Учебная программа предшкольной подготовки учителя-логопеда 2010-2011 уч.год
рабочая программа по теме
Учебная программа предшкольной подготовки
Логопедические занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logop.zanyatiya_v_shkole.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании общеобразовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Дети седьмого жизни с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляют собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему языка.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.
Основной формой обучения для детей являются логопедические занятия.
Цель: развитие связной речи у детей.
Задачи: - активизация словаря по лексическим темам;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, зрительного внимания, мышления, координации речи с движением;
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Фронтальные логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня по 30 минут. В год составляет 44 часа.
Определяя их содержание, важно выявить потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
Режим дня и распределение занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Характеристика детей седьмого жизни.
У детей седьмого жизни нарушено программирование речевой деятельности. Речевая активность слаба и довольно быстро истощается.
Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
Нарушение фонетической стороны речи:
- несформированность речеслуховой дифференциации;
- нарушение речевой моторики;
- аномалии в строении артикуляционного аппарата.
Нарушение лексики у детей:
- бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности артикуляции словаря более значительные. Чем в норме. Преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей;
- бедность словарного запаса, обусловленная ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижением потребности в речевых и социальных контактах, слабостью вербальной памяти;
В словаре у детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера: мебель, одежда. Посуда и т.д.
В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных: скачет, ползает, летает (лягушка идет, змея идет, птичка идет). Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел, шел).
Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).
Наблюдается смешение слов одного рода, вида (ботинки – сапоги, туфли – галоши, рубашка – кофта).
Нарушение грамматического строя речи
- несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений: недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксические структуры предложения;
- искажения в употреблении падежей;
- нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний;
- в импрессивной речи не наблюдаются предлоги: над, около, за, над, между, из-за;
- неправильно употребляют форму родительного падежа мн.ч. существительных (много девочки, много цыплятах);
- допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже, особенно с существительным в среднем роде (красная платье);
- образование уменьшительно-ласкательных форм (в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, количество суффиксов незначительно -ик, очек, чик, онок, енок);
- характерны простые нераспространенные предложения;
В самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо подлежащего и сказуемого (рассказ по картине: Мальчик рыбу ловит. Бросил. Побежал. На лодке катаются);
Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляются в связной речи.
Нарушение связной речи.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и характеризуются качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной ситуативной речи.
Для формирования связных высказываний необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых, в систематической помощи, которая проявляется в виде вопросов, либо в подсказке.
- контекстная форма речи трудна;
- недостаточная сформированность диалога;
- связные высказывания мало развернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями;
- связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжетостью изложения;
- более легко осуществляется пересказ, чем самостоятельный рассказ.
Пересказ имеет ряд особенностей:
- пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно;
- обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений;
- часто на основе случайных ассоциаций добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте.
Содержание образования
Период | Основное содержание работы |
I период обучения сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой – моя, моё» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картине, по моделям:
Формировать навык составления короткого рассказа. |
II период обучения декабрь, январь, февраль | Развитие лексико-грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какая? Какой? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу). Учить изменять форму глаголов 3-го лица ед.числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа: «идет – иду – идешь – идём». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовительного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. |
III период обучения март, апрель, май | Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий ( «выехал – подъехал – въехал – съехал» и т.п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использование продуктивных суффиксов (-ое, -ин, -ев, -ан, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк. –оньк. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.), уточнять значения обобщающих слов. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом, брат умывает лицо – брат умывается); изменение вида глагола (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо, мама варила суп – мама сварила суп). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два – три – четыре). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитателю, а карандаш взял себе). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Связная речь
Рассказ по серии картин
1. Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
2.Картинки разложены со стимулирующей помощью; рассказ составлен самостоятельно; допускаются не резко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов.
3. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов.
4. Рассказ недоступен.
1- высокий уровень; 2- средний уровень; 3-4 – низкий уровень.
Лексико - грамматический строй речи
- Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
- Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
- Большинство заданий не выполняются.
- Невыполнение.
1-высокий уровень; 2-средний уровень; 3-4-низкий уровень.
Фонематические процессы
Фонематический слух:
- Все задания выполнены верно.
- Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
- Ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
- Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
- Невыполнение.
1-2 –высокий уровень; 3- средний уровень; 4-5 –низкий уровень
Фонематический анализ и синтез:
- Все задания выполнены верно с первой попытки.
- Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
- Задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
- Большая часть заданий недоступны.
- Неверные ответы, отказ от выполнения.
