АМО в логопедической работе
методическая разработка на тему

Патершук Марина Николаевна

В статье дается подробная характеристика активных методов обучения и особенности их использования на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon amo_v_logoped.rabote.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.

Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Активные методы обучения  - это система методов, обеспечивающих активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс. При использовании активных методов обучения  меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. Применение АМО  позволяет   сделать  урок современным, отвечающим потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счёт новых форм представления информации, её восприятия, обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность и качество обучения, сократить сроки коррекционной работы с обучающимися. Применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности.

Появление в логопедической работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения.

 Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда давно стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого    учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения:

 -Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.

 -Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

 -Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

 -Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

 -Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

 -Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

Методы АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему), обеспечивающую активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся на протяжении всего образовательного мероприятия.  

Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

инициация (начало урока, знакомство)

вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)

формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

эмоциональная разрядка (разминки)

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока.   Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию.

Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном   использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка  взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.

Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

Для обеспечения качественных результатов внедрения АМО необходима соответствующая подготовка учителя, которая позволит осуществлять данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом уроке.

В целях популяризации внедрения АМО в образовательный процесс Международный Институт Развития «ЭкоПро», образовательный портал Мой университет, Институт Реформы образования, Факультет "Технологий интерактивного обучения" проводит бесплатные электронные курсы для педагогов, а также проводит открытый профессиональный конкурс педагогов  «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ», который в этом году состоялся второй раз, для дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, коррекционных  образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

Конкурс направлен на содействие  эффективному формированию  ключевых компетентностей обучающихся/воспитанников  через создание развивающей образовательной среды с помощью технологии активных методов обучения и модерации.

В этом году победителем конкурса в номинации "Педагогическая деятельность в коррекционных образовательных учреждениях" стала учитель-логопед МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – д/с№35 «Радуга» г. Бодайбо Иркутской области Власова Анастасия Алексеевна, которая представила конспект занятия с применением АМО по теме:

Автоматизация звука "Л" в словосочетаниях и предложениях  

1. Краткое описание хода занятия:

 Дети получают необычное письмо – диск от Лунтика с просьбой о помощи. Приобретают билеты в космический корабль и отправляются в путешествие, взяв с собой улыбку, хорошее настроение и «Рюкзак ожиданий». На протяжении всего пути преодолевают множество препятствий: подбирают определения к объектам, восстанавливают предложениях, передавая разное эмоциональное состояние, исправляют ошибки художника и др. Предложенные задания способствуют не только закреплению произношения звука «Л», но и активизации словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию мышления, творческого воображения. Своими знаниями, упорством, умением работать слаженно, собирают недостающие звезды, помогают Лунтику устроить парад звезд. Возвратившись из путешествия, оценивают свой вклад в достигнутый результат. В процессе образовательной деятельности у детей формируются универсальные учебные действия.

В основу планирования данного занятия положен ключевой процесс технологии модерации – интеракция, который направлен на организацию  взаимодействия воспитанников с друг другом и педагогом.

Процесс представления учебного материала визуализирован (компьютерная презентация), наглядно представлены результаты выполненной работы (звездное небо с отверстиями, в которые крепились заработанные звезды).

На этапе инициации для приветствия и встречи друг с другом, был использован АМО «Утро начинается с улыбки», который был направлен на формирование способности детей выражать эмпатию, создание благоприятной атмосферы. Формировались личностные, коммуникативные УУД.

Видеописьмо от Лунтика помогло повысить мотивацию воспитанников, погрузить их в тему образовательной деятельности. Это способствовало мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий, обеспечило взаимодействие детей, направленное на объединение их усилий с целью достижения общего результата. Дети активно обсуждали рассматриваемую проблему, принимали необходимое решение, что формировало коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия,

В завершении фазы «Начало образовательного мероприятия» был использован заимствованный, но измененный АМО «Дерево ожиданий», целью которого явилось самостоятельное определение, зарисовка своих ожиданий и выявление ожиданий других участников. Формировались  регулятивные, познавательные УУД. Дети проявляли познавательную инициативу, прогнозировали конечный результат.  

Приобретая билеты в космический корабль, дети закрепили артикуляцию и фонетическую характеристику звука «Л», автоматизировали навык правильного произношения;

На этапе «Проработка содержания темы»  поставленные цели так же были достигнуты: знакомство с героем, который на протяжении всего занятия помогал поддерживать детский интерес и желание к совместной деятельности. С помощью АМО «Нужное слово» активизировали словарь прилагательных, подбирали определения к объектам. «Танцующая звезда» способствовала предупреждению зрительной и общей утомляемости, расширению зрительных горизонтов. Посредством АМО «Смешная ошибка», формировали навыки конструирования, закрепили грамматические категории, согласовывали слова в предложении. Во время физической разминки дети пластическими, выразительными телодвижениями объясняли свое действие и чувство, выстраивали продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом. Задание «Путаница» было направлено на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. «Космический танец» во время релаксации обеспечил отдых для повышения активности детей. На протяжении всего этапа формировались личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД.

Заимствованный, но измененный АМО «Светофор», цель которого оценка собственного вклада в работу группы, был использован на этапе «Подведение итогов»  и успешно реализован. Дети оценили свою работу, учились не бояться высказывать свое отношение к деятельности, говорить об этом в присутствии друзей и педагога.

Раскрытие темы и усвоение задач образовательных областей было выполнено за счет технологии АМО и модерации.

И в завершении о главном:

 Согласно Концепции модернизации образования базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Роль школы в становлении эффективной личности, развитии способностей ребенка, подготовке к самостоятельной жизни для многих родителей является сегодня очевидной. Возможность выбора учебного заведения позволяет родителям направлять своих детей в ту школу, которая способна обеспечить ребенка качественными знаниями, умениями и навыками.

 Школа, в которой обучение ведется с использованием активных методов и технологии модерации, где на уроках царит дружелюбная творческая атмосфера сотрудничества, где ребята за время обучения, помимо изучения основных предметов приобретают жизненно важные навыки и качества, такая школа получает явное конкурентное преимущество. Это преимущество видят родители и с радостью принимают дети. В такой школе с удовольствием работают учителя. Именно такая школа сегодня нужна обществу.

Список источников:

Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

«Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с.

Методы активного обучения. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Розова Ю. Е. Эффективность сочетания методов активного обучения с нетрадиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях. http://moi-amour.ru/publ/pedagogicheskaja_dejatelnost_v_

korrekcionnykh_ou/logopedicheskie_zanjatija/ehffektivnost_sochetanija_metodov_aktivnogo_obuchenija_s_netradicionnymi_obrazovatelnymi_tekhnologijami_na_

logopedicheskikh_zanjatijakh/127-1-0-36  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Пропаганда – распространение в обществе знаний,     идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка", 2001).П...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...