Если малыш не слышит...
материал по теме

Солодянкина  Елена Викторовна

Конспект книги Н.Д.Шматко и Т.В.Пелымской. глава "Второй третий годы жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_malysh_ne_slyshit.pptx179.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит… (глава «Второй – третий годы жизни») Конспект выполнили: Солодянкина Е.В., Рыбакова С.Г. г. Пыталово Псковской области

Слайд 2

Первые три года жизни – возраст, когда умственное развитие малыша напрямую зависит от его физического состояния и настроения…. Успешная коррекция дефекта слуха возможна лишь в условиях интенсивной, целенаправленной работы по психофизическому развитию ребенка с учетом его возрастных особенностей. Наблюдения показывают, что формирование устной речи и даже слуховой функции в первые годы жизни непосредственно связано с уровнем развития познавательных процессов

Слайд 3

Занятия, направленные на физическое и психическое развитие ребенка, способствуют решению ряда специальных коррекционных задач. В целях общего развития ребенка с ним проводят занятия по развитию движений, по обучению действиям с предметами и орудиями, игрушками, по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию . В ходе занятий большое внимание уделяется становлению речи ребенка в связи с различными видами деятельности, формированию потребности в устном общении, активно используются остатки слуха малыша.

Слайд 4

Развитие движений Для детей с нарушенным слухом крайне важно систематическое проведение занятий по физическому развитию . Ежедневно с ребенком нужно проводить зарядку, в ходе которой предлагаются следующие упражнения: поднимать и опускать руки, вытягивать вперед, прятать за спину; сидя на полу, поворачивать корпус вправо и влево, наклоняться вперед и выпрямляться; стоя наклоняться вперед, приседать с поддержкой, подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню; сгибать и разгибать руки; скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; хлопать в ладоши перед собой, над головой; помахивать руками над головой и перед собой; шевелить пальцами рук; ходить на месте; делать шаги вперед, в сторону, назад и т.п. Для неслышащего малыша упражнения по развитию движений имеют особое значение , они направлены не только на физическое развитие и закаливание ребенка, но на обучение подражанию различным движениям. Это очень важно в связи с тем, что именно на подражании основано формирование устной речи , в первую очередь ее произносительной стороны.

Слайд 5

Речевое сопровождение упражнений способствует активизации голосовых реакций ребенка . При проведении физических упражнений взрослый постоянно общается с малышом, называет действия, побуждает к их выполнению. Сами упражнения сопровождаются, как правило, произнесением тех или иных звуков, слогов и слогосочетаний . Так, например, на втором году жизни катание мяча сопровождается протяжным произнесением гласных звуков, а бросание — слогов типа па! Выполняя те или иные действия с ребенком, мама комментирует их, например: ножки вверх (вниз), ручки вот так (в стороны), сядь, встань, иди, иди ко мне, упал — бах!, повернись, прыгай, лови и т. д., поощряет малыша, оценивает его действия: молодец, умница, хорошо .

Слайд 6

Умственное воспитание в процессе действий с предметами. В ходе обучения действиям с предметами развивается мелкая моторика пальцев рук . Как известно, это положительно сказывается на овладении детьми речью : уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Детям второго-третьего годов жизни можно предложить упражнения по собиранию мелких предметов (зерна фасоли, горох, позже – риса, гречки, пшена), узнаванию на ощупь, в каком мешочке лежат орехи, в каком – фасоль, в каком – крупа; в ответ малыш показывает на соответствующие предметы, находящиеся на блюдечках перед ним. После двух лет можно предложить детям разнообразные шнуровки , а также игрушки-аппликации , к которым пристегиваются пуговицами различные элементы: нос, глаза, уши, сердцевина цветка и т.п. Особое внимание уделяется развитию игровых действий . Малыша нужно научить катать игрушки в машине, кормить кукол, укладывать спать, мыть, водить за руку. На третьем году жизни с игрушками разыгрываются небольшие сюжеты , например: «Кук­ла заболела», «Мишка обедает» и т. д. С года проводятся занятия и со строительным материалом (кубиками): ребенка учат строить дорожку, домик, машину, ворота и т.д.

