Формирование синтаксического строя речи глухих учащихся на уроках грамматики
статья (5 класс) по теме
В статье даны рекомендации по творческому применению методов и приёмов работы над предложением в школе I и II видов, предложен дидактический материал по формированию синтаксического строя речи глухих учащихся 5 - 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sintaksicheskogo_stroya_rechi_gluhih_uchashchihsya.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование синтаксического строя речи глухих учащихся
Развитие устной и письменной речи как средства общения является главной задачей, которая должна решаться на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе 1 и 2 видов. Решение этой задачи предполагает формирование языковой и коммуникативной компетенций, обеспечивающих учащимся более успешную социальную адаптацию и реабилитацию в обществе.
Практика работы в коррекционной школе 1 и 2 видов показывает, что глухие учащиеся испытывают значительные трудности в процессе порождения речи на протяжении всего периода обучения. Трудность усвоения языкового материала и речевого развития такими детьми заключается в невозможности опереться на практическое владение языком. Проблема усугубляется ещё и тем, что у детей этой категории отсутствует мотивация речевой деятельности. Поэтому в работе с ними особенно важно подбирать интересные задания, включать в урок игровые моменты, создавать речевые ситуации.
Одним из наиболее ярких проявлений общего недоразвития речи глухих учащихся является неумение конструировать предложения. Среди особенностей синтаксического строя речи этих детей можно назвать следующие:
- нарушение связи слов в предложении,
- нарушение порядка слов в предложении,
- пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения предложений,
- наличие лишних слов в предложении,
- малая распространённость предложений,
- редкое использование сложных синтаксических конструкций или неправильное их построение.
Все эти особенности речи глухих указывают на то, что главное внимание учителя русского языка должно быть направлено именно на обучение конструированию предложений, т. к. только в предложении приобретают смысл единицы всех других уровней языка. В работе над предложением можно выделить несколько этапов.
1-ый этап. Глухих школьников надо целенаправленно учить отличать предложение от слова, словосочетания, от набора слов, от связного текста. Следует также обращать внимание учащихся на семантику, в противном случае дети могут принять бессмысленный набор слов за предложение.
Для того чтобы научить отличать предложение от других единиц речи предлагаются упражнения:
- Расчленить сплошной текст на предложения и указать количество слов в первом, во втором и т.д. предложениях.
Очень эффективны тексты, в которых точки можно поставить двояко. Неверно поставленная точка приводит к нарушению смысла всего высказывания в целом. Это побуждает учащихся вдумываться в смысл и перебирать все варианты постановки знаков препинания.
- Выбрать из двух рядов слов тот ряд, который составляет предложение.
- Вставить в предложение недостающее слово (по вопросу или по смыслу).
- Исключить из предложения лишние слова.
Возможные упражнения на данном этапе
Упр.1
Разбейте текст на предложения.
Около дома играли дети на клумбе над цветами порхали яркие бабочки стрекотали кузнечики в сочной траве на солнышке грелись котята.
Упр.2
В тексте нарушены границы предложений. Исправьте ошибки, переместив одну точку и добавив две точки.
Мы плыли по реке вдруг. Мы увидели островок там сидела дикая утка. Мы подплыли к утке она не улетала. У неё было ранено крыло.
Упр.3
Выберите из двух рядов слов тот ряд, который составляет предложение.
а) Бабочка летает добрая сестры.
б) Птица поёт красивую песню.
Упр. 4
Вставьте в предложения недостающие слова. (Сначала можно указать место пропущенного слова, затем постепенно приучать детей самостоятельно определять это место)
А)С хмурого неба (что делает?) сильный дождь.
Б)По реке (что делает?) большой теплоход.
В)Мальчик красивую картину на стену.
Г)Сильный ветер срывает.
Д)Сегодня в магазине девочка купила.
Упр. 5
Работа с деформированным текстом. Добавьте в каждое предложение пропущенное слово. На какой вопрос отвечают эти слова?
А)Хорош лес ранней весной! Тает последний………. На лесных полянах появляются первые………… Из дальних стран возвращаются перелётные……….
