Программа "Твой выбор - 2" на 2010-2011 учебный год
методическая разработка на тему
Программа направлена на реализацию компетентностного подхода в процессе обучения через систему межпредметных мероприятий, направленных на формирование информационной компетентности школьников и педагогов. Представлена пояснительная записка Программы и план ее реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoy_vybor.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ТВОЙ ВЫБОР - 2» на 2010-2011 учебный год
разработана заместителем
директора по УВР,
учителем биологии Гют Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вашему вниманию предлагается вторая программа деятельности, которая. Безусловно, продолжает наш многолетний опыт формирования общих учебных умений и наряду с этим поднимает нас на новую ступень развития.
Перед школой во все времена стоит одна главная задача – подготовить выпускников к жизни. Нашим выпускникам приходится выживать и активно существовать в условиях стремительно развивающегося общества. Комфортно чувствовать себя в этих условиях может только активный, целеустремленный человек, способный к постоянному обучению и развитию.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что основным показателем качественного образования должна стать не система знаний, умений и навыков, а «набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Предстоящая работа по единой методической теме школы «Урок как пространство становления ключевых компетентностей школьников» позволит нам пересмотреть свое отношение к уроку и перейти от традиционных ЗУНов к формированию и развитию ключевых компетентностей.
Пространством становления ключевых компетентностей может стать не только урок. Опыт прошлого года показывает интерес наших учеников к конкурсным мероприятиям развивающего и творческого характера.
Нельзя объять необъятное, поэтому в 2010-2011 учебном году предлагается реализовать компетентностный подход через систему межпредметных мероприятий, направленных на формирование информационной компетентности. Для этого и создана программа «Твой выбор - 2».
Современный этап развития цивилизации называют информационным. Информация, появляющаяся во всех сферах жизни и науки, в нынешнем веке удваивается ежегодно. Современный человек, чтобы быть успешным в этих условиях, должен научиться уверенно ориентироваться во все увеличивающемся информационном потоке.
С развитием компьютеризации и телекоммуникации в нашем обществе заметно снизился интерес к чтению.
В последние годы на россиян обрушился мощный поток низкопробной медиапродукции, что привело к заметному падению общей культуры. При этом стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками.
Международные исследования образовательных достижений учащихся PISA-2003 показали низкий уровень умения работать с текстом у многих российских школьников.
Примерно 30% выпускников основной школы сами признают, что имеют сложности с чтением и письмом, не любят читать, не умеют работать с книгой.
Предлагаемая Программа призвана внести вклад в решение этих проблем.
Итак, ПРОГРАММА «ТВОЙ ВЫБОР-2» нацелена на формирование информационной компетентности школьников. Под информационной компетентностью понимают способность человека найти информацию, критически осмыслить ее и грамотно передать другим.
В ПРОГРАММЕ представлены разнообразные формы работы с информацией:
- Поиск информации в различных источниках;
- Отбор содержания для ответов на вопросы или подготовки сообщения;
- Осмысление прочитанного;
- Использование имеющейся информации при решении проблемных задач;
- Свертывание и творческая переработка информации;
- Перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- Критический анализ и оценка;
- Передача информации другим;
- Создание собственных текстов и других источников информации.
Разнообразны и источники информации, с которыми предстоит работать учащимся в процессе реализации ПРОГРАММЫ:
- Школьные учебники и учебные пособия;
- Словари, энциклопедии, справочники;
- Научно-популярные и научно-художественные книги;
- Художественная литература;
- Периодическая печать;
- Видеоматериалы;
- Воспоминания и жизненный опыт людей;
- Информационные ресурсы Интернета.
В основе ПРОГРАММЫ – работа с информацией. Но параллельно будут развиваться и совершенствоваться организационные, коммуникативные и интеллектуальные умения. Реализация ПРОГРАММЫ предполагает создание ситуаций, где будут проявляться творческие способности учащихся, приобретаться коммуникативный опыт, опыт построения собственного информационного пространства.
Предлагаемая система носит деятельностный характер, поэтому учащиеся смогут попробовать себя в различных формах информационно-познавательной и творческой деятельности. При этом создаются условия для развития коммуникативных потребностей, проявления и развития интеллектуального и творческого потенциала.
Многие мероприятия носят соревновательный характер, что призвано активизировать учащихся и значительно расширить круг участников.
По ряду конкурсов предполагается публичная презентация результатов информационного поиска, самостоятельной познавательной и практической деятельности, что будет способствовать развитию коммуникативной компетенции.
Учащимся предстоит самостоятельно строить собственную внеурочную деятельность, самоопределяться по отношению к предлагаемым формам работы и отвечать за СВОЙ ВЫБОР.
