Доклад на методическом объединении учителей технологии: "Формирование навыков ручного труда, как средство социальной адаптации на уроках декоративно - прикладного творчества."
методическая разработка по технологии по теме

Сергеева Лидия Евгеньевна

Содержание

1. Роль декоративно- прикладного творчества

в развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости

2. Развитие ручной умелости.

3. Формирование социальных умений

4. Формирование интересов к труду у детей

5. Реализация индивидуального подхода в обучении детей

6. Ознакомление с элементами декоративно - прикладного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst._sergeeva_l.e.doc157.5 КБ
Файл foto_detey.docx423.61 КБ
Файл foto_detey1.docx488.14 КБ

Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования.

Методическая лаборатория дефектологии.

Формирование навыков ручного труда, как средство социальной адаптации на уроках декоративно - прикладного творчества.

                                                                           Реферат выполнен слушателем

                                                                           курсов повышения квалификации

                                                         МИОО, группы -  КРО-5,

                                                                          учителя ГОУ СОШ VIII вида № 7

                                                   Зеленоградского А.О.

                                                                 Сергеевой Лидии Евгеньевны.

Москва. 2010

Содержание

1. Роль декоративно- прикладного творчества

в развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости

2. Развитие ручной умелости.

3. Формирование социальных умений

4. Формирование интересов к труду у детей

5. Реализация индивидуального подхода в обучении детей

6. Ознакомление с элементами декоративно - прикладного творчества.

   

                         

Роль декоративно- прикладного творчества

в развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости.

   

    Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

    Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

    Н.П.Сакулина говорила, что народное творчество, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через творчество дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

    Народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

    На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

    Изобразительное народное искусство обладает огромней силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

    В процессе творческой деятельности (рисования, лепки, аппликации, изонити, вышивания) создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

    Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности, потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходств и различий, уподоблении, обобщении.

    Народное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний  и на основе которых у детей формируются разнообразные творческие способности.

    Большую роль оказывает декоративно - прикладное творчество в трудовом воспитании детей. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания  работ необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

   

Развитие ручной умелости.

   

 Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

    В процессе овладения приемами народно-декоративного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.  

Развитие ручной умелости является необходимой частью практически любых систем  воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых».

Можно по–разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания.

Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные потешки: «сорока – белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» – по мнению М.М. Кольцовой.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить развитие ребенка?

О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90–х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Ребёнку  очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.

Таким образом, тема исследования и развития ручной умелости является актуальной и требует самого пристального внимания.

Исходя из темы, ее актуальности цель работы исследование ручной умелости методом наблюдений, методики развития мелкой моторики у детей.

Гипотеза исследования своевременная диагностика ручной умелости способствует коррекционной работе по развитию навыков детской моторики.

Приемы работы по развитию ручной умелости у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости.

 «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.

Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками. Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Предварительно проводится работа по развитию мелкой моторики. Для этого применяется пальчиковая гимнастика. Ее можно делать и в начале занятия - для разминки, и в середине - для отдыха, и как отдельный прием обучения художественной деятельности.

Виды пальчиковой гимнастики.

1. Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

2. Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

3. Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.

4. Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

5. Игры с палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

6. Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Следующий этап перед непосредственным созданием поделки - целевые экскурсии в лес, парк, сад, к реке. Во время таких прогулок организуются беседы, направленные на воспитание у детей умений видеть природу, вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее и беречь. Также делаются заготовки природного материала, но так, чтобы не нанести ущерба природе. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение.

И, наконец, - создание поделки. Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть - в каждом листочке или корешке спрятано волшебство. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

1. Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки - используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат, забавного гномика, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их.

2. Чешуйки шишек ели, сосны, кедра, ананаса - служат основой для необыкновенно интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии.

3. Работы из пуха тополя (основного), чертополоха, одуванчика, ковыля, осота, как правило, получаются красивыми, легкими, воздушными. Здесь от детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.

4. Перья птиц - очень благодарный материал. Работа  с ним способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения. Перед началом необходимо обратить внимание детей на эстетику, аккуратность, соотношение пропорций в поделке.

5. Иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, стручки белой акации, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, лепестки тюльпана, розы - служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей.

6. Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, камушки, бисер - используются для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает, придает занятиям творческую направленность.

7. Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов, мака, кокосовые стружки - применяются для изготовления картин. Из них получаются замечательные композиции. Светлые крупы легко окрасить в разные цвета. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинальными и красивыми получаются панно из кокосовых стружек. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

8. Гипс - служит для создания композиций совместно с природным материалом, объемных игрушек, фигурок зверей, овощей и фруктов. Для отливки используются гипсовые формочки. Работа с гипсом способствует развитию представлений о возможности его использования, навыков коллективного труда, дружеских взаимоотношений.

