Коррекционно-развивающее пространство как условие социализации воспитанников с ограниченными возможностями.
статья по теме

Голубчикова Людмила Викторовна

 

Целью данной работы является раскрытие понятия коррекционно-развивающего пространства, служащего для содействие полноценному личностному развитию обучающегося с учетом его актуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает полноту процесса его адаптации и социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Целью функционирования коррекционно-развивающего пространства является содействие полноценному личностному развитию обучающегося с учетом его актуальных и потенциальных возможностей и тем самым обеспечивая полноту процесса его адаптации и социализации. Чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна система целенаправленного развивающего воздействия, а в случае нежелательного развития - коррекция появляющихся новых психических образований и форм поведения.

Понятия «развивающая» и «коррекционная» деятельность не тождественны, каждое из них имеет свое содержание.

-■    ■ ■

Развивающая деятельность направлена на создание социально-психологических условий развития личности.

Коррекционная деятельность имеет более узкую направленность. Она ориентирована на решение в процессе развития ребенка конкретных проблем, связанных с исправлением недостатков развития психики и свойств личности, неадекватных форм поведения и самочувствия.

Целью социализации является наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.

При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации у ребенка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности.

Чтобы они научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному осуществлению жизненных планов.

Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения.  

К средствам социализации относятся различные виды деятельности.

Одно из них - арттерапия, в которую входят игротерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, театротерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия и др.

Арт - педагогика, арт - терапия это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно - направленного процесса воспитания детей с недостатками развития и формирования основ художественной культуры через искусство и художественно - творческую деятельность, развитие в ребенке определенных качеств, которые развиваются в процессе творчества. С опытом творческой деятельности формируется определенные качества личности: гибкость мышления, инициативности, уверенности в себе, свобода мышления и суждений, непохожести на других, толерантности и многое другое. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте.

Поэтому арт - педагогика - это один из методов, решающих основную проблему школы - социализацию или социальную адаптацию и реабилитацию слабослышащих и глухих детей. Раскрывая все творческие способности, весь творческий потенциал ребенка, мы будем способствовать формированию уверенности в себе, позитивному отношению к себе и людям. Необходимо возвысить ребенка, чтобы помочь ему подняться над своими страхами и бедами. Развитие сенсорики, чувств, интеллекта, раскрытие творческих способностей служит основанием для правильного понимания человеком самого себя.

Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.

Игра  -  это   форма деятельности  в  условных  ситуациях,   в  которой воспроизводятся  типичные  действия  и  взаимодействия  людей.   Она для ребенка      является      формой      реализации      активности      и      сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребенка имеет ролевая игра. Когда мне приходится работать в выходные дни с младшими школьниками, мы с удовольствием   играем в ролевую игру «Мы в кафе». Распределяя роли в игре и общаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (посетитель, повар, официант), дети осваивают социальное поведение, запоминают новые слова, учатся взаимодействовать   между   собой,   в   ходе   чего   увеличивается   диапазон доступных ребенку действий с предметами.

На следующем этапе - игре по правилам — эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Несколько лет назад в нашей школе проводилась неделя сказок под руководством Золотовой О.И. Каждый класс готовил к показу свою сказку. Мой класс тоже не остался в стороне. Мы инсценировали сказку «Красная шапочка». Ребята были одновременно и зрителями, и актерами, делились своими впечатлениями и эмоциями. Тексты сказок вызывали у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогало создать в период проведения этого сказочного мероприятия эффективную ситуацию общения.

Театротерапия раскрывает все творческие способности, весь творческий потенциал ребенка, способствует формированию уверенности в себе. Так одна из моих воспитанников - Нина С. ранее не принимала участия в школьных мероприятиях, была трудноуправляемой, склонной к нарушениям дисциплины. В этом году мне удалось привлечь ее к участию в выступлении на проводимом мною празднике - Дне учителя. Это стимулировало ее интерес к дальнейшему творчеству и в новогоднем празднике Нина приняла самое активное участие. У нее стало исчезать внутреннее беспокойство, нарушающее поведение, она стала более спокойной и уравновешенной, появилось позитивное мышление, т.е. способность видеть положительные стороны в различных явлениях. Таким образом, терапия искусством послужила гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».

В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...

Социальный проект на тему: "Озеленение, как способ социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

Содержание проекта:1. Цель проекта 2. Задачи проекта3. Введение4. Особенности подбора комнатных растений для озеленения5. Характеристика групп комнатных растений6. Идеи для озеленения школы7. Эко...

Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".

Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....

Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья " Коррекционно-развивающая  работа по исправлению дефектов развития  детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 2-5 лет с ограниченными возможностями здоровья на тему "Моя семья.Дом"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 2-5 лет с ограниченными возможностями здоровья на тему "Моя семья.Дом"...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на созд...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями...