Первые шаги успешного обучения в школе
методическая разработка на тему

Кулькеева Елена Викторовна

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки  к обучению письму детей 5 – 6 лет.  Предложенная система занятий и методических рекомендаций обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.  

      Данные задания можно использовать для занятий с ребёнком дома и в детском саду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi__uspeshnogo_obucheniya_v_shkole.doc902 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Кулькеева

Первые шаги успешного обучения в школе

Методическое пособие

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза,  как основа успешного овладения чтением и письмом. 

Санкт – Петербург

2012

Содержание.

 

  1.  Методика развития фонематического восприятия и    

       звукового анализа и синтеза.

1.1. Уточнение артикуляции звука (игры и упражнения).

1.2   Выделение звука на фоне слога (игры и упражнения).

1.3.  Выделение звука на фоне слова (игры и упражнения).

      - определение наличия заданного звука в слове;

      - выделение первого и последнего звука в слове,

          нахождение      местоположения заданного звука;

     - определение последовательности и количества звуков

         в слове;

     - определение места звука  по отношению к другим

        Звукам

2.  Формирование фонематического восприятия.

3.  Занимательные игры с буквами.

4.  Игры с клеточками (графические диктанты)

5.  Заключение.

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза,  как основа успешного овладения чтением и письмом, а также коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

1.Методика развития фонематического восприятия и   звукового анализа и синтеза.

              Формирование навыков фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза проводится  на правильно произносимых звуках. Поэтому если у ребёнка есть нарушение звукопроизношения, необходимо провести коррекцию до обучения грамоте. Знакомство с буквой следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.

         Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся по трем направлениям:

1.1.  Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Т.е. при уточнении артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов (губы, язык) при его произнесении.

Краткое описание:

  Звук “С”- ребёнку предлагается произнести звук “с” и обратить внимание: на положение губ (губы растянуты в улыбке); куда спрятался кончик языка (за нижние зубки); какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук “с” (холодная); на звучание какого предмета похож звук “с” (выходящий из шарика воздух, вытекающая из крана струйка воды); показать ладошкой положение языка (пальчики опущены вниз).

      На данном этапе используются игры по звукоподражанию. Обратите внимание ребёнка, что многие предметы издают различные звуки. Так,  например, из насоса выходит воздух – «с-с-с» (см. вторую часть, задание 1)

       Также можно выполнить следующие упражнения. Вы читаете стихотворения, ребёнок произносит изучаемый звук.

Песенка про звуки                                                                                                                

** Звук “С”.

“В море плещется вода

Слышишь, как поёт она.

Эту песенку водички

Капли, звонкие сестрички

Исполняют в тишине.

С-С-С – шуршат они песком,

С-С-С – дробятся об скалу,

С-С-С – стекают по песку,

С-С-С – и спрятались в ракушку

Мы её приложим к ушку

И услышим шум воды,

Набегающей волны.

1.2.  Выделение звука на фоне слога.

      Ребёнку предлагается прослушать слоги, из которых нужно выделить заданный звук.

  1. Данное задание можно выполнять до постановки звука, что способствует развитию умения слушать и слышать речевой материал (фонематическое  восприятие).
  2. После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционные звуки.

На данном этапе работы со звуком можно выполнить следующие игры и упражнения.

** “В стране маленьких человечков”.

   Взрослый  говорит на языке маленьких человечков (проговаривает слоги). Ребёнок поднимает маленького человечка, если в слоге есть заданный звук.

** “Попугайчики”.

     Взрослый  проговаривает слоги, из которых нужно выделить заданный звук. При наличии звука в слоге дети поднимают картинку с изображением попугая ( или просто называю                                                                                                           .

1.3.  Выделение звука на фоне слова.

