Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы». Игра-занятие «Спасатели в стране Грамотейка».
план-конспект на тему
Конспект по развитию фонематических функций и навыков звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_natasha.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию фонематических функций и навыков звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи (2 год обучения).
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Игра-занятие «Спасатели в стране Грамотейка».
Учитель - логопед ГБДОУ №92 Невского района СПб
Волошенко Н.В.
Задачи:
- Развитие мышления, речевого слуха.
- Развитие навыка звуко – буквенного и слогового анализа и синтеза слов.
- Закрепление умения определять позицию заданного звука в слове.
- Совершенствование навыка чтения слогов, слов.
- Развитие фонематических представлений, зрительно-слуховая дифференциация звуков Т-Д.
- Расширение и активизация словаря по теме.
- Развитие умения анализировать и обобщать.
- Развитие общей моторики, чувства ритма и просодической стороны речи, творческих способностей и воображения.
- Воспитание чувства уверенности и самостоятельности при выполнении задания.
Оборудование:
Машина спасателей, пособия: слоговой паровоз, звуковая гусеница, пособие «следы», раздаточный материал, предметные картинки по теме, демонстрационные пособия «Таня, Даня», чемоданы со схемами на дифференциацию звуков, музыка.
I. Организационный момент
Логопед. Здравствуйте ребята.
Ответ детей.
Логопед. Как еще мы можем поздороваться?
Ответ детей.
Логопед. Ребята, сейчас мы превратимся в спасателей. Занимайте места в машине.
Введение в тему занятия
Логопед. В стране Грамотейка такое случилось!
С одеждой сегодня беда приключилась.
Из слов рано утром буквы сбежали…
И слово все в дырках, в слезах и печали.
Заплакали брюки, стонали береты,
За что, нам все это, за что нам все это?
Спасателей я вызываю сейчас,
Кто гласные вставит, пойдет в первый класс!
(Звучит гудок сирены)
Логопед. Спасатели, будем спасать одежду?
Дети отвечают.
II. Основная часть
- Отгадывание загадок. Выделение гласных звуков из слов-отгадок
Логопед. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Картинки вам в этом помогут.
__ Я, как зонт не промокаю,
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (плащ)
Логопед. Послушайте, какой гласный звук спрятался в этом слове. (А)
Найди букву, которая обозначает этот звук, прикрепи под картинкой.
__ Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью (тапки) (А И)
__ Что бы, прыгая по лужам не промокли ножки
Надо на ноги надеть новые … (сапожки) (А О И)
__ Спинка, перед, рукава еще два кармашка
Утром чистая она у ребят … (рубашка) (У А А)
Дети, выделяют голосом гласные звуки из слов и прикрепляют на фланелеграфе буквы, соответствующие этим звукам.
2. Закрепление обобщающего понятия «Одежда». Образование относительных прилагательных
Логопед. Посмотрите на картинки и назовите только те, которые относятся к одежде.
Как вы думаете, если юбка шелковая – это зимняя или летняя одежда?
Дети отвечают.
Логопед. Почему вы так решили?
Дети отвечают.
Логопед. А если юбку одевают на праздник, то юбка, какая?
Дети отвечают.
Логопед. Если пальто с меховым воротником, когда его носят?
Дети отвечают.
Значит оно какое?
Дети отвечают.
1 спасатель: Такая работа - начало пути,
По грамоте дальше готовы идти!
Сейчас, будем слоги у слов мы считать,
Пора слоговой паровоз вызывать!
(Звучит гудок паровоза, музыка)
3. Деление слов на слоги – игровыми способами определение слогового состава
Логопед. Вот и наш слоговой паровоз. Посмотрите на картинки (шарф, валенки, босоножки, туфли).
Найдите место каждой картинке в своем вагончике. Если в слове один слог поставь картинку в вагончик с одним окошком, если два с двумя окошками, три с тремя и четыре с четырьмя окошками.
Дети отхлопывают количество слогов в словах и помещают картинки в соответствующий вагончик.
Логопед. Молодцы, ребята справились с заданием.
4. Закрепление обобщающего понятия «Обувь». Дидактическая игра
« 4 лишний»
Логопед. Посмотрите на наш паровоз. Как вы думаете, что здесь лишнее и почему? (картинки: шарф, валенки, босоножки, туфли)
Дети отвечают.
2 спасатель: Нас вез паровоз, а теперь остановка.
Со слогом мы все поработали ловко!
Смотрите! Кто там проползает в траве?
И странную схему несет на спине?
5. Звуковой анализ и синтез слов. Закрепление обобщающего понятия «Головные уборы»
Выставляется пособие «Гусеница» и предметные картинки (шапка, берет, ушанка).
Логопед. Ребята, посмотрите на картинки и попробуйте выбрать ту, название которой соответствует данной схеме.
Дети отвечают.
Логопед. Как вы догадались?
Дети определяют количество звуков и дают их характеристику.
Логопед. Как называется одним словом – шапка, берет, ушанка?
Дети отвечают.
