СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ
статья

Скуратова Галина Николаевна

В статье рассказано о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ

По мнению М. М. Кольцовой «пальцы помогают говорить». Движения пальцев исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, вскриками. В процессе эволюции движения пальцев рук совершенствовались, в связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи и ребенка. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то малыш их плотно сжимает.  В этом положении малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие мышления.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и другие) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккупунктурными зонами кисти не уступают уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и  развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с верхних конечностей, но и с  артикуляционных органов, также снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. М. М. Кольцовой и Л. А. Панащенко были проведены наблюдения, которые показали, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Данные наблюдений говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Многие годы считалось, что главное, от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражать, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги и слова. Но иногда - это оказывается малозначительным.

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Как же можно вызвать эти мышечные ощущения у ребенка.

Звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но к 7-ми месяцам имитация у детей ослабевает.

У детей до 1-га года и старше, запущенных в педагогическом отношении (тем более у детей с отклонениями в развитии) получать нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно. М. М. Кольцова, Л. Ф. Фомина и другие исследователи предположили, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики в целом. Из эксперимента, проведенного в Доме ребенка, удалось выявить следующее. У группы детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев, которые свободно передвигались по полу ежедневно в течение 20 минут, на занятиях появились попытки к звукоподражанию на седьмой день (слабые и стереотипные), к 20-му дню стали появляться попытки более точного подражания. У детей, которые находились в обычных условиях (в манеже - в ограниченном пространстве) - первые попытки подражать появились на 13-й день, то есть вдвое позже (слабые и непостоянные), но и после 30-й дней занятий существенных изменений отметить не удалось. Возможность свободного передвижения несколько облегчила возникновение подражания, но успех был меньше ожидаемого.

Тогда исследователи предположили (на основании «человечка Пенфилда» - величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне), что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. И не ошиблись, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя при этом, общая моторика в пределах нормы и даже выше.

Важное наблюдение на этот счет сделали дефектологи при обучении звукоподражанию глухонемых детей, одних учили общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других дактильнай (пальцевой) азбуке, когда пальцами пишут слова. Дети с обучением дактильной азбуке очень легко и быстро овладевают звуковой речью, в отличие от детей, обученных с помощью крупных жестов.

Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, что, несомненно, важно, но и движений пальцев рук.

Этот факт обязательно должен использоваться в работе со всеми детьми, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

В формировании детской речи довольно точно повторяются этапы развития речи у человечества: жестикуляция, жестикуляция с возгласами, появление слов и, наконец, словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции. Повторяются не только этапы развития речи. Движущие силы этого процесса оказываются те же: труд, деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответствуют возможностям ребенка, но зависимость развития речи от деятельности малыша происходит через все фазы выработки понимания речи и его активной речи. Богатство понятий, которое дети получают от нас, строится на его собственной деятельности с предметами. Закономерность, как только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые богатства теряют свое значение: объем понятий сужается, словарь становится скудным.

Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в развитии детской речи.

Не только речевые области, но и весь мозг принимает участие в сложнейшем процессе - формирование речи человека. Мы представляем себе механизмы, которые лежат в основе превращения слова в название конкретного предмета, в понятие, и можем направлять этот процесс в нужную сторону. В значительной мере выяснены и механизмы формирования собственной речи ребенка. Найдены средства стимулировать этот процесс, делать его более совершенным.

«Очень многое, мы еще не держим в своих руках и должны продолжать поиски тех механизмов, которые дадут людям еще большую власть над ходом развития речи и словесного мышления - этой «чрезвычайной» прибавки на уровне человека!», так говорил русский  физиолог И. П. Павлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Связь движений и речи

Семинар практикум для учителей и родителей, о наших ежеменутных движениях. С помощью которых формируется личность ребёнка, в частности речевое развитие, начиная с онтогенеза....

Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.

В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти ...

Методическая разработка по развитию тонких движений пальцев рук «Трудно ли поднять спичку?»

Уделяя должное внимание упражнениям и играм на развитие тонких движений пальцев рук, решаются сразу две задачи: во-первых,  косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие...

Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук.

Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами в работе с детьми в специальных(коррекционных) учреждениях VIII вида по формированию первичных произносительных умений и навыков у без...

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированныхдвижений пальцев и кисти рук детей...

Связь речи и движений пальцев рук. Игры с пальчиками

Связь речи и движений пальцев рук. Игры с пальчиками...