Автоматизация звука [р]. Овощи.
план-конспект по теме

Ткачева Татьяна Викторовна

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizaciya_zvuka_r._ovoshchi..doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: формирование звукопроизношения.

Тип занятия: индивидуальное.

Тема: автоматизация звука [р]. Овощи.

Обучающие задачи занятия: 

  1. закрепление знаний о механизмах организации данного звука в слогах, словах.                                                          

Развивающие задачи занятия:

  1.  совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата,
  2. формирование кинетических ощущений на данный артикуляционный уклад.

Воспитательные задачи занятия: 

  1. воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватному отношению к своему дефекту.

Коррекционные задачи занятия: 

  1. закрепление звука в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах).

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль, предметные картинки, таблицы.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационные мероприятия.

2. Общее расслабление.

3. Общий массаж.

4. Массаж  лица.

5. Общая моторика.

6. Работа над мелкой моторикой.

7. Формирование навыков самообслуживания.

8. Мимическая гимнастика.

9. Артикуляционная гимнастика.

10. Дыхательная гимнастика.

11. Сообщение темы занятия.

12. Анализ артикуляционного звука.

13. Характеристика звука.

14.Закрепление звука в изолированном виде.

15. Закрепление звука в слогах.

16. Закрепление звука в словах.

17. Домашнее задание.

18. Итог.

19. Оценка.

0.5 мин.

0.5 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

0.5 мин.

1 мин.

0. 5 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

3 мин.

3 мин.

1 мин.

1 мин.

Слушай меня внимательно, делай все старательно. Мы сегодня будем учиться правильно говорить, а для этого ты должна мне помогать. Давай представим, что мы попали в деревню к бабушке.

Представим что сейчас лето, светит солнышко и мы решили немного отдохнуть. Давай ляжем на кушетку. Вот молодец, (включаю спокойную музыку).

Закрой глазки и расслабься, а я сделаю тебе массаж.

1. Массаж живота (движения проводятся по часовой стрелке).

2. Поглаживание грудной клетки обеими руками; движения производятся от пояса к центру живота, затем поднимаются вверх к подмышечным впадинам.

3. Массаж или поглаживающие движения левой и правой рукой.

Молодец! Солнышко стало сильно припекать и теперь сделаем массаж лица, чтобы оно было красивое и румяное.

Выполняем массаж лица. Начинаем со лба от периферии к центру. От носа к вискам. От уголков губ к ушам. Массаж круговой мышцы лба с захватом подбородка. А теперь погладь кончиком языка верхнее небо, бугорки за верхними зубами.

Давай вспомним что растет на огороде? Я буду тебе кидать мяч а ты будешь ловить только тогда, когда услышишь овощ.

Слепи из глины овощ какой тебе нравится.

Когда собирают урожай овощей и фруктов?

Молодец! Давай представим что на улице похолодало и надо одеться тепло. Застегни пуговицы на кофте.

Посмотри в зеркало и выполни то что я говорю. 1 Нахмурь брови, удивись. 2 Подмигивай правым, затем левым глазом. 3 Надувай и сдувай щеки (без голоса).

1. Чьи зубы чище?

2. Маляр.

3. Кто дальше загонит мяч.

- Наступила осень и листики полетели по ветру. Подуй на листок.

Мы сегодня продолжим работу с уже знакомым тебе звуком «Р».

Анализ проводится по схеме:

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Какая воздушная струя?

- Есть ли голос?

Звук «Р» какой?

Воздушная струя при произношении встречает преграду, значит это звук какой?

Упражнение мотор. Произносим

Р -  Р – Р – Р - Р

Произнеси за мной

Ра – Ра – Ра

Ро – Ро – Ро

Ра – Ру

Ро – Ру

Ры – Ру

Ар, Ор, Ур, Ир, Ыр.

- У бабушки в огороде вырос урожай. Назови что изображено на картинках?

- В слове помидор звук [р] слышится в начале, середине или конце?

- В слове горох, где слышится звук [р]?

- В слове морковь звук

[р] слышится в начале, в середине или конце?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

- Что здесь лишнее?

- Почему?

Выполнить звуко-слоговый анализ слова роза.

- Какой фишкой обозначается звук [р].

Молодец! Ты сегодня  очень хорошо выполнял задание.

Ребенок выполняет самомассаж под контролем педагога.

Ребенок ловит мяч на произношения (морковь, репа, редис, капуста, огурец, помидор).

Ребенок выполняет задание.

Урожай овощей и фруктов собирают осенью.

Ребенок застегивает пуговицы.

Ребята выполняют задание.

При произношении звука «Р» губы полураскрыты.

Зубы разомкнуты.

Язык широкий, кончик языка поднят вверх к бугоркам, напряжен, боковые края языка прилегают к верхним зубам.

Воздушная струя – при выдохе попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Голос вибрирует.

Звук «Р» согласный.

Произносит

Р - Р – Р – Р - Р

Ребенок произносит.

- Это помидор.

- Это горох.

- Это морковь.

- Это роза.

Звук [р] слышится в конце слова.

Звук [р] в слове горох слышится в середине.

Звук [ р] в слове морковь слышится в середине слова.

- Это роза.

Горох, морковь и помидор – это овощи, а роза – это цветок.

- Звук [р] обозначаем синей фишкой с колокольчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»

              Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей)                 Задачи...

Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.

Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...