Природные материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда - готовую поделку, картину.

Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения), художественная литература, так как они создают богатую почву для размышлений, вдохновения, делают человека мудрее.

Существует немало других материалов для работы.

1. Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Ребенок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.

2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров) словно приобретают вторую жизнь в детских руках, предоставляя широкий простор для творчества и конструирования.

3. Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала неограниченны: его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.

Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры.

Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук  способствует:

- получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

- закреплению положительных эмоций;

- возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки.

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Следовательно, есть все основания рассматривать художественный ручной труд, как важный элемент развития ребенка.

Формирование социальных умений.

          Социально - трудовая адаптация детей специальной (коррекционной) школы  в первую очередь зависит от их  общего развития, уровень которого обусловлен состоянием дефекта, сроками и результативностью обучения. Известно, что период  школьного обучения является сенситивным (наиболее чувствительным) для усвоения социального опыта. За это время ребёнок приобретает знания, умения,   навыки, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой дальнейшего  присвоения социального опыта.

       Для  кардинального решения проблемы социально - трудовой адаптации, необходим ряд мер,  первоочередной из которых  является организация  обучения, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности.

      Интеллектуальные  составляющие структуры трудовой   деятельности формируются на уроках труда, общеобразовательного цикла и в воспитательские часы. Так на уроке любой из дисциплин происходит развитие речевой способности учащихся, составляющей основу регулирования трудовой деятельности. Уроки, решающие собственно образовательные задачи, направлены, кроме того, на развитие умений овладевать знаниями, представлениями, на формирование умственных операций: умения ориентироваться в полученном задании, контролировать свои действия, оценивать сделанное. Эти интеллектуальные приобретения учащихся являются необходимыми компонентами выполнения трудовой деятельности. Следовательно, трудовую подготовку необходимо рассматривать как  систему, включающую весь   комплекс учебно- воспитательной    работы в школе, направленной на общее развитие ребёнка.

    Структурными составляющими системы служат следующие основные направления педагогической работы.

  1. Углубленное изучение индивидуальных особенностей ребёнка и выявление его возможностей в трудовом обучении.
  2. Отслеживание и фиксация «прироста» развития  учащихся  по   параметрам, охватывающим наиболее важный для  овладения трудовой  деятельностью учебный материал.
  3. Систематическое восполнение недостатков усвоения учебного         материала за весь предыдущей период обучения.
  4. Определение эффективности и подбор  адекватных  состоянию      ребёнка  педагогических технологий на основе результатов отслеживания «прироста» обученности.

   Процесс социально - трудовой адаптации осложняется  ещё и  тем, что большинство  детей имеют выраженные трудности в эмоционально - волевой и  познавательных сферах. Но даже подростки с грубыми дефектами могут выполнить работы по самообслуживанию–ремонту одежды, изготовить несложные игрушки, поздравительные открытки, сувениры.  Для этого     требуется   специальная организация способов взаимопомощи и поддержки.

Дети не должны бояться допущенных ошибок, брака, скрывать их.        Затруднения специально обсуждаются,    ошибки  совместно  исправляются.

     Темы  уроков по  ремонту  одежды  ставят задачи  сформировать у детей  навыки  носить  удобную, чистую одежду, правильно   ухаживать за ней, своевременно  чинить её. Учащиеся должны видеть результат своего труда и чувствовать, что они приносят пользу.

    В процессе  обучения выполнению ручных швов дети знакомятся с их   назначением и применением, отрабатывают простейшие  технологические приёмы, развивают глазомер, привыкают к аккуратности и  усидчивости. Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, координации движения, гибкости, точности выполнения действий.

Иногда ткани одежды получают повреждения  или изнашиваются, так что необходимо наложить заплату на место повреждения. При  наложении  заплаты дети   учатся   подбирать ткань по цвету и толщине ремонтируемой вещи.  Выбирать форму заплаты «круглую, овальную, прямоугольную, квадратную» Порванное место на одежде можно отремонтировать с помощью заплаты  в   виде аппликации «цветок, листочек,  фигурки животных, геометрические  формы». Выбор формы аппликации, материалов контрастного цвета  или  по  цвету изделия, способов прикрепления аппликации – очень важный этап  работы. Именно этот процесс развивает творческие способности ребёнка: вкус, чувство цвета.

