Связь движений и речи
статья на тему

Семинар практикум для учителей и родителей, о наших ежеменутных движениях. С помощью которых формируется личность ребёнка, в частности речевое развитие, начиная с онтогенеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx24.55 КБ
Файл prezintaciya_vzaimosvyaz_dvizheniy_i_rechi.pptx448.65 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический семинар - практикум

Я расскажу вам одну РЕАЛЬНУЮ историю, которую я прочитала в журнале, накануне нашего выступления. И мне она очень понравилась,

Однажды американец спросил русского - а как ты носишь солнцезащитные очки?
-Да как обычно, одеваю и ношу.
-А мы американцы носим по другому!!! Я сдвигаю их маленьким движением в низ к кончику носа. – От этого солнце попадает мне в глаза. Я вынужден поднять голову от этого движения мои плечи распрямляются. От этого движения грудная клетка расширяется и лёгкие требуют больше воздуха- я начинаю глубже дышать- от этого в кровь попадает больше кислорода и она несёт его в мозг – Получая кислород мозг начинает активней работать и улучшает нашу ЖИЗНЬ !!!
Резюме: Маленькое движение, порой ведёт к глобальным изменениям жизни.

Перинатальный период

Самое первое внутриутробное движение это дыхание Рефлекс Моро (реакция аргонизма не резкие звуки, изменения в пространстве – задержка дыхания). Дыхание это обмен с миром «вдох-беру», «выдох-отдаю» в мир свои чувства, идеи, знания и умения Дыхание бывает внутренним (на клеточном уровне) и внешним (лёгочное).

А наша речь, тесным образом, связана с дыханием. Ребёнок должен правильно дышать для правильного потока воздуха. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще. Но при обследовании выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин ). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. 

Поэтому у детей у которых первый вдох был затруднён, впоследствии может сказываться на развитии речевого дыхания и не правильное развитие речи в целом.

Упражнения нормализующие дыхание

  1. Учимся правильно дышать
  2. Канатоходец
  3. Ящерица  лёжа на шаре

От 0 до 1 года

Первое это опять дыхание

Второе это самый первый и основной этап становление речи – сосание, глотание.  Во время сосания у ребёнка активизируется весь позвоночник до кресцовой зоны. Сосание стимулирует зону между мягким и твёрдым нёбом, что влияет на развитие речевых мышц. Мозговой центр насыщения рефлекторно отсчитывает количество жевательных и сосательных движений т.е. ребёнок рефлекторно насыщается от движений. А в последствии сосательный и глотательный рефлекс влияет на артикуляционный аппарат и на становление речи.

Таким образом если ребёнок не прошёл эту фазу (сосания глотания) или прошёл с нарушенным циклом, то ему необходимо помогать восполнять этот рефлекс сосания. Такие дети сосут ручки, волосы, пальцы, постоянно что то теребят, так они себя стимулируют на процесс письма

Движения рта связаны с тонкой моторикой во время кормления младенца, можно заметить как шевелятся пальчики рук малыша. При недостаточной интегрированности ротовых рефлексов, ребёнок открывает рот или проговаривает слова вслух на начальном этапе освоения письма, для того чтобы расслабить шейный отдел и освободить пальцы для освоения нового движения. Открытый рот – единственный способ, а высовывание языка помогает включить связь «рука-глаз-речь»

Во время кормления важна поза новорожденного, положение его в пространстве. Сначала малыш лежит на животе лицом вниз. При ползанье формируется связь носа и рта. При перекладывании от одной груди к другой ориентировка в пространстве, оба ухва, вестибулярный аппарат.

Следующий период развития движений это перевороты. При переворачивании (в норме3-4 месяца) задействованы все группы мышц (спинальные-гомолатеральные (право-лево)-контерлатеральные (косые, право, лево, верх, низ)). Это значит, что если ребёнок не переворачивался ли начал поздно переворачиваться, то у него будут в дальнейшем проблемы становления речи т.е. мышцы были обездвижены нагрузки на отделы г.м. не было следует все речевые зоны обездвижены, пока ребёнок не начнёт правильно переворачиваться, не начнётся правильное становление речи.

Развитие проходит хорошо. Ребёнок дышит(центр тела)– сосёт (в правильной позе) - переворачивается и наступает следующий этап это ползанье. При  ползанье наступает самый активный этап становления глазодвигательных мышц – расширяется поле зрения. Вот она наша дисграфия, дислексия (где она начинается – ребёнок не видит строчек, прыгает с строчки на строчку, пишет только посередине листа, не доводит до конца запись, перепрыгивает на следующую строчку, запись всегда начинает с красной строки и т.д.)

Когда ребёнок перевернулся, встал на четвереньки, пополз задействованы все группы мышц, включая тактильные (мелкая моторика – речевая зона г.м.). Ребёнок ползёт – ищет глазами предмет – пытается его достать (тянется рукой поле зрения) – пытается его схватить(моторика) – пытается удержать (крупная моторика) – потом он его выпускает (расслабление мышц, снятие напряжения с руки) – выражает свои эмоции (достал рад смеётся, не достал продолжает пыхтеть плакать – речь)

И последняя группа мышц это гомологичные движения (верх-низ) это когда ребёнок из состояния четверенек(ползанье) встал и почувствовал себя на высоте. Он всё видит , он всё слышит, он со всем действует, он на всё реагирует.

