Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по теме
Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
По формированию связной монологической речи
В старшей группе для детей с ОНР
Тема: Составление рассказа «Грачи прилетели».
Учитель - логопед – Макшаева Д.И.
МДОУ «Детский сад №80» комбинированного вида.
Тема: Составление рассказа «Грачи прилетели».
Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно – графический план.
Задачи:
- Образовательные:
- Учить совершенствовать связное монологическое высказывание.
- Уточнить знания о перелётных птицах.
- Активизировать словарь признаков.
- Упражнять в образовании сложносочинённых слов.
- Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительную память, долговременную кратковременную слуховую память, внимание, словесно – логическое мышление.
- Продолжать развивать речевое дыхание.
- Закреплять навыки произношения поставленных звуков.
- Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.
- Воспитательные:
Воспитывать интерес к многообразию родного языка.
Воспитывать эстетические чувства при изучении мира перелётных птиц.
Материал и оборудование:
- Демонстрационный:
- Картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
- Карточки – символы.
- Наглядно – графическая схема к рассказу.
- Игрушка Незнайка.
- Аудиокассета «голоса птиц», магнитофон.
2. Словарный материал:
- Загадка:
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
(Грач)
Текст цепной структуры «Грачи прилетели»
- Весной прилетели быстрокрылые, остроклювые, черноглазые грачи.
- Грачи стали вить крепкие гнёзда.
- В гнёздах грачихи откладывают яйца.
- Из яиц скоро появятся маленькие грачата.
- Грачат птицы родители кормят червями.
- Слова сложной слоговой структуры: долгожданная, быстрокрылые, черноглазые, остроклювые.
Методы и приёмы:
Рассматривание картин, беседа, вопросы, дидактические игры, словесные игры и упражнения, загадывание загадки, наглядно – графические модели, прослушивание записи голосов птиц, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики, поощрение, педагогическая оценка, самооценка, игровой момент, использование технических средств.
Пропедевтическая работа:
- Рассматривание предметных и сюжетных картин о перелётных птицах.
- Чтение рассказов Н.Сладкова «Птицы весну принесли», А.Тамбиева «Весна пришла».
- Дидактическая игра «Улетают – не улетают».
- Составление отдельных предложений по сюжетным картинкам.
- Рисование картинок к рассказу.
Дифференцированный подход:
Дети с хорошим уровнем речевого и общего развития
Дети со средним уровнем речевого и общего развития
Дети с низким уровнем речевого и общего развития.
Индивидуальный подход:
Упражнять в проговаривании сложносочинённых слов Вику Б., Данила Д. Закреплять поставленные звуки в спонтанной речи Алёшу Л., Варю Г.
Формы организации детей на занятии: стоя, сидя на ковре, сидя за столами.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя | Диффер. подход | Деятельность детей |
1.Психогимнастика Логопед в ходе рассказа демонстрирует сигнальные карточки (солнышко и туча). Логопед: -Дети, после долгой зимы, наконец, пришла долгожданная весна. Солнышко пригревает, ласкает нас. Рады солнышку и птицы, они греются в его лучах. Покажите, как они нежатся. А вот солнце скрылось за тучей и птицам стало зябко. Покажите, как они дрожат, хохлятся. | Дети стоят стайкой и выполняют движения по сигнальной карточке. | |
2.Введение в тему, постановка учебной задачи. Слушание записи голосов птиц. Логопед: -Сегодня к нам пришёл Незнайка. Он честно признался, что ничего не знает о птицах. Расскажем ему? Для начала мы возьмём Незнайку с собою в весенний лес и послушаем, что там происходит. II. Основная часть 1.Беседа о птицах. Логопед: Что вы услышали? Почему весной в лесу много птиц? Как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются в родные края? 2.Дидактическая игра «Улетает – не улетает» Логопед: -Дети, Незнайка принёс с собой картинки с изображением птиц, но совершенно запутался какие из них перелётные, а какие – зимующие. Поможем ему разобраться? Девочки выберут перелётных птиц, а мальчики – зимующих. 3.Загадывание загадки о граче. Логопед: -Посмотрите внимательно, какой птицы не видно среди перелётных. Правильно ответить вам поможет загадка: Всех перелётных птиц черней Чистит пашню от червей. (Грач). 4.Упражнение «Составь из двух слов одно» Логопед: Ребята знаете, почему вы его сразу не узнали? Потому что художник не успел его раскрасить. Для того, что бы он стал ярким и красивым, мы должны сказать про него как можно больше «ярких» слов. Вспомните какого цвета у грача глаза. Глаза чёрные. Эти два слова можно объединить в одно. Какой тогда будет грач? Черноглазый. Таким же образом задаются вопросы о клюве и крыльях. Острый клюв – остроклювый. Быстрые крылья – быстрокрылый. 5.Упражнение на развитие речевого дыхания «Доскажи словечко». Постепенное увеличение количества произносимых слов на одном выдохе. Логопед: Дети, теперь назовём все красивые слова про грача, добавляя по одному. Грач. Грач черноглазый. Грач черноглазый, остроклювый. Грач черноглазый, остроклювый, быстрокрылый. Вот теперь грач стал яркий, красивый. 6.Рассказывание рассказа по наглядно – графическому плану. Логопед: -Ребята, про такую красивую птицу так и хочется составить рассказ. Мы с вами знаем, что рассказ состоит из отдельных предложений. Незнайка решил нам помочь – каждому предложению он нарисовал картинки. Давайте попробуем составить по ним рассказ. | Дети проходят на ковёр и садятся. Ответы детей Дети выставляют соответствующие картинки на наборное полотно. Садятся за столы. Ответы детей Логопед показывает контурное изображение грача. Ответы детей. Ответы детей. Логопед показывает цветное изображение грача. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"
Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....
Конспект занятия развитие речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучать детей умению задавать вопросы и составлять загадки на материале занятия по автоматизации звука "Ч"....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»
В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...
Конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР 2года обучения подготовительной к школе группы по теме "Осень".
Конспект НОД по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи 2года обучения (подготовительной к школе группы) по теме «Осень»....
Комментарии
Спасибо за материал
Большое спасибо за разработанный конспект. Грамотно, интересно, современно.