      Пришивание пуговиц в семье, обычно является заботой взрослых. Родители  даже не задумываются, сколько интересного и полезного узнаёт ребёнок   в  процессе такого элементарного ремонта одежды. Кроме эстетического удовлетворения от вида аккуратной одежды, дети могут потренироваться в определении нужной пуговицы  по цвету, форме, размеру, количеству дырочек.   Предлагая выбрать нужную пуговицу из многих, не удивляйтесь если например, к белой  рубашке  выбрана самая большая и красивая пуговица. Задача учителя доступно объяснить, что пуговицы на одежде должны быть  одинаковыми и обязательно соответствовать петельке. Пришивая пуговицы, дети приобретают навыки в координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, привыкают к аккуратности и бережному отношению к  одежде; знакомство с формой, цветом открывает возможность для нового применения известных материалов.

     Изготавливая вешалку дети усваивают, что одежду   лучше вешать. В случае отсутствия нужной ткани, вешалку можно пришить из тесьмы. Шнура или  купить вешалку - цепочку.

     Игрушка всегда сопутствовала человеку.  Она - один из самых давних видов   декоративно- прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего  наш глаз.  Игрушку любят все дети.  Предложите  сшить новый наряд для   своей игрушки. Такие занятия   открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют    детскую мысль.

      Более взрослых детей привлекать к мелкому ремонту   младших  братьев и  сестёр. Это даёт возможность почувствовать им  свою  значимость.

     К сожалению,  не все  родители наших учеников могут стать помощниками.  По разным причинам они препятствуют формированию здорового   образа жизни  учеников.

     Для формирования общечеловеческих качеств не надо самых совершенных технических    средств не надо особых  условий. Надо готовить детей к жизни средствами своего предмета, содержанием всего уклада. Создавать среду, которая воспитывала бы, развивала, коррегировала  психофизические недостатки  для   социальной адаптации   детей  с ограниченными возможностями, приобретению ими  практического, жизненного опыта.                    

Формирование интересов к труду у детей.

     

      Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, ничем  не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой  деятельности и реализации своих способностей с обоюдной пользой для себя и окружающих.

      Образовательно-коррекционные школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта, способны обеспечить ученику освоение в соответствии  с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование   общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению  сопутствующих проблем - социально-бытовых, досуговых, нравственно - эстетических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности ребёнка, позволяя ему после окончания школы   выступить  на рынке труда.

      При обучении должны решаться     следующие задачи.

  1. Формирование интеллектуальных умений в труде.
  2. Обучение навыкам сомообслуживания и самообеспечения в быту.
  3. Становление личности ученика в процессе выбора.
  4. Опора на общетрудовые умения и навыки при допрофессиональной подготовки.

     Привить стойкий интерес и любовь к профессии можно, только лишь    опираясь на все виды деятельности в учебном процессе. Следует помнить, что труд в школах VIII вида выступает не только как предмет, но и как одно из  важнейших и неотъемлемых средств коррекции  умственных и физических недостатков детей, как средство преодоления основного и сопутствующих     дефектов ребёнка.  Следовательно трудовую подготовку учащихся необходимо рассматривать как систему учебно - воспитательной работы, направленной  на общее развитие детей.

     Структурными составляющими системы служат следующие основные напрвления педагогической работы:

- изучение индивидуальных особенностей ребёнка и выявление его возмож-ностей в трудовом обучении;

-отслеживание и фиксация «прироста» развития ребенка;

-определение эффективности и подбора   адекватных состоянию ребёнка педагогических технологий.

     Ознакомление с различными видами труда должно начинаться в начальных классах. Одним из приёмов являются экскурсии в учебные школьные мастерские. Это посещение должно быть заранее продумано, спланировано, что оставит положительное впечатление у маленьких экскурсантов. В результате осмотра объектов труда, экспонатов выставки, самого процесса работы   старшеклассников у ребят должно возникнуть желание учиться в мастерской труду. Детям не следует давать слишком большого объёма  сведений для усвоения и объектов для обозрения при посещении мастерской. Тем не менее  учащиеся должны представлять себе, что делают в мастерской и отвечать на соответствующие вопросы. Учитель показывает, как из обычного куска  ткани, меха, ниток получаются привлекательные и полезные  вещи «игрушки, сувениры, поздравительные открытки, предметы домашнего обихода». Дети видят, как материалы податливы для обработки. По общеизвестной детской склонности к деятельности у ребят возникает желание поработать, попробовать свои силы,  появляется первый интерес  к труду.

     Привитие интереса к профессии начинается в период пропедевтики трудового обучения. В этот период работа учителя направлена на максимальное  развитие высших психических функций ребёнка на основе доступной и интересной практической деятельности.

     Большое внимание уделяется обогощению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.  Совершенствование моторики   учащихся, знакомство с технологиями ручной обработки различных материалов, создают основу для творческих работ, развивающих воображение и повышающих уверенность детей в своих силах.

      Воспитание организованных умений и навыков играют не маловажную роль. С первых дней обучения в мастерской ученики должны научиться правильно входить в мастерскую, надевать спецодежду, занимать своё рабочее место.  

      Систематическая тренировка в действиях способствует выработке определённого динамического стереотипа, что само собой ведёт к воспитанию организованности. Учителю важно вовремя и правильно подмечать и оценивать действия каждого ученика. При отработке     организационных умений и навыков важно отразить специфику мастерской это повышает интерес к будущей профессии.

      Обучению помогает использование на занятиях игровых форм, загадок ответы на которые дети могут давать хором.

      Огромную роль в формировании стойкого положительного отношения к  труду как к предмету играет, постоянно действующая  выставка на которой представлены следующие разделы:

  1. работы выпускников « учебные и внеклассные»,
  2. работы учащихся, выполненные в связи  с прохождением программы,
  3. работы «поделки» родителей, совместные работы детей и родителей,
  4. техническое творчество учащихся.

     Выставка позволяет видеть развитие умений учащихся. У самих ребят

экспонаты вызывают живой интерес и желание научиться работать так же качественно.

    В старших классах программы обучения включают учебный материал такого характера и объёма, что усвоение его позволяет привлечение учащихся к работе по ремонту мебели, одежды, а в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности, чтобы почувствовать значимость своего труда.

      Результаты работы с использованием приёмов и средств дадут положительные результаты. Комплексность усилий учителей, родителей, специалистов будут способствовать снижению социальной напряжённости у данной категории выпускников школ.

Реализация индивидуального подхода в обучении детей.

          Индивидуальный подход в обучении - принцип педагогики, согласно которому в учебно- воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребёнка. Основанное на знании его личности, условий жизни, а также анамнестических данных. Всестороннее изучение учащихся является основой правильного педагогического воздействия, обеспечивает компенсацию дефекта, успешное обучение аномального ребёнка в коллективе и его развитие.

         На уроках трудового обучения индивидуальный подход имеет особенно важное значение, т. к. по восприимчивости к обучению умственно отсталые учащиеся различаются между собой. Различия обусловлены не только   свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, уровня притязаний и т. п., но также присущей полиморфностью основного и многообразием сопутствующих дефектов.

       К понятию «индивидуальный подход» относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся, определяемые их индивидуальными особенностями. Для дифферинцированного подхода к разным типам умственно отсталых детей  необходима  классификация отражающая их типические свойства. Применительно к трудовому обучению за основания такой классификации «типологии» приняты три группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергетической сторонам учебно - трудовой  деятельности.

Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процесс усвоения заданной цели «целеобразования», сбора и объединения всей информации, нужной для решения задачи, планирование предстоящей работы, изменение целей и планов при исполнении. Развитие указанных свойств определяется уровнем знаний.

       Исполнительная сторона включает свойства, необходимые для процесса  реализации планов: практического преобразования исходного материала и соотнесения реальных действий и их результатов с  соответствующими  психическими эталонами. К физиологическому уровню этой стороны        деятельности относятся зрительный, слуховой и двигательной систем, участвующих в восприятии, самоконтроле и исполнении.

         Энергетическая сторона  охватывает свойства характеризующие активизацию нервной системы учащегося: эмоции, чувства, проявление волевых усилий, утомляемость.

      Дифференцированный подход также строится с учётом  интегративных качеств личности учащегося: темперамента и характера.

      Реализация индивидуального подхода в обучении не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровня его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются  цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку.

      Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

- систематическое изучение каждого ученика;

- постановка ближайших коррекционных задач в работе с каждым учеником;

- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ребёнку;

- фиксация и анализ полученных результатов;

- постановка новых задач.

       Изменение характера использования методов обучения связано и с решением трудной задачи  индивидуализации обучения.  Пути реализации дифферинцированного подхода в обучении на основе составления заданий учащимся по уровню способности к самостоятельному выполнению работы.

       Самостоятельная работа «Изонить». Заполнение окружности.

При освоение приёмов изонити важно учесть, что не все дети владеют  циркулем.   Для детей работающих циркулем, задание следующего содержания:

- начертите окружность,

- разделите окружность на  8 частей.

Учащиеся  слабо владеющие циркулем, задание выполняют по шаблону.

Используется дифференцированный подход и при закреплении нити:

- закрепление нити при помощи узелка,

- с помощью клея.

Учащимся, которые выполнили   задание, рекомендуется дополнить окружность лучиками.

        При выполнении данной  самостоятельной  работы каждый ученик выполнил задание своим способом, который соответствует его возможностям.

       Придание методам обучения направленности на более полное использование способностей детей, несомненно оказывает большое влияние на эмоциональную сферу личности  ребёнка, чем методы ориентированные только на воспроизведение, репродукцию способов действий.

        Самостоятельная работа: «Вышивание гладью».

Осуществляя  индивидуальный подход, предлагается каждому ученику  выполнить вышивку гладью, которая ему больше нравиться «контурная,  односторонняя, двусторонняя».

        Самостоятельная работа: «Вышивание крестом растительных мотивов».   Выбрать рисунок предлагается каждому ребёнку индивидуально.

        Немаловажное значение в индивидуальной работе с учеником имеет правильный  подход к анализу и оценки самостоятельной работы. Несмотря на имеющиеся значительные недостатки, надо в каждом из них отметить   что- либо положительное, найти такую форму оценки деятельности  ученика, которая бы стимулировала и вдохновляла его   на дальнейшую работу. Это способствует улучшению работ, оказывает положительное влияние на весь процесс  деятельности  детей, помогает предупреждению конфликтных состояний, упрямства или отказа от работы.

        Под влиянием систематического и продуманного индивидуального подхода у учащихся постепенно вырабатывается отношение к труду как к важной и полезной деятельности. Дифференцированный подход к детям, основанный на понимании особенностей развития ребёнка, - важное средство формирования у них  активной и сознательной деятельности,  играющей весьма существенную роль в их общем развитии.

Ознакомление с элементами декоративно- прикладного творчества.

         Основное место на уроках трудового обучения  занимает практическая   работа учащихся, в результате которой создаётся изделие определённого функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребёнка активных действий. Об активности можно судить прежде всего по внешним признакам – ученик размечает, режет, шьёт, клеит, лепит и т. д., т.е. осуществляет определённые трудовые действия. В то же время трудно      сказать, насколько активен ребёнок внутренне. Учащиеся в большинстве случаев ориентируются на создание копии изделия, демонстрируемом учителем в качестве образца. Реализация творческих  способностей  учащихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия.

         Для формирования у школьников образного мышления нужны специальные задания творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала и способностей  детей.

         Задания творческого характера - это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

          Задания по формированию образного мышления связаны с изменением «количества, формы, размеров, способов соединения комплектующих деталей», с заменой материалов и с различным оформлением изделия, с изготовлением для игрушки пары: подружки, товарища или кошки выполнить котят, в сюжетную аппликацию внести дополнения, которых нет на образце. Занятия лучше проводить на фоне занимательных рассказов, сказок или стихов.

         Формирование у школьников умения решать задания творческого характера целесообразно осуществлять поэтапно.

   Задача первого этапа – формирование навыков анализировать объекты труда,  определяя их функциональное назначение, выявляя главные и второстепенные признаки. Для детей нашей категории оказывается труднее сравнивать предметы по признакам их сходства. Поэтому применяют такой методический приём как введение третьего объекта, который наталкивает на выделение сходных признаков первых двух.

          Анализ образца изделия, направленный на формирование умения сравнивать изделия, имеющие одно функциональное назначение.

                    Объект труда – прихватка.

1.Рассмотрите изделия, которые лежат на столе. Как можно назвать эти изде-лия?     «Тряпочка, подушечка, прихватка»

2. Для чего нужны прихватки?  «Брать горячую посуду»

3. Из каких деталей состоит прихватка?   «Два кусочка ткани прямоугольной                        

                                                                            формы и петли»

4.Для чего в середину прихватки вставлена прокладка?

5. Какие детали прихватки можно назвать главными?

6. Какие детали прихватки можно изменять?

7. Чем могут отличаться прихватки? «Материалом, формой, оформлением, способом соединения, дополнительными деталями».  

       Предлагаемые учащимся вопросы при анализе образца изделия, направлены на вычленение главных и второстепенных признаков.

   На втором этапе основное внимание уделяется  формированию умения выполнять задания творческого характера, разработанные учителем.         Задания предлагаемые детям должны отвечать следующим условиям:

- быть целесообразными;

- предусматривать вариативность решения;

- учитывать имеющиеся у детей знания, умения, навыки;

- быть чётко и грамотно сформулированным.

       Заложенная в задании возможность различных вариантов его решения позволяет учащимся реализовать свои творческие возможности.

       Например, задание: « Измени размеры основы закладки» Допускает различные варианты выполнения. Одни ученики могут увеличить «уменьшить» длину и ширину, другие – увеличить « уменьшить»  только длину или только ширину. Даже более конкретное задание «Измени обработку срезов салфетки» может быть выполнена по разному: обработаны бахромой, петельными  стежками, мережкой с подогнутыми срезами, фестонами.

  Третий этап формирования у школьников умения  выполнять и составлять   задания творческого характера. Основная задача этого этапа – научить детей составлять и выполнять собственные варианты заданий.

     Работа, проведённая  на первом и втором этапах, обеспечивает результативность третьего этапа.

