Итоговый отчет. 2011 - 2012 учебный год.
материал по теме

В отчете отражена работа учителя-логопеда за прошедший учебный год. К отчету прилагается таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_otchet.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый отчет  

учителя-логопеда Рахманиной Ольги Николаевны

за 2011 – 2012 учебный год.

«Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А. Н. Толстой

 Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

. К моменту поступления в школу ребенок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

– общение со взрослыми и сверстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Как показывает практика, не всегда ребёнок уверенно владеет коммуникативными компетенциями.

В школьный логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

В 2011- 2012 учебном году мной были  поставлены следующие задачи:

  1. Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.
  2. Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению нарушений речи учащихся.
  3. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.
  4. Единство коррекции речи учащихся с коррекцией всей познавательной деятельности.
  5. Комплексное развитие учащихся, направленное на:

- формирование правильного звукопроизношения;

- обогащение и развитие словаря;

- развитие грамматического строя речи.

      6. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии в целях профилактики речевых нарушений.

Виды работы:

  1. диагностическая
  2. коррекционно – развивающая
  3. консультативная
  4. методическая

Диагностическая работа

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:

  1.  логопедическое обследование детей;
  2.  анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
  3.  экспертные опросы педагогов и родителей;

    Так на начало учебного года в МОУ СОШ № 4 поступило 103 первоклассника. Это примерно 30% от общего количества учащихся начальной школы. Из них по согласию родителей было обследовано 99 учеников (96% от кол-ва первоклассников). С помощью экспресс-диагностики с нарушением речи было выявлено 45учеников – это, примерно, 44% от кол-ва учащихся в 1 классе.   Также на начало учебного года проводилось обследование устной речи воспитанников подготовительного класса и письменной речи учащихся 2-4 классов.

Подготовительный класс.

Обследовано – 15 человек.

Нарушения устной речи – 13 человек.

Это 86,6% от числа обследованных воспитанников.

2 класс

Обследовано – 19 человек.

Нарушения письменной речи – 13 человек.

3 класс

Обследовано – 6 человек.

Нарушения письменной речи – 6 человек из них 1чел. имеет нарушение произношения.

4 класс

Обследовано – 5 человек.

Нарушения письменной речи – 2 человека

Нарушение слуха и письменной речи – 1 человек.

Всего в начальной школе из 345 учеников:

Обследовано – 144 чел.

Нарушение речи имеют – 80 чел.

Из общего количества учащихся с нарушением речи на логопункт зачислено 28 человек:

1класс

3  – ОНР (3 уровень) с дизартрическим компонентом

1 - ОНР (3 уровень), алалия

3 – НВОНР

3 – ФФНР с дизартрическим компонентом

1 – фонематическое нарушение речи (ФНР)

4 – билингвизм, НВОНР

2 класс

2 – нарушение письма и чтения, обусловленные ФФНР

2 - нарушение письма и чтения, обусловленные ФНР

1 – смешанная дисграфия

7 - нарушение письма и чтения, обусловленные ОНР (3 ур.), НВОНР.

Из них 4 человека – ЗПР (ТПМПК)

3 класс

1 - Акустическая дисграфия, стертая дизартрия.

На основании проведенной диагностики было скомплектовано 6 групп:

№ 1 – ОНР (3 уровень), 1кл.

№ 2 – НВОНР, 1кл.

№ 3 – ФФНР, ФНР, 1кл.

№ 4 - билингвизм, НВОНР, 1кл.

№ 5 - нарушение письма и чтения, обусловленные ФФНР, ФНР, 2кл.

№ 6 - нарушение письма и чтения, обусловленные ОНР (3 ур.), НВОНР.

3 человека зачислены на индивидуальные занятия: 2 – выраженная ЗПР,

1 – акустическая дисграфия, стертая дизартрия.

Составлено расписание с учетом комплектования групп и смен.

К началу занятий была подготовлена документация:

  1. Расписание логопедических занятий
  2. Годовой план учебно-методической работы
  3. Перспективные и поурочные планы работы
  4. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
  5. Отчеты по экспресс-диагностике
  6. Речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия
  7. Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
  8. Журнал «учета посещаемости учащимися логопедических занятий».
  9. Паспорт логопедического кабинета.

Подготовлен и оборудован к началу учебного года новый кабинет.

Результаты коррекционно-педагогической работы.

Из 28 учащихся было выпущено 19 человек:

- с чистой речью - 11(39%)

- со значительным улучшением - 8 (29%)

- с незначительным улучшением - 9 (32%)

Оставлено для дальнейшей коррекции - 9 (32%)

1 класс

Бородинов Даниил – ОНР, стертая дизартрия (2-й год обучения)

Степин Роман – ОНР, стертая дизартрия (2-й год обучения)

Шевцова Анастасия – ОНР, алалия (2-й год обучения)

Сиваконь Дмитрий - Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

Ененко Степан – Билингвизм, НЛГСР

2 класс

Болычев Максим - нарушение письма и чтения, обусловленные ФНР

Григорасенко Алена – ЗПР, билингвизм, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син теза

Павленко Альбина – выраженная ЗПР, билингвизм, нарушение письма и чтения. Нарушение зрения.

