Диагностические средства
методическая разработка (6 класс) по теме

Рябова Марина Васильевна

В статье описываются  какие диагностические средства используются для изучения знаний , умений и навыков обучающихся специального (коррекционного) класса 8 вида.Изучается развитие взаимоотношений внутри коллектива, сформированность нравственного ,коммуникативного и физического потенциала ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_sredstva2.rar164.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО

Нижегородский Государственный Педагогический Университет

Тема :

Диагностические средства в работе педагога.

Выполнила: Рябова М.В.

Адрес: Нижегородская область, Сосновский район, с.Виткулово ,

 улица Попкова 12,

МОУ Виткуловская СОШ

2010г.

Диагностические средства в работе педагога.

Класс состоит из 6 человек:

 7 кл.-Зинина Инна,

8 кл.-Григорьева С.,

9кл.- Клюкин Д., Пчелов Д., Сенаторов А.,

 Макушин А. –на индивидуальном обучении.

Все дети живут в полных семьях,кроме Антона,мальчик живет с отцом,Света Григорьева  временно живет в Суруловском  реалибилитационном центре для несовершеннолетних(пришла в наш класс в этом году).

Каждый ребёнок имеет свою историю болезни.

 Григорьева Света  плохо передвигается, Зинина Инна не видит левым глазом, часто падает в обмороки от перепадов давления.У Клюкина сильно искривлен позвоночник,имеет дефект речевого аппарата («волчья пасть»).У всех мальчиков есть  проблемы с желудочно-кишечным трактом и  с сердечно-сосудистыми  заболеваниями. Григорьева Света –спокойная,добрая ,отзывчивая девочка. Любое дело выполняет с желанием. Откликается на любую  просьбу.

Дима Пчелов-самый подвижный , разговорчивый ребёнок.Про него можно сказать- сто вопросов,сто ответов. Не может долго выполнять ту или иную работу.Любое дело ему быстро надоедает.Быстро загорается,быстро гаснет.

Сенаторов Саша-это полная противоположность Пчелову. Мало говорит, мало двигается. Если хочет что-то сказать , то бубнит себе под нос непонятные звуки. Часто переводчиком Саши выступает Пчелов Д..На уроках очень тихий , сидит теребит предметы(ручки, пенал, карандаш). Речь мальчика плохо развита, при произношении делает массу ошибок, а в этом году перестал  вообще  четко  говорить.

Клюкин Дима тоже испытывает трудности при произношении ,после операции Дима получил возможность правильно говорить, но долгое молчание привело к нерешительности ,   робости, даже страха разговора. Со временем пришла уверенность и Дима стал говорить четче, яснее, говорит медленно

Зинина Инна –эта девочка постоянно живет в придуманном мире ,на уроках увлекается своими фантазиями.

На основе наблюдений  и результатов проведенных диагностик  в классе можно выделить следующие группы ребят:

  1. «Яркие»-это ребята, которые сразу обращают на себя внимание ,они разворачивают любого лицом к своим проблемам. Характерные черты: любознательность, упорство, самолюбие, амбициозность. При четкой мотивации и контроле они показали очень хорошие результаты как в учебной , так и в  других видах деятельности( Клюкин Д., Пчелов Д.)
  2. «Пороховая бочка»-ребята ,требующие постоянного внимания. Психологические особенности: вспыльчивость, резкая смена настроения и  интересов, отсутствие  мотивации, недостаточное развитие самоконтроля, неумение трезво оценить свои поступки, неадекватная самооценка. Все это мешает им сохранять ровные отношения с ребятами. Естественно, это сказывается и на уровне успеваемости, а также приводит к появлению дисциплинарных проблем (Зинина И.)
  3. «Пассивные»- не занимают никакую жизненную позицию, «серенькие мышки»- СенаторовА.,  Макушин А., Григорьева С.

       Какой ребенок находится передо мной ? Каковы его жизненные ресурсы? С какими трудностями он может столкнуться ? Как недостатки ребенка превратить в отправную точку его жизненных побед? Какой ключик откроет дверь к взаимопониманию и взаимотворчеству?

      Эти вопросы я ставлю перед собой ,когда подбираю методики для изучения и коррекции личности каждого ребенка в классе. Успешное  решение  сегодняшних и завтрашних учебных задач невозможно без самой тщательной работы по изучению и всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Одним из направлений работы с классом является развитие и коррекция личности?

В начале каждого учебного года и в течение года

 в классе проводятся следующие

исследования:

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. Освоение учащимися образовательной программы

2. Развитость мышления

3. Познавательная активность учащихся

4.Сформированность учебной деятельности.

  1. Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
  3. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)
  4. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

 1. Нравственная направленность личности

2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

 2.Методика «Ценностные ориентации школьников» " (М. Рокич)

4. Диагностика личностного роста Д.Григорьев, Кулешов И.В.

