"С чего начинается Родина..."
классный час (5 класс) по теме

Вачева Елена Ивановна

Мероприятие, посвященное русским народным промыслам: Павлово посадские платки, хохлома, гжель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: --  формировать знания о народных промыслах России, историей их возникновения;

            -- воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине;

            -- развивать познавательный интерес, работа над речью.

Наглядность: -- карта Московской обл.  со знаками:

  1. Павлово Посад – магнит «Матрешка»,
  2. Раменский р-н – магнит «Чайник» под гжель,
  3. Нижегородская обл. – магнит «Самовар» под хохлому.

                               

                          -- Шаблоны рисунков гжели и хохломы;

                          -- На столе самовар, посуда из хохломы и гжели, посадские платки и шали.

Воспитатель в русском народном костюме, на плечах Павлово посадская шаль, выступающие дети одеты в костюмах  под «гжель» и «хохлому».

Воспитатель:  Что я вижу! Что за диво!

                            Сколько радости вокруг!

                            Правда, гости, тут красиво?

                             Аж захватывает дух!

-- Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте к нам в гости. Посмотрите как у нас красиво и необычно. Какие предметы здесь собраны: и шали, и игрушки, деревянная и глиняная посуда. Это все не простые предметы – это гордость русского народа, наше достояние, своеобразные символы нашей Родины.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать все секреты древней, чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!

   -- Ребята, что на мне накинуто?

   -- Правильно, платок, но он с кистями. Это шаль. И сделана она недалеко от нас. В подмосковном городке Павлово Посаде.

        Жил был в деревне Миленке крестьянин Иван Лабзин. Многие семьи жили особенно зимой, тем, что ткали тонкую шерсть. Ее использовали для шитья сарафанов. И вот Иван Лабзин придумал расписывать эту ткань. И в 1863 г. начали

Изготавливать первые набивные платки и шали. Все делалось вручную. На крашеную ткань ставилась набойная доска, например на ней вырезались крупные цветы и выкрашивались в определенный цвет. Затем другая доска, на которой были вырезаны другие цветы в другом цвете, затем другая доска с листочками, тоже определенного цвета. Краску использовали только природную. Создание платка – процесс очень долгий. (Во время речи воспитатель демонстрирует слайды, где изображены разнообразие шалей, картинки с процессом создания платков и шалей)

   -- Послушайте стихотворение Олега Чухонцева о Павлово посадском платке. (Читают ст-ие девочка и мальчик).

У Посада, у Посада вьется синяя река,

Нет на всем белом свете,

Краше нашего платка.

Все цвета вобрал красавец:

С голубых небес до звезд,

Корни дуба, кроны ели,

Милой Родины берез.

Кинь на плечи, кинь на куд,

Загляни-ка в зеркала,

Зацветешь и улыбнешься,

До чего ты в нем мила.

Ты без слов приносишь счастье

Целой армии подруг,

Золотых деяний рук.

И в театре, и на свадьбе

Сеешь щедро красоту,

Загораешься дубравой,

Белой чайкой на лету.

Нет на свете уголка,

Где б не видели платка

Из Посада, из Посада.

Там, где синяя река.

Прямо чудо, прямо чудо,

Сотворили на века

Рукодельницы Посада,

Рукотворницы платка.

     -- Сейчас, конечно, используются современные способы нанесения рисунка на платок. Но платки и шали до сих пор в большой моде. Они известны во всем мире. (Демонстрация слайдов известных людей в изделиях из Павлово посадских платков под песню гр. «Эдельвейс» «Павловский Посад»).

Воспитатель: -- Ребята, об изумительной красоте русского прикладного искусства можно говорить бесконечно. Жизнь русских крестьян – это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Крестьянин должен был суметь и дом построить, и мебель смастерить, поле вспахать. Хозяйка могла и прясть, и шить, и ткать, и хлеб испечь. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям, чтобы эта вещь осталась на века и прославляла Россию.

     -- Послушайте стихотворение:

Посуда эта – не простая,

А волшебно-расписная.

Блюда, ложки и ковши

Так прекрасны, хороши!

Чаши, вазы и шкатулки,

Повстанцы, тарелки, утки..

Ну а краски как горят,

Отвести всем трудно взгляд:

Красный, черный, золотой –

Росписи фон основной.

Дивный красоты узор

Завораживает взор.

Листья, ягоды, цветы, --

Угадали роспись вы?

     -- А о хохломской росписи нам расскажут гости.

Ученик:  -- Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в 16 в. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке . На лесной территории было трудно прокормиться, т.к. было мало земли под пашню. Вот жители и стали изготовлять деревянную посуду из сосны.

Ученица:  -- Давно славилась ярмарка Нижнего Новгорода. И сюда привозилась хохломская посуда: красивая, прочная. Она отличалась и своими яркими рисунками. В основном, рисовальщики использовали черный, красный, золотой, немного белого и зеленого цветов. А орнаментом служили тоже лесные ягоды, травы, листья деревьев. Уже в 18 в. промысел стал широко известен за пределами страны.

Воспитатель:  -- А знаете, наши ребята тоже знают кое-что о Хохломе. Прочитайте стихотворения.

