Упражнения для формирования образных средств языка у дошкольников
план-конспект урока по теме

Гончарова Марина Анатольевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraznye_sredstva_yazyka_konsultaciya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

         Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. Образность речи – наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности», при обозначении предмета, признака, действия словом или другой языковой единицей, например словосочетанием или предложением. Это способствует созданию более яркого впечатления об обозначаемом. Образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.

         Образность предполагает отражение действительности художественными средствами, в том числе словами, употребляемыми в переносном значении. Они называются тропами. В дошкольном возрасте актуальны такие тропы как сравнение и олицетворение, а также фразеологические обороты.

         Сравнение строится на сопоставлении предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки. Олицетворение – это перенесение человеческих черт на предметы и явления неживой природы, на мифические существа. Фразеологический оборот – это семантически несвободное сочетание слов, которое не составляется  в процессе высказывания, а воспроизводится в устойчивом лексико-грамматическом составе с  закрепленной за ней семантикой.

 

Виды упражнений для формирования у дошкольников образных средств языка

«Понимание и употребление сравнений»

Задание 1.

Цель: учить понимать сравнения на сопоставлении предметов по разным основаниям с использованием наглядного материала и без него.

Инструкция: Подумайте: «Что (кто) как солнышко?», выберите подходящую картинку и назовите изображение на ней. (Ответьте на вопрос: «Что как солнышко?» при затруднении предложить образцы ответов (одуванчик, цыпленок, шарик…)

Речевой материал:

Как солнышко, как снег, как зверь, как небо, как ветер, как змея, как гора, как огонь, как уголек, как сахар, как еж, как поросенок, как золото, как иголка, как льдинка.

Задание 2.

Цель: учить понимать сравнения на основе сопоставления предметов по признаку.

Инструкция 1: Подбери слова – признаки: если о предмете говорят  «как снег», то он какой?

Речевой материал: как небо, как роза, как сахар, как еж, как солнце, как волчица, как пуговичка, как радуга, как шар, как мышка,  , как поросенок, как веревка, как ниточка, как капелька, как иголка…

Инструкция 2: Скажи: «Кто (что) хитрый, как лиса? (например, хитрый как лиса – мальчик).

Речевой материал: голубой, как небо; красный, как роза; легкий, как перышко; колючий, как еж; яркий, как солнце; злой, как волчица; маленький, как пуговичка; цветной, как радуга; круглый, как шар; тихий, как мышка; твердый, как камень; грязный, как поросенок; холодный, как лед; тонкий, как ниточка.

Задание 3.

Цель: учить подбирать слова к сравнениям, основанные на сопоставлении предметов по действию.

Инструкция 1.: Подбери слово – действие: « Что можно делать, как слон? – топать, ходить, поворачиваться.

Речевой материал: как лев, как слон, как зверь, как ребенок, как ветер, как змей, как веревка, как солнце, как золото, как попугай, как мячик, как море, как соловей.

Инструкция 2: Подбери слово – предмет: « Кто извивается как змей? – червяк, веревка, лента…

Речевой материал: рычит, как лев; топает, как слон; завоет, как зверь; заплачет, как ребенок; мчится, как ветер; извивается, как змея; вьется, как веревка; светится, как солнышко; блестит, как золото; летит, как стрела; галдит, как попугай; прыгает, как мяч; шумит, как море; поет, как соловей.

Задание 4.

Цель: учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.

Инструкция 1: Подбери пропущенное слово. (У кошки были глаза (какие?) как блюдца – большие, круглые).

Речевой материал:

Лена повязала платок (какой?) как мак.

Вошла девушка (какая?) как солнышко.

В коробке лежали карандаши (какие?) как радуга.

На стуле висел платок (какой?) как огонь.

У великана были руки (какие?) как ветки деревьев.

Мы шли по травке (какой?) как коврик.

Инструкция 2.: Закончи предложение. (На небе появилась черная, как ночь… Что? – Туча).

Речевой материал:

У кошки были круглые, как блюдца …

Лена повязала красный, как мак …

В дом вошла прекрасная, как солнце…

В коробке лежали разноцветные,  как радуга.

На стуле висел яркий, как огонь…

Задание 5.

Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям.

Инструкция: Сравни с чем – нибудь (с кем – нибудь) арбуз. (Арбуз, как мяч, как зебра, как сахар…).

Речевой материал: одуванчик, арбуз, елка, заяц, шуба, конфета, апельсин,  мороженое, мяч, малыш, краски, машина, лента, кошка.

Задание 6.

Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по действию.

Инструкция: Сравни с чем-нибудь того, кто сердито рычит (сердито рычит как зверь).

                       Сравни с чем-нибудь собаку. (собака рычит как лев).

Речевой материал: Ярко блестит, высоко прыгает, громко топает, сердито рычит, медленно идет, ярко светится, страшно воет, быстро бегает, звонко смеется, ярко горит, быстро тает, тихо ходит.

