Итоговый отчет. 2011 - 2012 учебный год.
материал по теме
В отчете отражена работа учителя-логопеда за прошедший учебный год. К отчету прилагается таблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_otchet.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый отчет
учителя-логопеда Рахманиной Ольги Николаевны
за 2011 – 2012 учебный год.
«Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А. Н. Толстой
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
. К моменту поступления в школу ребенок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:
– общение со взрослыми и сверстниками;
– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
– ориентация на партнера по общению;
– умение слушать собеседника.
Как показывает практика, не всегда ребёнок уверенно владеет коммуникативными компетенциями.
В школьный логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.
В 2011- 2012 учебном году мной были поставлены следующие задачи:
- Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.
- Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению нарушений речи учащихся.
- Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.
- Единство коррекции речи учащихся с коррекцией всей познавательной деятельности.
- Комплексное развитие учащихся, направленное на:
- формирование правильного звукопроизношения;
- обогащение и развитие словаря;
- развитие грамматического строя речи.
6. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии в целях профилактики речевых нарушений.
Виды работы:
- диагностическая
- коррекционно – развивающая
- консультативная
- методическая
Диагностическая работа
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
- логопедическое обследование детей;
- анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
- экспертные опросы педагогов и родителей;
Так на начало учебного года в МОУ СОШ № 4 поступило 103 первоклассника. Это примерно 30% от общего количества учащихся начальной школы. Из них по согласию родителей было обследовано 99 учеников (96% от кол-ва первоклассников). С помощью экспресс-диагностики с нарушением речи было выявлено 45учеников – это, примерно, 44% от кол-ва учащихся в 1 классе. Также на начало учебного года проводилось обследование устной речи воспитанников подготовительного класса и письменной речи учащихся 2-4 классов.
Подготовительный класс.
Обследовано – 15 человек.
Нарушения устной речи – 13 человек.
Это 86,6% от числа обследованных воспитанников.
2 класс
Обследовано – 19 человек.
Нарушения письменной речи – 13 человек.
3 класс
Обследовано – 6 человек.
Нарушения письменной речи – 6 человек из них 1чел. имеет нарушение произношения.
4 класс
Обследовано – 5 человек.
Нарушения письменной речи – 2 человека
Нарушение слуха и письменной речи – 1 человек.
Всего в начальной школе из 345 учеников:
Обследовано – 144 чел.
Нарушение речи имеют – 80 чел.
Из общего количества учащихся с нарушением речи на логопункт зачислено 28 человек:
1класс
3 – ОНР (3 уровень) с дизартрическим компонентом
1 - ОНР (3 уровень), алалия
3 – НВОНР
3 – ФФНР с дизартрическим компонентом
1 – фонематическое нарушение речи (ФНР)
4 – билингвизм, НВОНР
2 класс
2 – нарушение письма и чтения, обусловленные ФФНР
2 - нарушение письма и чтения, обусловленные ФНР
1 – смешанная дисграфия
7 - нарушение письма и чтения, обусловленные ОНР (3 ур.), НВОНР.
Из них 4 человека – ЗПР (ТПМПК)
3 класс
1 - Акустическая дисграфия, стертая дизартрия.
На основании проведенной диагностики было скомплектовано 6 групп:
№ 1 – ОНР (3 уровень), 1кл.
№ 2 – НВОНР, 1кл.
№ 3 – ФФНР, ФНР, 1кл.
№ 4 - билингвизм, НВОНР, 1кл.
№ 5 - нарушение письма и чтения, обусловленные ФФНР, ФНР, 2кл.
№ 6 - нарушение письма и чтения, обусловленные ОНР (3 ур.), НВОНР.
3 человека зачислены на индивидуальные занятия: 2 – выраженная ЗПР,
1 – акустическая дисграфия, стертая дизартрия.
Составлено расписание с учетом комплектования групп и смен.
К началу занятий была подготовлена документация:
- Расписание логопедических занятий
- Годовой план учебно-методической работы
- Перспективные и поурочные планы работы
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
- Отчеты по экспресс-диагностике
- Речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия
- Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
- Журнал «учета посещаемости учащимися логопедических занятий».
- Паспорт логопедического кабинета.
Подготовлен и оборудован к началу учебного года новый кабинет.
Результаты коррекционно-педагогической работы.
Из 28 учащихся было выпущено 19 человек:
- с чистой речью - 11(39%)
- со значительным улучшением - 8 (29%)
- с незначительным улучшением - 9 (32%)
Оставлено для дальнейшей коррекции - 9 (32%)
1 класс
Бородинов Даниил – ОНР, стертая дизартрия (2-й год обучения)
Степин Роман – ОНР, стертая дизартрия (2-й год обучения)
Шевцова Анастасия – ОНР, алалия (2-й год обучения)
Сиваконь Дмитрий - Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
Ененко Степан – Билингвизм, НЛГСР
2 класс
Болычев Максим - нарушение письма и чтения, обусловленные ФНР
Григорасенко Алена – ЗПР, билингвизм, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син теза
Павленко Альбина – выраженная ЗПР, билингвизм, нарушение письма и чтения. Нарушение зрения.
