Психологическое консультирование для педагогов и воспитателей по теме "Воспитание и социализация детей с ОВЗ"
консультация по психологии
Консультация для педагогов и воспитателей о подходах, технологиях и методах воспитания и социализации детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_sotsializatsiya_detey_s_ovz.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ.
Подходы, технологии, методы.
Российская система образования претерпевает сегодня существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования на всех уровнях образования и во всех образовательных учреждениях. Это побуждает педагогов к поиску новых подходов к воспитанию и обучению, разработке новых моделей организации образовательной деятельности, освоению новых педагогических технологий
Подход – это ориентация педагога или руководителя образовательного учреждения, при осуществлении своих действий, на использование определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей, и способов педагогической деятельности, которые способствуют достижению успеха. В современной науке выделяют следующие подходы к осуществлению воспитательной деятельности: индивидуальный, дифференцированный, системо – деятельностный, личностно – ориентированный, синергетический, средовой, вариативно – модельный, коммуникативный, социокультурный, ситуационный, компетентостный, философско – антропологический и др.
Сущность данных подходов различна. Так, например, системно-деятельностный подход рассматривает объект познания и преобразования как систему, т.е. целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей и элементов. При этом предполагает преобразование воспитанника из преимущественно объекта учебно – воспитательного процесса в его субъект. Воспитание понимается как «восхождение к субъектности».
Личностно-ориентированный подход представляет собой методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности
Философско- антропологический подход опирается на то, что высшей ценностью и целью воспитания является ЧЕЛОВЕК. Цель воспитания – помочь ребенку обратиться к естественному процессу своего развития. Задача педагога - создание и непрерывное воспроизводство благоприятных условий, обеспечивающих саморазвитие и самовоспитание в соответствии с имеющимися предпосылками, способностями и личностным опытом. Педагогике мероприятий противопоставляется педагогика бытия.
Подход во многом определяет способы взаимодействия педагога и воспитанника, методы педагогического воздействия на обучающегося, но ориентационный выбор в конечном итоге должен обеспечить успех процесса социализации индивида - процесс формирования личности.
Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.
Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач, решение которых, является объективной необходимостью для развития человека:
Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания)
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.
По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.
Цели, задачи и содержание воспитания и социализации конкретизированы в « Примерной основной образовательной программе основного общего образования»
Развитие личности предполагает наличие социальных условий к которым следует отнести:
- Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
- Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.
Особое внимание следует уделить созданию условий социализации детей с ОВЗ:
Современные условия социализации детей с ОВЗ:
- актуальность проблемы взаимодействия органов власти с различными типами учреждений, общественными организациями по вопросу социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество;
- интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество»;
- развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учреждений дополнительного образования;
- научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности комплексных центров социального обслуживания населения в оказании реабилитационных услуг несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;
- интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду более здоровых сверстников;
- особенности работы общественной организации в поиске возможных социальных партнеров.
Средством решения задач социализации выступают инновационные педагогические технологии
Педагогическая технология есть система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования.
Классификация воспитательных технологий:
- по факторам социализации и воспитания личности: технология индивидуальной и групповой деятельности, технология гуманного общения, технология формирования коллектива, технология формирования общечеловеческих ценностей и т.д.
- по этапам воспитательного процесса: технология формирования личностнообразующих потребностей и мотивов, технология целеполагания, технология планирования, технология организации воспитывающей деятельности, технология оценки, контроля и коррекции развития личности ребенка, технология диагностирования воспитательного процесса и др.
- по уровню использования в педагогической работе: общепедагогические, воспитательные и локально-модульные технологии.
Позволим себе остановиться подробнее на тех воспитательных технологиях, в основу которых легли ведущие положения гуманистического, личностно - ориентированного, системно-деятельностного и коммуникативного подходов к воспитанию.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и воспитания и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной и воспитательной направленностью.
Игровое занятие создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной и иной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: цель ставится пред обучающимися в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры. В деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации Педагогических игр.
В последнее время широкое распространение получили игры в формате квеста –приключенческой игры, в которой результат достигается серией последовательных шагов.
Первоначально квест был одним из основных жанров компьютерных игр, представляющим собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют. Сегодня квест успешно используется педагогами в организации досуговых мероприятий, социальных проектов, исследовательской деятельности.
Арт-технологии
Арт-технология представляет собой совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели – это прекрасный инструмент разрешения и профилактики различных проблем. Применение арт-технологий в практике образовательных учреждений способствует разрешению конфликтов, стрессовых ситуаций и переживаний. Виды арт-технологий разнообразны: изобразительное творчество, музыкальное искусство, работа со сказочными сюжетами, театральные и танцевальные импровизации, взаимодействие с природными материалами (песок, глина, вода) на практике показали свою эффективность. (Посредством сказки можно оказать помощь подросткам с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств). Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Применение данной технологии способствует развитию творческих способностей обучающихся, облегчает взаимодействие с окружающим миром. Особенно эффективна данная технология при обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Шоу-технологии
Шоу имеет особенности деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный сценарий.
Схема реализации технологии:
- подготовка шоу-программы;
- проведение воспитательного шоу;
- подведение и анализ итогов
Реализация мероприятия основана на использовании элементов соревнования, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы
Технология ситуативного анализа (кейс-метод)
Сущность данного метода заключается в анализе ситуации по предложенному алгоритму. При этом заложенная в кейс ситуация представляет собой некоторое состояние социальной реальности, в которую попадают сами дети. Основные требования к ситуациям кейсов: доступность понимания для данной категории детей, актуальность с точки зрения их социального опыта, наличие проблемы. Источником кейсов могут быть текстовые описания и видеоролики реальных событий, литературные тексты. По сути дела кейсы имеют целью тренинг воспитанников в области анализа и выработки оптимального поведения в сложных жизненных ситуациях. Данные умения особенно важны для детей с ОВЗ.
Проектная технология
Проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Наиболее инновационный характер имеют информационные технологии, которые предлагают педагогам и обучающимся новые форматы действия и взаимодействия, мобильные формы и способы достижения результата. Примерами могут служить веб-квест, флешмоб-акция, печа-куча, инфографика и др.
Приведем их краткое описание
Веб-квест
Веб-квест является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях создания урока (занятия), ориентированного в первую очередь на обучающихся, вовлеченных в образовательный процесс процесс.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Флешмоб-акция
Флешмоб заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Данная форма социальной практики широко применяется педагогами в организаций гражданско- патриотической направленности, формирования здорового образа жизни обучающихся, воспитании правовой, и экологической культуры.
Печа-куча
Новый формат представления идеи, проблемы, проекта, это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности, на неформальных конференциях PechaKucha Nights.
Инфографика
Формат визуализации данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.
Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение многих задач и проблем современного общества невозможно без её применения. Иновационные технологии предоставляют возможность педагогу соответствовать вызовам быстро меняющегося мира, обеспечивать успешную социализацию обучающихся и собственную профессиональную успешность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...
Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"
Буллинг в школе - это опасно! Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...
Психологическое консультирование для педагогов и воспитателей по снижению агрессии подростков
Рекомендации по по работе с агрессивными подростками...
Психологическое консультирование для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся
Консультация для педагогов по теме "Психосоматическая конституция ребенка -как основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся "...
Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов
Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов...
Психологическое консультирование для педагогов " Дистанционное обучение в условиях неопределенности будущего"
Рекомендации педагогам -участникам дистанционного обучения в условиях неопределенности будущего (по материалам Центра экстренной психологической помощи Московского государств...
Психологическое консультирование педагогов "Психосоматическая конституция ребенка "
Психосоматическая конституция ребенкакак основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения...