В тридевятом царстве (игра-путешествие)
методическая разработка по теме
Сказки знают все. С раннего детства, как только ребенок научился ходить и держать предметы в руках, он знакомится со сказкой. В жизни ребенка появляется Колобок, Репка, Маша и медведь.…Слушая и читая сказки, дети учатся быть добрыми и отзывчивыми. Они вместе с Машенькой спасают батца от Бабы-яги, убегают от гусей-лебедей, вместе с петушком помогают зайцу выгнать злую лису.
Мало просто прочитать ребенку сказку – нужно научить его переживать, осуждать и смеяться вместе с героем, чтобы малыш через сказку увидел окружающий его мир, смог отличить хорошее от плохого.
Задача учителя – научить детей понимать и любить сказку, уметь ее рассказывать так, что бы слушали, затаив дыхание.
Мы предлагаем игру-путешествие по русским народным сказкам для школьников 1 – 4 классов специальной (коррекционной) школы. Помогают провести литературную гостиную учащиеся 5 класса. В ходе этой игры ребята, уже знакомые со сказкой, отгадывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, заклички, рассказывают сказки, выполняют задания сказочных героев. Все это обогащает речь учащихся, развивает их фантазию, память, формирует нравственные качества.
Заранее продумывается и готовится оформление гостиной: иллюстрации к сказкам, выставка книг.
Оформлено и игровое поле – его составляют персонажи русских народных сказок: яблоня, печка, избушка, в избе стоит стол, на нем три чашки и три ложки разных размеров, три различных по высоте стула.
Персонажи нарисованы на картоне и вырезаны. Все фигурки расставлены по залу, в котором проводится игра. Прочерчивается тропинка. Предварительно подбирается фонограмма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tridevyatom_carstve.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
БОУ ОО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«В тридевятом царстве,
в тридесятом государстве».
Игра – путешествие по сказкам для начальных классов
Выполнила: олигофренопедагог
Франкова Е.П.
Омск
«Я по коробу скребён,
По амбару метён,
Я в печке печён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл.
От медведя ушёл,
От тебя, лиса, не хитро уйти!»
(«Колобок»)
Сказки знают все. С раннего детства, как только ребенок научился ходить и держать предметы в руках, он знакомится со сказкой. В жизни ребенка появляется Колобок, Репка, Маша и медведь.…Слушая и читая сказки, дети учатся быть добрыми и отзывчивыми. Они вместе с Машенькой спасают батца от Бабы-яги, убегают от гусей-лебедей, вместе с петушком помогают зайцу выгнать злую лису.
Мало просто прочитать ребенку сказку – нужно научить его переживать, осуждать и смеяться вместе с героем, чтобы малыш через сказку увидел окружающий его мир, смог отличить хорошее от плохого.
Задача учителя – научить детей понимать и любить сказку, уметь ее рассказывать так, что бы слушали, затаив дыхание.
Мы предлагаем игру-путешествие по русским народным сказкам для школьников 1 – 4 классов специальной (коррекционной) школы. Помогают провести литературную гостиную учащиеся 5 класса. В ходе этой игры ребята, уже знакомые со сказкой, отгадывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, заклички, рассказывают сказки, выполняют задания сказочных героев. Все это обогащает речь учащихся, развивает их фантазию, память, формирует нравственные качества.
Заранее продумывается и готовится оформление гостиной: иллюстрации к сказкам, выставка книг.
Оформлено и игровое поле – его составляют персонажи русских народных сказок: яблоня, печка, избушка, в избе стоит стол, на нем три чашки и три ложки разных размеров, три различных по высоте стула.
Персонажи нарисованы на картоне и вырезаны. Все фигурки расставлены по залу, в котором проводится игра. Прочерчивается тропинка. Предварительно подбирается фонограмма.
Сценарий театрализованной игры
(звучит музыка русской народной песни)
Ведущий
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительную страну, под названием «Тридевятое царство, тридесятое государство». Сегодня попасть в сказку намного легче, чем раньше: мы можем пойти в кинотеатр, включить дома телевизор или посмотреть спектакль в театре.
А как же знакомились со сказкой наши предки в старину, когда были такими же маленькими как вы? (музыка смолкает).