Хочу обратить внимание на толстых неповоротливых детей, у которых все процессы будут запаздывать

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев.(когда ребёнок начинает вставать) Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу.

Таким образом если малыш не прошёл эти стадии у него все эти моменты западают (право лево, слух и т.д.)

Упражнения

повороты, вращения, перенос тела, перекатывания, растягиван6ие, ползанье,

От 1 до 3,5 лет

В норме ребёнок уже умеет пользоваться всеми мышцами, он овладел всеми базовыми рефлексами и движениями на этом периоде только совершенствуются все умения и навыки. И ребёнок продолжает развиваться. У ребёнка на этом этапе очень хорошо развиваются гомологичные движения, отвечающие за положения тела в пространстве, происходит осознание верха и низа и на первое место выходит лимбическая система головного мозга отвечающая за эмоциональное развитие (речь, чувства). Таким образом ребёнок впервые в своём развитии выходит из собственного пространства «Я» в общее пространства (первый кризис 3-х лет) Так же здесь появляется  симметрический – тонический рефлекс шеи (одновременное включение голова-шея-рука) держание ручку, поворот шеи в сторону написанного.

Если ребёнок не овладел и не научился управлять своим телом на этом этапе жизни. То его дальнейшее развитие уже не будет нормальным, а будет ниже возрастной нормы, то есть патология

Упражнения помогающие догнать или заполнить пробелы

Ходьба, бег, прыжки, скачки (подскоки), галоп, боковой галоп, умение увертываться, пересечение умение кататься на коньках (упражнение «сертак»), перепрыгивание

От 3,5 до 7 лет

Ведущая деятельность игра, освоение ролей, взрыв творчества (рисование рассказывание, аппликация, лепка и т.д.) Усвоение понятий любовь и сексуальность. От занятий ребёнок должен получать либо эмоциональное либо телесное удовольствие. (кризис 7 лет)

Упражнения

Бросок, ловящие движения, умение пнуть, умение отталкивать, умение вести мяч, умение отбивать мяч на лету, умение манипулировать орудиями труда, умение играть на музыкальных инструментах

От 7 до 10 лет

Учёба ведущий вид деятельности, в норме созревает межполушарное взаимодействие, ребёнок свободно овладевает письмом, чтением, всеми свободными, двигательными, манипулятивными движениями. Ребёнок свободно умеет высказывать своё мнение, а так же слушать других людей. Начинает искать своё место в коллективе и если нет проблем, т о он его находит. У ребёнка соревновательный принцип жизни

Упражнения

У ребёнка должны быть сформированы все базовые движения и рефлексы, только тогда он будет гармонично развиваться и расти дальше.

От 10 до 15 лет Латентный период (пубертат)

Здесь у ребёнка начинается обратный двигательный процесс. Заново начинает формироваться физическое развитие. Он перестаёт писать, читать, интересоваться чем либо (становится неуклюжим, сшибает углы, не может попасть мячом в цель). Закатывает истерики, гормоны затрагивают эмоциональный фон, эмоциональные вспышки (слёзы, агрессия). Происходит переосмысление всех жизненных ценностей. Ребёнок начинает бунтовать и его речь то же начинает бунтовать (мат, крик на родителей, не хотение учиться). Важно, в идеальном случае, появление друга «родителя», который направит, не заметно для ребёнка в нужное русло. Учитель должен понимать и пытаться принять этот «протест»

Упражнения направленные на контактные, тактильные ощущения, в кругу, в группе (мяч, сертаки и т.д.)

Старший подростковый период от 15

Построение будущего


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимосвязь движений и речи» «Без движения — жизнь только летаргический сон» Жан Жак Руссо

Слайд 2

Перенатальный период

Слайд 3

От 0 до 1 года Дыхание Основной этап становления речи (сосание, глотание) Рефлекторное насыщение от движений Развитие тонкой и мелкой моторики Положение в пространстве Влияние перевороты на становление речи

Слайд 4

Схема нормально развивающегося ребёнка

Слайд 5

От 0 до 3 лет Совершенствование гомологичных движений Выход лимбической системы Становление собственного «Я» Появление симметрического-тонического рефлекса

Слайд 6

От з,5 до 7 лет ведущая деятельность игра усвоение жизненных ролей появление понятий любовь, сексуальность

Слайд 7

От 7 до 10 лет учёба ведущий вид деятельности межполушарное взаимодействие Появление монологической речи

Слайд 8

От 10 до 15 лет Латентный период Обратный двигательный процесс Переосмысление жизненных ценностей Речь бунтовщика Необходимость появления друга «Родителя»

Слайд 9

Старший подростковый период построение будущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение и речь.

В статье с научной точки зрения представлена организация речевой функции и двигательных навыков в головном мозге, их взаимосвязь. Раскрыта роль мелкой моторики в развитии речи. сформулированы коррекци...

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг

Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...

Развитие полушарий головного мозга. Игра на координацию движения и речь.

Приём можно использовать как на уроке для запоминания стихотворений, правил, песен, так и в качестве зарядки или физминутки на уроке или на внеурочной деятельности. Я использую этот приём в школе орат...

СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ

В статье рассказано о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи...

Через движение к речи

Через движение к речи...

Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.

В данном материале описана взаимосвязь движения и речи, а также приведены практические приемы коррекционной работы.  Материал будет полезен для логопедов, которые работают как с дошкольниками, та...

Связь речи и движений пальцев рук. Игры с пальчиками

Связь речи и движений пальцев рук. Игры с пальчиками...