Б)Много разных звуков в весеннем лесу. Тонко ……….рябчики. ………..по ночам совы. Над жёлтыми ивами……..пчёлы. А в кустах на берегу реки звонко………..первые соловьи.
Слова для справок: гугукают, пищат, жужжат, поют.
Упр. 6.
Выпишите из предложенного ряда только предложения.
Сильный ветер; дует ветер; на улице; замолкают птицы в лесах.
На этом же этапе следует начинать развивать умение учащихся анализировать предложение по входящим в него словам. Для этого учащиеся составляют вопросные схемы данных предложений. Затем выполняют упражнения по распространению предложений по вопросам, по составлению собственных предложений, аналогичных данным.
Например: Составьте вопросную схему предложения:
Шустрые синицы скрылись в листве.
Допишите предложения по вопросам:
Рыжая белка (что делает?) (где?)
Маленькая избушка (что делает?) (где?)
Составьте собственные предложения по схеме:
Какой? Кто? Что делает? Где?
При выполнении подобных заданий я использую индивидуальные наборные полотна и карточки. Сначала учащиеся записывают слова на карточках, затем конструируют свои предложения из этих слов на наборном полотне, а после проверки предложений учителем, записывают их в тетради. Использование наборного полотна помогает преодолеть у учащихся страх допустить ошибку (что очень характерно для глухих учащихся) и активизировать работу детей на уроке.
2-ой этап - раскрытие синтаксической структуры предложения (его состава и типов связей слов). На этом этапе следует широко применять различные способы схематизации грамматических отношений, методы моделирования и конструирования. Всё, что можно представить с помощью наглядности, должно быть представлено, так как принцип наглядности является одним из ведущих при обучении глухих учащихся.
Особенностью усвоения материала глухими учащимися является неумение выделять грамматическую основу предложения, поэтому необходимо объяснить, что у каждого предложения есть своё «ядро», главная часть – грамматическая основа. В массовой школе изучение главных членов предложения начинается с подлежащего. Практика работы в школе 1 и 2 видов показывает, что глухим детям легче сначала выделить слово, обозначающее действие, и только потом определить, кто совершает это действие. Поэтому изучение главных членов предложения начинаю со сказуемого. Например: Во дворе щенок играет с котёнком. Глухим учащимся бывает трудно ответить на вопрос: О ком, о чём говорится в предложении?(так как здесь 3 существительных: двор, щенок, котёнок). А слово-действие они находят сразу же. Затем определяют: кто играет? – Щенок.
После отработки умения находить главные члены происходит знакомство со второстепенными членами предложения. Целью работы при знакомстве с членами предложения является не распределение слов, входящих в предложение, по членам, а формирование понятий о различных ролях членов предложения в его логической структуре.
Следуя принципу наглядности, использую следующий приём для объяснения связей слов в предложении, предложенный Г.И.Горячевой в статье « Наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста» (http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103204).
На доске вывешивается плакат с изображением «синтаксического дерева». Предлагаю детям представить конкретное предложение в виде дерева, у которого главная часть – ствол – это грамматическая основа предложения, а ветки – это второстепенные члены, которые отрастают от ствола. Таким образом, у детей формируется представление, что все слова в предложении взаимосвязаны. Этот приём облегчает восприятие понятия «члены предложения», а также помогает наглядно представить связь слов в предложении.
На данном этапе обучения предложению широко применяю и метод графического диктанта.
Возможные упражнения продуктивного характера на данном этапе
- Игра «Найди товарища» (используется при отработке видов связи в словосочетании):
Учащимся раздаются карточки с зависимыми словами. Учитель показывает свою карточку с главным словом. Это слово должен выбрать тот ученик, у которого зависимое слово на его карточке лексически и грамматически сочетается с главным. Выбрав слово, необходимо составить словосочетание и правильно его оформить. Например:
дорого
Гуляет допоздна
красиво
яркий
Друзья слабый
верный
- Распространи предложения, сделав текст интереснее.
«Вечер»
Догорает заря. Лес затих. Птицы скрылись.
