Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл. | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Семья и семейные отношения
(Тема урока)
- ФИО учителя: Чегина Екатерина Сергеевна
- Место работы: МОУ «Деревянкская СОШ №5»
- Должность: Учитель истории и обществознания
- Предмет: Обществознание
- Класс: 5
- Базовый учебник: Обществознание: учеб для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. –М.: Просвещение, 2015
- Цель урока:
Учебная – создать условия для формирования представления о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.
Воспитательная - формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.
Развивающая – развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с информацией, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
- Задачи:
Предметные:
давать характеристику семейных отношений
Метапредметные:
сформировать навыки сотрудничества, аргументировано выражать свое мнение;
Личностные:
способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
- Тип урока: открытия нового знания
- Формы работы учащихся: беседа, работа с учебником, иллюстрированным и раздаточным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.
- Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 5 кл., компьютер, мультимедиапроектор, видеоролик
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивация | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку | Приветствие учителя и друг друга | Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества |
2 | Актуализация | 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток. Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает. - Что за цветок у меня в руке? Сейчас вы будете отрывать лепесточек, и читать слово. Остальные запоминают все слова. СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное? Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения. - Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске Задачи: 1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни 2. Познакомится с видами семей 3. Узнать о роли государства в жизни семьи | Ученики отрывают лепесточек, и читают слова. Выводят тему, цель и задачи урока, формулируют проблему урока. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения |
3 | Открытия нового знания | 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП - Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности. - А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране с 8 июля. Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья? Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами. Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка. А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье? Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи. Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6… А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло. Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек. Давайте посмотрим видеоролик - притча и определим о чем идет речь? В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу: — Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет. В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу: — Ну что ты так долго? Посмотрел? — Да! — Ну и как там у них? — У них все виноваты, а у нас все правы. В чем смысл этой притчи? Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья. Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери. Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной? А теперь давайте отгадаем загадки Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... (мама) Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш... (папа)
А одним словом папу и маму мы как называем? Родители А для чего нужны родители? Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны? Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей. Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения? Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем. Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство. Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку. Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими. Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29. Что общего на этих картинках и чем они отличаются? Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети) Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные. А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки. Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились? А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье? Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными. | Отвечают на вопросы учителя: -ромашка – олицетворение чистоты, порядка, красоты. Ответы учеников: Семья – это близкие родственники. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками. Ученики ведут подсчет, и делать выводы. Отвечают на вопросы учителя. Диалог с учителем и одноклассниками. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками. Ученики отвечают на вопросы: - Главная функция семьи: рождение детей и их воспитание. - Государство помогает семьям. Дает нам образование, строит школы, сады и т.д. - Главная функция семьи: рождение детей и их воспитание. Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками. - основной закон государства – Конституция РФ Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками. Работа с учебником, размышления, выводы. Работа с учебником, иллюстрированный материал. Сравнивают и находят что общего, и что различного. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками. | Личностные - направленные на нравственно-этическую ориентацию, Познавательные: проявляют умение работать с информацией Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга |
4 | Физкульминутка | У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске. Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? Трехпоколенная. Вова, мама Таня – неполная Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья. Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная. | Работа с раздаточным материалом | |
5 | Закрепление | ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча
| Отвечают на вопросы, диалог с учителем и одноклассниками. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
6 | Домашнее задание | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32. Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную). | Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание | |
7 | Этап рефлексии учебной деятельности |
И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание.
| Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет. Ставят себе отметки по шаблону. | Регулятивные: оценивание своей работы Коммуникативные: высказывают собственное мнение Личностные: самоопределение, корректировка личности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Семья" для 5-6 классов
Цель занятия: - Способствовать формированию положительного восприятия семьи; - Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным...
план-конспект урока по теме Семья" по УМК "Английский в фокусе"
Карточки к урокуПлан-конспект урока практикума и презентация к уроку...
Конспект урока по теме "Семья"
Цель данного урока - подготовка к монологическому высказыванию...
Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"
Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...
Конспект урока по теме "Семья" в 6 классе к УМК "Английский с удовольствием"
Конспект урока содержит раздаточный материал. лексические задания.подробный ход урока...
Конспект урока по теме "Семья" 6 класс
конспект урока по теме "Семья" к УМК М.З.Биболетовой 5-6 класс...
Конспект урока по теме "Семья" в 5 классе по учебнику Биболетовой М.З. 5-6 класс
Обобщить знания лексики по теме «Моя семья»; развивать умения монологической, диалогической речи учащихся при выполнении упражнений, проектной деятельности; учить строить высказывания о своей се...