Слайд 7

Изобразительная деятельность. С того времени, когда ребенок начинает интересоваться картинками, рассматривать их, очень полезно рисовать и лепить на глазах малыша знакомые ему предметы и игрушки. Важно не качество рисунка, лепки, а то, чтобы ребенок узнавал их : показал изображенный предмет, по возможности назвал его. В это время ему можно дать бумагу, фломастер, карандаш, порисовать его рукой на листе бумаги, а также разрешить самому под наблюдением взрослого «порисовать». С 2 лет ребенка начинают знакомить с приемами рисования карандашом и краской, лепки, а с 2,5 лет — и с аппликацией. При работе с аппликацией закрепляются представления ребенка о цвете, форме и величине предметов. Двухлетнего ребенка учат проводить прямые и замкнутые линии, рисовать клубки карандашом и краской на разной по форме, размеру и цвету бумаге; рисовать штрихами, мазками дождь, снег; мяч, солнышко, апельсин, траву, небо, дерево, ленточку, забор и т. д. Рисунок, лепка, аппликация подписываются взрослым печатными буквами: ДОЖДЬ, СНЕГ, ТРАВА, СОЛНЫШКО, ШАР, ГРИБ, БАБА, ФЛАЖОК и т. д. Работа ребенка сохраняется и показывается всем, кто приходит.

Слайд 8

Учимся говорить… Организация речевого общения с малышом 1-2 лет Наиболее благоприятные условия для развития речи малыша - постоянное общение в ходе ухода за ребенком игр с ним, совместной деятельности. Общаясь с ребенком нужно использовать естественные и специально создаваемые ситуации , в которых малыш вынужден обратиться ко взрослому. Например, во время кормления малышу не дали ложку, и он вынужден попросить ее. Мама помогает ребенку оформить речевое высказывание: « Где? Нет. Дай. » и, подавая ложку, называет ее. Каждое утро начинается с такого разговора с ребенком: « Привет! Где Алеша? Где мама? Вот Алеша. Вот мама. Иди ко мне». Придя с ребенком в ванную мама, говорит: « Будем умываться. Где мыло? Возьми. Алеша моет руки. Вытри руки. Алеша вытирает руки. Все, молодец!» .

Слайд 9

минимальный словарь, которым следует постоянно пользоваться в ходе повседневного общения с ребенком. Одевание и раздевание : штаны, рубашка, туфли, платье, шапка, надень, сними, руки, ноги, попа, пуп. Где штаны? Где рубашка? Сними штаны. Надень рубашку. Алеша снял штаны. Где рука? Вот рука! Накрывание на стол и кормление: Будем кушать ( ам-ам ). Ложка, чашка, тарелка, суп, каша, молоко, хлеб, яблоко, чай, фартук, рот; Где ложка? Нет ложки! Ешь! Алеша ест кашу — ам-ам . Пей молоко. Вкусно? Да. Хочешь еще? Не хочу. Рот. Вытри рот. Сядь. Встань. Прогулка: Пойдем гулять. Где шапка? Вот шапка. Надень шапку. Алеша надел шапку. Где ведро? Вот ведро. Где лопата? Возьми лопату. Где санки? Вот санки. Солнышко. Тепло. Нет солнышка. Дождь (кап-кап). Укладывание спать : Будем спать (бай-бай). Ляг. Спи. Закрой глаза. Алеша спит.

Слайд 10

Содержание занятий по развитию речи Однако, только организованного общения недостаточно для овладения речью неслышащим ребенком. Необходимы специальные занятия. В ходе этих занятий ребенка целенаправленно знакомят с названиями еды, одежды, посуды, игрушек, частей тела, мебели и т.п. На специальных занятиях уточняется усвоение словаря, которым ребенок должен овладевать в процессе развития его движений, действий с предметами , изобразительной деятельности: иди, сядь, лови, положи, дай, возьми, убери, надень, сними, большой, маленький, побольше, поменьше, малюсенький и т.п. Малыша учат соотносить себя и окружающих близких с отражение в зеркале и изображениями на фотографиях. Знакомят с названиями частей тела, учат показывать их на себе, на взрослом, на кукле. На втором году жизни у малыша формируют понимание названий качеств предметов и явлений: большой, маленький, хороший, плохой, хорошо, плохо, правильно, неправильно

Слайд 11

Нельзя ограничивать представления ребенка об окружающем мире только стенами дома. Важно знакомить детей с природой . Обратить внимание на снег, дождь, лужи, на то, что в одни дни светит солнышко, а в другие его нет. Можно предложить малышу найти такой же цветочек, как в руках у мамы, а дома его нарисовать, выполнить аппликацию. Позже – с 2 лет – узнавать цветы на картинках, рисовать дождь, снег, солнышко, выполнять аппликации. На улице важно показать ребенку живую собаку, кошку, а по возможности – лошадь, корову, овцу, петуха, курицу и т.п. Дома нужно научить ребенка узнавать этих животных на картинках.

