Доклад на тему: «Система работы по формированию навыков учебного труда»
план-конспект урока по теме
Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.
В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: «Система работы по формированию навыков учебного труда»
Слайд 2
Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.
В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.
Слайд 3
Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:
-закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.
-выработка рациональных методов и приемов организации труда;
Слайд 4
- обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;
-расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.)
Самоподготовка,- одна из форм организации самостоятельной работы учащихся.
По санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 9-11-м классах - до 4 ч.
Учитывая уровень подготовки воспитанников данной группы детей, можно ограничиться 2 - 2,5 часами, так как умения и навыки, полученные в 1-11 классах, требуют в основном закрепления и контроля.
Слайд 5
Структурные элементы самоподготовки
1.Организационный момент.
2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой.
3.Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.
4. Дозировка времени на определенные предметы.
5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение консультантов.
Слайд 6
6. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.
7. Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.
8. Дополнительная работа на закрепление материала.
Слайд 7
9. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание.
10. Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный)
11. Во время самоподготовки рекомендуется использовать физкультминутки и перерывы в работе над заданиями.
12. Подведение итогов. Форму подведения итогов воспитатель может выбирать сам.
Работая с воспитанниками данного класса при планировании воспитательной работы я обращаю внимание на закрепление следующих моментов:
1. Развитие воли, умение преодолевать трудности.
2. Формирование характера.
3. Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.
4. Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.
Слайд 8
Из данной диаграммы видно, что наблюдения велись в течение 3лет: с 10 по 12 класс. Динамика развития очевидна: критерий развития воли, умения преодолевать трудности изменил значение с 68% до 90%. Формирование характера с 76% до 92%. Настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость с 73% до 95%.
Развитие памяти, мышления, речи и других познавательных способностей с 70% до 92%.
Слайд 9
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Место воспитателя в начале самоподготовки - у стола. Он должен убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.
Обычно самоподготовку мои воспитанники начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, потом по физике, химии, биологии и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Иногда мы чередуем выполнение устных и письменных заданий или начинаем с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.
Большую помощь в моей работе оказывают консультанты – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя.
Так например, консультанты по русскому языку и математике – Самойлова Марина, литературе – Рыбалко Алина.
Во время проведения самоподготовки я использую разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, требующий знания и осмысления всего задания, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, основанное на сегодняшнем правиле, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки.
Всегда завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач.
Я обязательно отмечаю, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.
Ребята моего класса – выпускники, но они уделяют время не только учёбе.
Слайд 10, 11, 12.
Они активно участвуют в жизни школы: занимаются спортом, // посещают музеи и выставки, // проявляют свои творческие способности, занимаясь в различных кружках, участвуют в праздниках и концертах,// посещают занятия по профориентации и выбору профессии.
Таким образом, воспитанники класса получают навыки и знания максимально связанные с жизненными потребностями, для успешной социализации и интеграции после окончания учебного заведения.
Слайд 13
Конец.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с ОВЗ
«Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №23 II, IV и VI видов»
Подготовила:
Ларченко Н.А.,
воспитатель старших классов,
первая квалификационная категория
Белгород
2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад по теме "Система работы с одаренными детьми"
Выступление зам. директора по УВР Гаязовой Р.Ф....
Доклад на методическом объединении учителей технологии: "Формирование навыков ручного труда, как средство социальной адаптации на уроках декоративно - прикладного творчества."
Содержание1. Роль декоративно- прикладного творчествав развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости2. Развитие ручной умелости.3. Формирование социальных умений4. Формирование интересов к...
Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"
В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....
Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка
В статье представлены некоторые элементы обновления стратегии обучения для успешного формирования у учащихся универсальных учебных действий, что способствует не только саморазвитию и самос...
Система работы по формированию навыков исследовательского труда
Автор дает краткое описание системы работы, целью которой является формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся как ключевых компетенций, способствующих успешно...
Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.
В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....
Система работы по формированию навыков эстетического поведения младшего школьного возраста
Материал подготовлен для использования в работе...