коррекционная программа агрессивного и деструктивного поведения
рабочая программа по теме
Данная программа состоит из занятий, напрвленных на индивидуальное формирование конструктивных навыков общения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки. Пять занятий, включающих в себя игры, упражнения и отработка необходимых техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_agressivnogo_povedeniya_rebenka.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка.
Системная, комплексная коррекционная работа с проработкой каждой характерологической особенности ребенка.
Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы и снятие агрессивных тенденций в поведении ребенка.
Задачи:
- Снижение уровня личностной тревожности;
- Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитее эмпатии;
- Обучение ребенка конструктивным способам реагирования и выражения своего гнева, а также контролю над негативной ситуацией в целом;
- Обучение техникам и способам управления, контроля над деструктивными эмоциями;
- Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения
- Развитие позитивной самооценки.
Занятие №1.
Цель: снизить уровень личностной тревожности, обучить конструктивным способам выражения гнева.
Ход занятия:
- Релаксационные техники;
- Пластическое изображение гнева, реагирование через движение;
- Рисование собственного гнева;
- «Письма гнева».
- Расслабление .
- кулачки (сжать, разжать, почувствовать жар, силу);
- вращение головой, вжатой в плечи;
- макушка вверх, а плечи вниз;
- щёки надуть почувствовать лимон проглотить лимон и улыбнуться;
- руки вверх бросить руки наклон потряс;
- дыхание медленно быстро глубоко подуть шум вдох выдох
2. Встать в произвольную позу, подумав, о той ситуации, которая вызывает наибольшее чувство гнева, сосредоточившись на ощущениях в определенных частях тела, где они наиболее сильные. Совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить чувства (негатив), которые испытывает, не контролируя движения. Ответить на вопросы.
- Легко ли было выполнять упражнение?
- В чем затруднение?
- Что чувствовал во время упражнения?
- Изменилось ли состояние после его выполнения?
3. Лист бумаги, фломастеры, карандаши, цв. мелки.
Изобразить на бумаге: на что похож твой гнев?
- что изображено на рисунке;
- что чувствовал, когда рисовал;
- изменилось ли состояние;
- что хочется сделать с этим рисунком.
4. Напиши письмо человеку, который вызывает злость и активное неприятие, расскажи, что переживаешь, когда видишь этого человека, слышишь упреки, замечания, оскорбления и что хочется сделать в ответ.
- что хочется сделать с написанным письмом;
- трудно ли было писать, все ли написано;
- изменилось ли состояние после написания.
Итоги занятия. Вывод.
Занятие №2.
Цель: приобретение навыков контроля и управления собственным гневом (навыки саморегуляции).
Ход занятия:
- Установление навыков;
- Закрепление правил в ролевой игре;
- Обучение релаксационным техникам.
- – Прежде, чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!»;
- Прежде, чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и досчитай до 10;
- Прежде, чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их.
- Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
Говори уважительно со старшими.
Относись бережно к вещам.
Держи руки при себе.
Не дерись, не ломай, не груби.
- Вводится правило записывается представить начало конфликтной ситуации, вспомнить «помощников» и представить, что удалось выполнить правило проследить в воображении как при новых условиях развивается ситуация далее.
- Мышечная релаксация. Обучение глубокому дыханию: с помощью диафрагмы вдох наполнить воздухом живот плавно выдохнуть, втягивая живот.
Глубокий вдох задержка дыхания плавный выдох отдых
(повторяется несколько раз).
Плавный вдох задержка медлен. отдых
дыхания выдох, представ.
(напр.мыщц + собств. злость в
представление проблемн. виде облачка
ситуации) или др. образа.
Занятие №3.
Цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Ход занятия:
- Наработка навыков через ролевую игру;
- Упражнения на формирование позитивных навыков общения;
- Релаксация.
- Расспросить: в каких ситуациях трудно сдержать себя, переходя на вербальную и физическую агрессию, затем выбрать менее конфликтную и обсудить возможные варианты поведения.
Например.