        Работа проводится на материале слов, включающих изучаемый  звук и не имеющих его. Чтобы избежать трудностей, на данном этапе,  исключаются слова со сходным акустически и смешиваемыми в произношении звуками. При работе следует учитывать, что сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

        В работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность  различных форм этой деятельности и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности;

  1. выделение звука на фоне слова;
  2. вычленение звука из начала и конца слова;

-     нахождение местоположения заданного звука;

  1. определение последовательности звуков в слове;

-     определение количества звуков в слове;

  1. определение места звука по отношению к другим.

               Предлагаются следующие игры и упражнения.

Определение наличия заданного звука на фоне  слова.

** ”Звук из слова выделяю

       Молоточком ударяю”.

Задание:

 Прослушать слово, если в слове есть заданный звук,  ребёнок должен ударить молоточком.

** “Вот флажочек я держу,

А услышав звук -  взмахну”

Задание:

 Прослушать слова, если в слове есть  заданный звук, ребёнок поднимает флажок. На флажке нарисована картинка к данному звуку (звукоподражание).

** “Повтори за мной слова”.

Задание:

Повторить только те слова, в которых есть  заданный звук.

** “Кто здесь живёт?” (по всем лексическим темам).

Задание:

Отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть  заданный звук.

** “Выполни движение”.

Задание:

Выполнить соответствующее движение, если в слове есть заданный звук.

** ”Подбери картинку”.

Задание: Подобрать к букве картинки, в названиях которых есть данный звук

Выделение первого и последнего звука в  слове, нахождение местоположения заданного звука.

              На данном этапе важно обратить внимание на различение понятий “первый,  последний”. Различение этих понятий закрепляется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже уточнена. Работа проводится по следующим направлениям:

- вычленение первого ударного гласного из слова;

- вычленение первого согласного из слова;

- определение конечного согласного в слове.

          При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или  в середине слова, в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками.

**  “Знакомство”.

Задание:

 Назвать  первый звук в именах детей.

** “Звуковые часы”.

В этой игре можно использовать звуковые профили или буквы, и предметные картинки.

    А        О         У         И         Э

Задание:

Подобрать к данному профилю (букве) соответствующую картинку.

**  “Сундучок”.

    “Сундучок, сундучок,

    Приоткрой нам свой бочок.

    Мы картиночку возьмём,

    Первый звук назовем”.

Задание:

Определить и назвать первый звук в слове.

** ”Собери азбуку”.

Задание:

Подобрать к картинке ту букву, которая будет первой в этом слове.

**  “Буквенные мячи”

Задание:

Ребенок должен назвать первый звук в слове и ударить мячом по соответствующей букве, написанной на кружках.

**   “Паровозик”.

     Паровозик, паровоз

     С буквой … слова повёз”

Задание:

Подобрать вагончики с изображением предметов, первый (последний) звук которых соответствует заданной букве.

** “ Добавь первый (последний) звук (ребусы).

Задание:

Предлагаются при знакомстве с новым звуком и  буквой.

Н: мех – смех;

    шар – шарф.

** “Найди общий звук”

   Назвать слова и определить, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах.

Данное задание можно выполнить в рабочей тетради (вторая часть, упражнение 4)

** ”Эхо” .

Задание:

  1. Проговорить, какое “слышится” слово без первого звука.

Н: тигры – игры.

-  Проговорить, какое “слышится” слово без последнего звука.

Н: парк – пар.

**”Составь схему”.

Задание:

Получив карточку, дети составляют схемы слов, указывая, где находится заданный звук.

 Используя полоску, разделённую на три части, ребёнок определяет,  где находится звук (в начале, середине, в конце слова). Звук можно обозначить кружком. Гласные звуки обозначаются красным кружком, согласные твёрдые звуки – синим кружком, согласные мягкие звуки – зеленым. Также можно использовать соответствующую букву.

** “Звуковая мозайка”.

Задание выполняется на листе разлинованном 4+4.

Задание:

Каждому звуку соответствует свой цвет. Взрослый произносит слова, ребёнок выделяет первый (последний) и выкладывает квадратик нужного цвета пока не будет выложен весь квадрат.

