Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей развития компетентного педагога XXI века.
статья по английскому языку на тему
В данной статье дается определение понятия безопасной развивающей среды (далее - РС), выделяются её компоненты и принципы обеспечения РС, определяются индикаторы качества работы учителя по обеспечению РС, и выявляются средства создания РС при обучении английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_bezopasnoy_razvivayushchey_sredy_pri_obuchenii_angliyskomu_yazyku.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей
развития компетентного педагога XXI века.
«…от образования на всю жизнь,
к образованию через всю жизнь»
Данная парадигма современного образования была выдвинута ISSI (International STEP by STEP Association) Международной Ассоциацией «STEP by STEP»[1]. Программа данной ассоциации обсуждалась на семинаре, проходившем с 28 октября по 2 ноября 2012г. в Институте практической психологии «Иматон». ISSI – это инновационная сеть специалистов и организаций в области развития детей младшего возраста, работающая в странах Центральной и Восточной Европы и Средней Азии. Деятельность ISSI направлена на то, что бы сделать качественное образование детей доступным для всех детей.
Одной из ключевых положений программы Международной Ассоциации «STEP by STEP» является развитие компетентного педагога XXI века. В соответствии с этой программой выделяются следующие целевые области развития компетентного педагога XXI века:
- Равный доступ к возможностям образования
- Обучение, нацеленное на целостное развитие ребенка
- Организация взаимодействия участников образовательного процесса
- Деятельностный подход в обучении
- Обеспечение безопасной развивающей среды
- Постоянное личностное и профессиональное развитие педагога
На наш взгляд, особую значимость при обучении английскому языку приобретает создание безопасной развивающей среды, обеспечивающей качественное образование. В связи с этим цель статьи - это выявление средств и способов создания развивающей среды при обучении английскому языку. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие развивающей среды (далее РС), её компоненты
- Выделить принципы обеспечения РС
- Определить индикаторы качества работы учителя
- Выявить средства создания РС при обучении английскому языку
Несомненно, что среда оказывает огромное влияние на когнитивное, социальное, эмоциональное и физическое развитие детей. Создавая физически и психологически безопасную и стимулирующею среду, педагог способствует обучению детей через самостоятельное и групповое исследование, игру, разнообразные ресурсы и взаимодействие с другими детьми и взрослыми, так же способствует тому, чтобы дети работали в сотрудничестве, участвовали в различных задания и занятиях, не боялись брать за более сложные задачи.
Что же такое безопасная развивающая среда? В литературе развивающая среда обычно рассматривается с точки зрения наличия возможностей для создания условий для творческого развития учащихся. На наш взгляд, на уроках иностранного языка существует много возможностей для создания условий для творческого развития учащихся.
Развивающая среда общеобразовательного учреждения включает в себя как воспитательный, так и образовательный компоненты. Воспитательный компонент реализуется в процессе внеурочной деятельности различных кружков, например таких как «Театр на английском языке», «Клуб друзей английского языка» «Веселые нотки на английском» и конкурсах. Образовательный компонент реализуется в процессе обучения английскому языку. Два эти компонента взаимосвязаны и необходимы для развития творческого потенциала учащихся. Так как учащиеся в этом случае становятся не только субъектами обучения, но и субъектами творческой деятельности, а это является условием формирования творческой активности учащихся, развития их творческих способностей, условием повышения мотивации учащихся к изучению английского языка и повышения навыка самовыражения. Занятия в кружках не ограничены жесткими рамками образовательной программы, поэтому наиболее благоприятны для развития творческих способностей учащихся.
В соответствии с программой Международной Ассоциации «STEP by STEP» принципы развивающей среды неразрывно связаны с индикаторами качества работы педагога.
Принципы | Индикаторы качества |
Обеспечение среды, которая способствует благополучию каждого ребенка | Педагог создает атмосферу,
|
Обеспечение безопасной, здоровой среды, побуждающей детей исследовать, учиться и быть самостоятельными |
|
Обеспечение среды, способствующей развитию у детей чувства сообщества и их участия в создании культуры группы |
Педагог направляет поведение детей на основе знания личности каждого ребенка и уровня его развития |
Данные индикаторы качества определяют вектор профессионального развития компетентного педагога.
При таком подходе необходимо проследить, как индикаторы качества деятельности учителя реализуются при создании РС при обучении иностранному языку.
Особую значимость в этой связи приобретает использование разнообразных доступных, стимулирующих развитие детей материалов, таких как:
- визуальная наглядность (тематические таблицы, алгоритмы фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательностей Лондона, Англии и других англоязычных стран)
- использование определенной атрибутики (настольных игр (лото, домино), игрушек-героев английских литературных произведений
- использование ИКТ.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
научно-исследовательские работы и проекты.
Немаловажную роль для ребенка играет его включение в социокультурный контекст при обучении анлийскому языку: через презентацию истории, традиций и праздников страны изучаемого языка педагог создает атмосферу, в которой учащийся ощущает себя как член сообщества, не только в узком смысле слова (семьи, класса, школы), но и в более глобальном (страны, других стран, мира). Все дети любят праздники, в которых они проявляют личное самовыражение, установку на творчество, образность, обрядность, карнавальность, сказочность, костюмированность, сюрпризность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность. Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить. Во-первых, это часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества - обрядов, ритуалов, традиций. Во-вторых, праздники - сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой и детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни - ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, вехи, перспективы, на которые ориентируются, которые ждут. Проведение праздников при изучении английского языка способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций англоязычных стран.
Таким образом, поведем итог вышеизложенному. Одной из целей компетентного педагога XXI является обеспечение безопасной развивающей среды. Развивающая среда при обучении английскому языку – это создание условий для языкового, социокультурного и творческого развития личности учащихся, а именно использование наглядных материалов, игр, мероприятий, ИКТ.
[1] http://www.issa.nl/node/35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ
Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида
Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...
Создание иноязычной развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками
Статья раскрывает основные принципы создания иноязычной, культурной, интерактивной, развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками или младшими школьниками....
Создание благоприятной образовательной среды на уроках английского языка с целью формирования нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...
Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"
Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...
Статья на тему "Создание креативной образовательной среды на уроках английского языка"
Креативность представляет собой необходимый элемент человеческого развития. Это особый тип мышления, позволяющий людям производить принципиально новые вещи и идеи. Тем более важной становится креативн...
Обучающие и развивающие игры для изучения английского языка для школьников
Игра на уроке английского помогает учителю организовать деятельность учащихся, мотивирует их в поиске дополнительной информации. Благодаря игровой деятельности урок становится живым и интересным. Обуч...