СИТУАЦИЯ | ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ | ПОСЛЕДСТВИЯ |
Петя нарисовал на меня карикатуру и передал ее Васе. | а) отнять рисунок; б) ударить; в) оскорбить; г) не обратить внимания. | а) отберет назад; б) ударит в ответ; в) оскорбит в ответ; г) прекратит рисовать. |
Затем проанализировать и выбрать позитивный вариант поведения ребенку (г).
Представить ситуацию, в которой удастся применить позитивный вариант.
- Упражнения, формирующие позитивные навыки общения.
«Умеете ли вы слушать, что говорят другие?»
Слушая своего собеседника, думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? Если изображает из себя что-то – зачем?» Настраивайтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним – просто старайтесь понять его душевное состояние.
Техника «Активное слушание». Отработка на примерах техники «Я - высказывание», «Заезженной пластинки .»
- Релаксация. (Что понравилось, что не понравилось).
Занятие №4.
Цель: научить осознавать собственный эмоциональный мир, чувства других людей, развитие эмпатии.
Ход занятия:
- Символическое изображение эмоций;
- Изображение различных предметов, явлений природы, составление рассказов от их лица;
- Ролевая игра.
- На карточках записаны чувства, эмоции:
СТРАХ, ОБИДА, ГОРЕЧЬ, ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ИСПУГ, ПЕЧАЛЬ, ГНЕВ, УДОВОЛЬСТВИЕ.
Необходимо пластически изобразить, передать чувство, указанное на карточке. Задача ведущего отгадать, что изображается, а затем совместно обсудить, что получилось.
- На карточках записаны предметы и явления природы:
СОЛНЦЕ, ГРОЗА, РЕКА, ПАРОХОД, ЧАЙНИК, ВЕЛОСИПЕД.
Необходимо изобразить и составить рассказ от лица предмета, явления.
(«Я – чайник . Я большой и красивый…»)
- Игра «Агрессор». Ребенок проигрывает роль «жертвы» (сначала нужно показать, как правильно, а затем поменяться).
Обсудить:
- как чувствовал себя в роли жертвы;
- что чувствовал по отношению к нападающему;
- изменилось ли отношение к «жертве».
Занятие №5.
Цель: развитие позитивной самооценки.
Ход занятия:
- «Мне в себе нравится…», «мне в тебе нравится…»;
- Формирование «копилки» хороших поступков, достижений.
- Передавая мяч (какую-либо игрушку) ведущему со словами «мне в себе нравится…», заканчивать фразу комплиментом. Обратно мяч возвращается со словами «мне в тебе нравится…». Положительно отметить: цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение.
Обсудить:
(ребенок говорит, держа в руках мяч)
- что чувствуется, слыша в свой адрес комплимент;
- что чувствует, говоря себе комплимент;
- что приятнее, что трудно произносится.
Сделать вывод.
- Вспомнив события прошедшей недели, проанализировать и выделить хорошие поступки и записать их на отдельный лист, затем похвалить себя. Хвалу тоже необходимо записать (3 случая).
«КОПИЛКА» хороших поступков:
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
- Принял участие во внеклассной работе;
- Смог не хамить, не поддался на провокацию;
- Помыл посуду, не дожидаясь просьбы об этом и т.п.
Релаксация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль народных и семейных традиций в профилактике деструктивного поведения".
Материал из опыта работы....
«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»
Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида (11-12 лет)...
Буклет по профилактике деструктивного поведения подростков "Учимся общаться"
Разнообразные ссоры и невысказанные обиды серьезно портят наше настроение и отношения с окружающими. Как избегать конфликтов, можно ли этому научиться? Постоянно излучать позитив не так у...
Коррекция деструктивного поведения
Открытое занятие для глубоко умственно - отсталых детей, из серии занятий праграммы " Киндер-сказка "...
Цикл занятий по профилактике деструктивного поведения «Правильные шаги к здоровому образу жизни»
Зачастую ребята попадают в центр помощи детям вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к ...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Программа по профилактике деструктивного поведения школьников.
Рискованное поведение, отсутствие необходимых для сохранения здоровья знаний и навыков характерно для детей и подростков. Подростковый период потенциально опасен для тех ребят, которые не владеют навы...