Основные направления коррекционной работы по коррекции дисграфии
статья на тему
Предварительный просмотр:
Основные направления коррекционной работы по коррекции дисграфии
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей младшего школьного возраста может осуществляться в нескольких методологических подходах.
Первый подход соответствует современной теории логопедии и базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Анализируя диагностические данные, логопед выявляет слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося, определяет вид или сочетание видов дисграфии и в соответствии с этим планирует коррекционную работу, опираясь на существующие методические рекомендации по преодолению разных видов дисграфии. Такая работа может осуществляться индивидуально или с подгруппами детей одного возраста, у которых наблюдаются одинаковые виды дисграфии. В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов.
Второй подход к преодолению дисграфии может осуществляться в русле широкомасштабной коррекционно-развивающей работы школьного логопеда, которая посвящена, прежде всего, совершенствованию устной речи детей, развитию речемыслительной деятельности и формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности. Соответствующие мероприятия специалисты начинают реализовывать уже с первоклассниками, составляющими так называемую группу риска, т. е. с детьми, имеющими нарушения или недоразвитие устной речи. Основная задача логопеда в работе с такими детьми — с помощью систематических занятий, учитывающих школьную программу по родному языку (с начала обучения грамоте), совершенствовать устную речь детей, помогать им овладевать письменной речью и, в конечном счете, предупредить появление дисграфии.
Третий подход в коррекции дисграфии у школьников предлагает методику диагностики нарушения письма, выделяет возможные направления работы, предлагает виды упражнений по их реализации (по Садовниковой И.Н.). Этот подход, как и первый, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции. Однако, в отличие от первого, данный подход к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования какому-либо определенному алгоритму в процессе логопедической работы. Так, среди ведущих И. Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.
Четвертый подход, именуемый в практике логопедов упрощенный вариант симптоматического подхода — когда логопед объединяет школьников (не обязательно с выраженной дисграфией) на основании общности того или иного вида допускаемых на письме ошибок. С этими детьми проводится определенное количество занятий, посвященных преодолению ошибок данного вида.
Нетрудно заметить, что все охарактеризованные выше подходы к коррекции дисграфии у школьников подходят скорее детям из общеобразовательных школ, ведь они направлены, прежде всего, на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности — письма.
Однако в структуре нарушения письма у школьников с ЗПР помимо языковой недостаточности встречается неполноценность динамического праксиса, слухомоторной и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим может отмечаться дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень развития мыслительных операций анализа и синтеза; низкий уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции деятельности. И это далеко не полный перечень возможных расстройств. Таким образом, кроме подхода устранения дисграфии, который используется в общеобразовательной школе, при устранении дисграфии у детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо использовать упражнения, направленные на коррекцию развития зрительного гнозиса, памяти, анализа и синтеза.
Но кроме традиционных направлений коррекции по устранению дисграфии у детей с интеллектуальной недостаточностью мы остановимся на тех, которые часто не учитываются логопедами как самостоятельные. К таким направлениям можно отнести оптимизацию письма как вида психической деятельности и совершенствование графомоторного навыка.
Работа по оптимизации письма как вида психической деятельности. В содержании этой работы можно выделить несколько задач: формирование мотивации к овладению правильным письмом, развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции; формирование самоконтроля при письме.
Таким образом, мы понимаем, что письмо – во-первых, это сложный процесс, которым овладевают дети поэтапно. Не освоив один этап полноценно, нельзя качественно освоить второй. Во-вторых, полноценность любой интеллектуальной деятельности, в том числе и письма, обеспечивается сформированностью таких психических функций и процессов, как восприятие, произвольное внимание, слухоречевая и зрительная память, мышление. У детей с ЗПР, как правило, комплексные нарушения, кроме речевого недоразвития, низкий уровень мотивации познавательной деятельности, выраженная истощаемость, импульсивность и неравномерно развиты психические процессы, без которых невозможно быстрое овладение письмом. Для формирования навыка письма у детей с ЗПР необходимо:
1. Работу по развитию навыка письма проводить
поэтапно с постоянным нарастанием сложности заданий, в
определённой системе.
2. Перед детьми надо ставить конкретные задачи. Такое
выполнение упражнений развивает целенаправленность действий.
3. Использовать различные методы: наглядные, практические и
словесные.
4. На занятии необходимо задействовать как можно больше
анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный).
5. Выполняемые действия и их результаты должны быть
отражены в словесной форме.
6. Выполнение любого письменного задания предполагает
устную подготовку.
7. При выполнении любых заданий важны не
быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность
выполнения каждого задания. Темп работы ребёнок должен выбирать
сам. Никогда не спешите и не торопите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
"Основные направления коррекционной работы в старших классах школы VIII вида"
доклад на семинаре по дефектологии...
Доклад на областном семинаре "Основные направления коррекционной работы по развитию познавательной стороны речи у детей с ТНР".
Основной задачей коррекционной работы в нашей школе является: научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении....
Основные направления коррекционной работы
Основные формы деятельности логопедической работы для детей с ОНР....
Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...
Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведений обучающихся с ЗПР
Рассмотрим основные типы отклонений в поведении обучающихся с ЗПР и педагогические методы их коррекции...