коррекционная программа агрессивного и деструктивного поведения
рабочая программа по теме

Кушалакова Альфия Ивановна

                 Данная программа состоит из занятий, напрвленных на индивидуальное формирование конструктивных навыков общения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки. Пять занятий, включающих в себя игры, упражнения и отработка необходимых техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekciya_agressivnogo_povedeniya_rebenka.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка.

Системная, комплексная коррекционная работа  с проработкой каждой характерологической особенности ребенка.

Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы и снятие агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Задачи:

  1.  Снижение уровня личностной тревожности;
  2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств  других людей, развитее эмпатии;
  3.  Обучение ребенка конструктивным способам реагирования и выражения своего гнева, а также контролю над негативной ситуацией в целом;
  4. Обучение техникам и способам управления, контроля над деструктивными эмоциями;
  5. Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения
  6. Развитие позитивной самооценки.

               

Занятие №1.

Цель: снизить уровень личностной тревожности, обучить конструктивным способам выражения гнева.

Ход занятия:

  1. Релаксационные техники;
  2. Пластическое изображение гнева, реагирование через движение;
  3. Рисование собственного гнева;
  4. «Письма гнева».
  1. Расслабление .

- кулачки (сжать, разжать, почувствовать жар, силу);

- вращение головой, вжатой в плечи;

- макушка вверх, а плечи вниз;

- щёки надуть        почувствовать лимон          проглотить лимон и улыбнуться;

- руки вверх             бросить руки            наклон               потряс;

- дыхание     медленно      быстро     глубоко      подуть      шум      вдох      выдох

2. Встать в произвольную позу, подумав, о той ситуации, которая вызывает наибольшее чувство гнева, сосредоточившись на ощущениях в определенных частях тела, где они наиболее сильные. Совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить чувства (негатив), которые испытывает, не контролируя движения.  Ответить на вопросы.

- Легко ли было выполнять упражнение?

- В чем затруднение?

- Что чувствовал во время упражнения?

- Изменилось ли состояние после его выполнения?

3. Лист бумаги, фломастеры, карандаши, цв. мелки.

 Изобразить на бумаге: на что похож твой гнев?

- что изображено на рисунке;

- что чувствовал, когда рисовал;

- изменилось ли состояние;

- что хочется сделать с этим рисунком.

4. Напиши письмо человеку, который вызывает злость и активное неприятие, расскажи, что переживаешь, когда видишь этого человека, слышишь упреки, замечания, оскорбления и что хочется сделать в ответ.

- что хочется сделать с написанным письмом;

- трудно ли было писать, все ли написано;

- изменилось ли состояние после написания.

Итоги занятия. Вывод.

Занятие №2.

 Цель: приобретение навыков контроля и управления собственным гневом (навыки саморегуляции).

Ход занятия:

  1. Установление  навыков;
  2. Закрепление правил в ролевой игре;
  3. Обучение релаксационным техникам.
  1. – Прежде, чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!»;

- Прежде, чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и досчитай до 10;

- Прежде, чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их.

- Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

Говори уважительно со старшими.

Относись бережно к вещам.

Держи руки при себе.

Не дерись, не ломай, не груби.

  1. Вводится правило            записывается                представить начало конфликтной ситуации, вспомнить «помощников» и представить, что удалось выполнить правило                проследить в воображении как при новых условиях развивается ситуация далее.
  2. Мышечная релаксация.  Обучение глубокому дыханию: с помощью диафрагмы вдох              наполнить воздухом живот         плавно выдохнуть, втягивая живот.

Глубокий вдох          задержка дыхания             плавный выдох         отдых

(повторяется несколько раз).

Плавный вдох                    задержка                    медлен.                        отдых

                                               дыхания                    выдох, представ.

                                     (напр.мыщц +                   собств. злость в    

                           представление проблемн.       виде облачка

                                         ситуации)                      или др. образа.

Занятие №3.

Цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Ход занятия:

  1. Наработка навыков через ролевую игру;
  2. Упражнения на  формирование позитивных навыков общения;
  3. Релаксация.
  1. Расспросить: в каких ситуациях трудно сдержать себя, переходя на вербальную и физическую агрессию, затем выбрать менее конфликтную и обсудить возможные варианты поведения.