Учащиеся будут иметь возможность объективно оценивать свои достижения, развивая умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Таким образом ПРОГРАММА способствует становлению индивидуальности каждого ученика и создает возможности его самореализации в информационно-образовательном пространстве школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.
Никаких особенных новшеств вводить не требуется. Любой урок- это работа с информацией. Это то, что каждый из нас делает постоянно, на каждом уроке.
Однако, учителя люди творческие, поэтому поиск нового, безусловно, приветствуется!
Желательно посмотреть на свой опыт под новым углом зрения (с позиций формирования информационной компетентности) и найти интересные приемы ми подходы, которые смогут стать достоянием всего педагогического коллектива школы (а может и района, области …). Формы презентации опыта – сборник методических разработок учителей школы № 3.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ.
При проведении предметных декад желательно усилить информационный аспект и использовать различные источники информации и разные формы работы с ними. Не забывайте об интересном опыте коллег (поищите его в книгах или Интернете!).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТВОЙ ВЫБОР-2»
Мероприятия (сроки и ответственные) | Деятельность учителя | Деятельность классного руководителя | Деятельность школьника | Деятельность родителя |
Информирование о ПРОГРАММЕ (сентябрь, Гют Л.В.) | Прослушать информацию на педсовете или методическом совете школы. В течение года напоминать о предметных конкурсах, которые проводятся в рамках ПРОГРАММЫ. Желательно поощрять активных участников предметных конкурсов. | В начале сентября рассказать учащимся о ПРОГРАММЕ, обратить внимание на информационный стенд. В течение года периодически напоминать об основных мероприятиях в рамках ПРОГРАММЫ. Не забывать информировать родителей о мероприятиях, в которых они могут принять активное участие. | Принимать активное участие в предлагаемых мероприятиях, получать бонусы, стремиться к получению главного приза ПРОГРАММЫ. | Использовать возможности для участия в ПРОГРАММЕ, помогать своему ребенку и классному коллективу в достижении результата. |
Оформление стенда (в течение года, Гют Л.В., Вязникова Е.Н., Чеснокова И.М.) | Привлечь внимание учащихся к этому стенду (второй этаж «Информация» у входа в рекреацию). | Привлечь внимание учащихся к этому стенду (второй этаж «Информация» у входа в рекреацию). | Информация сменная, поэтому почаще обращаться к материалам и своевременно принимать участие в мероприятиях. | Приходя в школу проявлять интерес к информации на стенде. |
УРОК ЗНАНИЙ (единый урок 1 сентября, Кл.рук) | Разработать традиционный урок знаний и повести его 1 сентября (не забывайте о ценной информации, интересной для учеников и их родителей) | Вам будет приятно встретиться со школой, учителями и одноклассниками. Не забудьте получить КНИГИ. | Могут присутствовать на классном уроке знаний. | |
Игра «ШПИОН» (узнать информацию из первых уст одного из сотрудников школы по спецзаданию Совета Школы) 1 триместр, сентябрь, Чеснокова И.М., Гют Л.В. | Не откажите в интервью своим ученикам. | Не откажите в интервью своим ученикам. | Получить шпионское задание, составить вопросы для интервью, составить донесение. | Помочь в оформлении донесения. |
Подпрограмма «МОЯ СЕМЬЯ»: 1. Конкурс «Самая читающая семья» (октябрь, май. Диагностика, Кислицына Л.И., Вязникова Е.Н.) 2. Конкурс сочинений «Расскажи нам о себе, о семье» 5-9 классы (март) 3. Конкурс рисунков «Моя семья» 1-7 классы (ноябрь) 4. Конкурс фотографий «Это я, это я, это вся моя семья» 1-11 класс (январь, Вязникова Е.Н.) 5. Конкурс «О чем рассказала фотография». 1-11 классы (январь, Вязникова Е.Н., учителя филологи) | Учителя-филологи объявляют об условиях конкурса, не забывают поощрить наиболее активных участников. Если получится, заслушать на уроке лучшие работы. Учителя изобразительного искусства объявляют об условиях конкурса, не забывают поощрить наиболее активных участников. Организуют выставку работ учеников по параллелям. Можете принять участие в конкурсе и предоставить на выставку фотографию своей семьи. Можете принять участие в конкурсе и предоставить на выставку фотографию своей семьи и написать к ней мини-сочинение. Войти в комиссию по оценке мини-сочинений учащихся. | Привлечь внимание к сбору информации в библиотеках поселка и помочь в составлении отчета по вопросам анкеты. Напоминают о конкурсе ученикам и родителям. Напоминают о конкурсе ученикам и родителям Напоминают о конкурсе ученикам и родителям Напоминают о конкурсе ученикам и родителям | Сбор информации в библиотеках, составить отчет по результатам поиска. Работают над сочинением. Желающие принимают участие в конкурсе. Можете принять участие в конкурсе и предоставить на выставку фотографию своей семьи. К предоставленной фотографии написать мини-сочинение и принять участие в конкурсе. | Помощь работы в библиотеке. Помогают своим детям в работе над сочинением. Помогают с сюжетом рисунка. Можете принять участие в конкурсе и предоставить на выставку фотографию своей семьи. Оказать помощь своему ребенку. |