  1. Методика "Цветик - семицветик"

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. Знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2. МЭПО и СУ
  3. Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. Состояние здоровья

2. Развитость физических качеств личности


1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

2.Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. Комфортность ребенка в школе

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе

  1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"  

   2.Методики "Наши отношения"        Л.М.Фридман,

3."Психологическая атмосфера в коллективе" л.Г.Жедуновой                    3.Социометрия

4. «Экран настроения»

Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. Сформированность совместной деятельности

  1. Методика "Наши отношения" Л.М.Фридман
  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).

Методики могут меняться ,всё зависит от целей и задач которые мы ставим в процессе обучения и воспитания.

Начинаем проводить диагностику с  ежедневной рефлексии (оценка детьми своего настроения) с первого дня занятий в школе . Она имеет форму звезды. Каждый ребёнок выбирает определённый цвет своего настроения.

 Красный -отличное настроение,

зеленый -плохое,

оранжевый  - так себе....

 Звезды располагаются на облачках ( каждое облако принадлежало одному ребёнку).К концу недели цвета облаков «горят» разноцветными огоньками. Тут отчетливо видна динамика.  С ребятами, у которых в рефлексии использовались зеленые цвета проводятся  индивидуальные беседы и коррекционная работа.

В классе  была создана рубрика «Бочка жалоб и предложений, где ребёнок может  вносить  свои пожелания и предложения.

Эту рубрику ребята ведут  ежедневно , сюда они  вписывают  свои впечатления от прожитого дня, а если в какой-либо день им не хотелось писать, то они наклеивали в него карикатурный рисунок рожицы, выражающей усталость, восторг, вину, тревогу, одиночество, злость и т.д. Так выяснялось, с каким ребенком психологу еще стоит пообщаться после ухода домой всех ребят.

Знакомясь с детьми необходимо прежде всего исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Поэтому используем  Методику Р. Жиля.

 Она позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка из неблагополучной семьи, давая тем самым возможность,воздействуя на эти отношения (с помощью занятий с психологом), влиять на дальнейшее развитие личности воспитанника.

Таков общий (сводный ) регистрационный лист к данной методике:

большинства ребят доминирует агрессивность, любознательность, контактность. Наименее значим для них отец. Любознательность можно отнести к положительным характеристикам, а вот над агрессивностью необходимо  задуматься. Для определения социального статуса детей в использовалась методика исследования  межличностных отношений «День рождения» ,где ребятам предлагается пригласить к себе на день рождения товарищей .Таким образом из  6  человек   наиболее предпочитаемый  Пчелов Д., 0  человек - лидеры ,1человек отвергнутый  (Макушин А.).

Ярких лидеров нет, все выполняем по настроению, но чаще всего загорается Пчелов Дима, Инна желания не проявляет, но если возьмется за дело, то выполняет с большим старанием.          

 Очень нравится  ребятам украшать свой класс перед новогодним праздником. Они изготовили гирлянды, шары, игрушки, открытки .Сделали их в таком количестве, что пришлось часть отдать на ёлку.

Передача кабинета географии нашему классу сыграла  в сознании ребят большую роль .Они стали заботится о своём рабочем месте, стали беречь и охранять цветы в классе ,а уж поливать и опрыскивать любят все. Если в прошлом году в классе была проблема с уборкой ,то сейчас ребята  могут и на переменах убраться в классе ,а не только после уроков. Несмотря на то, что наш класс самый малочисленный в школе ,мы приняли активное участие во всех общешкольных мероприятиях .Каждый нарисовал рисунок на тему «Моя малая Родина»  к конкурсу «Я рисую мир», Аня Пузикова даже два. Рисунки были направлены на районный конкурс и как радовались ребята ,когда получили грамоты за участие в районном конкурсе «Я рисую мир».

 Клюкин Д. занял 3 место, а Пузикова А. -1 место.

 

Ежегодно проводится спортивный кросс «Золотая осень». В этом  году приняли участие все, Клюкин Д. поддержал свой класс  тоже. Мальчики долго старались при изготовлении дорожных знаков для общешкольного конкурса «Внимание дорога».

. 

Вся эта работа не прошла бесследно, если в прошлом году уровень развития коллектива  (Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин) рассматривался как «песчаная россыпь», то в этом году большинство ребят (5 из 6 ) выбрали «мягкую глину»,появился человек ,который хотел бы быть лидером- это Клюкин Д., но одного желания недостаточно. Он словно «маяк» ,то вспыхнет, то погаснет, поэтому 1 из 6 выбрал уровень развития коллектива «мерцающий маяк».