Кувшин блестит, девочка высоко прыгает, дедушка топает, мальчик очень медленно идет, глаза совы светятся в темноте, метель воет, заяц очень быстро побежал от лисы, веревка извивается, фонарь ярко горит, девочка тихо ходит, папа крепко спит, мороженое быстро тает.

Задание 7.

Цель: учить использовать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку и действию в условиях их предъявления в более широком контексте.

Инструкция: Закончи предложение. (Хлеб высох и стал твердый как камень. Бульдог рычал на маленькую собачку, как лев.)

Речевой материал:

На травке гулял цыпленок – желтый, как …

В конюшне стояла лошадь – белая, как…

Среди ребят была одна девочка – маленькая, как…

Саша прибежал домой голодный, как …

У этой птицы были крылья – голубые, как …

Арбуз был такой сладкий, как …

Ветви у елочки колючие, как …

…………………………………………………………….

В комнате кто-то топал, как …

На полке стоял кувшин и блестел, как …

Прыгалки ползали по земле, как …

Собака побежала быстро, как …

Ночью у совы глаза светятся, как …

Коля со стыда покраснел, как …

Крапива жжется, как …

Ваня посмотрел сердито, как …

« Понимание и употребление олицетворений»

Задание 1.

Цель: учить понимать олицетворения, дифференцировать прямое и переносное значения глаголов в контексте.

Инструкция: Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.

Речевой материал:

Волк воет. – Ветер воет.

Мама злится. – Зима злится.

Ежик влез на пенек. – Опенок влез на пенек.

Шел человек. – Шел снег.

Ребенок проснется. – Весна проснется.

Папа срывает с веток яблоки . – Ветер срывает с веток яблоки.

Дети бегут. – Ручьи бегут.

Девочка плачет. – Сосулька плачет.

Задание 2.

Цель: учить объяснять значение олицетворений в условиях предъявления их в широком контексте.

Речевой материал:

Зима недаром злится –

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до земли.

С веток яблоки срывает,

Тащит шапку с головы.

Задание 3.

Цель: учить использовать олицетворения в условиях их предъявления в широком контексте.

Инструкция: Я начну предложение, а ты его закончи.

Речевой материал:

Веселые ручейки по дорогам (что делают?)…

Деревья зимой под снегом (что делают?)..

Из-за тучи солнышко (что сделало?)…

Крупные капли дождя по стеклам (что делают?)…

Ветки красной рябины к нам в окно (что делают?)…

В синем море волны (что делают?)…

Молоко из кастрюли (что сделало?)…

Налетел сильный ветер и все листья с деревьев (что сделал?)…

Зимой злая вьюга (что делает?)…

«Понимание и употребление фразеологических оборотов»

Задание 1.

Цель: учить соотносить фразеологические обороты с ситуацией и подбирать эквивалентные выражения.

Инструкция: Когда так говорят? Скажи по-другому.(Плетется как черепаха – медленно).

Речевой материал: как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как гром среди ясного неба, задрожал как осиновый лист, жить как кошка с собакой, вертеться как белка в колесе. Красный как рак, лил как из ведра.

Задание 2.

Цель: Учить объяснять значения фразеологических оборотов, представленных в контексте предложения.

Инструкция: Объясни, что это значит. (Брат пришел из школы как в воду опущенный – он был расстроен).

Речевой материал:

Бабушка заболела,  и мама была как на иголках.

Дождь на улице лил как из ведра.

Собака залаяла, и девочка задрожала как осиновый лист.

Коля и Петя похожи как две капли воды.

Саша обманул сестру и покраснел как рак.

Они жили как кошка с собакой.

Искали очки, а они как сквозь землю провалились.

В работе над фразеологическими оборотами можно использовать рисунки И. Мокеевой. Детям сначала объясняют значение фразеологического оборота, далее предлагается раскрасить картинку, подписать ее. Составить предложение.

Список литературы

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н. Головин. - М.: Высш.шк., 1988.-320с.

2. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи/ П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич.- М.: Просвещение,1987.-288с.

3. Чешко Л.А. Русский язык/Л.А. Чешко.- М.: Высш.шк.,1981.-261с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Формирование лексико – грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников и обучающихся с ОВЗ.

В статье подчеркивается важность обучения старших дошкольников и обучающихся НОО с нарушением речи употреблению синонимов. Приведен материал, способствующий усвоению синонимов детьми. ...

Модель формирования лексико-грамматических средств языка у дошкольников и обучающихся НОО с ОВЗ.

Наглядно представлено, как  по схематичному алгоритму строить работу над самой важной трудной частью речевого развития....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

Презентация «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР по средствам дидактических игр и упражнений»

Актуальность:      Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи.Под ...

Методические рекомендации "Комплекс приемов и упражнений по формирований творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР"

При правильно организованной работе, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития успешно овладевают навыками творческого рассказывания. Опишем направления и содержание данной раб...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...