Данную игру можно проводить по командам. Первый игрок “ловит” слова, в названии которых заданный звук в начале слова, второй – в середине, третий – в конце.

** “Звуковое лото”.

Задание:

- В игре используется игровое поле, где под номерами нарисованы предметные картинки и карточки с цифрами, указывающие последовательность звуков в слове. Из первых звуков названий картинок  составить новое слово.

- Задание тоже, но вместо предметных картинок используются буквы.

- Задание тоже, но вместо букв используются слоги.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

** “Схемы”.

Задание: Задание даётся на закрепление пройденного материала. Ребёнок должен выложить на картинку соответствующую схему.

 

А

А

А

**  Ребусы “Звук за звуком”.

Задание:

Ребёнок называет первые звуки слов и прочитывает слово.

** “Расскажи о звуке и букве”.

Задание:

Ребёнку предлагается заполнить квадрат 3+3, где в каждой клеточке нужно выполнить задание:

  1. Нарисовать из каких элементов состоит буква.
  2. Написать, сколько элементов (цифра).
  3. На какой предмет похожа эта буква.
  4. Звукоподражание.
  5. Раскрасить букву.
  6. Можно или нельзя петь данный звук (гласный или согласный).
  7. Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук стоит в начале слова.
  8. Нарисовать предмет,  в названии которого заданный звук находится в середине слова.
  9. Нарисовать картинку, в названии которой заданный звук находится в конце слова (если звук глухой); нарисовать колокольчик, если данный звук звонкий. Уточнить правило.

Задание:

1 вариант:

 Данный квадрат можно заполнять (нарисовать соответствующие заданию предметы) совместно с ребенком при знакомстве с новой буквой или  предложить для самостоятельного заполнения при закреплении пройденного материала.

2 вариант:

Изготовить соответствующие картинки и предложить ребёнку заполнить квадрат.

Определение последовательности и количества звуков в слове.

             Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению. В процессе формирования данных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа  в умственном плане, без опоры на проговаривание.

** “Звуковая линейка”.

Задание:

Последовательно назвать звуки в слове, открывая “окошечки” на линейке, а затем определить количество звуков.

** “Звуковые мячи”.

Задание:

По порядку назвать звуки слова, ударяя мячом по цветному кружку (красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зеленый – согласный мягкий звук). Затем определить количество звуков в слове.

** “Пирамидка”.

** “Звуковые мячи” (в соответствии со звуком).

Задание:

Выложить на полу цветные кружки: красный обозначает гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие звуки.

По порядку назвать звуки, ударяя мячом по соответствующему цветному кругу. Затем определить количество звуков в слове и  назвать гласные звуки.

**  Ребусы “Звук за звуком”.

Задание:

 - Прочитать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.

 - Прочитать, какое слово получится  из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.

** “Подбери схему”.

Задание:

Выбрать предметные картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.

** “Цифровая линейка”.

Задание:

  1. Последовательно произносить  звуки, проводя пальчиком от цифры к цифре, определить количество звуков в слове.
  2. Составить схему слова (под цифрой 1 – первый звук, 2 – второй и т.д.)

1

2

3

 

1

2

3

4

Определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

               При формировании указанного действия проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. В процессе формирования фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слоги структуры типа СГ.

     (ка, су, ко, са).

  1. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога.

(мак, дом, рак, лак).

  1. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.

     (мама, рама, луна, коса)

  1. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.

(сахар, кубок, сокол, гамак).

  1. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов.

(санки, марка, сумка, карман).

  1. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.

(стол, стук, крот, слух).

  1. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова.

(куст, мост, танк, лист).

  1. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.

(дрова, столы, трава, скала)

  1. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова. (правда, ступка, клумба, кружка).

10.Трехсложные слова.      (самолет, капуста, скамейка, настойка).

После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими

  1. Формирование фонематического восприятия.