Например.

СИТУАЦИЯ            

ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Петя нарисовал

на меня карикатуру

и передал ее Васе.

а) отнять рисунок;

б) ударить;

в) оскорбить;

г) не обратить внимания.

а) отберет назад;

б) ударит в ответ;

в) оскорбит в ответ;

г) прекратит рисовать.

Затем проанализировать и выбрать позитивный вариант поведения ребенку (г).

Представить ситуацию, в которой удастся применить позитивный вариант.

  1. Упражнения, формирующие позитивные навыки общения.

«Умеете ли вы слушать, что говорят другие?»

Слушая своего собеседника, думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? Если изображает из себя что-то – зачем?» Настраивайтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним – просто старайтесь понять его душевное состояние.

Техника «Активное слушание». Отработка на примерах техники «Я - высказывание», «Заезженной пластинки .»

  1. Релаксация. (Что понравилось, что не понравилось).

Занятие №4.

Цель: научить осознавать собственный эмоциональный мир, чувства других людей, развитие эмпатии.

Ход занятия:

  1. Символическое изображение эмоций;
  2. Изображение различных предметов, явлений природы, составление рассказов от их лица;
  3. Ролевая игра.
  1. На карточках записаны чувства, эмоции:  

СТРАХ, ОБИДА, ГОРЕЧЬ, ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ИСПУГ, ПЕЧАЛЬ, ГНЕВ, УДОВОЛЬСТВИЕ.

Необходимо пластически изобразить, передать чувство, указанное на карточке. Задача ведущего отгадать, что изображается, а затем совместно обсудить, что получилось.

  1. На карточках записаны предметы и явления природы:

СОЛНЦЕ, ГРОЗА, РЕКА, ПАРОХОД, ЧАЙНИК, ВЕЛОСИПЕД.

Необходимо изобразить и составить рассказ от лица предмета, явления.

(«Я – чайник . Я большой и красивый…»)

  1. Игра «Агрессор». Ребенок проигрывает роль «жертвы» (сначала нужно показать, как правильно, а затем поменяться).

Обсудить:

- как чувствовал себя в роли жертвы;

- что чувствовал по отношению к нападающему;

- изменилось ли отношение к «жертве».

Занятие №5.

Цель: развитие позитивной самооценки.

Ход занятия:

  1. «Мне в себе нравится…», «мне в тебе нравится…»;
  2. Формирование «копилки» хороших поступков, достижений.
  1. Передавая мяч (какую-либо игрушку) ведущему со словами «мне в себе нравится…», заканчивать фразу комплиментом. Обратно мяч возвращается со словами «мне в тебе нравится…». Положительно отметить: цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение.

Обсудить:

(ребенок говорит, держа в руках мяч)

- что чувствуется, слыша в свой адрес комплимент;

- что чувствует, говоря себе комплимент;

- что приятнее, что трудно произносится.

Сделать вывод.

  1. Вспомнив события прошедшей недели, проанализировать и выделить хорошие поступки и записать их на отдельный лист, затем похвалить себя. Хвалу тоже необходимо записать (3 случая).

«КОПИЛКА» хороших поступков:

МОИ  ДОСТИЖЕНИЯ

  1. Принял участие во внеклассной работе;
  2. Смог не хамить, не поддался на провокацию;
  3. Помыл посуду, не дожидаясь просьбы об этом и т.п.

Релаксация.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Буклет по профилактике деструктивного поведения подростков "Учимся общаться"

Разнообразные ссоры и невысказанные обиды серьезно портят наше настроение и отношения с окружающими. Как избегать конфликтов, можно ли этому научиться?  Постоянно излучать позитив не так у...

Коррекция деструктивного поведения

Открытое занятие для глубоко умственно - отсталых  детей, из  серии занятий праграммы " Киндер-сказка "...

Цикл занятий по профилактике деструктивного поведения «Правильные шаги к здоровому образу жизни»

Зачастую ребята попадают в центр помощи детям вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к ...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Программа по профилактике деструктивного поведения школьников.

Рискованное поведение, отсутствие необходимых для сохранения здоровья знаний и навыков характерно для детей и подростков. Подростковый период потенциально опасен для тех ребят, которые не владеют навы...