      Задание творческого характера.

Объект труда – поздравительная открытка.  

  1. Сделай открытку двойную.
  2. Измени форму открытки.
  3. Используй при оформлении открытки аппликацию.

     Дальнейшая работа над заданиями, по развитию образного мышления, строится с учётом задач, определённых учителем для данного урока.

Можно проанализировать задания в плане целесообразности, выполняемости.

Можно предложить всем учащимся выполнить одно, наиболее интересное задание.

Можно предоставить  детям выбрать задание.

Можно разрешить учащимся обменяться заданиями, выполнить их, а затем осуществить взаимопроверку.

    Знакомство с творчеством народных мастеров – умельцев с использованием образцов и репродукций, вдохновляют детей на творческую работу.

       Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка. Опыт показывает, что такие занятия открывают возможности для  развития инициативы, будят положительные эмоции,  вдохновляют, активизируют детскую мысль.

       Вышивка развивает творческие способности ребёнка; вкус, чувство цвета, выбор рисунка.

       При овладении приёмами вязания дети развивают образное мышление, моторику рук, учатся правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.

      Техника изонити расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, изонить развивает у ребёнка образное мышление, ловкость действий, формирует такие качества, как настойчивость, воспитывает аккуратность, усидчивость, т. е. способствует развитию личности ребёнка.

        Плетение - один из наиболее интересных видов работы с волокнистыми материалами. Плетение развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление ребёнка.

        Таким образом, мы видим, что знакомство детей с элементами декоративно – прикладных ремёсел является средством коррекции недостатков различных психических процессов и качеств у  детей путём воспитания и развития у них правильного восприятия форм, цвета, величины, их положения в пространстве, умения находить в предметах существенные признаки, устанавливать сходство и различие между ними, анализировать образец, планировать этапы работы, эстетически воспринимать окружающие предметы.

Используемая литература

1 Антакова–Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24–го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М.: 1974.

2  Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 – 7 лет. –М.: ГНОМ и Д. –2003.–120 с.

3. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем: Развитие общей моторики. –М.: Паритет. –2003.–160 с.

4. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры–забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с муз. –М.: ГНОМ и Д. –2002.–64 с.

5. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.:1973.

6. Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг.». СПб,: Издательский Дом «М и М», 1998.

7. И. Агапова, М. Давыдова  200 лучших игрушек из бумаги и картона. Приложение. Упражнения для тренировки мелкой моторики рук.

 Лада. М. 2009

8. И. Воскресенская. Развивающие    игрушки своими руками.

Сибирское университетское издательство. 2010

9.Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся специальных образовательных учреждений VIII вида.  Дефектология  № 3,4  2004

10. Уфимцева Л. П., Трубачёва Т. П., Семенайт Н. А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации детей с нарушением интеллекта. Дефектология. № 4. 2002.

Роль декоративно- прикладного творчества

в развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости.

   

    Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

    Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

    Н.П.Сакулина говорила, что народное творчество, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через творчество дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

    Народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

    На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

    Изобразительное народное искусство обладает огромней силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

    В процессе творческой деятельности (рисования, лепки, аппликации, изонити, вышивания) создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

    Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности, потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходств и различий, уподоблении, обобщении.

    Народное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний  и на основе которых у детей формируются разнообразные творческие способности.

    Большую роль оказывает декоративно- прикладное творчество в трудовом воспитании детей. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания  работ необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

   

Формирование социальных умений.

          Социально- трудовая адаптация детей специальной (коррекционной) школы  в первую очередь зависит от их  общего развития, уровень которого обусловлен состоянием дефекта, сроками и результативностью обучения. Известно, что период  школьного обучения является сенситивным (наиболее чувствительным) для усвоения социального опыта. За это время ребёнок приобретает знания, умения,   навыки, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой дальнейшего прис-   воения социального опыта.

       Для  кардинального решения проблемы социально- трудовой адаптации, необходим ряд мер,  первоочередной из которых  является организация  обучения, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности.

      Интеллектуальные  составляющие структуры трудовой   деятельности формируются на уроках труда, общеобразовательного цикла и в воспитательские часы. Так на уроке любой из дисциплин происходит развитие речевой способности учащихся, составляющей основу регулирования трудовой деятельности. Уроки, решающие собственно образовательные задачи, направлены, кроме того, на развитие умений овладевать знаниями, представлениями, на формирование умственных операций: умения ориентироваться в полученном задании, контролировать свои действия, оценивать сделанное. Эти интеллектуальные приобретения учащихся являются необходимыми компонентами выполнения трудовой деятельности. Следовательно, трудовую подготовку необходимо рассматривать как  систему, включающую весь   комплекс учебно- воспитательной    работы в школе, направленной на общее развитие ребёнка.