Слайд 12

Следует поощрять всякую попытку ребенка к устному общению… На втором году жизни главное – формировать потребность в речевом общении малыша со взрослым. Целесообразно проводить специальные занятия, задачей которых является активизация самостоятельной речи ребенка. Маленький ребенок, даже слышащий, обращается речью ко взрослому лишь тогда, когда это ему очень нужно. Если ребенок живет в обстановке, когда каждое его желание и потребность предугадывается и тут же удовлетворяется, ему не нужно говорить. Поэтому следует специально создавать ситуации , в которых ребенок вынужден обратиться ко взрослому. Мама может «забыть» надеть сапоги перед прогулкой зимой, не налить суп, не положить кашу в тарелку, не давать игрушку, которую очень хочет получить малыш, пока он не попросит ее, не назовет и т.п.

Слайд 13

На третьем году жизни Необходимо постоянно расширять словарь , связанный с тем или иным видом деятельности. При этом предлагаются не только новые названия, но главное — расширяются представления ребенка о предметах и явлениях. Так, обучая малыша узнавать и называть продукты питания, в том числе овощи и фрукты, ему рассказывают, где они растут (на огороде, в саду), где их покупают (в магазине, на рынке). Ребенка учат узнавать свою одежду и обувь, а также мамину, папину, кукол и т. д., понимать и самостоятельно употреблять фразы типа: Мама купила кофту. У куклы красивое платье. Надень туфли. Где пальто? Чья шапка? Платье в шкафу. Шарф папин и т. д.

Слайд 14

Взрослый учит ребенка выделять наиболее яркие, характерные особенности животных и самостоятельно называть их: у коровы, козы — рога, у петуха — красивый гребешок, у зайца, кролика — длинные уши, короткий хвост, у медведя — маленькие уши и нет хвоста; показывает, как клюет петух, какие звуки издают кошка, собака и т. п. Знакомя малыша с сезонными изменениями в природе, взрослый обращает его внимание на то, что зимой лежит снег, нет травы, цветов, деревья голые; весной появляются листочки и трава; летом их много, они зеленые, везде много цветов, в лесу — ягоды, грибы; осенью все желтеет, листья опадают. Взрослый учит малыша понимать, а постепенно и самостоятельно употреблять фразы типа: Дерево растет там. Тут большое дерево. Вот цветы, цветы красивые. Листья желтые. Нет листьев зимой.

Слайд 15

С целью развития речи ребенка нужно при всяком удобном случае знакомить его со все новыми и новыми глаголами : позови (зовет), ищи (ищет), хочу (не хочу), знаю (не знаю), забыл (не забыл), устал, извинись (прости, я не буду), сломал, смеется, плачет, не плачь!, светит (солнышко), тает (снег), летит, падает, растет, катается, качается, лечит и т. д. Постоянно ведется работа по расширению и уточнению значения слов , например: О ткрой (закрой) коробку (ящик, кастрюлю, окно, дверь, глаза). Покорми (кормит) куклу (рыбок, птичек, маму). Вымой (моет) руки (кисточку, зайку, чашку, пол, дверь). Вытри (вытирает) лицо (рот, лялю , тарелку, стол, пыль) и т. п.

Слайд 16

рассказывание Эффективным приемом развития речи маленьких детей является рассказывание, к которому можно обращаться уже в 1,5—2 года. Не беда, что малыш еще практически не владеет речью. Взрослый с помощью игрушек, естественных жестов, выразительной мимики инсценирует ту или иную понятную для ребенка ситуацию. Взрослый инсценирует рассказ, используя игрушки. Основная задача — заинтересовать ребенка, вызвать эмоциональный отклик, сопереживание героям. На следующий день при повторной инсценировке рассказывает вновь взрослый, но уже побуждая ребенка называть по ходу инсценирования того или иного героя и повторять за собой доступный малышу материал: звукоподражания, лепетные и полные названия предметов и действий. Взрослый учит малыша выражать свое отношение к происходящему доступными, эмоционально выразительными средствами: мимикой, естественными жестами, голосом.