В комнате, где они жили, стоял большой обеденный стол, накрытый скатертью. Скатерть была вышита или связана руками хозяйки. А посередине - круглый до блеска начищенный медный самовар. После вечернего чаепития, когда все дела по дому были сделаны, вся семья собиралась в светелке со своим рукодельем: мужчины что-то вырезали или строгали из дерева, а женщины пряли, вязали, вышивали или штопали. Под жужжание прялки начинала свою историю сказка.
1 девочка (сидит на лавке, прядет пряжу):
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
- Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
- За кого же нам, батюшка, посвататься?
- А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, - там и сватайтесь.
Ведущий: Вы узнали сказку? Как она называется?
Дети «Царевна-лягушка».
Ведущий Расскажите, что произошло дальше.
(Дети рассказывают сказку)
Ведущий: Кощей Бессмертный похитил Василису Премудрую. Чтобы ее спасти,
Ивану-царевичу нужно разыскивать Василису Премудрую за тридевять земель, за тридевять морей, пройти много сказок, выполнить много заданий. Поможем Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?
(Ведущий подходит к игровому полю)
Вот перед вами ворота сказочного царства, чтобы их открыть, нужно вспомнить волшебные слова, с которых начинаются сказки. Помогите
открыть ворота, скажите волшебные слова.
Дети «Жили-были старик со старухой…», «В некотором царстве, в некотором
государстве…», «Было у старика три сына…», «Давным-давно это было…», «Было это на море, на океане, на острове Буяне…»
Ведущий: - Вы правильно назвали начало сказок. И вот ворота открываются…
(Громко звучит музыка «За окном черемуха колышется». Постепенно затихает. На фоне тихо звучащей музыки ведущий продолжает). Мы с вами попали на поляну сказочного леса. А на ней сидит в раздумье главный герой. Как его зовут?
Дети Иван-царевич.
Ведущий Почему он такой печальный?
Дети Он ищет Василису Премудрую.
Ведущий Разделяют Василису Премудрую и Ивана-царевича быстрые реки, дремучие
леса, высокие горы, но, самое главное их разделяет огромное количество незнакомых Ивану сказок, в которых он никогда не был. И нам, ребята, нужно помочь Ивану пройти через эти сказки и добраться до своей Василисы. Поможем Ивану?
Идет Иван по тропинке, видит стоит яблоня.
Иван Яблоня, яблоня, скажи, где искать мне Василису Премудрую?
Яблоня Ответь на мой вопрос, скажу. В каких сказках вы встречали говорящих
яблонь?
Дети «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
«Мороз Иванович».
Яблоня Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Я помогу тебе, Иван-царевич. Иди
прямо по этой тропинке, глядишь и найдешь Василису Премудрую.
Иван Спасибо тебе, яблонька.
Ведущий Пошел Иван-царевич дальше. Видит на полянке, на пригорке стоит русская
печка, не простая, волшебная, с характером, и нужно уметь с ней разговаривать.
Кто из вас, ребята сумеет поговорить с печкой?
Дети Печка, печка, не видала ли ты Василисы Премудрой?
Печка Скажите, в какую сказку вы попали?
Дети Сказка «Гуси-лебеди»
Печка Молодцы. Узнали сказку. Помогу я тебе Иван-царевич. Отвезу я тебя до
следующей сказки.
(Иван-царевич садится на печь)
Ведущий Ребята, а печки вообще-то могут ездить?
Дети В сказках могут.
Ведущий Как вы думаете, в какую сказку отвезет печь Ивана? В какой сказке печка
умела путешествовать?
Дети В сказке «По щучьему велению, по моему хотению»
Ведущий Кто герой в этой сказке?
Дети Емеля
Ведущий Вот и Емеля встречает нас в своей сказке.
(Выходит Емеля).
Емеля Здравствуй, Иван-царевич. Здравствуйте, ребята. Что вы ищите в моей
сказке?
Иван Мы ищем путь в царство Кощея Бессмертного, чтобы освободить Василису
Премудрую.
Емеля Труден твой путь. Чтобы пройти через мою сказку и попасть в следующую,
ребята должны выполнить несколько моих заданий. Справитесь?
Сначала отгадайте мои загадки:
- Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне
И за что не знаю
Повезло лентяю.
«По щучьему велению…»
- А дорога – далека
И корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»
- Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Петушок-золотой гребешок»
- По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
«По щучьему велению»
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко –
Слезы льет бедняжка!