   Работа по дифференциации фонем проводится при устранении недоразвития фонематических функций и имеет большое значение при профилактики дислексии и дисграфии. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Необходимо также учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи.

Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков входящих в их состав, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих.

    Работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

1.На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
  2. Выделение звука на фоне слова;
  3. Формирование умения определять наличие звука в слове;
  4. Определение места звука в слове.
  5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

2. На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого из звуков. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Дифференциация фонем осуществляется согласно традиционной методики.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Распространенными ошибками среди детей являются неумение дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, трудность ориентировки на последующую гласную. Для преодоления этих ошибок  необходима следующая работа:

- слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких      согласных;

- уточнение двузначности многих звуков, т.к. один и тот же звук предполагает двоякое звучание, в зависимости от последующего звука.

- усвоение мягкости согласных звуков перед И, Е, Ё, Ю, Я.

- чтение с ориентировкой на последующую букву.

     Работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.

По данному направлению можно использовать следующие игры и упражнения:

** “Гномы Динь и Дон”.

Динь и Дон всем нам знакомы –

Это маленькие гномы.

К вам за помощью пришли

Звуки мы в лесу нашли.

Задание:

Определить какой звук живет в слове и показать соответствующий кружок.

** “Мишка и мышка”.

Мишка брел лесной опушкой.

Повстречался Мишка с Мышкой.

На развилке разминулись,

И домой к себе вернулись.

Задание:

Определить по схеме слова чей это домик.

Дифференциация глухих и звонких согласных.

Согласные звуки, которые произносятся без участия голоса и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче в произношении, чем глухие – называются звонкими.

** “Капли – барабаны”.

Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: пугаться, пускать –

Здесь голоса нет в звуке “П”,

А в слове бороться и в слове бежать

Слышится звонкий “Б”.

Можно все звонкие прокричать,

Попробуем: Б! В! Г!

Глухие можно лишь прошептать,

Послушайте: П! Ф! К!

П -  это капают капли дождя,

Б – барабанов бой.

Ф – Это фыркание ежа,

В – это волка вой.

С – это водичка струйкой бежит,

З – зазвенел комар.

Ш – мышонок тихо шуршит,

Ж – жук зажужжал.

Т – это дятел на ветке стучит, тупой торопливый звук,

Д – здесь голос уже звучит, всё загудело вокруг,

К – это кукушка в лесной тиши

       Тянет своё “ку –ку”,

Г – загогочут здесь гуси вокруг,

        Гуляя гуськом на лугу.

И чтобы не спутать кору с горой,

За звуками чутко следя,

Помни, что Б _ барабанов бой,

А П – лишь капли дождя.

** “ Звонкий звук – звук боевой,

Он звенит, гремит, жужжит:

Б, Д, Г, З, Ж, В.

А дружок его глухой -

Лишь свистит, пыхтит, шипит:

П, Т, К, С, Ш, Ф.

Дифференциация аффрикат и звуков, входящих в их состав.

** “Звуки С –Ц”.

“ Звук “С” это просто свист,

Он плавно, спокойно звучит:

Собака, сосулька, лист.

А “ц” – это цокот копыт.

Звук “С” мы можем тянуть,

Послушайте: “С-С-С”

А “Ц” спешит улизнуть,

Срывается: “Ц! Ц! Ц!”

Тревожен цокот копыт,

О звук и отрывист и строг.

Подкова о камень стучит:

“ Цок – цок, цок – цок, цок – цок”

И чтобы точно узнать, где “С”,

А где, может “Ц” звучит,

Стараемся ушком поймать то свист,

То строгий цокот копыт.

Теперь попробуй понять

И правильный дать ответ,

Где цокот, где свист прозвучал в словах:

Сок – цок, свет - цвет.

Дифференциация изолированных звуков.

Игры и упражнения по дифференциации звуков.