Слайд 17

Ребенка старше двух лет учат рассказывать по сюжетной картинке не одной фразой: Ляля упала или Папа спит, а двумя-тремя, описывающими то, что на ней изображено. Например: У девочки кукла. Девочка играет. Мишка сидит на стуле. На столе чашка. Девочка кормит. Мальчик упал. Мальчик плачет. Болит нога. На третьем году жизни большое внимание обращается на формирование самостоятельной инициативной речи ребенка . Взрослый постоянно создает такие условия, при которых ребенок должен не повторить за мамой (педагогом) слово, фразу, как это было на втором году жизни, а обратиться сам с той или иной просьбой, вопросом, сообщением. Малыша целенаправленно учат задавать вопросы : что там? кто там? что это? где? чей?

Слайд 18

Обучение грамоте При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной , а тем более на слуховой основе. Именно поэтому очень важно рано (с 1,5-2 лет) начинать обучение грамоте. Широкое использование письменной речи позволит обогатить и словарный состав речи ребенка. Умение малыша читать и писать значительно расширяет возможности коррекционной работы. Обучение грамоте начинается с использования табличек , которые дети воспринимают целиком, как картинку ( глобально ). Вначале в работу включаются таблички со словами-приветствиями: ПРИВЕТ, ПОКА .

Слайд 19

На занятиях начинают использоваться таблички со словами-поручениями, например: на физкультурных занятиях — ИДИ, БЕГИ ; на занятиях по обучению действиям с предметами – НАДЕНЬ, СНИМИ, ПОКАЖИ ; на занятиях по изобразительной деятельности — РИСУЙ, ЛЕПИ, ПОСТРОЙ. За 1—1,5 года ребенок усваивает не менее 20—30 табличек, которые он узнает в любой ситуации. Детей старше двух лет следует учить составлению слов из разрезной азбуки . Эта работа начинается после того, как малыш научится различать первые 10—15 табличек. Ребенок подкладывает к картинке табличку, «прочитывает» ее, а затем собирает под ней слово из букв. Начинать надо с хорошо знакомых, коротких слов: дом, мяч, шар, юла, мама… Учить чтению нужно ежедневно: собирать из букв по одному слову каждый день.

Слайд 20

Работа над словом и фразой. При формировании произносительных навыков особое внимание уделяется обучению ребенка правильному воспроизведению слова и фразы , которое предполагает слитное, с выделением ударения, с соблюдением орфоэпических норм. При этом следует помнить, что приступать к работе над произнесением фразы можно лишь тогда, когда малыш может произнести входящие в нее слова.

Слайд 21

КАК ФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ Овладение произносительной стороной речи — процесс длительный. Для того чтобы речь ребенка звучала более естественно, очень важно рано и правильно учить малыша говорить. Главной задачей является формирование у малыша потребности в устном общении. Для этого взрослый вначале говорит за ребенка, предлагая ему повторить, как он может. Главное, чтобы это слово, фраза были необходимы малышу, а не взрослому. Ребенок просит игрушку, взрослый побуждает его произнести дай, и только после того как малыш попытается сказать слово дай, ему дается игрушка, которую он просил. Когда он играет, взрослый постоянно называет игрушку и те действия, которые ребенок с ней производит, побуждая его (но не настаивая!) повторить, например: ляля , ляля спит, ляля бай-бай, ляля упала, бах!, ляле больно, боБО .

Слайд 22

Специальные игры-упражнения Первые упражнения такого рода направлены на вызывание у ребенка произвольных голосовых реакций. Например: Мама прячется за платком, произносит ау! ( ку- ку) и рукой ребенка опускает платок, открывая свое лицо. В дальнейшем взрослый побуждает малыша произнести ау!, ку-ку и только после этого открывает свое лицо. С целью вызывания произвольных голосовых реакций используются также различные игрушки. Можно катать мяч, произнося а__ , бросить его – па! , бросить его так, чтобы мяч подпрыгивал по столу, по полу – па па па ; катить мяч по столу до края – у__ , затем мяч падает – па! Постепенно звуковой материал расширяется: катая мяч, мож­но произносить м _ а _ , н _ а__ ; бросая — га, ба; под прыжки мяча — да-да-да. Интересны и игры с большим мячом. Его можно отталкивать ногами, произнося па!, на нем можно покачать малыша ( в__ , ш _ ), перетягивать мяч, произнося м _ , у _

Слайд 23

Развитие артикуляции В игровой форме следует развивать артикуляционные движения ребенка. С этой целью используется зеркало. Сидя перед зеркалом с малышом, мама привлекает его внимание к отражению и учит его по подражанию менять выражение лица, строить гримаски , показывать язык, широко открывать рот, вытягивать губы трубочкой, улыбаться, показывать зубки, облизывать верхнюю и нижнюю губы, тянуться языком за конфеткой вправо, влево, вверх и т.п.

