Анализ состояния речи детей, посещающих ДОУ города Кунгура
статья на тему
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ,
ПОСЕЩАЮЩИХ МДОУ ГОРОДА КУНГУРА
учитель-логопед Козионова Л.В.
МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»
города Кунгура
Речь – особая и наиболее важная психическая функция. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы фонетические процессы: восприятие, звуковой анализ и синтез. Ребенка, не владеющего данными умениями, не удается обучить грамоте, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.
Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.
В настоящее время основная часть детей дошкольного возраста получает специализированную помощь в образовательных учреждениях, имеющих в своем составе учителей – логопедов. В большинстве своем это МДОУ г. Кунгура.
Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей развития детей, образовательными запросами родителей, возможностями системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия в городе Кунгуре:
- специализированный речевой детский сад (с 5 лет);
- группы компенсирующей направленности для детей тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР) при ДОУ (с 4 лет);
- индивидуальная помощь детям с нарушением речевого развития учителем – логопедом в условиях логопедического пункта при ДОУ (чаще с 6 лет).
На основании Постановления главы города Кунгура с 25 августа по 25 октября 2010 года учителями – логопедами МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центра диагностики и консультирования» города Кунгура было проведено обследование детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города.
Цель обследования: выявить количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи.
Методы обследования:
- изучение медицинских документов;
- логопедическая диагностика.
В течение двух месяцев было обследовано 1823 ребенка в возрасте от трех с половиной до семи лет. С нормой речевого развития выявлено 334 ребенка, что составило 18,4 %, с нарушениями речи – 1489 детей, что составило 81,6 %.
В ходе обследования дети были разделены на 4 возрастные группы: 3 года 6 месяцев – 4 года, 4 года – 5 лет, 5 лет – 6 лет, 6 лет – 7 лет. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4 – 5 лет (91,9%), 5 – 6 лет (85%).
По сравнению с предыдущими периодами происходит постепенный увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Из общего числа детей с речевыми нарушениями 27,1 % - дети с общим недоразвитием речи. Направлены на консультацию к невропатологу с предварительным диагнозом: Дизартрия разных форм и степеней тяжести 51 % детей.
Причины выявленных речевых нарушений различны:
- ухудшение экологической обстановки;
- ухудшение социальной обстановки (алкоголь, курение, асоциальное поведение родителей);
- патология беременности и родов (внутриутробные инфекции плода, внутриутробная гипоксия плода, оперативные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода, травмы ШОП во время родов);
- заболевания на первом году жизни (травмы головы, перенесенные операции, инфекционные заболевания);
- несовершенство ранней диагностики отклонений в развитии ребенка;
- несогласованность в работе специалистов ДОУ.
Проанализировав причины речевых нарушений, можно сделать вывод, что работа по коррекции речи должна носить комплексный характер и включать в себя не только логопедическое воздействие, но и лечение у невролога. Над решением речевых проблем должны работать все специалисты, окружающие ребенка-логопата: воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, преподаватель по ИЗО, инструктор по физкультуре. Так же необходимо осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс.
Зачастую учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи. В последнее время часто говорят о ранней диагностике и ранней логопедической помощи, но логопед, работающий на одну ставку просто не в силах охватить такое количество детей-логопатов.
Таким образом, для улучшения логопедической помощи детям с нарушениями речи необходимо:
- организация логопедического воздействия в более раннем возрасте в разных типах и видах учреждений с целью стимуляции задержанного или нарушенного речевого развития (медицинских и образовательных);
- открытие дополнительных специализированных детских садов или логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- увеличение количества ставок специалистов-логопедов в ДОУ;
- повышение профессиональной компетентности специалистов, занятых в процессе оказания логопедической помощи через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по коррекции речи детей подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР 3 уровня "Мой родной город"
Занятие включает дидактические и развивающие игры по закреплению и отработке лексической темы "Мой родной город" ...
психолого - педагогическая характеристика детей, посещающих занятия логопеда
Психолого - педагогическая характеристика воспитанников, посещающих занятия логопеда (материал для аттестации)...
доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"
Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...
Путевая заметка о поездке в город Кунгуры, Пермской области
Чудо природы – Кунгурская ледяная пещера. Есть у нас в России город Кунгуры, расположен он в Пермской области. В ноябре 2013 года мы с учениками его посетили. Добирались д...
Психологическое сопровождение родителей детей, посещающих группу кратковременного пребывания.
В статье рассматривается значение ГКП в современной России, формы, методы, задачи групп, взаимодействие с родителями, представлены некоторые упражнения в работе с детьми....