Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по литературе по теме
Данная рабочая программа составлена к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chtenie.docx | 59.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
- Учебного плана МБОУ «Чувашско-Дрожжановская сош» на 2013-2014 учебный год;
-Примерной авторской программы начального общего образования, Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2008 г.
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
Цель рабочей программы - конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной Росси
Для реализации программного содержания используется: Климанова Л. Ф. Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2009. Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого. На основе художественно-эстетического принципа в учебнике отобраны для чтения преимущественно художественные тексты. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что в учебнике представлены произведения, представляющие все области литературного творчества. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Развитие навыка чтения на третьем году обучения — введение чтения про себя.
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе писателе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Основу курса литературного чтения составляют:
- круг чтения и опыт читательской деятельности;
- техника чтения;
- первоначальное литературное образование.
Курс литературного чтения направления на реализацию следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
УМК :
1.Учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2009.
2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа– 66 ч.
Особенности, предпочтительные методы обучения:
фронтальная беседа, устный опрос, тестирование; все методы мотивации учебной деятельности, словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, исторический подход, методы психологии, индукция, аналогия, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковые методы,проблемные методы, исследовательские, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся.
Устный опрос:требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Пересказ прочитанного произведения:
- полный пересказ;
- краткий пересказ;
- пересказ от 3 лица, от лица героев произведения;
- творческий пересказ (изменение концовки, изменение сюжета, продолжение сюжета и.т.д.)
Чтение произведения наизусть: отдельные поэтические произведения, отрывки произведений, отрывки прозаических произведений заучиваются наизусть, контролируется: выразительность, правильность, эмоциональность чтения.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения понимать смысл прочитанного произведения, давать ему оценку, высказывать своё мнение по прочитанному, умения применять знания в нестандартной ситуации, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестированиепредполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.
Контроль техники чтения учащихся.
Дата (в конце триместра). | 1триместр | 2 триместр | 3 триместр | год |
Темп чтения. | 75 – 80 сл/м | 80 – 85 сл/м | 85 – 90 сл/м | 95 сл/м |
Объём прочитанного на оценку. | ½ страницы |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения. Слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Формы организации учебного процесса .
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Урок закрепления знаний.
- Урок комплексного применения ЗУН учащихся.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
- Комбинированный урок.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
- Развитие навыка чтения.
Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа чтения — чтения целыми словами за счет:
1)отработки приемов целостного восприятия слова;
2) точности его зрительного восприятия и быстроты;
3) быстроты понимания значений прочитанных слов и предложений.
- Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфрэпически правильного чтения.
Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.
Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении;развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержании высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темпречи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
- Требования к уровню сформированности навыка чтения.
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения), соответствующей содержанию читаемого 70-75 слов в минуту.
- Выработка умений работать с текстом.
Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.
Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
Календарно-тематическое планирование.
Содержание тем учебного курса.
Летописи. Былины. Жития.
- И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда. И вспомнил Олег коня своего. Ильины три поездочки. Житие Сергия Радонежского.
Чудесный мир классики.
1.П.П.Ершов. Конек-Горбунок. 2.А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
3.М.Ю. Лермонтов. Дары Терека.Ашик-Кериб. 4.Л.Н.Толстой. Детство. Как мужик убрал камень. 5.А.П.Чехов. Мальчики.
Поэтическая тетрадь.
1.Ф.И.Тютчев.Еще земли печален вид. Как неожиданно и ярко. 2.А.А. Фет. Весенний дождь. Бабочка. 3.Е.А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист! Где сладкий шепот. 4.А.Н. Плещееев. Дети и птичка. 5.И.С.Никитин. В синем небе плывут над полями. 6.Н.А. Некрасов. Школьник. В зимние сумерки нянины сказки. 7.И.А. Бунин. Листопад.
Литературные сказки.
1.В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке. 2.В.М.Гаршин. Сказка о жабе и розе. 3.П.П. Бажов. Серебряное копытце. 4.С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.
Делу время – потехе час.
1.Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени. 2.В.Ю. Драгунский. Главные реки. Что любит мишка. 3.В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не е
Страна детства.
1.Б.С. Житков. Как я ловил человечков. 2.К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. 3.М.М. Зощенко. Ёлка.
Поэтическая тетрадь.
1.В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. 2.С.А. Есенин. Бабушкины сказки. 3.М.И. Цветаева. Бежит тропинка с бугорка. Наши царства.
Природа и мы.
1.Д.Н. Мамин – Сиберяк. Приёмыш. 2.А.И. Куприн. Барбос и Жулька. 3.М.М. Пришвин. Выскочка. 4.Е.И. Чарушин. Кабан. 5.В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.
Поэтическая тетрадь
1.Б.Л. Пастернак. Золотая осень. 2.С.А. Клычков. Весна в лесу. 3.Д.Б. Кедрин. Бабье лето. 4.Н.М. Рубцов. Сентябрь. 5.С.А. Есенин. Лебедь.
Родина.
1.И.С. Никитин. Русь. 2.С.Д. Дрожжин. Родине. 3.А.В. Жигулин. О, Родина! В неярком блеске. 4.Б.А. Слуцкий. Лошади в океане.
Страна Фантазия.
1.Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. 2.К. Булычёв. Путешествие Алисы.
Зарубежная литература.
1.Д.Свифт. Путешествие Гулливера. 2.Г.Х. Андерсен. Русалочка. 3.М. Твен. Приключения Тома Сойера. 4.С. Лагерлёф. Святая ночь. В Назарете.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Обучающиеся должны:
– владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
– устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать её словами;
– составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;
– вводить в пересказы элементы описания, рассуждения, цитирования;
– составлять пересказ прочитанного текста, придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажного и бытового описания;
– самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
– осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища;
–оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
– наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
– названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
– не менее 6-7 народных сказок, знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения( усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно употребить их).
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого М.В., Головановой М.В. Литературное чтение. 4 класс.- М.: Просвещение, 2009
Список литературы.
- Байкова М.И., Гостимская Е.С., Поурочные разработки по чтению –М.: Вако, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Л.А.Ефросининой и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»Литературн...
рабочая программа по литературному чтению 10 класс.(Русская группа)
Рабочая программа по литературному чтению.(10 класс .По Хайдаровой Р.З.)...
Рабочая программа по литературному чтению (чув) 3 класс
Данная рабочая программа составлена к учебнику Т.В.Артемьева, О.И.Печников. Литература вулаве. Ылтан пучах. 3 класс....