"С чего начинается Родина..."
классный час (5 класс) по теме
Мероприятие, посвященное русским народным промыслам: Павлово посадские платки, хохлома, гжель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: -- формировать знания о народных промыслах России, историей их возникновения;
-- воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине;
-- развивать познавательный интерес, работа над речью.
Наглядность: -- карта Московской обл. со знаками:
- Павлово Посад – магнит «Матрешка»,
- Раменский р-н – магнит «Чайник» под гжель,
- Нижегородская обл. – магнит «Самовар» под хохлому.
-- Шаблоны рисунков гжели и хохломы;
-- На столе самовар, посуда из хохломы и гжели, посадские платки и шали.
Воспитатель в русском народном костюме, на плечах Павлово посадская шаль, выступающие дети одеты в костюмах под «гжель» и «хохлому».
Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, гости, тут красиво?
Аж захватывает дух!
-- Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте к нам в гости. Посмотрите как у нас красиво и необычно. Какие предметы здесь собраны: и шали, и игрушки, деревянная и глиняная посуда. Это все не простые предметы – это гордость русского народа, наше достояние, своеобразные символы нашей Родины.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать все секреты древней, чудной красоты,
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!
-- Ребята, что на мне накинуто?
-- Правильно, платок, но он с кистями. Это шаль. И сделана она недалеко от нас. В подмосковном городке Павлово Посаде.
Жил был в деревне Миленке крестьянин Иван Лабзин. Многие семьи жили особенно зимой, тем, что ткали тонкую шерсть. Ее использовали для шитья сарафанов. И вот Иван Лабзин придумал расписывать эту ткань. И в 1863 г. начали
Изготавливать первые набивные платки и шали. Все делалось вручную. На крашеную ткань ставилась набойная доска, например на ней вырезались крупные цветы и выкрашивались в определенный цвет. Затем другая доска, на которой были вырезаны другие цветы в другом цвете, затем другая доска с листочками, тоже определенного цвета. Краску использовали только природную. Создание платка – процесс очень долгий. (Во время речи воспитатель демонстрирует слайды, где изображены разнообразие шалей, картинки с процессом создания платков и шалей)
-- Послушайте стихотворение Олега Чухонцева о Павлово посадском платке. (Читают ст-ие девочка и мальчик).
У Посада, у Посада вьется синяя река,
Нет на всем белом свете,
Краше нашего платка.
Все цвета вобрал красавец:
С голубых небес до звезд,
Корни дуба, кроны ели,
Милой Родины берез.
Кинь на плечи, кинь на куд,
Загляни-ка в зеркала,
Зацветешь и улыбнешься,
До чего ты в нем мила.
Ты без слов приносишь счастье
Целой армии подруг,
Золотых деяний рук.
И в театре, и на свадьбе
Сеешь щедро красоту,
Загораешься дубравой,
Белой чайкой на лету.
Нет на свете уголка,
Где б не видели платка
Из Посада, из Посада.
Там, где синяя река.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка.
-- Сейчас, конечно, используются современные способы нанесения рисунка на платок. Но платки и шали до сих пор в большой моде. Они известны во всем мире. (Демонстрация слайдов известных людей в изделиях из Павлово посадских платков под песню гр. «Эдельвейс» «Павловский Посад»).
Воспитатель: -- Ребята, об изумительной красоте русского прикладного искусства можно говорить бесконечно. Жизнь русских крестьян – это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Крестьянин должен был суметь и дом построить, и мебель смастерить, поле вспахать. Хозяйка могла и прясть, и шить, и ткать, и хлеб испечь. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям, чтобы эта вещь осталась на века и прославляла Россию.
-- Послушайте стихотворение:
Посуда эта – не простая,
А волшебно-расписная.
Блюда, ложки и ковши
Так прекрасны, хороши!
Чаши, вазы и шкатулки,
Повстанцы, тарелки, утки..
Ну а краски как горят,
Отвести всем трудно взгляд:
Красный, черный, золотой –
Росписи фон основной.
Дивный красоты узор
Завораживает взор.
Листья, ягоды, цветы, --
Угадали роспись вы?
-- А о хохломской росписи нам расскажут гости.
Ученик: -- Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в 16 в. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке . На лесной территории было трудно прокормиться, т.к. было мало земли под пашню. Вот жители и стали изготовлять деревянную посуду из сосны.
Ученица: -- Давно славилась ярмарка Нижнего Новгорода. И сюда привозилась хохломская посуда: красивая, прочная. Она отличалась и своими яркими рисунками. В основном, рисовальщики использовали черный, красный, золотой, немного белого и зеленого цветов. А орнаментом служили тоже лесные ягоды, травы, листья деревьев. Уже в 18 в. промысел стал широко известен за пределами страны.
Воспитатель: -- А знаете, наши ребята тоже знают кое-что о Хохломе. Прочитайте стихотворения.
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Хохломская роспись—
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Воспитатель: -- А я вам расскажу красивую былину о хохломских красках.
Жил в давние времена в Москве мастер, который расписывал изделия из дерева. Сам царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свою работу, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и ушел в глухие леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом.
Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы простым и родным и, чтобы в нем отразилась красота родной земли. Так появились чашки и ложки с травками, лесными ягодками. Вот однажды, пообедав, мастер стряхнул крошки в чашу и вынес во двор, чтобы птицы поклевали. И вдруг он увидел, что из его чашки клюет крошки сама Царь-птица. И вдруг бока миски засеяли золотом. И с тех пор Хохлому называют золотой.
Слава о великом мастере дошла до самого царя. И повелел он привести к нему беглеца. Узнав об этом, собрал мастер односельчан и раскрыл все свои секреты. А утром, когда вошли царские посланцы в деревню, они увидели, как догорает дом мастера. А на земле, черной от пожара, лежала кисть рябины красной, переливаясь в золотых лучах солнца.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. И на весь мир прославилась деревянная посуда – Хохлома.
-- А теперь посмотрим на современные изделия с росписью Хохлома. (Демонстрация слайдов в сопровождении песни «Хохлома» в исп. Вики Андреевой).
Воспитатель: -- Эта роспись -- просто чудо,
Голубая вся посуда,
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
-- Это другая гордость русского мастерства – Гжель. Давайте попросим наших гостей рассказать об этой дивной посуде.
Ученик: -- Гжельская волость – это около 35 деревень и сел, где родилось это искусство. Сейчас это Московская обл., Раменский р-н, 60 км от Москвы. Слово «гжель» произошло от слова «жечь». Сначала, в 17 в. на этой территории стали делать посуду из белой глины, которой здесь было много.
Ученица: -- Гжель называют родиной русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, тюльпаны, причудливые цветы. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера еще лепят скульптурки животных, птиц, зверей, героев сказок и расписывают всеми оттенками синего цвета.
(Показ слайдов изделий под гжель в сопровождении песни «Гжель» в исполнении гр. «Россия».
Воспитатель: А я расскажу опять былину о цветах гжели.
В некотором царстве, в некотором государстве недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. С давних пор живут там гончарных дел мастера. Собрались они как-то и стали думать, как своей белоснежной посудой удивить народ, прославить свою родную землю. И решили создавать необычную посуду. Чайник, но с носиком в виде головы петушка, Сахарница в виде рыбки. Чашка как тюльпан. Но все равно посуда была скучной. И вот однажды пошли девушки на реку белье полоскать. И увидели, как в реке отражаются белые облака, синие деревья. Позвали они взрослых, посмотреть на такую красоту. И решили мастера, что будут расписывать свои белоснежные изделия в синих и голубых тонах.
-- А ведь ребята выучили стихотворения и про Гжель. Давайте, послушаем.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивиться.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Эта называется Просто роспись Гжель.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели ,неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Воспитатель: -- Давайте подведем итоги. Попробуем вспомнить все, о чем мы с вами говорили. Разгадаем кроссворд.
- Как называется место, где продают и покупают, показывают товар. ЯРМАРКА.
- Этот промысел назвали в честь старинного села, которое затерялось в глуши заволжских лесов. ХОХЛОМА.
- Страна, в которой мы живем? РОССИЯ.
- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке? МАТРЕШКА.
- Как называется живопись на предметах быта? РОСПИСЬ.
- Из какого материала мастерят хохломскую посуду?
ДЕРЕВО.
- Из чего изготавливают гжельскую посуду? ГЛИНА.
- Назовите основной оттенок с которым работают мастера гжели? СИНИЙ.
- Как называется платок с бахромой? ШАЛЬ.
я | р | м | а | р | к | а | ||||
х | о | х | л | о | м | а | ||||
р | о | с | с | и | я | |||||
м | а | т | р | е | ш | к | а | |||
р | о | с | п | и | с | ь | ||||
д | е | р | е | в | о | |||||
г | л | и | н | а | ||||||
с | и | н | и | й | ||||||
ш | а | л | ь |
|
Воспитатель: -- Вот и молодцы, теорию вы запомнили, а теперь попробуем раскрасить картинки с изображением посуды из гжели, хохломы и платочные эскизы.
(Воспитатель раздает материал для рисования, звучит музыка гр. «Театр костюма» ).
Воспитатель: -- Молодцы, правильно все раскрасили. А теперь подведем итог всего занятия. Тема занятия: «С чего начинается Родина?» Сейчас вы прослушаете замечательную песню «С чего начинается Родина…» в исполнении Марка Бернеса. Может и она поможет вам ответить на вопрос : для каждого из вас с чего начинается Родина. (Ответы детей).
Мне бы хотелось, чтобы этот урок стал не только познавательным, но и вы почувствовали, как прекрасна наша родина, как прекрасны наши мастера. Прошло много лет, но на всех континентах люди знают наше народное искусство.
ГБОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1 СОСП «Солнышко»
Открытое занятие в 5,6 классах
«С чего начинается Родина…»
Воспитатель: Вачева Е.И.
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...
«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»
Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной работы. «Пресс- конфере...
С чего начинается Родина?
Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...
Внеклассное мероприятие: "С чего начинается Родина?"
Внеклассное мероприятие для 5 класса. Музыкальная гостинная....