Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми при системном недоразвитии речи.
статья на тему

Коптик Светлана Александровна

Работая с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи  и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                Работая с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи  и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Одним из таких средств  является использование Сказкотерапии

           Опыт моей работы заключается в том, чтобы показать, что использование сказкотерапии оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи.

Наряду с традиционными методиками, я использую  сказкотерапию в комплексе с релаксацией, психогимнастикой.

В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе.

Тогда все занятия будут ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

     В своей работе я использую  разнообразное построение занятий:

в одном случае это занятие-спектакль, где дети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем - они ученики.

Такое построение занятий позволяет  мне добиваться устойчивого внимания детей с нарушениями познавательных возможностей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.

Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Например, занятие на основе сюжета "Поход в лес"  начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное  и эмоциональное  напряжение у умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи.

В другом варианте я использовала психогимнастику.

Это можно рассмотреть на примере занятия "У нас в гостях гномы Гена и Гога »

"Дети вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Я заметила, что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую в оргмоменте - дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.

     Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

     Таким образом, на проводимых мною занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание детей к изучаемому.

Игровые технологии  в логопедической работе.  Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на логопедических занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса умственно отсталых школьников  с ОНР, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе.

Игры ,используемые на логопедических занятиях с детьми с Системным недоразвитием речи.

Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.

Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

усвоение и анализ сенсорного материала;

перевод его на знаково-символический язык;

работа с моделью.

    При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки модели;

формирование навыка самостоятельного моделирования.

Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект, предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.

Живое

Форма - овальная

Величина - большая

Цвет - рыжий

Мех - пушистый

Живет - в норе

Волшебные картинки

Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты, учащимся  предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.

Развивающий массаж в логопедической работе с детьми  с системным недоразвитием речи

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

 Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Аурикулярный массаж. Так называется массаж ушных раковин. Он показан детям с самого раннего возраста. Он усиливает концентрацию внимания и улучшает интеллектуальные способности. Рекомендуется массировать по порядку четыре области ушной раковины: противокозелок , треугольную ямку , место перехода ножки завитка в восходящую часть , воронку .

Массаж карандашами в логопедической коррекции

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В коррекционной  педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Н-Р, в твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки - яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь ты ,  учишься  красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

Парадоксальная гимнастика (по Стрельниковой)

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Упражнение 1. "Ладошки".

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение 2. "Поясок"

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. "Поклон"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхать пол"). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Упражнение 4 "Кошка"

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками "сбрасывающее" движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 5 "Обними плечи".

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. "Большой маятник"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 7. "Повороты головы"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

Упражнение 8. "Ушки".

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

Упражнение 9. "Малый маятник"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

Упражнение 10. "Перекаты"

Исходное положение: правая нога впереди, левая - на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела - на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Между вдохами - пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

Упражнение11. "Танцевальные шаги".

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге - вдох. Вернуться в исходное положение - пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Синквейн в работе в умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

          Методика синквейн, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи,  способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.

Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи, словарный запас у детей увеличился , речь стала богаче , ярче , дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

 

Лексическая тема «Овощи»

1.Помидор
2.Круглый, красный
3.Растёт, катится, зреет
4.Помидор-это полезный овощ.
5.Огород.

 

Лексическая тема «Фрукты»

1.Яблоко
2.Зелёное, овальное
3.Висит, спеет, падает
4.Я люблю есть яблоко
5.Дерево

 

Лексическая тема «Игрушки»

1.Кубик
2.Цветной,пластмассовый
3.Стоит,падает, лежит
4.Кубик-игрушка для малышей
5.Постройка

 

Лексическая тема «Домашние животные»

1.Кошка
2.Пушистая,рыжая
3.Мурлыкает,лакает, спит
4.Кошка  любит молоко.
5.Дом

 

Синквейны учащихся 3а,б классов

           Зима.                                                                        Зима.

Снежная, холодная.                                            Красивая, снежная.

Морозит, радует, развлекает.                            Морозит, холодит, радует.

У мамы День рождения.                                     Мне  нравится зима!  

            Праздник.                                                                Время года.

           

            Зима.                                                                      Зима.

Красивая, радостная     .                                     Снежная, красива.

Морозит, радует, холодит .                      Восхищает, развлекает, морозит.

К нам пришла красивая зима.                           Белая и холодная зима.

            Гололёд.                                                                 Время года.

           Зима.                                                                     Зима.

Холодная, белая.                                               Красивая, белая.

Морозит, радует, восхищает.                        Радует, морозит, восхищает.                      

Мы не учимся иногда зимой.                              Я люблю холодную зиму.                    

             Холод.                                                                   Гололёд.

 

             Зима.                                                                     Зима.

Холодная, снежная.                                           Красивая, холодная.

Морозит, радует, развлекает.                           Морозит, радует, замораживает.

Я люблю морозную зиму.                                   Я очень люблю зиму.

             Веселье.                                                                Холодина.

Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с умственно отсталыми детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

рисование пальчиками;

рисование ватными палочками;

тычок жесткой полусухой кистью;

рисование ладошками и из ладошек;

рисование печатками и различными предметами;

рисование восковыми мелками и свечой;

печать по трафарету;

набрызг;

рисование мятой бумагой;

рисование пластилином;

аппликация из бумажных шариков;

рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

кляксография с трубочкой

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Особое внимание  уделяю песочной терапии. Мною используются игры и игровые упражнения с песком в индивидуальной и групповой логопедической работе с умственно отсталыми школьниками. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук .Дети как бы раскрепощаются, они не боятся неправильно написать ,нарисовать(ведь на песке можно легко все исправить) .В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Я учу сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки , придумывают рассказы.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Практика работы с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения речи, а в частности, дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.

На фоне комплексной логопедической помощи использование нетрадиционных методов и приемов в обучении оптимизирует процесс коррекции речи умственно отсталых детей с системным  недоразвитием речи, совершенствует процессы всех сторон речи.

Подготовила    учитель-логопед

КУ «Няганская специальная(коррекционная)

школа-интернат VIII вида»

Коптик Светлана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей  со сложной структурой ...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

План индивидуальной логопедической работы с обучающимся 3 класса с системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости С-вым Данилой

План логопедической работы составлен для индивидуальных занятий  с учеником, имеющим системное недоразвитие  речи средней степени при умственной отсталости, полиморфное нарушение звукопроизн...