конспект урока для 4 класса по развитию речи "Деревья: дуб, тополь"
методическая разработка по теме
Материал предназначен для учителей коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_razvitiyu_rechi.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Деревья: дуб, тополь.»
Цели:
1. Познакомиться со строением дерева; с лиственными деревьями дубом и тополем, их значением для жизни человека; развивать словообразовательную функцию речи.
2. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; коррекция мышления.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: рисунки деревьев, карточки с названиями деревьев, рисунок дерева, карточки с названиями частей дерева, ветки дуба, жёлуди, листья тополя, дуба, тополиный пух.
Ход урока:
Оргмомент.
Работа класса.
Дыхательная гимнастика:
вдох – выдох;
вдох – выдох порциями;
вдох – задержка дыхания – выдох.
Артикуляционная гимнастика. «Сказка о Веселом Язычке».
Проверка домашнего задания:
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- На какой улице расположена наша школа?
- Чье имя она носит?
- Если идти в школу по улице Советской, какие здания нам встречаются на пути? А что расположена по соседству с нашей школой?
4. Новая тема:
а) упражнения по развитию памяти. Демонстрируется ряд картинок (7-10) с изображениями деревьев, нужно запомнить, в каком порядке они стоят. За тем предлагается ученикам закрыть глаза. В этот момент учитель меняет картинки местами или убирает одну из них, спрашивает, что изменилось.
- Назовите растения по порядку.
б) лексические упражнения.
- Скажите ласково: береза – березонька, тополь – тополек, дуб, сосна, ель, груша, яблоня, ива, клен, липа, рябина.
5. Актуализация знаний. Работа по картине «Лес»:
- Как назовем эту картину? Почему?
- Что растет в лесу?
- Какие деревья вы знаете?
- Что общего у всех деревьев?
Демонстрируется рисунок дерева. Учитель предлагает расставить карточки с названиями частей дерева в той последовательности, в какой они расположены у растения. Предварительно на доске проводиться линия мелом и учитель говорит, что это земля.
- Какие органы растения расположены под землей? (корень, корневище, корневая система)
- Что эти органы делают для растения? (корень – питание растения осуществляется с корня)
- Как называется стебель у дерева? (ствол – по нему питательные вещества и вода поднимаются вверх к листьям)
- Какие органы отходят от стебля? (ветви)
- Какие органы прикрепляются к веткам? (листья, цветок и плод семенами. Лист осуществляет дыхание растения. Из цветка образуется плод с сменами, из которых можно вырастить новое растение)
6. Изучение нового материала:
а) отгадайте загадку и тогда вы узнаете тему нашего урока.
Много рук, а нога одна.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший,-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
б) сегодня мы с вами познакомимся с двумя лиственными деревьями. Это дуб и тополь.
- Вы знаете эти деревья? Покажите их на рисунке.
- Что вы знаете о дубе?
Со словом «дуб» связано представление о силе, красоте и мощи. Не случайно, древние люди называли его «красавцем». Дуб – самое могучее дерево, растущее у нас. Его мощный ствол, покрытый плотной, крепкой корой, держится на прочных корнях. Листья образуют крону. Древесина прочная, с красивым узором. Однако это дерево не только красиво. Его очень прочная древесина ценится во многих областях промышленности; из желудей изготавливают кофе; из коры – дубильные вещества, используемые в медицине (вяжущие вещества). В детстве этот великан очень беспомощный и капризный. Он не выносит ни мороза, ни ветра, ни ярких солнечных лучей. Поэтому прорасти и жить первые год – два он может только под защитой других деревьев или кустарников. Но зато потом он переживает все рядом растущие растения и остается на поляне один. Дуб живет в среднем 1000 лет. Чем больше вырастает дерево, тем выше качество древесины. Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев, из древесины делали столы, полозья саней, бочонки. Сваи в реку тоже забивали дубовые, так как дуб не гнил в воде. Отвар коры дуба применяют внутрь при поносах, при отравлении грибами, при полоскании горла при ангине.
в) обобщающая беседа:
- Почему древние люди называли дуб красавцем?
- Где люди применяют древесину дуба?
- А как вы думаете, что означает слово «дубрава»? (это лес, где растут одни дубы.)
И так, подведем итог. Дуб – могучее дерево, у него прочное древесина, применяется в кораблестроении, медицине, при изготовлении мебели.
III. Физкультминутка.
На поляне дуб зеленый
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивание – руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил.
(Потягивание – руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклонение вперед.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте.)
Походили, порезвились
И на травку опустились!
(Дети садятся за парты.)
Тополя – традиционные декоративные деревья. Сейчас, пожалуй, нет населенного пункта в зеленом наряде которого не было бы тополей.
Это крупные деревья высотой до сорока метров, с мелкими цветами, собранными в сережки, которые появляются до распускания листьев. Особенность тополя в том, что он, как губка, впитывает все отрицательное из окружающей среды. В городах он играет роль санитара, очищает воздух. Тополь имеет светлую кору, листья имеют треугольную форму, края которых зубчатые. Во время цветения тополя созревает плод в виде маленькой черной коробочки, которая окружена большим количеством пуха. Летом когда цветет тополь, по всюду летают тополиный пух. И многие ребята, поджигают его, не задумываясь о том, что от огня могут загореться и деревья. А это очень опасно. Древесина тополя используется при производстве бумаги и спичек, идет на изготовление ящиков.
IV. Итог урока.
- Ребята, мы говорили с вами о деревьях. А как мы должны заботиться о них?
- Сегодня вы узнали, что в лесном царстве есть деревья. И все они нуждаются в нашей заботе и охране. О каких деревьях мы с вами говорили?
V. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"
Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)
Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...
План - конспект урока по технологии "История развития костюма" для 9 класса
На уроке по технологии "История развития костюма" учащиеся знакомятся с особенностями исторического костюма в разные периоды времени, выполняют практическую работу, которая способствует развитию творч...
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...