ФЕСТИВАЛЬ «СЕМЕЙНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (март, Вязникова Е.Н., Россомахина Л.В.) | Посетить ярмарку работ семей. Можете предоставить свои экспонаты на ярмарку. | Напоминают о конкурсе ученикам и родителям | Участвуют в создании выставки. | Предоставляют свои творческие работы на выставку. |
Конкурс «РЕШИСЬ БЫТЬ УМНЫМ» 1 раз в триместр по звеньям (Гют Л.В.) | Один раз в триместр подбирать 1-3 вопроса по заданной теме. Знакомиться с результатами конкурса. | Предложить желающим ознакомиться с положением конкурса и принять в нем участие. Поболеть за своих, поздравить победителей. | Принять участие в конкурсе и получить бонусы. | Помочь ответить на вопросы конкурса. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕКАДЫ (+ школьный тур олимпиад) согласно графика (октябрь-декабрь, рук-ли ШМО) | Разработать Положение по школьным предметным декадам, составить график проведения школьного тура олимпиад, пригласить достойных участников на школьный тур. | Предложить желающим принять участие в предлагаемых предметных конкурсах и мероприятиях. Поболеть за своих, поздравить победителей. | Принять участие в конкурсах и олимпиадах, получить бонусы и пополнить свое Портфолио. | |
Интеллектуальная игра «ЭРУДИТЫ» по 1 игре в каждом звене 1 раз в течение года. Итоговая игра – между учениками и учителями, между родителями и учениками, между родителями и учителями. (в течение года, Морилова Е.В., Вязникова Е.Н., Воронцова И.В.) | Помочь с подготовкой вопросов по предмету согласно требованиям Положения, можете принять участие в финальной игре в качестве игрока от команды учителей. | Предложить желающим организоваться в команды и подать заявки для участия в игре. Поболеть за своих, поздравить победителей. | Принять участие в игре: подготовить вопросы для игры, стать участником команды или зрителем-болельщиком. | Принять участие в игре: подготовить вопросы для игры, стать участником команды или зрителем-болельщиком. |
Конкурс «ШПАРГАЛКА» 1 раз в год. Для всех желающих. (февраль, Гют Л.В.) | Изготовить оригинальную шпаргалку, показать мастер-класс по свертыванию учебной информации. Посетить выставку и порадоваться за своих учеников. | Напомнить о данном конкурсе, посетить выставку и поздравить победителей. | Показать умения кратко излагать свои мысли, проявить творчество и находчивость. Предоставить экспонат на выставку. Посмотреть творчество других, посетив выставку. | Показать умения кратко излагать свои мысли, проявить творчество и находчивость. Предоставить экспонат на выставку. Посмотреть творчество других, посетив выставку. |
Конкурс переводчиков «С РУССКОГО НА РУССКИЙ» 1 раз в триместр (1 триместр – филологи, 2 триместр – предметники, 3 триместр - историки) | Вступить в команду по интересам для создания текстов. Принять участие в подведении итогов, поздравить победителей. | Информировать о конкурсе, помочь в организации поиска. Поздравить победителей. | Расшифровать послание, предоставить результаты перевода в комиссию. | По мере сил оказать помощь в раскрытии тайны шрифта. |
Научно-практическая школьная конференция «НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ» ( 1 раз, апрель Гют Л.В., Чеснокова И.М.) | Подготовить учеников для выступления в НПШК. | Предложить желающим подать заявки для участия в НПШК, определиться с предметом исследования. Поболеть за своих, поздравить победителей. | Принять участие в работе над проектом по интересующей теме и выступить на конференции. Послушать других и оценить результаты своего труда. Поздравить победителей. | Поболеть за своих, поздравить победителей. |
«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» выставка работ из природного материала 1-11 классы (март-апрель, Вязникова Е.Н.) | Можно принять участие в изготовлении поделки или посетить выставку и порадоваться успехам других. | Предложить желающим принять участие в изготовлении поделки, информировать родителей о конкурсе. Посетить выставку и поздравить победителей. | Изготовить совместно с родителями поделку из природного материала, предоставить ее на конкурс и посетить выставку, ознакомиться с творчеством других ребят и взрослых. | Изготовить совместно с ребенком поделку из природного материала, предоставить ее на конкурс и посетить выставку, ознакомиться с творчеством других ребят и взрослых. |