Самойлов Михаил - выраженная ЗПР, билингвизм, нарушение письма и чтения.
Болычев Максим направлен на консультацию на ТПМПК, так как занимается с логопедом в течение 4 лет ( МДОУ № 1 – группа ОНР, школьный логопункт – стойкое нарушение фонематического слуха, медленный темп работы). Проводились дополнительные занятия с учителем по русскому языку и математике. Динамика незначительная
Работа с родителями.
Работа проводилась в соответствии с перспективным планом. Систематически давались индивидуальные консультации по закреплению речевых навыков. Консультации по запросам родителей включались в папку-передвыжку. Проведено первычное анкетирование родителей и по итогам обучения. Родители Степина Р., Сиваконь Д., Шевцовой А., Алтунян А., Бакунова А., Васютенко В. посетили логопедические занятия.
Эти родители активно взаимодействовали с учителем-логопедом в процессе коррекционной работы с детьми.
Мною были проведены родительские собрания в течение учебного года. Родителей познакомила с техникой выполнения самомассажа артикуляционного аппарата, артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями.
В рамках работы ПМПк школы проведены беседы с родителями Болычева М., Старушенко О., Павленко А., Самойлова М., Литвинова А..
Выпушена статья в рубрике « Родительские университеты» в районной газете.
Сделано два выступления на общешкольных родительских собраниях:
- Обобщенный анализ результатов обследования речи учащихся начальной школы, общие рекомендации.
- Знания и умения детей к моменту поступления в школу.
В течение всего учебного года осуществлялся постоянный контакт с учителями начальной школы.
Совместно с учителями 2 б и 2 в проведен КВН по русскому языку. Даны консультации в соответствии с перспективным планом. В рамках методической недели начального звена приняла участие в работе жюри конкурса чтецов. С учителями 1-х классов собраны данные о семьях учащихся-логопатов. На МО учителей начальных классов сделано выступление «Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов».
Посетила урок русского языка и урок чтения во 2 г классе, с целью контроля результативности обучения детей с ОНР, ЗПР, НВОНР после применения игр и игровых упражнений на развитие когнитивных функций в процессе обучения. У детей с ЗПР отмечена слабая динамика развития познавательных процессов. Родителям этой группы детей рекомендована консультация психоневролога.
Проводилась работа по подготовке учащихся на ТПМПК, всем детям рекомендованы занятия с логопедом. Учащимся с выраженной ЗПР рекомендовано обучение по программе коррекционного класса VII вида при МОУ СОШ № 1.
В течение учебного года приняла участие в работе:
- Семинара для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе», - Круглого стола на тему: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся начальной школы».
На открытом педагогическом совете при МДОУ №1 «Росинка» выступила на тему «Логопедическая распевка как один из видов здоровьесберегающих технологий».
Представила свой опыт работы на районном семинаре «Организация ПМП сопровождения школьников в рамках ПМПк школы» и научно-практической конференции «Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ».
Дала открытое занятие на районном МО учителей-логопедов: «Дифференциация Ш-Щ изолированно, в слогах и словах».
Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета
Оформлен новый кабинет к началу учебного года, оснащен магнитной доской. Приобретены индивидуальные зеркала. Пополнена методическая литература по коррекции звукопроизношения, работе по исправлению нарушения устной и письменной речи ( «Логопедическая тетрадь» Т.А. Кадушкиной; дидактический материал по развитию письменной речи «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха» в 2-х частях Л.Н. Ефименковой и др.).
Задачи на 2012- 2013 учебный год
- Провести обследование 1-4 классов по развитию устной речи.
- Усилить совместную деятельность учителя- логопеда и учителя начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения.
- Продолжить оформление логопедического кабинета раздаточным и дидактическим материалом, пополнение методической литературой.
- Использовать новые информационные технологии как перспективное средство коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
- Приобрести компьютер для кабинета через администрацию школы.
«___» _____________ 2012г. Учитель-логопед: О.Н. Рахманина
Директор МОУ СОШ № 4 И.И. Ибрагимов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе за 2011-2012 учебный год
Отчет о работе учителя физической культуры...
Отчет о проведении предметной недели «Технических дисциплин» в 2011-2012 учебном году
С 23.01.2012 по 29.01.2012 учителями математики и физики проведена предметная неделя «Технических дисциплин»....
Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»
Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»...
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....
Отчет методобъединения за 2011/2012 учебный год.
В нашей школе принято работать не только хорошо, но и с удовольствием. Предлагаю Вашему вниманию отчет о проделанной работе методобъединения учителей русского языка и литературы родной школы....
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Творческий отчет о работе школы за 2011-2012 учебный год.
Выступление заместителя директора по воспитательной работе на педагогической конференции...