«Снегурочка»
- Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
«Лиса и журавль»
- Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»
Загадки вы знаете, молодцы. В сказках любят трудолюбивых героев, а вы любите трудиться? А знаете ли вы пословицы о труде?
Дети 1.Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
2. Кто как работает – тот так и ест.
3. Как потопаешь – так и полопаешь.
4. Глаза боятся, а руки делают.
5. Дело мастера боится.
Емеля Молодцы ребята. С моим заданием вы справились и теперь можете
отправляться в другую сказку. А там уже и до царства Кощея Бессмертного недалеко. Идите прямо и прямо, никуда не сворачивайте.
Ведущий
И пошел Иван-царевич дальше. Идет он через дремучие леса, высокие горы. Вдруг видит стоит среди леса избушка. Дверь была отворена: он посмотрел в дверь, видит – в домике никого нет, и вошел.
В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Иван-царевич вошел в столовую и увидел на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка была очень большая. Вторая чашка – поменьше, а третья, синенькая чашечка, самая маленькая. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
В какую же сказку попал Иван-царевич?
Дети В сказку «Три медведя»
Ведущий Как звали медведей?
Дети Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Ведущий Медведь – один из самых известных героев русской народной сказки.
Он почти в каждой из них. Назовите, в каких сказках нам встречается медведь.
Дети «Машенька и медведь», «Три медведя», «Царевна-лягушка», «Теремок»,
«Колобок», «Коза-дереза», «Лиса, заяц и петух».
Ведущий Каким бывает медведь в сказках?
Дети Добрый и злой, миролюбивый и жестокий, страшный, хитрый и простодушный, его легко обмануть.
Ведущий Медведь в сказках очень похож на человека. Он бывает злым, как в сказке
«Колобок», трусливым, как в сказке «Лиса, заяц и петух» и добрым, как в сказке «Царевна-лягушка». Недаром люди называют медведя хозяином леса.
(Выходит медведь)
Медведь Кто потревожил мой покой и без спросу зашел в мой дом?
Иван Это я – Иван-царевич. Не сердись Михаил Иванович, я ищу Василису Премудрую. Ее
похитил Кощей Бессмертный.
Медведь Я прощу тебя Иван-царевич, если ребята скажут скороговороки.
Проворонила ворона воронят.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Муха-горюха села на ухо.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
(Дети повторяют скороговорки).
Медведь Хорошо, добрый молодец, поешь и отдохни в моем доме перед дальней
дорогой.
Ведущий Как вы думаете, почему в сказках главного героя называют добрым
молодцем?
Дети Потому что он добрый, всем помогает, не совершает дурных поступков.
Ведущий А как называют девушку?
Дети Красна девица. С древних времен красный цвет был символом красоты.
Красный – значит красивый.
Ведущий Поел, отдохнул Иван-царевич и отправился дальше в путь. Долго ли,
коротко ли шел Иван-царевич, пришел он в самую чащу леса, к избушке, где жила…
Дети Баба-яга.
( выбирается Баба-яга из детей. Разыгрывается сценка встречи Ивана-царевича с Бабой-ягой)
Ведущий Пока актеры готовятся, мы с вами разглядим избушку. Что в ней
особенного?
Дети Она на «курьих» ножках
Ведущий Вы считаете, что избушка на ножках от курицы? А вот и нет. В стародавние
времена, когда не было городов и деревень. Люди селились в глухих лесах, на болотах, чтобы врагам было трудно подобраться. Дома ставили на сваи, столбы, чтобы пол не гнил от сырости, а сваи делали из больших деревьев, смолили их и держали над дымом костра – «курили», «окуривали» дымом, чтобы дерево стало прочнее. Отсюда и пошло название «курья» нога, а в сказке избушка на «курьих» ножках стала живой.
Какие слова нужно сказать, чтобы повернуть избушку?
Дети Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом.
Ведущий А сейчас посмотрим сценку – встречу Бабы-яги с Иваном- царевичем.
(Дети показывают сценку)
Ведущий Уложила Баба-яга Ивана спать, а сама заглянула в волшебную книгу и
стала искать, как победить Кощея Бессмертного. Но ничего не нашла, помогите, ребята, подскажите, как можно победить Кощея Бессмертного? Может его можно убить стрелой или мечом?
