« Формирование развивающей среды в кабинетах слуховой работы как одно из условий развития неслышащего ребёнка».
материал по теме

Маковеева Нина Гелиевна

 

Главным требованием к процессу образования  в школе для неслышащих детей в настоящее время выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающая слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения её  специальным оборудованием, дидактическими материалами, содержанием работы с коррекционно-компенсаторной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад « Формирование развивающей среды как одно из условий развития неслышащего ребёнка».

Современная, хорошо сформированная развивающая среда, несёт ребёнку  информацию об окружающем  его мире, является средством не только получения новых знаний, но, что особенно важно, способствует применению новых знаний на практике.

Главным требованием к процессу образования  в школе для неслышащих детей в настоящее время выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающая слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Максимально стимулируя детей к активной речевой деятельности, использованию слухового восприятия и  навыков чтения с губ, речевая среда способствует развитию и социализации учащихся.

Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения её  специальным оборудованием, дидактическими материалами, содержанием работы с коррекционно-компенсаторной направленностью.

Наши кабинеты и классы оснащены современной слуховой аппаратурой, компьютерами и компьютерными программами для РСВ и ФУР.

В состав развивающей среды кабинетов слуховой работы входят: оформление кабинета, методические пособия, игрушки, дидактические игры, образовательные компьютерные программы.

Книжные пособия с загадками, пословицами,  поговорками, чистоговорками, сюжетные картинки, портреты писателей, поэтов, фотографии членов семьи ребёнка,  фигурки детей, картонные персонажи сказки, кроссворды , ребусы, авторские учебные презентации учителей- дефектологов обогащают развивающую среду.

Кроме этого, кабинеты слуховой работы оборудованы речевыми зонами, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой , пособия для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания и ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха.

Одним из общих правил организации среды является критерий её доступности для ребёнка и индивидуального подхода. Главная задача- сделать процесс обучения желанным и интересным, не допускать перенапряжения и утомления учащихся.

 Кроме этого, для создания полноценной развивающей среды важно научить родителей   общаться со своими детьми, развивать  их слуховое восприятие, закреплять произносительные навыки,  обогащать их словарный запас и знания об окружающем мире. Для этого нашим метод. объединением разработана памятка для родителей, проводятся индивидуальные консультации, открытые уроки, а в дальнейшем планируется организовать встречи за круглым столом, где будут обсуждаться вопросы, волнующие родителей и учителей. Приобщить родителей к процессу обучения детей, включить их в этот процесс - значит создать и вне школы развивающую среду.

Полноценно сформированная развивающая  среда является надёжным средством всестороннего творческого воспитания личности ребёнка.

В связи с этим ,хочется отметить особую роль праздников при организации развивающей речевой среды. Праздники  духовно обогащают ребёнка, расширяют его знания об окружающем мире, побуждают к творчеству.

Чтение стихов и другая речевая деятельность

на празднике создают так необходимую для детей с нарушенным слухом речевую среду;

Ребёнок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи,

  для повторения пройденного за последнее время материала, а также используется для подведения итогов  обучения.

 К праздникам в НАШЕЙ  работе можно отнести РЕЧЕВЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, ПРОВОДИМЫЕ В КОНЦЕ ГОДА.

К КОНФЕРЕНЦИЯМ, ОБЫЧНО, УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГИ  ГОТОВЯТ ИНСЦЕНИРОВКИ русских народных, литературных СКАЗОК и произведений детских писателей.

 Я инсценировала сказки : «Теремок»(1кл),  «Репка» во 2 классе.

Поэтому подробнее остановлюсь на сказках.

  На сюжетах  сказок  ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познает окружающий мир, но и понимает,  почему его надо любить и беречь. Сказки помогают предупредить у ребенка проявления черствости, жестокости, недоброжелательности.

Театрализованная постановка сказок и литературных произведений служит обогащению эмоциональной сферы ребенка,

 углублению и укреплению представлений развивающейся личности о мире  и о себе.

В процессе подготовки и проведения конференций используются разные виды репродуктивной   деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, корректировать голос и произношение учащихся, расширять активный словарь, моторику, способствовать формированию навыков общения и формировать предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Работа над постановкой сказки проходит несколько этапов:

1.Предварительное чтение сказки и работа над ее содержанием проходит в группе (дома, в классе, на индивидуальных занятиях). Для этого используются книги, презентации сказок, иллюстрации.

2.Выполнение различных игровых заданий в процессе работы над произношением, слитностью, ударением в словах, словосочетаниях и предложениях.

3.Распределение ролей.

Распределяя речевой материал, учитель

учитывает индивидуальные психологические  возможности каждого ребёнка, а также состояние  его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса.

4. Работа над интонацией, поведением (повадками) каждого из действующих лиц сказки.

5. Инсценировка сказки.

 На этом этапе дети учатся действовать сообща, создаётся ситуация для развития речевого общения.

В любой инсценировке присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, танцы, театр, пантомима.

 Широкое использование этих средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности, определённые умения и навыки. В инсценировках дети не только говорят, но и танцуют, играют, «поют», показывают пантомиму. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Главная задача педагогов-дефектологов, используя интерес детей ,их увлечённость, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное , а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Развитие компетентностей путём формирования развивающей среды в процессе профильного обучения

Данная статья посвящена новым подходам к обучению в профильных группах(классах) на основе авторской методической разработки....

«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета» ( опыт работы)

Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это пространст...

Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей развития компетентного педагога XXI века.

В данной статье дается  определение  понятия безопасной развивающей среды (далее - РС),  выделяются её компоненты и  принципы обеспечения РС,  определяются индикаторы качества...

Развитие слухового внимания - одно из условий успешного освоения ребёнком фонетической стороны речи.

Данный материал актуализирует проблему развития слухового внимания, как одного из речевых навыков, который необходимо сформировать у ребёнка  дошкольного возраста в период дошкольного детства. Та...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...