Все дети без исключения любят рисовать, поэтому при обследовании детей  в основном  использовали проективные методики, т.е. рисуночные тесты. Ребята проявили здесь те особенности, которые нам не были видны на более ранних этапах исследования, т.к. бессознательное раскрывается и устанавливается контакт и взаимопонимание с ребенком. Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно сопоставлялись с результатами других методик.

Тест «Нарисуй человека» К.Маховера дал возможность раскрыть индивидуальные особенности личности ребёнка. Самым внимательным оказался Клюкин  Дима,   креативным – Макушин Антон .

Тест «Рисунок семьи» (Метод Кормана) позволил выявить особенности внутрисемейных отношений, эмоциональное самочувствие ребенка по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости. Таким образом получились следующие результаты:

-четверо из шести детей рисуют себя рядом со своими родителями, т. е. они доверяют и      дорожат и любят своих родителей,

-один  находится в стороне, это означает что влияние родителей не так сильно, семья для детей представляет определенную ценность, ребёнок принимает    участие в семейных праздниках , но без намоминания не всегда вспоминает о дне рождении кого –то из близких.

-один ребенок  рисует себя в стороне от своей семьи , дети страдают одиночества,

- один спрятал семью под крышей ,со всех сторон отгородив от внешнего мира.

Если сравнивать результаты теста с прошлым годом ,то мы увидим положение изменилось как в лучшую так  и в худшую сторону.

Дима  Клюкин нашел общий язык с младшим братом Андреем, почувствовал свою значимость в семье. Мама отмечает , что все чаще  может положиться на сына. Если раньше мать с сыном не находили даже общего языка, то теперь проблемы в общении исчезли. А после того как их семья приняла участие  в школьном конкурсе « Мама, папа ,я –спортивная семья», Дима по другому стал относится к родителям. Это видно и на рисунке - Дима рисует себя в центре семьи . В прошлом году он поместил семью в центре рисунка, а себя отдельно в правом углу листа .

Зинина И. перестала капризничать ,меньше проявляет агрессию .  Рисунок приобретает более яркие цвета (появился красный , розовый  ,желтый цвета). Но остаются проблемы взаимоотношений с младшей сестрой. Инна выступает зачинщицей всех ссор, чем сильно травмирует свою сестру.

Большие проблемы в семье Сенаторого А.Это видно по тесту «Рисунок семьи». Саша нарисовал семью ,отгородив от внешнего мира.

По результатам теста М. Рокича «Ценностные ориентации», основанного  на прямом ранжировании списка ценностей можно увидеть те же проблемы ,что и в тесте «Рисунок семьи».Ребятам  предъявлялся  набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Их задача была  – разложить карточки по порядку значимости .Сенаторов поставил семью на последнее место. На первое  выдвигает материальные ценности, друзей на третье. Пчелов и Клюкин на первое место ставят здоровье. Радует ,что семья у Клюкина на 2 месте.

Клюкин  Д.

Григорьева С.

Сенаторов А.

Пчелов  Д.

1 место

Здоровье

Здоровье

Материальная обеспеченность

Здоровье

2 место

Семья

Семья

Друзья

Любовь

3 место

Развитие

Верные друзья

Красота природы

Семья

4 место

Счастье других

Любовь

Здоровье

Мудрость

По итогам анкетирования по методике Дж.Тейлора «Уровень тревоги и лжи» получились такие результаты .Очень высокий уровень тревоги у  трёх учащихся- Григорьевой С, Сенаторова  А,  Пчелова  Д., у Клюкина Д.- средний. Состояние тревоги  у мальчиков  связано со страхами перед предстоящей защитой проекта,  на классном часе мы  много говорили  о правилах  сдачи экзамена и уровень тревоги снизился. Света живет вдали от дома и переживает за близких. Воспитательная работа в классе было направлена на развитие нравственных качеств ,поэтому и классные часы были подобраны именно такого направления «Уроки добра», «Добрый и злой», «Поговорим о воспитанности».На классных часах ребята учились освобождаться от гнева, рисовали доброго и злого волшебника, проговаривали свои страхи.  Определенный сдвиг в этой работе есть –дети стали свободно общаться друг с другом, стали более терпимее, милосерднее к окружающим. К концу года прекратились драки ,ссоры.

Суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги


Ф.И.

Шкала тревоги

В начале года

В конце года

Клюкин Дима

17 баллов

Средний уровень,

близок к высокому

10 балов

Григорьева Света

27 баллов

высокий

16 баллов

Сенаторов Александр

28 баллов

Высокий

20 баллов

Пчелов Дима

26 баллов

высокий

16 баллов

Зинина Инна

12 баллов низкий

12 баллов

В начале и в конце  года каждый  ребенок  диагностируется  по каждому предмету на проверку  усвоения программных требований. Вот например диагностический лист Клюкина Д. по чтению и развитию речи.