Дети Кощея Бессмертного нельзя убить ни стрелой, ни мечом. Его смерть – на конце
иглы; та игла – в яйце; то яйцо – в утке; та утка – в зайце; заяц – в кованом ларце, а ларец – на вершине высокого дуба.
Ведущий А дуб охраняет Змей Горыныч. Коварный этот Змей. В открытом бою его
никак не победить: срубишь одну голову – три вырастет, срубишь три – девять новых появятся… Его можно только усыпить докучными сказками. Ребята, кто из вас знает докучные сказки?
Дети Жил-был царь, у царя был двор, на дворе кол, на колу – мочало, не начать
ли сначала?..
Вокруг польца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца – не сказать ли сказку с конца?..
Завязла лягушка в болоте, нос выдернет – хвост завязнет, хвост выдернет – нос завязнет, нос выдернет – хвост завязнет…
Ведущий Вот и уснул Змей Горыныч от докучных сказок. А Иван-царевич побежал
скорее к дубу. Снял ларец, но заяц выскочил. Кто помог его поймать?
Дети Заяц.
Ведущий Догнал заяц другого зайца. Ухватил его и разорвал пополам. Вылетела из
зайца утка. Не успел Иван-царевич поймать утку, как она поднялась высоко-высоко над землей. Не достать ее Ивану. Кто помог поймать утку?
Дети Селезень.
Ведущий Догнал селезень утку. Клюнул ее, и выронила утка яйцо. Упало яйцо в
море. Кто помог Ивану-царевичу?
Дети Щука.
Ведущий Почему они помогали Ивану-царевичу?
Дети Иван-царевич был добрым, пожалел их.
Ведущий Разбил Иван яйцо, взял иглу, разломил ее и пропало кощеево царство.
(звучит музыка «за окном черемуха…»)
Вышла навстречу нашему герою Василиса Премудрая, взялись они за руки и пошли по цветущему лугу домой.
А что же было дальше? Как заканчиваются сказки?
Дети
Стали они жить-поживать и добра наживать.
Свадьба была веселая, и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало.
И начался пир на весь мир.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
И теперь живут, хлеб жуют.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
И сложил народ сказку – всем добрым людям на размышление.
Ведущий Ребята! Так зачем же складывали и передавали из поколения в поколение
русские народные сказки?
Дети Чтобы не было скучно.
Чтобы дети хорошо спали.
Чтобы дети хорошо себя вели.
Чтобы мы росли добрыми.
Ведущий Дорогие ребята! Вот и закончилось наше путешествие в тридевятое
царство, в тридесятое государство… И мы с вами, путешествуя из сказки в сказку, сочинили свою, новую. Каждый раз, читая новую сказку, вы снова и снова будите попадать в нее. Счастливых вам странствий.
Сказки, рекомендуемые для чтения
- Гуси-лебеди;
- Три медведя;
- По щучьему велению, по моему хотению;
- Царевна-лягушка;
- Колобок;
- Хаврошечка;
- Мороз Иванович;
- Сказка о молодильных яблоках и о живой воде;
- Докучные сказки;
- Теремок;
- Лиса, заяц и петух;
- Машенька и медведь;
- Коза-дереза;
- Петушок – золотой гребешок;
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка;
- Снегурочка;
- Лиса и журавль;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "В тридевятом царстве, в школьном государстве".
Внеклассное мероприятие по математике, русскому языку, предметов начальной школы....
Последний звонок "В тридевятом царстве"
Сценарий для проведения последнего звонка....
Сценарий внеклассного мероприятия "ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ"
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ....
сказка о тридевятом царстве-нашей школе
сценарий последнего звонка для 9 класса...
Путешествие в тридевятое царство
Урок математики проводится в игровой форме "Путешествие в тридевятое царство" для детей дошкольного возраста....
сценарий праздника к 1 сентябрю "Вовка в тридевятом царстве"
Сценарий составлен для праздника 1 сентября в школе искусств. Вовка, которому не хочется учиться и заниматься чем-либо полезным, ловит золотую рыбку и загадывает желание-попасть в тридевятое цар...
Игра – путешествие «Приключения в Тридевятом царстве»
Игра - путешествие для детей начальной школы....