- Игра «Кто больше?» Очень полезно тренировать школьников в выявлении всех связей управления при сказуемом. Учитель предлагает распространить предложение. Необходимо придумать как можно больше зависимых слов к сказуемому. Например: Мой друг написал …(что?), (кому?), (о чём?), (когда?), (откуда?) и т.д. Рекомендую не просто устно составлять подобные предложения, а завести специальную тетрадь и записывать в неё все возможные случаи управления при конкретных глаголах. Эту тетрадь дети смогут использовать в дальнейшем в качестве справочных материалов.
- Конструирование предложений по сюжетной картинке и данной схеме.
3-ий этап предусматривает изучение частей речи и состава слова на синтаксической основе, что помогает учащимся научиться связывать слова в предложении, выбирая нужную падежную форму существительного, прилагательного, местоимения, временную форму глагола. На этом этапе заканчивается овладение учащимися структурой простого двусоставного предложения.
4-ый этап. Изучение предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью.
Упражнения продуктивного, творческого характера на данном этапе
1.Продолжи предложения:
А) Девушка спела песню очень хорошо, и…………..
Б) Девушка спела песню очень хорошо, потому что…………….
2.Продолжи предложение, сделав его сначала простым с однородными членами, а затем сложным:
А) Мальчики вышли на опушку леса и ………
Б) Туристы остановились около озера и…………
3. Вставь союзы в сложные предложения:
а)Сегодня Вова не пришёл в школу, …..он заболел.
б) Саша рассказал другу, ….завтра они всем классом поедут на экскурсию.
в) Витя попросил брата, ….. чтобы он взял его в поход.
4. Даны 2 картинки, необходимо составить по ним одно сложное предложение. В качестве таких картинок можно использовать рисунки В.Сутеева.
5. Лингвистическое лото. Даются карточки двух видов: на одних написано начало предложений , на других его конец; отдельно даются карточки с союзами. Необходимо составить сложные предложения, проанализировав смысл и структуру предложений, выбрав правильный союз.
6. Игра «Редактор». Создаётся игровая ситуация: журналист написал статью и оставил у открытого окна. Вдруг пошёл дождь и намочил бумагу, в результате чего часть текста исчезла. Помогите восстановить текст:
Когда …………………., мы отправились в зоопарк. Погода стояла великолепная! Когда………………….., то сразу увидели …………. . Мы побежали к клетке, а …………
Вот смеху-то было!
7.Описание картин с использованием заданной структуры предложений.
Например, по картине «Не взяли на рыбалку» можно предложить детям продолжить следующие предложения: «Старший брат и отец отправились на рыбалку, когда…………»
«Когда маленький Саша выбежал на улицу, то ……………………….»
По картине В. Васнецова «Алёнушка» возможно продолжение таких предложений:
«Алёнушка опустила голову, потому что………..», «Она грустит, потому что………», «Алёнушка мне очень нравится, потому что………………….»
Если класс слабый, то можно предложить схему к той части предложения, которую нужно дописать.
Использование подобных упражнений, методов и приёмов способно поднять речевое развитие глухих детей на более высокий уровень, научить их грамотно и осознанно строить предложения, создавать связные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, активизировать их внимание к изучению языковых явлений.
Источники
- Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002.
- Быкова Л.М., Горбунова Е.А. и др. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. – М.: Просвещение, 1991.
- Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992.
- Колтуненко И.В., Носкова И.П. Обучение русскому языку в 5 – 7 классах школы глухих. – М.: Просвещение, 1982.
- [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103204 (дата обращения 15.05.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассного чтения в формировании грамматического строя речи учащихся.
Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произвед...
Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе
Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...
Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе
Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...
Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста
Статья "Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста" посвящена обучению башкирскому языку в условиях специальной ко...
Авторская методика "Система работы по развитию речи глухих учащихся на уроках биологии"
Анализ данных об особенностях развития речи глухих учащихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет сделать следующие выводы: речевое недоразвитие отрицательно ...
Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...
Особенности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у учащихся с ЗПР.
В статье рассматриваются направления коррекционной работы, методы и приемы формирования грамматического строя речи у учащихся с ЗПР....