Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода "
план-конспект урока (6 класс)

Иванова Лариса Владимировна

Цель :  Актуализация  знаний  обучающихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, его  связи  с  именем  существительным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_r.yaz_.docx177.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение  имён  прилагательных  женского  рода.

Цель: Актуализация  знаний  обучающихся  об  имени прилагательном  как  части   речи, его  связи  с  именем  существительным.

Задачи:1.Познакомить  обучающихся  со  склонением  имён  прилагательных  женского  рода  единственного  числа, его  падежными  окончаниями.

              2.Коррегировать  и  развивать  активность  речевой  деятельности  посредством  обогащения  словарного  запаса  именами  прилагательными.

              3.Воспитывать  любовь и  заботу  к  матери  через  показ  значимости  матери  в  жизни  каждого  человека.

Наглядность  и  оборудование: план  урока;

памятка  по  определению  падежа  у  имён  прилагательных;

карточки   с  заданиями;

 шаблоны  цветов.

Ход  урока:

I.Организационный  момент:

- отчёт  дежурного;

- проверка  готовности  класса  к  уроку;

- эмоционально-психологический  настрой  на  урок

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткём из ниточек урок,

Он успеха нашего исток.

А исток - начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел

Прямо здесь и слушать, и   писать,

Думать, говорить,  понять.

       Наш  урок  пройдёт  по  следующему   плану.

1.Организация  урока.

2.Играя,  проверяем  то, что  знаем.

3.Усвоение  новых  знаний.

4.Минутка  отдыха.

5.Закрепление  новых  знаний.

6.Домашнее  задание.

7.Подведение  итогов  урока.

       В начале урока для активизации умственных и физических возможностей учащихся выполняются упражнения:

       Чтобы нам работалось легко, мы выполним несколько полезных упражнений:

1. Быстро потрите друг о друга ладони.

2. Щёки быстро потрите вверх-вниз (5сек).

3. Потрите уши.

4. Пальчиками побарабаньте  по голове.

5. Погладьте  осторожно шею спереди ниже кадыка спереди, с боков, сзади сверху вниз.

II.Актуализация   опорных  знаний  .

1.Стихотворение – загадка  об  имени  прилагательном.

Послушайте    загадку   и определите, о какой   части    речи    в  ней  говорится.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

- Догадались?    Правильно. Это имя прилагательное.

2.Фронтальный  опрос.

- Какая  часть  речи  называется  именем прилагательным?

- С  какой  частью  речи  связаны  имена  прилагательные?

(Имена  прилагательные  связаны  с  именами  существительными)

Загадки.

       В  загадках  очень  часто  используются  имена  прилагательные,  которые  описывают    признаки  загаданного  предмета. Отгадайте  загадки  и  назовите  прилагательные,  которые  имеют  в  загадке.

1)Круглые зеленые на дереве растут

Как бочок покраснеет, тут их и сорвут

Сладкие и спелые соберут в корзинку

Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки)

2)Птица  длиннохвостая,

Птица  говорливая,  самая  болтливая.    (Сорока)

3)Чистое,  как  вода.

Клейкое,  как  смола,

Белое,  как  снежок.

Сладкое ,  как  медок.  (Молоко)

- Как  изменяются  имена  прилагательные ?

(Имена  прилагательные  изменяются  по  родам,  числам,  падежам)

- Как  определить  род,  число,  падеж  имени  прилагательного?

(Род,  число,  падеж  имён  прилагательных   определяется  по  роду,  числу,  падежу  имён  существительных,  с  которыми  они  связаны)

Игра  «Заказ».

На  лесном  пригорке

К  дремучему  лесу

У  могучего  дерева

-Поставьте  цифру  один  у  прилагательного  мужского  рода,  единственного  числа, дательного  падежа.

-Поставьте  цифру  один  у  прилагательного  среднего  рода,  единственного  числа, родительного  падежа.

-Поставьте  цифру  один  у  прилагательного  мужского  рода,  единственного  числа,  предложного  падежа.

Самопроверка.

- Для чего  нужны  в  речи  имена  прилагательные?

(Имена  прилагательные  делают  нашу  речь  красивой,  точной,  выразительной)

III.Сообщение  темы  и  целей  урока.

1.Разгадывание  ребусов.

Слайд  3                                                                              Слайд 4

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/640/img29.jpg       малина                 https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0368/00061de7-5259fbd5/1/640/img76.jpg        погода

Слайд 5

http://mypresentation.ru/documents_2/e416f0bad7a39817b453c57f12ee6afc/img2.jpg         лисица

К  данным  именам  существительным  подберите  имена  прилагательные.

- Красная, душистая,  сладкая,  спелая -  малина.

- Пушистая, хищная, хитрая,  рыжая – лиса

- Ясная,  ветреная,  дождливая, морозная – погода

- Что  общего  между   именами  прилагательными?