    Структурными составляющими системы служат следующие основные направления педагогической работы.

  1. Углубленное изучение индивидуальных особенностей ребёнка и выявление его возможностей в трудовом обучении.
  2. Отслеживание и фиксация «прироста» развития  учащихся  по парамет-рам, охватывающим наиболее важный для  овладения трудовой  дея-  тельностью учебный материал.
  3. Систематическое восполнение недостатков усвоения учебного мате- риала за весь предыдущей период обучения.
  4. Определение эффективности и подбора  адекватных  состоянию ребён-ка  педагогических технологий на основе результатов отслеживания «прироста» обученности.

   Процесс социально- трудовой адаптации осложняется  ещё и  тем, что боль- шинство  детей имеют выраженные трудности в эмоционально- волевой и  познавательных сферах. Но даже подростки с грубыми дефектами могут вы- полнить работы по самообслуживанию–ремонту одежды, изготовить несложные игрушки, поздравительные открытки, сувениры.  Для этого  тре- буется   специальная организация способов взаимопомощи и поддержки.

Дети не должны бояться допущенных ошибок, брака, скрывать их. Затруд-нения специально обсуждаются,    ошибки  совместно  исправляются.

     Темы  уроков по  ремонту  одежды  ставят задачи  сформировать у детей  навыки  носить  удобную, чистую одежду, правильно   ухаживать за ней, своевременно  чинить её. Учащиеся должны видеть результат своего труда и чувствовать, что они приносят пользу.

    В процессе  обучения выполнению ручных швов дети знакомятся с их  наз- начением и применением, отрабатывают простейшие  технологические приё-мы, развивают глазомер, привыкают к аккуратности и  усидчивости. Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, координации движения, гибкости, точности выполнения действий.

Иногда ткани одежды получают повреждения  или изнашиваются, так что необходимо наложить заплату на место повреждения. При  наложении запла- ты дети   учатся   подбирать ткань по цвету и толщине ремонтируемой вещи.  Выбирать форму заплаты «круглую, овальную, прямоугольную, квадратную» Порванное место на одежде можно отремонтировать с помощью заплаты  в   виде аппликации «цветок, листочек,  фигурки животных, геометрические  формы». Выбор формы аппликации, материалов контрастного цвета  или  по  цвету изделия, способов прикрепления аппликации – очень важный этап  ра-боты. Именно этот процесс развивает творческие способности ребёнка: вкус, чувство цвета.

      Пришивание пуговиц в семье, обычно является заботой взрослых. Родители  даже не задумываются, сколько интересного и полезного узнаёт ребёнок   в  процессе такого элементарного ремонта одежды. Кроме эстетического удовлетворения от вида аккуратной одежды, дети могут потренироваться в определении нужной пуговицы  по цвету, форме, размеру, количеству дырочек.   Предлагая выбрать нужную пуговицу из многих, не удивляйтесь если например, к белой  рубашке  выбрана самая большая и красивая пуговица. Задача учителя доступно объяснить, что пуговицы на одежде должны быть  одинаковыми и обязательно соответствовать петельке. Пришивая пуговицы, дети приобретают навыки в координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, привыкают к аккуратности и бережному отношению к  одежде; знакомство с формой, цветом открывает возможность для нового применения известных материалов.

     Изготавливая вешалку дети усваивают, что одежду   лучше вешать. В случае отсутствия нужной ткани, вешалку можно пришить из тесьмы. Шнура или  купить вешалку- цепочку.

     Игрушка всегда сопутствовала человеку.  Она- один из самых давних видов   декоративно- прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего  наш глаз.  Игрушку любят все дети.  Предложите  сшить новый наряд для   своей игрушки. Такие занятия   открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют    детскую мысль.

      Более взрослых детей привлекать к мелкому ремонту   младших  братьев и  сестёр. Это даёт возможность почувствовать им  свою  значимость.

     К сожалению,  не все  родители наших учеников могут стать помощниками.  По разным причинам они препятствуют формированию здорового   образа жизни  учеников.

     Для формирования общечеловеческих качеств не надо самых совершенных технических    средств не надо особых  условий. Надо готовить детей к жизни средствами своего предмета, содержанием всего уклада. Создавать среду, которая воспитывала бы, развивала, коррегировала  психофизические недостатки  для   социальной адаптации   детей  с ограниченными возможностями, приобретению ими  практического, жизненного опыта.                    

Формирование интересов к труду у детей.

     

      Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, ничем  не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой  деятельности и реализации своих способностей с обоюдной пользой для себя и окружающих.