Самойлов Михаил - выраженная ЗПР, билингвизм, нарушение письма и чтения.

Болычев Максим направлен на консультацию на ТПМПК, так как занимается с логопедом в течение 4 лет ( МДОУ № 1 – группа ОНР,  школьный логопункт – стойкое нарушение фонематического слуха, медленный темп работы). Проводились дополнительные занятия с учителем по русскому языку и математике. Динамика незначительная

Работа с родителями.

Работа проводилась в соответствии с перспективным планом. Систематически давались индивидуальные консультации по закреплению речевых навыков. Консультации по запросам родителей включались в папку-передвыжку. Проведено первычное анкетирование родителей и по итогам обучения. Родители Степина Р., Сиваконь Д., Шевцовой А., Алтунян А., Бакунова А., Васютенко В. посетили логопедические занятия.

Эти родители активно взаимодействовали с учителем-логопедом в процессе коррекционной работы с детьми.

Мною были проведены родительские собрания в течение учебного года. Родителей познакомила с техникой выполнения самомассажа артикуляционного аппарата, артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями.

В рамках работы ПМПк школы проведены беседы с родителями Болычева М., Старушенко О., Павленко А., Самойлова М., Литвинова А..

Выпушена статья в рубрике « Родительские университеты» в районной газете.

Сделано два выступления на общешкольных родительских собраниях:

- Обобщенный анализ результатов обследования речи учащихся начальной школы, общие рекомендации.

- Знания и умения детей к моменту поступления в школу.

В течение всего учебного года осуществлялся постоянный контакт с учителями начальной школы.

Совместно с учителями 2 б и 2 в  проведен КВН по русскому языку. Даны консультации в соответствии с перспективным планом. В рамках методической недели начального звена приняла участие в работе жюри конкурса чтецов. С учителями 1-х классов  собраны данные о семьях учащихся-логопатов. На МО учителей начальных классов сделано выступление «Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов».

Посетила урок русского языка и урок чтения во 2 г классе, с целью контроля результативности обучения детей с ОНР, ЗПР, НВОНР после применения  игр и игровых упражнений на развитие когнитивных функций в процессе обучения.  У детей с ЗПР отмечена слабая динамика развития познавательных процессов. Родителям этой группы детей рекомендована консультация психоневролога.

Проводилась работа по подготовке учащихся на  ТПМПК, всем детям рекомендованы занятия с логопедом. Учащимся с выраженной ЗПР рекомендовано обучение по программе коррекционного класса VII вида при МОУ СОШ № 1.

В течение учебного года приняла участие в работе:

-  Семинара для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе», - Круглого стола на тему: «Развитие коммуникативных навыков у     учащихся начальной школы».

На открытом педагогическом совете при МДОУ №1 «Росинка» выступила на тему «Логопедическая распевка как один из видов здоровьесберегающих технологий».

Представила свой  опыт работы на районном семинаре «Организация ПМП сопровождения школьников в рамках ПМПк школы» и научно-практической  конференции «Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ».

Дала открытое занятие на районном МО учителей-логопедов: «Дифференциация Ш-Щ изолированно, в слогах и словах».

Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета

Оформлен новый кабинет к началу учебного года, оснащен магнитной доской. Приобретены индивидуальные зеркала. Пополнена методическая литература по коррекции звукопроизношения, работе по исправлению нарушения устной и письменной речи ( «Логопедическая тетрадь» Т.А. Кадушкиной; дидактический материал по развитию письменной речи «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха» в 2-х частях Л.Н. Ефименковой и др.).

Задачи на 2012- 2013 учебный год

  1. Провести обследование 1-4 классов по развитию устной речи.
  2. Усилить совместную деятельность учителя- логопеда и учителя начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения.
  3. Продолжить оформление логопедического кабинета раздаточным и дидактическим материалом, пополнение методической литературой.
  4. Использовать  новые информационные технологии как перспективное средство коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
  5. Приобрести компьютер для кабинета через администрацию школы.

«___» _____________ 2012г.                           Учитель-логопед:                 О.Н. Рахманина

Директор МОУ СОШ № 4                              И.И. Ибрагимов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе за 2011-2012 учебный год

Отчет о работе учителя физической культуры...

Отчет о проведении предметной недели «Технических дисциплин» в 2011-2012 учебном году

С 23.01.2012 по 29.01.2012 учителями математики и физики проведена предметная неделя «Технических дисциплин»....

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»...

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет методобъединения за 2011/2012 учебный год.

В нашей школе принято работать не только хорошо, но и с удовольствием. Предлагаю Вашему вниманию отчет о проделанной работе  методобъединения учителей русского языка и литературы родной школы....

Творческий отчет о работе школы за 2011-2012 учебный год.

Выступление заместителя директора по воспитательной работе на педагогической конференции...