Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников с нарушением зрения
учебно-методический материал на тему

Шейкина Оксана Викторовна

Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о  психофизических особенностях

детей с нарушением зрения и

основных требованиях к организации обучения лиц данной категории в условиях общеобразовательного учреждения.

 

Вашему вниманию представлены варианты рекомендации коррекционно-развивающей работы с учащимися имеющими нарушение зрения, на уроках по общеобразовательным дисциплинам.

 

 

Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx245.81 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика познавательной деятельности детей

с нарушением зрения

Выделяют следующие нарушения функций в зрительной системе вследствие первичного дефекта зрения

  •  нарушения периферического зрения;
  • нарушение бинокулярного зрения;
  • нарушение глазодвигательной функции;
  • нарушение фиксации взора;
  • нарушение функции различения цветов;
  • нарушение глазомера;
  • нарушение способности устанавливать     пространственные связи между предметами;
  • нарушение прослеживающей функции;
  • нарушение целостности восприятия;
  • нарушение макро и микро ориентации в пространстве.

Межсистемные вторичные

отклонения при нарушении зрения  в развитии функций, тесно связанных со зрением

  • нарушения в двигательной сфере;
  • нарушение ритмической  деятельности (чувство ритма);
  • нарушение двигательной активности (нарушение движений).
  • нарушение  психической деятельности;
  • нарушение анализирующего восприятия;
  • нарушение образного мышления;
  • нарушение логической памяти;
  • нарушение произвольного внимания;
  • нарушение речи.

Восприятие

  • легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов;
  • значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различия расстояния между ними, оценка глубины пространства осложняется одномоментный обзор макетов, рисунков, схем;
  • ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов.

Рекомендации:

Необходимо учитывать: величину предметов, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т.п. Усиливать насыщенность и яркость цветовых тонов, цветового и светотеневого контраста между фоном и объектом, четкость границ изображений.

 Рекомендуется проводить коррекционные игры, упражнения:

  • зрительная гимнастика (петля Базарнова);
  • мозаика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шнуровки;
  • рисование по точкам;
  • рисование через кальку;
  • обводка по контуру;
  • вырезание;
  • кольцеброс;
  • метание в цель;
  • игры на различение форм, составление целого из частей;
  • плетение "ковров" из разноцветных полосок;
  • цветовое лото;
  • раскрашивание картинок.

Память

- дети  с нарушением зрения  значительно дольше запоминают и испытывают трудности при запоминании. Характерно:

  • замедленное образование временных связей и выработка дифференцировок;
  • пониженная продуктивность запоминания материала;
  • наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала (повышенная утомляемость);
  • в долгосрочной памяти наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала.

Рекомендации:

Необходимо  большее количество наглядного материала и большее количество времени на запоминание и воспроизведение.

 

Рекомендуется проводить коррекционные игры, упражнения:

  • что изменилось?;
  • выложи по памяти;
  • снежный ком;
  • узнай на ощупь;
  • кто больше назовет?;
  • перескажи сказку.

Мышление  

-для учащихся с нарушением зрения характерны трудности при анализе, синтезе, сравнении, классификации. Недостаточно тонкий анализ часто приводит к установлению сходства и различий либо по несущественным, либо по слишком общим признакам.

Рекомендуется проводить коррекционные игры, упражнения:

пальчиковая и зрительная гимнастика, игры и упражнения на развитие мыслительных операций:

  • лото;
  • четвертый лишний;
  • я знаю 5 имен…
  • закончи ряд;
  • аналогии;
  • чем похожи-непохожи;
  • разложи по смыслу;
  • матрицы.

Особенности эмоционально-волевой сферы

и личности.

Деятельность и волевые качества учащихся  с нарушением зрения характерны:

  • зрительная работа вызывает быстрое утомление, иногда наблюдается нарушение работоспособности, что может проявляться в  снижении объема  выполняемого задания, в  появлении ошибок,  недописок и др.
  • трудности в познавательной деятельности: в овладении   техникой чтения и письма, понимании содержания  прочитанного;
  •  снижение устойчивости и объёма внимания;
  • трудности при переключении с одного вида деятельности  на другой, при переносе  задач в новую ситуацию.

Особенности эмоциональной сферы:

-сильно переживается момент резкого ухудшения зрения. Может наступить  стрессовое состояние, высокая раздражительность, дезорганизация  поведения.

Рекомендации:

        пальчиковая и зрительная гимнастика, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие волевого акта, на расслабление, снятие напряжения, на развитие внимания.

Рекомендуется проводить коррекционные игры, упражнения:

  • рисование;
  •  лепка;
  • штриховка и раскрашивание вырезание фигур и деталей;
  • мозаика;
  • сортировка семян;
  • нанизывание бус  и плетение;
  • конструктор;
  • «Замри» и «Запретное движение».

Основные требования к организации учебной деятельности (уроков и занятий)

со школьниками с нарушением зрения

    Гигиенические условия:

  • своевременное проветривание;
  • влажная уборка (по графику);
  • соответствующее рассаживание (утвержденное врачом-офтальмологом);
  •  правильная посадка;
  •  во время проведённые, зрительные гимнастики, физкультминутки.

Офтальмо - эргономические условия:

  • Размер демонстрационных пособий должен быть доступен для восприятия каждым ребёнком, кроме того, он должен обладать хорошими изобразительными характеристиками (яркостью, контрастностью, чётким контуром);
  • по мере необходимости использовать приём «фрагментирования»;
  • регулировка расстояния до воспринимаемых объектов;
  • времени для рассматривания должно быть достаточно;
  • обеспечение своевременного чередования зрительной работы вблизи и вдали;
  • непрерывность зрительной работы вблизи не должна превышать 5 минут;
  • достаточная (оптимальная) нагрузка перцептивного поля (не перегружать ненужными предметами, во время убирать);
  • использование подставок для детей со сходящимся косоглазием;
  • в процессе  восприятия материала следует задействовать по мере возможности разные органы чувств.

Психологические условия:

  • положительная замотивированность (готовность воспринимать данный материал);
  •  позитивное отношение педагога к детям, детей – к педагогу и предлагаемым заданиям и предъявляемым требованиям, а также детей друг к другу;
  • максимальный учёт индивидуальных особенностей личности, состояния здоровья, настроения, уровня подготовленности.

Для профилактики зрительного утомления нужно соблюдать требования

  • Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут.
  • У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках.
  • Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.
  • Для  проведении коррекционных занятий использовать дневные часы (с 13 до 15 часов) Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов.
  • Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно нервного комфорта. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т. п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут:
  • 1—2 классы 7—10 минут,
  • 3—4 классы 10—15 минут,
  • 5—11 классы: 15—30 минут.

Основные требования к дидактическому материалу

  • Дидактический материал должен быть безопасным.
  • Дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям учащихся: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы.
  • Содержание дидактического материала должно носить мобильный характер (своевременно меняться по мере изучения тем и усложнения задач, возвращаться для закрепления и повторения).
  • Не должно быть пресыщения дидактическим материалом (материала должно быть достаточно для решения каждой конкретной задачи).
  • Дидактический наглядный материал должен быть реалистичным
  • Дидактический материал должен быть эстетически оформленным (картинки должны быть без рамок).

Важно!

  • Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
  • В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
  • Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
  • Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1—2 минуты на обдумывание.
  • При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты т. п.

  • Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по-отдельности. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития

Важным условием  активизации познавательной деятельности  является  введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Методическая статья «Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»

В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...