1-2-высокий уровень; 3-средний уровень; 4-5-низкий уровень
Тематическое планирование лексического материала
месяц | неделя | кол-во часов | темы занятий |
Октябрь | 1 | 1 | Осень. Разучивание стихотворения «Дождик» Н. Нищева. |
1 | Осень. Составление рассказа по предложенному плану. | ||
2 | 1 | Грибы. Разучивание стихотворения по мнемотаблице | |
1 | Ягоды. Составление рассказа «В лес по ягоды» | ||
3 | 1 | Одежда. Разучивание стихотворения по мнемотаблице. Образование уменьшительно-ласкательных слов | |
1 | Одежда. Составление рассказа «Одеваемся на прогулку» | ||
4 | 1 | Обувь. Формирование лексико-грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательных слов | |
1 | Обувь. Составление описательного рассказа | ||
Ноябрь | 1 | 1 | Продукты питания. Обобщение. |
1 | Продукты питания. Составление предложений по серии картин. | ||
2 | 1 | Посуда. Дифференциация обобщения | |
1 | Посуда. Разучивание стихотворения по схеме | ||
3 | 1 | Мебель. Составление рассказа «Моя комната» | |
1 | Мебель. Формирование лексико-грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательных слов | ||
4 | Каникулы | ||
Декабрь | 1 | 1 | Зима. Активизация словаря по теме |
1 | Зимующие птицы. Разучивание стихотворения | ||
2 | 1 | Домашние животные и их детеныши. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | |
1 | Домашние животные. Составление рассказа «Домашние питомцы» | ||
3 | 1 | Дикие животные и их детеныши. Составление описательных рассказов | |
1 | Дикие животные зимой в лесу. Составление рассказа. | ||
4 | 1 | Новый год. | |
1 | Новый год. Составление рассказа « | ||
Январь | 1-2 | Каникулы | |
3 | 1 | Зимние забавы. Образование однокоренных слов | |
1 | Зимние забавы. Составление рассказа по картине | ||
4 | 1 | Игрушки. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Игрушки» | |
1 | Игрушки. Беседа по картине. | ||
Февраль | 1 | 1 | Витамины на столе. Беседа по картине о здоровой пище. |
1 | Семья. Составление рассказа «Моя семья» | ||
2 | 1 | Профессии. Отгадывание загадок с опорой на картинки. | |
1 | Профессии. Составление рассказа «Профессии моих родителей» | ||
3 | 1 | Наша армия. Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Танкист» Н Нищева.. | |
1 | Наша армия. Беседа по картине. | ||
4 | Каникулы | ||
Март | 1 | 1 | Весна. Разучивание стихотворения по мнемотаблице «»Подснежник» П.И. Чайковский. |
1 | Праздник 8 Марта. Составление рассказа «Моя мамочка». | ||
2 | Каникулы | ||
3 | |||
4 | 1 | ПДД. Транспорт. Составление предложений о людях, работающих на транспорте. | |
1 | Почта. Беседа о людях, работающих на почте. Составление рассказа по опорным картинкам. | ||
Апрель | 1 | 1 | Птицы – наши друзья. Рассматривание картины. Беседа. |
1 | Хлеб. Отгадывание загадок о хлебе. Разучивание стихотворения «Хлеб» Я. Аким. | ||
2 | 1 | Космос. Отгадывание загадок. Беседа о космосе. Разучивание стихотворения «Дом родной» В Степанов. | |
1 | ОБЖ. Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Составление рассказа. | ||
3 | 1 | Лес - наше богатство. Беседа о правилах поведения в лесу. | |
1 | Части тела. Ориентировка в пространстве. | ||
4 | 1 | Хакасия. Флаг и герб. Рассматривание фотографий. Беседа. | |
1 | Наш город Абакан. Составление рассказа «Достопримечательности нашего города». |
Литература
Основная:
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М, 1999
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. Старшая группа. – М, издательство «Альфа», 1993.
Дополнительная:
- Алябьева Е.А. логопедические упражнения без музыкального сопровождения. – М, 2005.
- Лопухина И. логопедия. Упражнения для развития речи. – С-П, 1997.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПБ. Детство-пресс, 2004.
- Орешкина И.А. Логоритмика для дошкольников. – А, 2005.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа предшкольной подготовки (музыка)
Авторская программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. В приложении вложена презентация к занятию "Звуки", а также предлагаются интересные пальчиковые игры....
Программа «Школьные команды по информатизации" 2010/2011
Организация и координация деятельности школьных команд по реализации программ информатизации образовательных учреждений....
Программа коррекционной работы учителя-логопеда
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...
Программа "Твой выбор - 2" на 2010-2011 учебный год
Программа направлена на реализацию компетентностного подхода в процессе обучения через систему межпредметных мероприятий, направленных на формирование информационной компетентности школьников и педаго...
«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».
В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных научных понятий, и появляются новые термины. Расшире...
Программа городской конференции учителей - логопедов
Применение не традиционного подхода в организации логопедической работы...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...
Комментарии
Учебная программа предшкольной подготовки
Спасибо за разработку! Очень актуально!
Спасибо, Наталья
Спасибо, Наталья Александровна за хороший материал!