Мастер-класс чтению в 8 классе по теме «Использование метода интеллект-карт на уроках чтения в школе для детей с ОВЗ».
материал (8 класс)

Шункова Елена Александровна

В данном материале представлен мастер-класс для обучающихся, где происходит практическое обучение составления интнллект-карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс чтению в 8 классе

по теме «Использование метода интеллект-карт на уроках чтения

в школе для детей с ОВЗ»

Цель: способствовать формированию устойчивого интереса к новому активному методу обучения – методу интеллект-карт, отвечающему реальным запросам современной школы, позволяющему решать задачи нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с понятием «интеллект-карта».

2. Изучить все преимущества интеллект-карты, правила и инструкции по её созданию.

3. Представить технологию работы с интеллект-картой.

4. Содействовать развитию навыков работы с большим объемом информации.

5. Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре по составлению интеллект-карт.

6. Работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, внимания, наблюдательности, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать анализ информации, синтез, выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.

Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оборудование:

– компьютер, мультимедийный проектор, экран;

– презентация;

– раздаточный материал для индивидуальной работы (листы для интеллект-карт, цветные карандаши, маркеры…);

– образцы интеллект-карт по русскому языку и чтению;

Содержание мастер-класса

I. Организационный момент.

II. Целеполагание. Постановка проблемы.

III. Теоретическая часть мастер-класса.

IV. Практическая часть.

V. Итог. Заключение.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, настрой на работу. (Слайд 1)

II. Целеполагание. Постановка проблемы.

Вступительное слово учителя.

– Ребята, перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы должны изобразить первое, что придёт вам на ум, ассоциацию к этому слову, мысленно представьте образ и нарисуйте, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово «дом».

– Посмотрим на результат. Покажите ваши работы. Поднимите руку те, кто представил себе образ дома в виде обыкновенной избушки.

– Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так удобней, привычнее, на всё есть готовый ответ. К этому придут и следующие поколения, если мы с вами будем продолжать мыслить и действовать подобным образом.

Вместе с тем у каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности и каждый человек обладает творческими способностями. К сожалению, часто они остаются нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Как же развить креативное мышление у учащихся? Как научить ребёнка не подражать кому-то, не копировать кого-либо, а творить самому?

– Сегодня я хочу представить вашему вниманию один из приёмов моей работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках. Именно в рамках урока в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу у обучающихся.

Сократ говорил: «Я не могу научить кого-нибудь, я могу только заставить их думать». Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Постараемся заставить себя думать иначе, по-другому, попробуем сделать первый шаг на пути к новому мышлению, поэкспериметируем со взглядом на привычные вещи необычным образом. В этом нам поможет сегодня метод интеллект-карт, созданный британским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. С английского он переводится как “карты ума”. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин “интеллект-карты”.

III. Теоретическая часть.

Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. (Слайд 2)

Бьюзен отмечал, что эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации, которая осуществляется правым и левым полушарием одновременно. При этом левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Усваивая информацию, обучающиеся используют преимущественно левополушарные логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, ограничивает возможность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллектуальные карты – инструмент, благодаря которому становится возможным использовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. (Слайды 3-4)

Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод составления интеллект-карт. Значимость моделирования очевидна, т.к. способствует успешному усвоению учащимися новых знаний, формирует компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивая тем самым условия формирования универсальных учебных действий.