** “Расскажи,  как ты произносишь звук”.

Задание:

Уточнить артикуляцию смешиваемых звуков. Слуховой образ звука сравнить с неречевым звучанием.

** “Узнай звук”.

Задание:

Определить звуки по беззвучной артикуляции.

** “Узнай, что я  скажу”

Задание:

 Определить артикуляцию произнесенного  взрослым  звука. Чтобы исключить опору на зрительное восприятие, взрослый  закрывает нижнюю часть лица.

** Игры на оппозиционные звуки.

 - С – Ш: “Свистит – шипит”.

Ход игры:

Логопед показывает и называет картинки. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображенный на картинке: свисток –      с-с-с; гусь – ш-ш-ш; вода льётся – с-с-с; душ – ш-ш-ш.

 - Ш – Ж: “Прогулка в лес”.

Ход игры:

Ветер (закачал верхушки деревьев): ш-ш-ш!

Жуки (жужжат): ж-ж-ж!

- З – Ж: “Пчелы и комары”.

Ход игры:

Пчелы и комары летают.

Комары: З-З-З.

Пчелы: Ж-Ж-Ж.

Дифференциация звуков в слогах

** “Скажи наоборот”.

Задание:

 Взрослый произносит слоги с отрабатываемыми звуками (например с-з, ш-ж, р-л и т.д.). Ребенок, проговаривает слог, изменив звук. Например: са – за, со – зо и т.д.

При выполнении этого задания можно использовать мяч.

** “Телефон”.

Задание:

Взрослый называет  слоговой ряд (са – за – са, жа  - ша – жа). Ребёнок должен правильно повторить слоги.

Данное задание можно выполнять с группой детей. Дети передают слоговой ряд друг другу. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.

 

Дифференциация звуков в словах.

** “Скажи пару”.

Задание:

 - Ребёнок должен заменить звонкий согласный, парным ему глухим согласным звуком, чтобы у слова появилась пара

дом – том                        дочка – точка                  день – тень

бочка – почка                 жаль – шаль                    дачка - тачка

- Ребёнок должен заменить твёрдый согласный, парным ему мягким согласным звуком, чтобы у слова появилась пара

     воз – вёз                      ток – тик                            мыл - мил

** “Звуковая мозайка”.

Задание:

За каждым из дифференцируемых звуков закреплен цвет (фишка определенного цвета). Взрослый называет слова, содержащие данные звуки, а ребенок выкладывает соответствующие цветные фишки.

** “Разложи картинки”.

Задание:

Необходимо разложить картинки в два ряда, в соответствии с тем, какие звуки дифференцируются.

** “Ромашка”.

Задание:

 Детям предлагается из лепестков составить две ромашки, в зависимости от дифференцируемых звуков.

** “Назови пару для слова”.

Задание:

К заданному слову ребёнок должен назвать слово с оппозиционным звуком.

С – З:

Суп – зуб, собор – забор, сало – залы, сайка – зайка, слить – злить, смей – змей, росы – розы, коса – коза, сверь – зверь.

Ш –Ж:

Шар – жар,  шила – жила, шест – жест, шутко – жутко, шить – жить, шаль – жаль,  тушить – тужить, сушу – сужу, машет – мажет.

Дифференциация звуков в предложении.

** “Придумай предложение”.

Задание:

По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова с данными звуками.  Назвать слова и определить, какой это звук из дифференцируемых и его место в слове.

** “Послушай внимательно, не торопись”.

Задание:

Повторить предложения со словами, включающими заданные звуки.

Назвать эти слова.

** “Незадачливый поэт”.

Задание:

Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами – квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.

** “Придумай предложение”.

Задание:

 Придумать предложение на слова – квазиомонимы. Определить слова на каждый из звуков, назвать место данного звука.

 Дифференциация звуков в связной речи.

** Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих данные звуки.

3. Занимательные игры с буквами.