(Все  имена  прилагательные  женского  рода).

       Сегодня на уроке вы познакомитесь со склонением имён прилагательных женского рода и научитесь определять падежи  этих  прилагательных.

IV.Изучение  нового  материала.

1.Работа  с  учебником.

Вып – ть  упр.298, с.179,  у  доски  и  в  тетрадях.

2.Работа  с  таблицей  учебника.

- В  каких  падежах  прилагательные  женского  рода  имеют  одинаковые  окончания?

(Имена  прилагательные  женского  рода  в  родительном,  дательном, творительном   и  предложном  падежах  отвечают  на  вопрос  какой?  и  имеют  окончания  -ой, -ей)

                  Прил.ед.ч., ж.р.

Р.п.

Д.п.

Т.п.                           какой ?    -ой,   -ей

П.п.

(Имена  прилагательные  единственного  числа  женского  рода  в родительном,  дательном, творительном   и  предложном  падежах  отвечают  на  вопрос  какой?  и  имеют  окончания  -ой, -ей)

- Можно  ли  определить  падеж  по окончанию?

(Определить  падеж  по  окончанию   нельзя,  так  как  окончания  одинаковые  во  всех  четырёх  падежах)

- Сделаем  вывод. Как   можно  определить  падеж  у  прилагательных  женского  рода? Для  этого  построим  план,  опираясь  на  ваши  знания.

План

1)Найти  существительное,  к  которому  относится  прилагательное.

2)Определить  падеж  существительного.

3)По  падежу  существительного  определить  падеж  прилагательного.                  

4.Физкультминутка.

Мы  хорошо  потрудились,  пора  отдохнуть.

Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись

Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.

Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело.

Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше.

Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем и  тихонько  выдыхаем.

Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.

Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.

V.Закрепление  материала.

1.Работа  с  учебником.

Вып – ть упр.299, с.180,  по  цепочке  у  доски  и  в тетрадях.

- Как  определить  падеж  у  имён прилагательных  женского  рода?

2.Творческое  задание.

Упражнение  «Букет  из  комплиментов».

       Ребята, очень  скоро  наступит  долгожданная  весна. А  вместе  с  ней  к  нам  придёт  замечательный  праздник.

- Какой  праздник  мы  празднуем  вместе  с  приходом  весны?

(Международный  женский  день – 8  марта)

       В  этот  день  мы  будем  поздравлять  всех  женщин  и  конечно, любимых  и  дорогих  мам.   Я  предлагаю  составить  для  них  букет  из  «комплиментов»,  а  в  этом  нам  помогут  имена  прилагательные.,  так  как это  самая   выразительная    часть  речи. Именно  они  помогут  рассказать  о  чувствах,  настроении.

(Ученики  на  цветочках  пишут  комплименты,  а  затем  прикрепляют  их  на  рисунок)

       Ребята,  берегите  своих  мамочек, любит  и  заботьтесь  о  них,  не  причиняйте  им  боли  словами,  поступками. Почаще  спрашивайте  маму,  чем  ей  помочь, помогайте  по  дому,  приносите  хорошие  вести  из  школы ,  говорите  маме  много  нежных,  добрых  слов. А  если  случится,  что  виноваты.  Подойдите   к маме,  посмотрите  прямо  в  глаза  и  скажите:  «Прости!»

VI.Домашнее  задание.

Вып – ть  упр.300, с.180.

VII.Подведение  итогов  урока.

- Над  какой  частью  речи  работали на уроке?

- Что  вы  узнали  об  именах  прилагательных?

Рефлексия.

1. Своей работой на уроке  я              доволен / не доволен

2. Урок для меня показался               легким / трудным

                                                              интересным / скучным

И в заключение составим пожелания друг другу.

Учитель: Будем людьми, которые любят труд. Значит какими?

Дети: Трудолюбивыми

Учитель: Стремящимися всё знать

Дети: Любознательными

Учитель: Никогда не обманывать

Дети: Честными

Учитель: Никогда не болеть.

Дети: Здоровыми

Учитель. Никогда не обижать, а помогать друг другу

Дети: Добрыми, вежливыми …

   Молодцы!

       Отметить  работу  ребят  за  урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по грамматике немецкого языка "Сильное склонение прилагательных"

Die Deklination der AdjektiveStarke Deklination MaskulinaNeutraFemininaPluralNominativ      Genitiv      Dativ ...

склонение существительных в немецком языке

презентация: правило +тест с ответами...

урок русского языка "Именительный падеж 1-го склонения единственного числа"

Данный материал познакомит с особенностями существительных 1 склонения ед. числа....

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Тесты для проверки знаний по теме "Склонение прилагательных" и "Склонение существительных"

Тесты для осуществления контроля знаний по темам Склонение прилагательных и склонение  существительных...