Духовно – нравственное воспитание детей в системе ДОУ и общеобразовательных школ.
статья (5 класс) по теме
В статье раскрывается роль дополнительного образования в духовно – нравственном воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вахнина Ирина Владимировна
воспитатель, КОУ «Школа № 6 VIII вида»
Духовно – нравственное воспитание детей в системе ДОУ и
общеобразовательных школ
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н. И. Пирогов
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. За последние два десятилетия в научной педагогической среде все чаще поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания детей. С одной стороны, из этого можно сделать вывод, что общество относится с большим вниманием и заботой к проблемам духовно-нравственным воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, эта ситуация показывает, на каком низком духовном уровне находятся наши школьники и молодые люди. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным.
Понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Педагоги ДОУ и общеобразовательных школ на занятиях и разных видах урока пытаются воспитать физически здоровую душу ребенка, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую, творческую, интересную, плодотворную личность.
Одним из основных направлений деятельности педагогов ДОУ и школы является приобщение детей к традициям русской национальной культуры через знакомство с русским бытом, особенностями труда людей, народным творчеством.
Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществлялось преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, МХК, музыка, изобразительное искусство, краеведение, экология. Учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений. Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного.
Педагоги ДОУ и школ стремятся, чтобы воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир. Создание различных программ, пособий, книг для детей дошкольного и школьного возраста, хрестоматий и другой литературы является важным условием успешного развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Для развития духовно – нравственного воспитания на занятиях в ДОУ и уроках и внеурочной деятельности в школе используются методы: наглядный, словесный, практический.
В эти методы проводятся с детьми на разных видах занятий или урока:
-факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
-рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
-проведение совместных праздников.
-просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
-экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
-детская благотворительность.
-тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
-организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
-постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
-творческие вечера.
-организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Создание оптимальных условий путем кропотливой и целенаправленной работы педагогов происходит формирование духовно – нравственных, патриотических чувств и качеств, обеспечивает их нравственное поведение и отношение к окружающему миру. Ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть настоящими людьми.
Подводя итоги сказанного, повторим еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования
Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...
Духовно-нравственное воспитание детей в общеобразовательном учреждении
Работа над развитием у детей духовно-нравственных качеств....