** « Буквенная зарядка»

 Задание:

Показать букву с помощью тела. Можно использовать схемы: «буквы – человечки». Выполняя данное упражнение желательно произносить соответствующее стихотворение: «на что похожа буква»

А                                                                                      У

**  «Выложи букву»

Задание:

Ребёнок должен выложить буквы из

– палочек (потребуются набор счётных палочек  - длинные и короткие)

- верёвочек (потребуются длинные, средние и короткие верёвочки)

-  крупы (фасоли)

- пуговиц

**  «Буквы - жесты»

Задание:

Ребёнок должен показать буквы пальчиками.

** «Запомни и найди место буквы в квадрате»

Задание:

Ребёнку предъявляется квадрат, в который вписаны пройденные буквы. После рассмотрения (запоминания) в течение 1 минуты образец закрывается, и ребёнок по памяти вписывает буквы в соответствующие клеточки квадрата.

                                   

А

А

У

И

И

А

А

А

По мере знакомства с новой буквой составляется новая таблица.  

Когда пройдено достаточное количество букв можно усложнить, данное задание. После того как ребёнок впишет все буквы, попросить составить из этих букв слова.

Например: кот, мак, кит, мука, ум, папа и т.д.

К

О

М

А

У

И

Т

П

А

П

** «Изографы»

Задание:

** «Цветные буквы»

Задание: изготовить буквы разного цвета и цветные карточки. Каждой букве должен соответствовать свой цвет. Взрослый выставляет слово из цветных карточек, ребёнок подбирает буквы соответствующего цвета и прочитывает слова.

** «Цветные буквы рассыпались»

Задание: изготовить буквы разного цвета, разрезанные на элементы. Ребёнок собирает части букв одинакового цвета и собирает из них буквы.

** «Каждой букве своё место»

1 вариант: геометрические фигуры, в которые вписаны пройденные буквы.

 

2 вариант: цветные кружочки, в которые вписаны пройденные буквы

 Задание:

- Ребёнок по образцу вписывает букву в соответствующую геометрическую фигуру или цветной кружок.

- Ребёнок по памяти вписывает букву в соответствующую геометрическую фигуру или цветной кружок.

** «Найди буквы в квадрате».

Задание:

 Ребёнок должен внимательно посмотреть на квадрат и назвать все буквы, которые он видит.

** «Чудесный квадрат»

Задание:

Ребёнок должен вписать букву в соответствующую клетку квадрата, затем прочитать получившиеся слова.

А

Б

В

1

2

3

В данные таблицы можно вписывать слова от 2 до 7 букв. Для этого необходимо изготовить  квадраты на соответствующее количество букв в слове.

Например: Б2 – о, А2 – с, В2 – м  - сом

** «Буквы – лото»

Задание:

Каждой букве в таблице соответствует свой номер. Взрослый называет цифру, ребёнок выписывает букву и читает слово.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Э

Ю

Я

** «Собери слова из букв»

Задание:

Ребёнок должен  найти слова, вписанные в квадрат (не менее20 слов)

Н

А

Л

О

О

Ж

У

К

Т

А

Ч

О

А

Р

Ь

Н

** «Меморина»

Задание:

Ребёнку предлагается внимательно посмотреть и запомнить расположение 2 – х одинаковых, знакомых ему букв, затем карточки с буквами переворачиваются, а ребёнок по памяти должен найти одинаковые буквы и назвать их. По мере знакомства с буквами количество букв увеличивается

** «Идём по стрелке»

Задание:  

Ребёнок по стрелке читает слова. В данных словах может быть «зашифрованы» слова и пословицы.

В данной игре можно использовать слоги или целые слова.

А

З

Ф

М

У

Д

Е

П

У

У

Б

Ы

Ш

З

Р

Н

А

Т

П

У

Л

К

Д

О

Ь

К

С

О

К

А

Л

Б

С

Т

И

** «Найди слово в слове»

Задание:

Ребёнку предлагается прочитать слово и составить из букв этого слова другие слова.

Например: простокваша – просто, ква, сто, каша, рост, просо и т.д.