Диагностика 2008-2009 учебный год.

Предмет  -Чтение и развитие речи

Класс-8 с(к)к

Учитель –Рябова М.В.

Программные знания и умения

Ф.И.О.




Выделение главной мысли произведения



Составление характеристики героев с помощью учителя

Составление плана в форме повествовательных предложений

Читать осознанно, правильно ,бегло, читать «про себя»

Пересказ содержания с опорой на выражения из текста

Заучивание наизусть

Причины трудностей



Клюкин Д.






Условные обозначения:

полное усвоение,осознанный подход к знаниям,умение применять на практике.

частичное усвоение знаний, репродуктивный уровень восприятия, потребность в помощи.

усвоение лишь отдельных единичных навыков,лишь части задания, возможность работать лишь с опорой на взрослого.

Причины трудностей:

Дима читает бегло, при чтении допускает мало ошибок , но читая не вдумывается над прочитанным текстом, всё внимание уделяет правильности чтения слов и предложений.   Когда пытается пересказать, то не может построить целостный рассказ, запоминает отдельные моменты. Выработали с Димой алгоритм пересказа, работали по нему каждый урок - навык закрепился. Составляли вопросы по каждому предложению и наоборот, оставляли ответ по вопросу.

Особенности учебной деятельности за 2008-2009 учебный год

Ф.И.

Мотив

Цель

Уч.действия

Контроль и самооценка

Позн.

Соц.

Игр.

Полн.

Част.

Не прин.

Обобщ.

хар-р

Речь

Опора

На

Нагл.

Объект.

Субъект.

Отсут.

Зинина И.

+

+

+

+

+

+

Клюкин Д.

+

+

+

+

ПчеловД.

+

+

+

+

Сенаторов А.

+

+

+

+

Макушин А.

+

+

+

+

+

Особенности учебной деятельности за 2009-2010 учебный год

Ф.И.

Мотив

Цель

Уч.действия

Контроль и самооценка

Позн.

Соц.

Игр.

Полн.

Част.

Не прин.

Обобщ.

хар-р

Речь

Опора

На

Нагл.

Объект.

Субъект.

Отсут.

Зинина И.

+

+

+

+

+

+

Клюкин Д.

+

+

+

+

ПчеловД.

+

+

+

+

Сенаторов А.

+

+

+

+

+

МакушинА.

+

+

+

+

+

Григорьева С.

+

+

+

+

У всех ребят мотив учебной деятельности рассматривается как социальный(заставляют родители, так ведут себя другие),у Зининой И. мотив учебной деятельности в большей степени игровой(основывается на наглядном материале).

В постановке целей к учебной деятельности испытывают трудности .

Зинина И., Сенаторов А. принимают требования учителя и стараются их выполнить.

Клюкин Д., Пчелов Д., Григорьева С.- самостоятельно объясняет и рассказывает о части требований ,часть забывает.

Макушин А. - делает то, что хочет.

Если сравнивать особенности учебной  деятельности по постановке целей, мы видим небольшую динамику у Зининой И.. В прошлом году она не слушала учителя, на уроке могла заниматься своими делами или переживать свои фантазии.

В характере учебных действий  изменений нет у троих- обобщающий характер, трое –выполняют работу с опорой на речь, ориентируясь на образец, на наглядность.

Изменения произошли в самоконтроле и самооценке .

У троих  (Клюкин , Пчелов , Сенаторов) самоконтроль и самооценка носила субъективный характер, опиралась не на результат, а на потребности ребенка. В этом году  у Клюкина и  Пчелова самооценка  частично изменинилась, стала объективной . Мальчики  следят за процессом работы , предотвращают и исправляют ошибки, в некоторых случаях их объясняют.

Проблема с Макушиным Антоном остается.

Таким образом психолого-педагогическая диагностика позволяет определить показатели развития ребенка по основным функциональным областям: слуховое и зрительное восприятие (для самых маленьких), сенсорное развитие, общие движения и движения рук, предметная деятельность, речевое развитие, самообслуживание, социальное развитие. Эти данные служат базисом для составления индивидуальной программы реабилитации ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)

к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

Мониторинг как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по химии (диагностический материал)

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваем...

Краевые диагностические работы как средство повышения качества подготовки к ОГЭ

Выступление на педагогическом совете об организации работы с учащимися по подготовке к ОГЭ...

Организация стартового диагностического контроля по математике с использованием средств ИКТ и сервиса в Интернете

В статье описывается технология проведения входных диагностических работ за курс начальных классов, за курс 5-6 классов, за курс основной школы с использованием специального сервиса в Интернете....

Современные диагностические средства

Тест для учащихся старших классов общеобразовательных школ «Проверь себя»...

диагностические оценочные средства

средства для диагностики...