Использование учителем метода интеллект-карт способствует:

• формированию УУД – совокупности способов действий учащихся, которые обеспечивают его возможность самостоятельно усваивать новые знания и умения;

• стимуляции познавательной деятельности;

• содействию при работе с большим объёмом информации, которую надо систематизировать;

• развитию навыков пространственного и логического мышления;

• активизации творческих способностей учеников;

• развитию речи обучающихся. (Слайд 5)

Интеллектуальные карты в обучении имеют ряд преимуществ, среди которых:

• задействование обоих полушарий головного мозга;

• формирование общеучебных навыков;

• развитие интеллекта, пространственного мышления, самостоятельности и уверенности в своих силах и способностях, познавательной активности, речи, мышления;

• обучение навыкам самостоятельной работы с учебным и справочным материалами;

• выявление пробелов в знании учебного предмета;

• повышение работоспособности учащихся;

• формирование целостности познавательного, личностного и общекультурного развития и саморазвития личности;

• обогащение словарного запаса обучающихся;

• становление орфографических и пунктуационных навыков;

• адаптация к новым условиям обучения, к экзаменам;

• повышение качества знаний. (Слайд 6)

Прежде чем приступить к составлению ментальных карт, надо сначала изучить все их достоинства, правила и инструкции по их созданию.

К отличительным свойствам интеллект-карт можно отнести следующие:

• Наглядность. Мыслительная карта позволяет наглядно изобразить и увидеть изучаемую проблему вместе с её возможными путями решения.

• Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и вовремя восполнить её нехватку.

• Запоминаемость. Благодаря задействованию в работе обоих полушарий головного мозга, использованию образов и цвета ментальная карта легко и качественно запоминается.

• Возможность пересмотра. Использование возможности для пересмотра своих работ в виде интеллект-карт спустя определённый промежуток времени помогает усвоить материал в целом, запомнить его, а также предвидеть новые идеи.

• Творческий характер. Мыслительная карта активизирует творческое начало в человеке, способствует поиску нестандартных путей решения задачи.

• Привлекательность. Правильно и грамотно оформленная ментальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать и изучать не только интересно, но и приятно. (Слайд 7)

Достоинства интеллект-карты перед другими методами обучения:

Пишем:

• мало,

• быстро,

• с удовольствием.

Видим:

• логику,

• взаимосвязи,

• структуру изложения материала.

Развиваем:

• воображение,

• мышление,

• память.

Задействуем:

• творчество,

• весь потенциал.

Запоминаем:

• сразу,

• много,

• качественно.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: при изучении нового материала, при закреплении или обобщении материала, при организации научно-исследовательской работы, а также при подготовке проекта или презентации.

Каковы же правила построения интеллектуальной карты? (Слайды 8-9)

Существует несколько основных законов создания интеллект-карт:

– Для составления мыслительных карт применяются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры…

– Главное, ключевое слово (понятие), основная идея или проблема располагаются в центре листа.

– Центральную идею можно изобразить в виде рисунка, картинки, символа.

– Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

– Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего… уровней связываются с основными ветвями первого уровня.

– Ветви первого, второго… уровней в классическом представлении должны быть не прямыми, а изогнутыми (как ветви дерева).

– В целях облегчения процессов усвоения и запоминания материала рекомендуется использовать рисунки, картинки, ассоциации к каждому ключевому понятию.

– Для того чтобы ветви различных уровней не смешивались с соседними ветвями и хорошо читались, разросшиеся ответвления можно заключать в контуры, рамки.

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более 7 главных ветвей. Это основное правило при составлении грамотной интеллектуальной карты.

Процесс создания интеллект-карт включает в себя 3 этапа:

1 этап (20 минут):

• Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты).

• Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, возникающих мысленно при взгляде на центральный объект карты).

2 этап. Построение первичной интеллект-карты:

• В центре листа помещается главный, ключевой образ (объект изучения), который символизирует основную идею.

• Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся в стороны от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева.

• На каждой ветви записывается одно ключевое слово.

• Повсюду на ветвях различных уровней добавляются рисунки, символы и другая графика, которая ассоциируется с ключевыми словами.

• Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия, образы на ветках различных уровней.

• Для лучшего и облегчённого усвоения нумеруются ветки и добавляются ореолы.

• По возможности задействуется максимальное количество цветов.

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

• Повторное извержение свободных ассоциаций (слов, образов, символов).