** Ребусы  «Буквы разной величины»

Задание:

Ребёнок читает слово, затем расставляет буквы от большой к маленькой и читает  получившиеся слово из этих же букв, но в другой последовательности.

Например: слово

атлас - салат,  адрес -среда,  армия – Мария,  автор – товар, баян – баня, банка – кабан,  барыня– рабыня,  бра к - к р а б,  в о л о с - с  л о в о,  в а  л  и к - в и  л к а,  вход – вдох,  - д о м а - м о д а,  д о р о га - г о р о д а,  д  о с к  а - д о с к а,  ж и л ы – лыжи,  ж  и  р о к –  р о ж к и,  з  а г о н - г а з о н,  з а м о к – мазок,  з  а б о р - о  б р  а з,  и к р а – р а к и,  и с т о к - к  о с т и,  л  и с а - с и л а,  м а й к а - м  ы ш к а, к  а м ы ш – мышка, м а  рк а - р а м к а,  м  а р ш - ш а р м,  м а  с л о - с м о  л а, н  а  с о с – сосн а

**  «От кочки к кочке»

Задание:

1 вариант: на полу раскладываются  «кочки», на которых написаны буквы. Ребёнок прыгает от кочки к кочке и придумывает слова на данную букву. Выполняет задание пока не дойдёт по кочкам от одного «берега» до другого.

2 вариант: на полу раскладываются  «кочки», на которых написаны буквы. Ребёнок называет слова на данную букву,  затем называет последний звук в этом слове и становится на эту букву. Выполняет задание пока не дойдёт по кочкам от одного «берега» до другого

Например: мак кот – таракан - нос

3 вариант: на полу раскладываются  «кочки», на которых написаны слова.  Ребёнок прочитывает слова. И переходит от кочки к кочке, пока не дойдёт до берега.

**  «Найди букву»

Задание:

** Ребусы «Анаграммы»

Задание:

Ребёнок должен переставить буквы в соответствии с написанными под ними цифрами и прочитать слова.

Например:

А  Т  Л  А  С

4   5   3   2   1

** Ребусы «Добавь букву»

Задание:

После знакомства с новой буквой, ребенок разгадывает ребусы. Нужно назвать букву и предмет на картинке, затем проговорить, какое слово получится.

А – душА, Алиса, ротА

** Ребусы «Замени букву»

Задание:

Ребёнок называет картинку и заменяет заданную букву на друную. Проговаривает слово.

Слова для ребусов:

пушки – сушки, гора – нора, банк – ранка, паук – парк, венок – веник, калина – малина, сушки – пушки, песок – лесок, носки – норки, вата – фата, кошки – мошки, стул – стук, дым – дом, майка – зайка, нож – нос, зонт – зона, плащ – плач, дом – том, губы - зубы

** Ребусы «Измени слово»

Задание:

Ребёнок называет предмет и дочитывает слог, проговаривая, какое слово получилось. Данные ребусы используются для закрепления проёденного материала по обучению чтению. Например:

** Ребусы «Ноты превращаются в слова»

Задание:

Ребёнок называет ноту и прочитывает часть слова. Затем проговаривает, какое слово получилось

ДО -  сдоба, бидон, помидор, дорога, доска, дочка, задор, коридор, гудок, городок, дом, домик, доктор, дождь, дог

РЕ –

МИ – минута, камин, мина, мимика, миска, мишка, мир, миг, пирамида

ФА – фамилия, факел, фасоль, сарафан, фант, фантик, фабрика, фазан, фара, фата

** «Лесенка»

Задание:

 Подобрать слова  к схеме.