Слайд 24

Занятия речевой ритмикой Речевая ритмика – один из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Речевая ритмика используется как для вызывания тех или иных произносительных навыков, так и для их коррекции. Занятия речевой ритмикой предусматривают систему упражнений по отделению слога от ряда слогов, по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса, по работе над ритмической и интонационной стороной речи, по вызыванию и автоматизации звуков, по работе над словом и фразой.

Слайд 25

Обучение отделению слога от ряда слогов. - сидя на полу, стучать кулаками по полу, произнося папапа , и по коленям, произнося па; - хлопнуть в ладоши перед грудью - па , хлопать руками по ногам или по бедрам - папапапа ; - шагать на месте - татата , топнуть ногой - та; - вращать кисти рук над головой - ляляляля , спрятать руки за спину - ля; - напряженные руки разведены в стороны ("самолет"); выполнять наклоны в стороны - вавава , присесть на корточки и опустить руки – ва .

Слайд 26

Работа над долготой звучаний. Обучая малыша долгому и краткому произнесению звуков и слогов, взрослый предлагает разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому - резкое, короткое, например: - укачивать куклу: кукла ( ляля ) спит - а___ - а___ (протяжно); кукла проснулась и прыгает - а а а (кратко); - медленно развести руки в стороны, произнося а___ , быстро закрыть лицо руками - а; - медленно поднимать округлые руки через стороны вверх - о___ , резко наклониться вперед - о; - руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; медленно вытягивать напряженные руки вперед - у___ , резко "выбросить" вперед-в сторону указательный палец сначала одной, затем другой руки - у у .

Слайд 27

Работа над слитностью звучаний. Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у ребенка. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному. - стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; встряхивать кулачки, произнося папапа (слитно), стучать кулачком о кулачок - па па па ( неслитно ); - шагать на месте, не поднимая высоко ног - татата , топать одной ногой - та та та ; - руки опущены вдоль тела; хлопать себя руками по бедрам - тататата , хлопать себя по животу - та та та та .

Слайд 28

Работа над темпом произнесения. Взрослый учит маленького ребенка воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов. Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует увеличивать постепенно, т.е. учить малыша произносить речевой материал все в более и более быстром темпе. Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов па и та : - сидя на полу, развести ноги в стороны; часто ударять кулаками о пол - папапа , в медленном темпе хлопать ладонями по ногам - па__па__па__ (или наоборот); - изображать, как кукла (мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.) идет медленно - па___па___па___ (или та___та___та___ ) и бежит - папапапа (или татата ); - хлопать в ладоши в медленном темпе - та__та__та__ , и в быстром – татата .

Слайд 29

Работа над изменением силы голоса. - "Ляля спит" – ребенок и взрослый тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке ...), произнося тихим голосом папапа ; взрослый предлагает разбудить куклу (мишку, зайку ...), малыш громко топает, произнося громким голосом ПАПАПА ; кукла просыпается и пляшет; - в руках у ребенка и взрослого флажки , под громкие удары в бубен (барабан) размахивать флажком над головой - ПАПАПА , под тихие - выполнять махи малой амплитуды внизу - папапа ; - ходить тихо на носочках под тихие удары по бубну (барабану) - папапа ( татата ) , ходить высоко поднимая ноги под громкие удары - ПАПАПА ( ТАТАТА ); - изображать большую собаку, которая лает громко - АВ-АВ-АВ и маленькую собачку, которая лает тихо - ав-ав-ав ; - изображать большую и маленькую кошку (корову, птичку, поезд и т.п.) - МЯУ и мяу ( МУ и му , ПИПИПИ и пипипи , У___ и у___ ). Обучая малыша произносить гласные, слоги, а позже - слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы он не напрягался, чтобы не было излишнего форсирования звука. В противном случае может сорваться голос или появиться фальцет (неестественно высокий голос). Важно проводить работу не торопясь, по возможности ежедневно

