов, фраз, включающих звуки 2-го блока.

б) Работа над правильным воспроизведением интонации во фразах  диалога.

в)    Работа с диалогом.

 

Составление диалога из разрезного текста, проверка диалога, разыгрывание по ролям.

Оборудование.

- Таблички со слогами, словами, фразами.

- Разрезной текст диалога.

- Фигурки детей, игрушки.

Ход занятия.

Орг. момент.

Как ты слышишь?                              Я слышу.

Добрый день.                               Здравствуйте.

Что ты будешь делать?         Я буду слушать и говорить.

  1. Отработка слогов, слов, фраз, включающих звуки 2-го блока.

а) Отработка звукового состава с использованием элементов фонетической ритмики.

Восприятие на слух и воспроизведение.

[СНА]

[CТА]

[СКА]

б) Произнесение слогов слитно и раздельно. Восприятие на слух и воспроизведение.

[СТА  СТА  СТА]

[СТАСТАСТА]

[СНАСНАСНА]

[СНА  СНА СНА]

[СТАСНАСТАСНА]

[СТА СНА СТА СНА]

Произнесение с убыстрением.

СНАСТАСНАСТА

СНА СТА СНА СТА

 

в) Восприятие на слух и воспроизведение рифмованных текстов со словами.

Отработка произносительной стороны.

УСТА  УСТА – КАПУСТА

АСА  АСА – МЯСО

СМИ – СМЕТАНА

ФСУ  ФСУ – В СУП

СНА  СНА - ИНТЕРЕСНО

Слухо-зрительное восприятие, а затем на слух и воспроизведение рифмованных текстов, фраз.

УСНО  УСНО – ВКУСНО

  1. Работа над интонацией. Восприятие на слух и воспроизведение рифмованных текстов, фраз.

УСТА УСТА – ТАМ КАПУСТА?

УСТА УСТА – ТАМ КАПУСТА.

АСА АСА – СУП БЕЗ МЯСА?

АСА АСА – СУП БЕЗ МЯСА.

ОТ_СМИ – ВОТ СМЕТАНА

СМЕТАНУ Ф_ СУП?

ВКУСНО! ВКУСНО!

  1. Работа с диалогом.

а)  Самостоятельное составление диалога из разрезного текста.

б)  Перескажи диалог.

- ВОТ СУП

- СУП ГОТОВ?

- ДА ГОТОВ.

- ТАМ КАПУСТА?

- ДА КАПУСТА.

- А МЯСО?

- СУП БЕЗ МЯСА?

- БЕЗ МЯСА? ИНТЕРЕСНО.

- ДА БЕЗ МЯСА. ВОТ СМЕТАНА.

- СМЕТАНУ В СУП?

- ДА В СУП.

- ВКУСНО! ВКУСНО!

в)  Учитель предлагает послушать его диалог и проверить свой диалог. Учитель слухо-зрительно обыгрывает диалог, ученик исправляет ошибки.

г)  Прочитай диалог.

д)  Учитель предлагает на слух слова и фразы из диалога (можно предложить словосочетания). Ученик слушает и воспроизводит.

е)   Диалог разыгрывается по ролям. Одну роль исполняет учитель, другую ученик.

  1. Итог занятия
  2.  Рефлексия.

 

ТЫ ЗАНИМАЛАСЬ ХОРОШО.

ДО СВИДАНИЯ.

Занятие № 5

Основное содержание занятия.

1)  Отработка слогов, слов, фраз, включающих звуки 2-го блока.

2) Работа над правильным воспроизведением интонации во фразах  диалога.

3)    Работа с диалогом.

 

Составление диалога из разрезного текста, проверка диалога, разыгрывание по ролям.

Оборудование.

- Таблички со слогами, словами, фразами.

- Разрезной текст диалога.

- Фигурки детей, игрушки.

Ход занятия.

Орг. момент.

Как ты слышишь?                              Я слышу.

Добрый день.                               Здравствуйте.

Что ты будешь делать?         Я буду слушать и говорить.

  1. Отработка слогов, слов, фраз, включающих звуки 2-го блока.

а) Отработка звукового состава с использованием элементов фонетической ритмики.

Восприятие на слух и воспроизведение.

[СНА]

[CТА]

[СКА]

б) Произнесение слогов слитно и раздельно. Восприятие на слух и воспроизведение.

[СТА  СТА  СТА]

[СТАСТАСТА]

[СНАСНАСНА]

[СНА  СНА СНА]

[СТАСНАСТАСНА]

[СТА СНА СТА СНА]

Произнесение с убыстрением.

СНАСТАСНАСТА

СНА СТА СНА СТА

 

в) Восприятие на слух и воспроизведение рифмованных текстов со словами.

Отработка произносительной стороны.

УСТА  УСТА – КАПУСТА

АСА  АСА – МЯСО

СМИ – СМЕТАНА

ФСУ  ФСУ – В СУП

СНА  СНА - ИНТЕРЕСНО

Слухо-зрительное восприятие, а затем на слух и воспроизведение рифмованных текстов, фраз.

УСНО  УСНО – ВКУСНО

  1. Работа над интонацией. Восприятие на слух и воспроизведение рифмованных текстов, фраз.

УСТА УСТА – ТАМ КАПУСТА?

УСТА УСТА – ТАМ КАПУСТА.

АСА АСА – СУП БЕЗ МЯСА?

АСА АСА – СУП БЕЗ МЯСА.

ОТ_СМИ – ВОТ СМЕТАНА

СМЕТАНУ Ф_ СУП?

ВКУСНО! ВКУСНО!

  1. Работа с диалогом.

а)  Самостоятельное составление диалога из разрезного текста.

б)  Перескажи диалог.

- ВОТ СУП

- СУП ГОТОВ?

- ДА ГОТОВ.

- ТАМ КАПУСТА?

- ДА КАПУСТА.

- А МЯСО?

- СУП БЕЗ МЯСА?

- БЕЗ МЯСА? ИНТЕРЕСНО.

- ДА БЕЗ МЯСА. ВОТ СМЕТАНА.

- СМЕТАНУ В СУП?

- ДА В СУП.

- ВКУСНО! ВКУСНО!

в)  Учитель предлагает послушать его диалог и проверить свой диалог. Учитель слухо-зрительно обыгрывает диалог, ученик исправляет ошибки.

г)  Прочитай диалог.

д)  Учитель предлагает на слух слова и фразы из диалога (можно предложить словосочетания). Ученик слушает и воспроизводит.

е)   Диалог разыгрывается по ролям. Одну роль исполняет учитель, другую ученик

Итог занятия.

 Рефлексия

ТЫ ЗАНИМАЛАСЬ ХОРОШО.

ДО СВИДАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

План урока английского языка из серии уроков «Праздники в Великобритании».

Изучение иностранного языка неразрывно связано с проникновением в иноязычную культуру. Для понимания культуры страны изучаемого языка важную роль играет знакомство с праздниками, обычаями и фоль...

Рабочий план- конспект уроков английского языка (серия уроков) по теме "Покупки".

«Надо, чтобы учиться было радостно,  трепетно и победно».  (Б. Житков). Собственно в этих словах замечательного детского писателя вся моя педагогическая философия.Разумеется, каждый у...


 

Комментарии

Рыбакова Любовь Викторовна

Серия уроков по формированию произношения с методическим комментарием.

Рыбакова Любовь Викторовна

Серии уроков по формированию произношения у глухих детей на звуки второго блока. Данная серия уроков является приложением к опытно-экспериментальной работе по теме:" Индивидуализация процесса обучения глухих школьников.