А

А _

А_ _

А _ _ _

А _ _ _ _

** «Заполни квадрат»

Задание:

Ребёнку предлагается разложить картиночки к  букве в соответствии с её местоположением (в начале, в середине, в конце слова)

А

А

А

** «Составляем слова»

Задание:

В данной игре можно использовать 3 варианта таблиц

  1. вариант

1

2

3

4

5

6

7

А

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Б

Ж

З

И

Й

К

Л

М

В

Н

О

П

Р

С

Т

У

Г

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Д

Ы

Э

Ю

Я

Ребёнку предлагается составить слова, используя код. Например          Б5 В2 Б7 – ком. Задание можно выполнять по инструкции или использовать карточки с заданиями.

  1. вариант

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Э

Ю

Я

Ребёнку предлагается составить слова, используя код. Наприме - дом. Задание можно выполнять по инструкции или использовать карточки с заданиями.

** «Играем на клавиатуре»

  Задание:

й

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ъ

ф

ы

в

в

п

р

о

л

д

ж

э

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

Нарисовать клавиатуру с пустыми клеточками. По мере знакомства ребёнка с буквой, записать её в соответствующую клеточку. Когда ребёнок будет знать достаточное количество букв для составления слов, взрослый проговаривает слово, ребёнок даёт характеристику каждому звуку и выкладывает на  букву соответствующий кружок (красный – гласный звук, синий – согласный твердый звук, зеленый -  согласный мягкий  звук)

**  Ребусы «Придумай слова» (звукоподражания)

КАР – карнавал, картон, карниз, карман, Макар, карп, карта, карамель

ТИНА

МУ – мука, омут, муравей, мурзилка, мушка, мужчина, мусор, муха

БЕ – белка, берет, бегемот, бензин, бег, берег.

** «Запомни и повтори»

Задание:

Назвать ряд букв, закрыть глаза и по памяти назвать данные буквы.

1.В Т К Л М Н

2. Т С К У Р Д

хлев – лев, уточка – точка, столб – стол, щель -  ель

4. Игры с клеточками (графические диктанты)

Данные игры и упражнения помогут ребёнку  подготовить руку к письму. Упражнения, проводимые в тетрадях в клеточку, форми руют у детей

  1. пространственно-образное мышление;
  2.  зрительное и слуховое восприятие;
  3. творческое воображение;
  4. внимание, память.

Игры с клеточками развивают у детей аккуратность, гра фические умения, глазомер.

Перед, началом занятий взрослый следит за правильной осанкой ребенка, напоминает о том, что необходимо правиль но держать карандаш. Взрослый учит ребенка проговаривать свои действия, про верять, контролировать правильное выполнение задания, оце нивать свою работу.

Заключение.

            Таким образом, успешно провести подготовку ребёнка к школе  и избежать возможных  ошибок письма и чтения возможно лишь при достаточной сформированности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Описанная выше последовательность проводимых  игр и упражнений делает работу по этому направлению более доступной, интересной, насыщенной и дает возможность обучать детей в игровой занимательной форме. Своевременная и целенаправленная  работа по формированию фонематических функций  обеспечивает необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвращает возникновение дислексии и дисграфии, способствует успешному усвоению школьной программы.

Литература.

  1. Р.Е. Левина. Нарушения письма в процессе овладения детьми чтением и письмом. Москва 1961.
  2. Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии. Москва 1968.
  3. С.Ф. Иваненко. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. Москва 1994.
  4. М.Ф. Фомичева. Формирование у детей правильного произношения. Москва 1989.
  5. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой формы дисграфии). Санкт – петербург 2001.
  6. Р.И. Лалаева. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт – Петербург 1998.
  7. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. Москва 1993.
  8. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Москва 1999.
  9. И.В. Прищепова. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. Санкт – Петербург 2001.
  10. Е.В. Торшенко, Л.В. Малявина, С.В. Самусенко. Живая азбука для маленьких. Санкт – Петербург 1995.
  11. Л.Я. Гадасян, О.Г. Ивановская  «Звуки на все руки» Санкт – Петербург 1999.
  12. Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. Санкт – Петербург, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

Первые шаги в обучении грамоте.

Развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. Профилактика дисграфии....

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...