      Образовательно-коррекционные школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта, способны обеспечить ученику освоение в соответствии  с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование   общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению  сопутствующих проблем - социально-бытовых, досуговых, нравственно- эстетических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности ребёнка, позволяя ему после окончания школы   выступить  на рынке труда.

      При обучении должны решаться     следующие задачи.

  1. Формирование интеллектуальных умений в труде.
  2. Обучение навыкам сомообслуживания и самообеспечения в быту.
  3. Становление личности ученика в процессе выбора.
  4. Опора на общетрудовые умения и навыки при допрофессиональной подготовки.

     Привить стойкий интерес и любовь к профессии можно, только лишь опи-  раясь на все виды деятельности в учебном процессе. Следует помнить, что труд в школах VIII вида выступает не только как предмет, но и как одно из  важнейших и неотъемлемых средств коррекции  умственных и физических недостатков детей, как средство преодоления основного и сопутствующих     дефектов ребёнка.  Следовательно трудовую подготовку учащихся необходи- мо рассматривать как систему учебно- воспитательной работы, направленной  на общее развитие детей.

     Структурными составляющими системы служат следующие основные напрвления педагогической работы:

- изучение индивидуальных особенностей ребёнка и выявление его возмож-ностей в трудовом обучении;

-отслеживание и фиксация «прироста» развития ребенка;

-определение эффективности и подбора   адекватных состоянию ребёнка педагогических технологий.

     Ознакомление с различными видами труда должно начинаться в начальных классах. Одним из приёмов являются экскурсии в учебные школьные мастерские. Это посещение должно быть заранее продумано, спланировано, что оставит положительное впечатление у маленьких экскурсантов. В результате осмотра объектов труда, экспонатов выставки, самого процесса работы   старшеклассников у ребят должно возникнуть желание учиться в мастерской труду. Детям не следует давать слишком большого объёма  сведений для усвоения и объектов для обозрения при посещении мастерской. Тем не менее  учащиеся должны представлять себе, что делают в мастерской и отвечать на соответствующие вопросы. Учитель показывает, как из обычного куска  ткани, меха, ниток получаются привлекательные и полезные  вещи «игрушки, сувениры, поздравительные открытки, предметы домашнего обихода». Дети видят, как материалы податливы для обработки. По общеизвестной детской склонности к деятельности у ребят возникает желание поработать, попробовать свои силы,  появляется первый интерес  к труду.

     Привитие интереса к профессии начинается в период пропедевтики трудового обучения. В этот период работа учителя направлена на максимальное  развитие высших психических функций ребёнка на основе доступной и интересной практической деятельности.

     Большое внимание уделяется обогощению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.  Совершенствование моторики уча- щихся, знакомство с технологиями ручной обработки различных материалов, создают основу для творческих работ, развивающих воображение и повы- шающих уверенность детей в своих силах.

      Воспитание организованных умений и навыков играют не маловажную роль. С первых дней обучения в мастерской ученики должны научиться правильно входить в мастерскую, надевать спецодежду, занимать своё рабочее место.  

      Систематическая тренировка в действиях способствует выработке определённого динамического стереотипа, что само собой ведёт к воспитанию организованности. Учителю важно вовремя и правильно подмечать и оценивать действия каждого ученика. При отработке организа-ционных умений и навыков важно отразить специфику мастерской это по-вышает интерес к будущей профессии.

      Обучению помогает использование на занятиях игровых форм, загадок ответы на которые дети могут давать хором.

      Огромную роль в формировании стойкого положительного отношения к  труду как к предмету играет, постоянно действующая  выставка на которой представлены следующие разделы:

  1. работы выпускников « учебные и внеклассные»,
  2. работы учащихся, выполненные в связи  с прохождением программы,
  3. работы «поделки» родителей, совместные работы детей и родителей,
  4. техническое творчество учащихся.

     Выставка позволяет видеть развитие умений учащихся. У самих ребят

экспонаты вызывают живой интерес и желание научиться работать так же качественно.

    В старших классах программы обучения включают учебный материал такого характера и объёма, что усвоение его позволяет привлечение учащихся к работе по ремонту мебели, одежды, а в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности, чтобы почувствовать значимость своего труда.

      Результаты работы с использованием приёмов и средств дадут положительные результаты. Комплексность усилий учителей, родителей, специалистов будут способствовать снижению социальной напряжённости у данной категории выпускников школ.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида № 7.

Тема: Развитие навыков ручного труда, как средство социализации

           детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                               

                                 

                                                                         Выполнила: Сергеева Л.Е.

2011-2012 уч. год



Предварительный просмотр:

P3110080

P3110086



Предварительный просмотр:

P3110081

P3110084


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

урок декоративно прикладного творчества черепашка из подручных материалов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4634051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"372","width":"265"}}]]...

Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"

Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Формирование УУД на уроках русского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...