• Пересмотр интеллект-карты для осуществления необходимой корректировки.

• Проверка способности к вспоминанию и воспроизведению информации, содержащейся в интеллект-карте. (Слайды 10-12)

Работа по созданию интеллект-карт. (Слайд 13)

Примеры интеллект-карт по русскому языку и чтению.

Интеллект-карта позволяет в сжатые сроки изучить материал, формирует умения переработки большого объема информации и изображения её в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Интеллект-карты по русскому языку можно составлять при изучении частей речи (в виде грамматического разбора), предложения, состава слова, звуко-буквенного анализа и т.д..

На уроках чтения интеллект-карты можно применять при изучении творчества какого-либо писателя или поэта, а также произведения. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание изучаемого материала. Можно составлять мыслительные карты о писателях; в их структуре будут основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биография писателей. Так, например, при изучении творчества писателя интеллект-карта составляется по следующему плану: в центре – ФИО писателя, даты жизни, ветви – основные этапы жизни и творчества, ключевые темы, образы; при анализе художественного произведения: в центре – автор и название произведения, ветви – герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения) или в центре – главный герой или идея произведения, а вокруг сюжетные линии в виде образов, символов….

– Мы с вами приступили к созданию интеллект-карт в прошлом учебном году. Просмотрите интеллект-карты, созданные вами по русскому языку и чтению. (Слайды 14-24)

IV. Практическая часть.

– Я предлагаю вам попытаться создать интеллект-карты по русскому языку и чтению по изученным темам (желательно текущего учебного года) по желанию: самостоятельно или в парах. (Слайд 25)

Этапы выполнения задания для выявления уровня сформированности навыков самостоятельного составления интеллект-карт на уроках русского языка и чтения учащихся старших классов школы для детей с ОВЗ:

1. Самостоятельный выбор учебного предмета и темы для создания интеллект-карты.

2. Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты).

3. Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, возникающих мысленно при взгляде на центральный объект карты).

4. Изображение основных тем и идей, связанных с объектом изучения, расходящихся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней.

5. Цветовое решение интеллект-карты.

6. Смысловое решение интеллект-карты.

7. Соблюдение всех правил построения интеллект-карты.

8. Защита учеником своей интеллект-карты (толкование смысла).

Самостоятельная работа обучающихся по созданию интеллект-карт по русскому языку и чтению.

V. Итог. Заключение.

– А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Защита (презентация) обучающимися созданных ими интеллект-карт.

Анализ и оценка работ обучающимися.

Заключительное слово учителя.

В современном мире с большим потоком информации применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения для любого предмета интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Данная технология является здоровьесберегающей, поскольку позволяет значительно сократить время подготовки к урокам, запоминания информации, планирования и организации деятельности, позволяет ребенку избавиться от стресса, возникающего из-за невозможности справиться с большими объемами информации. Сам процесс создания интеллект-карт помогает снять стресс, отдохнуть, получить удовольствие и наслаждение и при этом изучить собственные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ.

Аннотация: урок разработан для обучающихся 7 класса с целью обучения пересказу текста с использованием метода интеллект карт.   Интеллект – карты помогают разнообразить урок и задействовать ...

Пример использования Метода интеллект-карт на уроках ОБЖ

Пример использования Метода интеллект-карт на уроках ОБЖ в 5 классе. Тема "Безопастность дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие". Экспериментальная работа для написания диплом...

Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоя...

Материал к уроку химии по теме "Алюминий" с использованием метода интеллект - карт

В приложении находится технологическая карта урока, презентация и весь раздаточный материал к уроку "Алюминий"...

Материал к уроку химии по теме "Щелочно - земельные металлы" с использованием метода интеллект - карт

Материал к уроку химии "Берилий, магний и щелочно - земельные металлы", 9 класс, УМК Габриэляна О.С.Урок с использованием интеллект - карт, лабораторным опытом, демонстрирующим отношение ЩЗМ...