Логопед. Какие головные уборы вы еще знаете?
Дети. Кепка, панамка, шляпа.
Логопед. Молодцы, ребята, вот и головные уборы у нас теперь в порядке.
Игра с мячом. «Собери рассыпавшееся слово».
Логопед. Какое слово получится, если к звуку К добавить О,Л,П,А,К; П,Л,А,Т,О,К.
Дети составляют слово.
Логопед. Ребята, вы настоящие спасатели! Даже смогли собрать рассыпавшееся слово.
6. Беседа по теме.
Логопед. Ребята, какой сказочный герой носил колпак, платок?
Дети отвечают.
Логопед. А кто знает, какие еще сказочные персонажи носили головные уборы? И какие?
Дети отвечают. (Красная Шапочка, Кот в сапогах, Незнайка, Айболит, Машенька из сказки «Маша и медведь»)
7. Физминутка
Это платье для Наташки - (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки (4 прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка («рисуют» на животе два кармашка)
Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)
Эти брюки для Илюши (два раза топают, правой потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша (показывают, как бабушка шила)
Ходит в них гулять Илья, (идут по кругу, взявшись за руки)
Он большой, как ты и я (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
Вот ботинки для Маринки (два раза топают, правой потом левой ногой)
Не ботинки, а картинки (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить, (идут по кругу, взявшись за руки)
Бегать, прыгать и шалить. (бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах, топают ногами)
3 спасатель: Ребята по пешему дальше пути
Придется вперед по дороге идти
Читаем следы и шагаем вперед,
Куда же дорога нас приведет?
8. Автоматизация навыка чтения слогов, слов
На полу выкладывается пособие «следы».
Логопед. Прочитай слоги или слова на своей тропинке.
Дети читают слоги: ТА-ДА-ТА; ДУ-ТО-ДА; слова: КОФ-ТА, ТАП-КИ, РУ-БАШ-КА, шагая по следам.
4 спасатель: Впереди нас ждут друзья,
Без друзей никак нельзя.
Мы поможем Тане с Даней чемоданы уложить.
Чтоб они могли, не ссорясь в путешествии дружить.
9. Характеристика звуков Т, Д по артикуляционным и акустическим признакам. Определение позиции звуков Т, Д в словах
Выставляются пособия: Таня и Даня, чемоданы со схемами, мнемотаблица, предметные картинки (тапки, кофта, берет) (джинсы, сандалии).
Логопед. Вот и наши гости девочка Таня и мальчик Даня.
Какой первый звук в слове Таня?
Дети дают характеристику звука Т, используя мнемотаблицу.
Логопед. Какой первый звук в слове Даня?
Дети дают характеристику звука Д, используя мнемотаблицу.
Логопед. Давайте поможем собрать вещи в чемоданы для Тани и Дани.
Тане положим в чемодан одежду, в названии которой есть звук Т.
Дане положим в чемодан одежду, в названии которой есть звук Д.
Дети подбирают картинки.
Логопед. Где находится звук (в начале, в середине, в конце) слова?
Дети. Определяют наличие звука в слове и его местоположение, ставят картинку под соответствующую схему.
5 спасатель: Для путешествия нужен билет,
Возьмем самый толстый на свете конверт.
10. Закрепление графического образа букв Т и Д. Развитие зрительного внимания
Логопед. Ребята садитесь за столы, мы должны сделать билеты для путешествия Тани и Дани, но будьте очень внимательны. Букву Т обведите в кружочек, а букву Д в квадратик.
Дети заполняют билеты и отдают Тане и Дане.
III. Итог занятия
Логопед. Спасатели справились с делом отлично!
На слоги делили, читали прилично,
Пропавшие гласные быстро вставляли,
По схемам слова ловко так подбирали.
Одежду ребятам собрать помогли.
Награду вполне заслужили они,
Награду я всем вам сейчас выдаю,
Спасибо за знания я говорю!
Логопед выдает медали.
Логопед. Спасатели возвращаемся в машину и отправляемся в группу.
Дети. До свидание!
(Звучит гудок паровоза, музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"
Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...
Открытое занятие "Осенняя одежда, обувь, головные уборы"
Открытое занятие "Осенняя одежда, обувь, головные уборы" в логопедической группе по теме "Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ", пров...
Логопедическое занятие по теме: "Мир человека: одежда, обувь, головные уборы".
Уточнить и закрепить знания об одежде, обуви и головных уборах; расширить словарный запас (модельер, дизайнер одежды, выкройки, лекала, закройщик); закрепить умение образовывать притяжательн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Представленная разработка позволяет в игровой форме закрепить у детей представления об одежде и головных уборах, сформировать умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными ...
"Одежда. Обувь. Головные уборы"
Конспект занятия "Одежда. Обувь. Головные уборы"...
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Одежда, обувь, головные уборы"
laquo;Одежда, головные уборы, обувь»Задачи: Формирование умений и навыков по образованию и использованию в речи притяжательных прилагательных.Развитие и закрепление словаря по лексической теме....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...