Слайд 30

Работа над высотой голоса. - изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно - А-А-А (низкий голос), маленький бежит - а-а-а (высокий голос); - изображать маленького и большего зайку: маленький зайка выполняет небольшие приседания а-а-а (высокий голос), большой - прыжки - А-А-А (низкий голос). Также ребенку предлагается произносить высоким и низким голосом различные гласные и слоги. При этом произнесение низких звуков сопровождаются расслабленными движениями, направленными вниз, а высоких - очень напряженными движениями, направленными вверх, например: - руки в стороны, поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки - а___ (высокий голос), опустить руки через стороны вниз, как бы давя на воздух - А___ (низкий голос); развести опущенные руки в стороны - О___ (низкий голос), округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки - о___ (высокий голос).

Слайд 31

Работа над ритмами Ребенка учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА ), а затем и трехсложные (типа ТАтата , таТАта , татаТА ). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых малыш отхлопывает, отстукивает ритмы. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например: - сидя ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па , и кулачками по полу - ударный - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов паПА и ПАпа , паПАпа , папаПА и ПАпапа );

Слайд 32

Работа над интонационной стороной речи Следует особо подчеркнуть, что интонация является речевым выражением эмоционального состояния ребенка. Поэтому прежде чем начинать работу над ней, необходимо научить малыша эмоционально, вне зависимости от речевого оформления, оценивать те или иные ситуации, сопереживать. Большую помощь в этом оказывает использование выразительных поз, жестов, мимики, сопровождающих голосовые реакции. Подражая взрослому, малыш изображает: - боль - а-а-а, бобо , (позже - больно, болит, у меня болит живот и т.п.); - радость - А__, ура ! (позже - Мама!, Папа!, Будем играть!, Мама пришла!); - просьбу - а__ , а-а , дай (позже - помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги); - осуждение - а__ , а-а-а, ай-яй-яй , фу! (позже - плохо, неверно); - усталость - о__ (позже - ох , устал/а/, я устал/а/)

Слайд 33

Вызывание звуков. Как правило, работа начинается с гласного А и ведется в течение 1—2 недель, пока не получится звук, близкий по звучанию к А. Затем в течение 1—2 недель следует поработать со слогами ПА, БА, МА, при этом должен получиться хотя бы один из них. С остальными звуками упражнения проводятся в течение 1—2 недель (с каждым). Если за это время близкая артикуляция не появится, то переходят к следующему, а через некоторое время вновь и вновь возвращаются к тому звуку, который ребенок не научился произно­сить .

Слайд 34

Гласные звуки - движения, как правило, плавные, достаточно продолжительные . Звук А: руки перед грудью, произнося звук а__ , широко, плавно развести руки в стороны; руки в стороны, произнося звук а__ , руки плавно опустить вниз; руки и голова опущены, плавно развести руки в стороны и поднять голову - а__ . Звук О : руки в стороны, произнося звук о__ , руки плавно округло соединить перед грудью (над головой). Звук У : руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, произнося звук у__ , плавно вытянуть напряженные руки вперед. Звук Э : руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э__ , напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам. Звук И : кисти рук у плеч, произнося звук и__ , очень напряженные руки поднимать вверх; педагог может за пальчики как бы тянуть детей все выше.

Слайд 35

При появлении звука и__ начинается работа над дифтонгами . Дифтонг йа (я) : руки поднимать вверх ( и__ ), а затем разводить в стороны ( а__ ); постепенно движение на звук и становится все более кратким (как и при произнесении других дифтонгов - ё, ю , е ). Дифтонг йо (ё) : руки вначале поднимать вверх ( и__ ), а затем через стороны округло опустить вниз ( о__ ). Дифтонг йу ( ю ) : руки вначале поднимать вверх ( и__ ), а затем опустить вперед-вниз ( у__ ). Дифтонг йэ ( е ): руки вначале поднимать вверх ( и__ ), а затем опустить к плечам ( э__ ). Появившиеся гласные звуки следует включать в различные описанные выше упражнения: произносить протяжно и кратко, громко, голосом разговорной громкости и тихо, нормальным, низким и высоким голосом.