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Хохломская роспись—

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

Воспитатель:  -- А я вам расскажу красивую былину о хохломских красках.

     Жил в давние времена в Москве мастер, который расписывал изделия из дерева. Сам царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свою работу, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и ушел в глухие леса.

     Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом.

Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы простым и родным и, чтобы в нем отразилась красота родной земли. Так появились чашки и ложки с травками, лесными ягодками. Вот однажды, пообедав, мастер стряхнул крошки в чашу и вынес во двор, чтобы птицы поклевали. И вдруг он увидел, что из его чашки клюет крошки сама Царь-птица. И вдруг бока миски засеяли золотом. И с тех пор Хохлому называют золотой.

     Слава о великом мастере дошла до самого царя. И повелел он привести к нему беглеца. Узнав об этом, собрал мастер односельчан и раскрыл все свои секреты. А утром, когда вошли царские посланцы в деревню, они увидели, как догорает дом мастера. А на земле, черной от пожара, лежала кисть рябины красной, переливаясь в золотых лучах солнца.

     Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. И на весь мир прославилась деревянная посуда – Хохлома.

-- А теперь посмотрим на современные изделия с росписью Хохлома. (Демонстрация слайдов в сопровождении песни «Хохлома»  в исп. Вики Андреевой).

Воспитатель:  -- Эта роспись -- просто чудо,

Голубая вся посуда,

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

     -- Это другая гордость русского мастерства – Гжель. Давайте попросим наших гостей рассказать об этой дивной посуде.

Ученик:  -- Гжельская волость – это около 35 деревень и сел, где родилось это искусство. Сейчас это  Московская обл., Раменский р-н, 60 км от Москвы. Слово «гжель» произошло от слова «жечь». Сначала, в 17 в. на этой территории стали делать посуду из белой глины, которой здесь было много.

Ученица: -- Гжель называют родиной русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, тюльпаны, причудливые цветы. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера еще лепят скульптурки животных, птиц, зверей, героев сказок и расписывают всеми оттенками синего цвета.

(Показ слайдов изделий под гжель в сопровождении песни «Гжель» в исполнении гр. «Россия».

Воспитатель: А я расскажу опять былину о цветах гжели.

     В некотором царстве, в некотором государстве недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. С давних пор живут там гончарных дел мастера. Собрались они как-то и стали думать, как своей белоснежной посудой удивить народ, прославить свою родную землю. И решили создавать необычную посуду. Чайник, но с носиком в виде головы петушка, Сахарница в виде рыбки. Чашка как тюльпан. Но все равно посуда была скучной. И вот однажды пошли девушки на реку белье полоскать. И увидели, как в реке отражаются белые облака, синие деревья. Позвали они взрослых, посмотреть на такую красоту. И решили мастера, что будут расписывать свои белоснежные изделия в синих и голубых тонах.

     -- А ведь ребята выучили стихотворения и про Гжель. Давайте, послушаем.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивиться.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Эта называется Просто роспись Гжель.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели ,неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Воспитатель: -- Давайте подведем итоги. Попробуем вспомнить все, о чем мы с вами говорили. Разгадаем кроссворд.

  1. Как называется место, где продают и покупают, показывают товар. ЯРМАРКА.
  2. Этот промысел назвали в честь старинного села, которое затерялось в глуши заволжских лесов. ХОХЛОМА.
  3. Страна, в которой мы живем? РОССИЯ.
  4. Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке? МАТРЕШКА.

  1. Как называется живопись на предметах быта? РОСПИСЬ.
  2. Из какого материала мастерят хохломскую посуду?

ДЕРЕВО.

  1. Из чего изготавливают гжельскую посуду? ГЛИНА.
  2. Назовите основной оттенок с которым работают мастера гжели? СИНИЙ.
  3. Как называется платок с бахромой? ШАЛЬ.

я

р

м

а

р

к

а

х

о

х

л

о

м

а

р

о

с

с

и

я

м

а

т

р

е

ш

к

а

р

о

с

п

и

с

ь

д

е

р

е

в

о

г

л

и

н

а

с

и

н

и

й

ш

а

л

ь

 

 

Воспитатель: -- Вот и молодцы, теорию вы запомнили, а теперь попробуем раскрасить картинки с изображением посуды из гжели, хохломы и платочные эскизы.

(Воспитатель раздает материал для рисования, звучит музыка гр. «Театр костюма» ).

Воспитатель: -- Молодцы, правильно все раскрасили. А теперь подведем итог всего занятия. Тема занятия: «С чего начинается Родина?» Сейчас вы прослушаете замечательную песню «С чего начинается Родина…» в исполнении Марка Бернеса. Может и она поможет вам ответить на вопрос : для каждого из вас с чего начинается Родина. (Ответы детей).

          Мне бы хотелось, чтобы этот урок стал не только познавательным, но и вы почувствовали, как прекрасна наша родина, как прекрасны наши мастера. Прошло много лет, но на всех континентах люди знают наше народное искусство.

ГБОУ  Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1  СОСП «Солнышко»

Открытое занятие в 5,6 классах

«С чего начинается Родина…»

Воспитатель: Вачева Е.И.

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Внеклассное мероприятие: "С чего начинается Родина?"

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Музыкальная гостинная....