Командная игра-путешествие «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ЧИТАТЬ?» 1 раз по звеньям (в библиотеке, Кислицына Л.И.) | Присутствовать на конкурсе, поддерживать играющих, радоваться их успехам. | Принять участие в игре, оценить свои умения работать с книгой. | ||
Цикл бесед «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» (соц. Педагог по графику) | Организовать детей на беседу. | Внимательно выслушать лектора | ||
Фестиваль открытых уроков и воспитательных часов «ПОДЕЛИСЬ С КОЛЛЕГАМИ» (1 урок или классный час в год) отв. Руководители ШМО. | Определить дату, тему урока, пригласить коллег и провести его. Заявки на открытые уроки предоставить руководителю ШМО в сентябре месяце. Конспекты уроков могут войти в сборник методических разработок педагогов школы № 3 | Определить дату, тему классного часа, пригласить коллег и провести его. Заявки на открытые классные часы предоставить Чесноковой И.М. в сентябре месяце. Конспекты классных часов могут войти в сборник разработок классных часов школы № 2. проинформировать об открытом занятии родителей. | Помочь в проведении открытого мероприятия, следуя инструкциям учителей и классных руководителей. | Могут присутствовать на любом открытом занятии. |
ЯРМАРКА МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ (конкурс печатных изданий учителей) отв. Гют Л.В. | Предложить приемы работы с информацией, используемых на уроках и во внеклассной работе. | Предложить приемы работы с информацией, используемых на классных часах. | ||
Школьный методический семинар:
| Принять участие в семинарах, предложить свою тему для рассмотрения на семинаре. | |||
МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА (конец декабря) Чеснокова И.М. | Можно подготовить и провести мастер-классы по изготовлению новогодней игрушки, гирлянды, открытки и др. | Можно подготовить и провести мастер-классы по изготовлению новогодней игрушки, гирлянды, открытки и др. Организовать детей на посещение мастер-класса. | Создают продукт. | Можно подготовить и провести мастер-классы по изготовлению новогодней игрушки, гирлянды, открытки и др |
ДЕНЬ св. ВАЛЕНТИНА (февраль, Вязникова Е.Н., Чеснокова И.М.) | Подготовить классный час, вечер | Подготовить выступление. | ||
ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ | Классный руководитель 1 класса организует детей, информирует родителей. Классный руководитель 5 класса проводят мероприятие. | Участвуют в празднике, выступают и получают удовольствие. | Присутствуют, радуются за детей. | |
УЧЕНИК ГОДА «ТРИУМФ» (май) | Поздравить победителей. | Поздравить победителей. | Поздравить победителей. | Поздравить победителей. |
МАРАФОН «САЛЮТ, ПОБЕДА!» (конкурс презентаций, май Чеснокова И.М.) | Подобрать материал для создания презентации на предлагаемую тему «€Наука ковала победу» и защитить ее. | Организовать классный час с приглашение коллег-предметников или разработать и презентовать свою работу по теме марафона. | Участвуют, задают вопросы выступающим. | Присутствуют. |
«ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ» (классные часы и лектории) в течение года, Кл.рук-ли, психологическая служба школы | Педагоги-психологи организуют лектории, диагностики по данному направлению в течении года, оказывают помощь классным руководителям. Проводят консультации нуждающимся в поддержке по данным вопросам. | Организуют совместно с родителями, психологами цикл классных часов, встречи с интересными людьми разных профессий, экскурсии на предприятия. | Получают полезную для себя информацию | Презентуют свою профессию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год
Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, КРК И МОЙ ГОРОД на 2010-2011 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, КРК И МОЙ ГОРОД на 2010-2011 учебный год...
План воспитательной работы в группе на 2010-2011 учебный год.
План воспитательной работы в группе на 2010-2011 учебной год....
Грамоты педагога 2010-2011 учебный год
Работаю, учусь, участую в профессиональных конкурсах... И довольно-таки неплохо......
Анализ итогов работы МОУ СОШ с.Родничок за 2010/2011 учебный год и задачи на новый учебный год.
Школа является частью общества, а значит, все достоинства и недостатки его развития ощущает в организации образовательного процесса в ней. Успешность её деятельности всегда и во все исторические форма...
Анализ итогов работы МОУ СОШ с.Родничок за 2010/2011 учебный год и задачи на новый учебный год.
Школа является частью общества, а значит, все достоинства и недостатки его развития ощущает в организации образовательного процесса в ней. Успешность её деятельности всегда и во все исторические форма...
Качественный анализ педагогических кадров МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ за 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы
Возможно данная информация вам поможет для составления справок по состоянию педагогических кадров в школе....