Слайд 36

При произнесении глухих взрывных согласных движения быстрые, резкие, напряженные. Звук п : произнося слог па, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки, кулаки резко опускаются вниз; сидя на полу, произносить папапа , стуча сжатыми кулаками по полу, по коленям; произнося слог ап , развести руки от груди в стороны а__ , сжать пальцы в кулаки – п ; развести руки немного в стороны – а__ , хлопнуть в ладоши – п . Звук т : произнося слог та , резко встряхнуть указательными пальцами; стучать палец о палец, произнося татата ; произнося слог ат , развести руки в стороны – а__ , соединить указательный и большой пальцы – т ; Звук к : произнося слог ка , резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад.

Слайд 37

При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные. Звук б : руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз, произнося бабаба , расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняться вперед; произнося слог ба , резко, но расслабленно опустить руки вниз или опущенными вдоль тела расслабленными руками хлопать по ногам - бабаба , ба . Звук д : руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверх, произнося дадада , встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося да , утвердительно кивнуть головой. Звук г : произнося гагага , соединять указательный и большой пальцы рук; произнося га , соединить указательный и большой пальцы.

Слайд 38

При произнесении смычно-проходных согласных движения медленные, плавные, несколько напряженные. Звук м : руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями от себя, произнося слог ма , на м__ руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на а__ - руки свободно развести в стороны; интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое. Звук н : руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе, произнося слог на , на н__ - руки выдвинуть вперед, на а__ - руки свободно развести в стороны. полумягкий л ( l ). Звук л : руки согнуты в локтях на уровне плеч, произнося ляляля , делать вращательные движения кистями рук или руки опущены вниз, произнося лалала , развести руки в стороны и опустить вниз ( л__а ); как правило, у детей появляется полумягкий л ( l ).

Слайд 39

Фрикативные согласные вызываются при изолированном произнесении. Воспроизведение глухих фрикативных согласных сопровождается плавными, продолжительными, очень напряженными движениями. Звук ф : руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз, произнося звук ф__ , медленно развести руки в стороны как бы преодолевая сопротивление воздуха или руки в стороны на уровне плеч, произнося ф__ , медленно опустить руки вниз. Звук х : руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз, произнося звук х__ , медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед. Звук с : руки перед грудью, произнося с___ , напряженные руки медленно опустить вниз ("насос") или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух. Звук ш : руки перед грудью, произнося звук ш___ , делать волнообразные движения напряженными руками.

Слайд 40

При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащие. Звук в : руки в стороны, произнося звук в__ , слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем ("самолет"). Звук з : руки перед грудью, произнося звук з__ , кисти рук вибрируют перед грудью ("замерз"). Звук ж : руки перед грудью, произнося звук ж__ , резкими волнообразными движениями опустить руки вниз.

Слайд 41

Автоматизация и дифференциация звуков Автоматизация и дифференциация звуков в той или иной позиции, как правило, проводится в течение 1-2 недель. При этом на одном занятии ведется работа над одним-двумя звуками. В процессе автоматизации звуков ведется работа и над дифференциацией близких по артикуляции или смешиваемых звуков. В этом случае обязательным условием является умение произносить оба звука. При произнесении слогов, слов и фраз используются движения речевой ритмики. Они должны быть слитными, переходящими одно в другое; между ними, как и между произносимыми звуками и слогами, не должно быть пауз.

Слайд 42

вывод Основным путем овладения устной речью является подражание речи взрослого, которую ребенок воспринимает слухо-зрительно. Взрослый постоянно побуждает ребенка к устному общению, специально создает ситуации, в которых малыш вынужден обращаться к нему речью. Основным условием усвоения ребенком произносительной стороны речи является правильный образец речи взрослого. Малыш повторяет за ним как может, а взрослый поощряет его и поддерживает каждую удачную попытку воспроизвести слово, фразу. Специальные занятия помогают уточнить и расширить произносительные возможности ребенка. Естественно, что в речи неслышащего ребенка к трем годам сформированы далеко не все стороны произношения. Произносительные навыки совершенствуются в течение многих лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился

Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/

Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....

урок по литературе для 7 класса по теме: "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."

Тип урока- изучение  нового материала. Урок изучается  в разделе"Произведения писателей 20 века".Тема урока актуальна в наше время. Усвоение материала проводится в форме фронтальной беседы, ...

беседа на тему: " Что делать если ,тебя никто не слышит и не понимает"

Цель: помочь осознать важность умения слушать, понимать и слышать в процессе общения с окружающими людьми;помочь воспитанникам в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой...