Первые шаги успешного обучения в школе
методическая разработка на тему
В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки к обучению письму детей 5 – 6 лет. Предложенная система занятий и методических рекомендаций обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Данные задания можно использовать для занятий с ребёнком дома и в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi__uspeshnogo_obucheniya_v_shkole.doc | 902 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Кулькеева
Первые шаги успешного обучения в школе
Методическое пособие
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, как основа успешного овладения чтением и письмом.
Санкт – Петербург
2012
Содержание.
- Методика развития фонематического восприятия и
звукового анализа и синтеза.
1.1. Уточнение артикуляции звука (игры и упражнения).
1.2 Выделение звука на фоне слога (игры и упражнения).
1.3. Выделение звука на фоне слова (игры и упражнения).
- определение наличия заданного звука в слове;
- выделение первого и последнего звука в слове,
нахождение местоположения заданного звука;
- определение последовательности и количества звуков
в слове;
- определение места звука по отношению к другим
Звукам
2. Формирование фонематического восприятия.
3. Занимательные игры с буквами.
4. Игры с клеточками (графические диктанты)
5. Заключение.
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, как основа успешного овладения чтением и письмом, а также коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
1.Методика развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Формирование навыков фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза проводится на правильно произносимых звуках. Поэтому если у ребёнка есть нарушение звукопроизношения, необходимо провести коррекцию до обучения грамоте. Знакомство с буквой следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.
Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся по трем направлениям:
1.1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Т.е. при уточнении артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов (губы, язык) при его произнесении.
Краткое описание:
Звук “С”- ребёнку предлагается произнести звук “с” и обратить внимание: на положение губ (губы растянуты в улыбке); куда спрятался кончик языка (за нижние зубки); какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук “с” (холодная); на звучание какого предмета похож звук “с” (выходящий из шарика воздух, вытекающая из крана струйка воды); показать ладошкой положение языка (пальчики опущены вниз).
На данном этапе используются игры по звукоподражанию. Обратите внимание ребёнка, что многие предметы издают различные звуки. Так, например, из насоса выходит воздух – «с-с-с» (см. вторую часть, задание 1)
Также можно выполнить следующие упражнения. Вы читаете стихотворения, ребёнок произносит изучаемый звук.
Песенка про звуки
** Звук “С”.
“В море плещется вода
Слышишь, как поёт она.
Эту песенку водички
Капли, звонкие сестрички
Исполняют в тишине.
С-С-С – шуршат они песком,
С-С-С – дробятся об скалу,
С-С-С – стекают по песку,
С-С-С – и спрятались в ракушку
Мы её приложим к ушку
И услышим шум воды,
Набегающей волны.
1.2. Выделение звука на фоне слога.
Ребёнку предлагается прослушать слоги, из которых нужно выделить заданный звук.
- Данное задание можно выполнять до постановки звука, что способствует развитию умения слушать и слышать речевой материал (фонематическое восприятие).
- После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционные звуки.
На данном этапе работы со звуком можно выполнить следующие игры и упражнения.
** “В стране маленьких человечков”.
Взрослый говорит на языке маленьких человечков (проговаривает слоги). Ребёнок поднимает маленького человечка, если в слоге есть заданный звук.
** “Попугайчики”.
Взрослый проговаривает слоги, из которых нужно выделить заданный звук. При наличии звука в слоге дети поднимают картинку с изображением попугая ( или просто называю .
1.3. Выделение звука на фоне слова.
Работа проводится на материале слов, включающих изучаемый звук и не имеющих его. Чтобы избежать трудностей, на данном этапе, исключаются слова со сходным акустически и смешиваемыми в произношении звуками. При работе следует учитывать, что сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
В работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность различных форм этой деятельности и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука из начала и конца слова;
- нахождение местоположения заданного звука;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- определение места звука по отношению к другим.
Предлагаются следующие игры и упражнения.
Определение наличия заданного звука на фоне слова.
** ”Звук из слова выделяю
Молоточком ударяю”.
Задание:
Прослушать слово, если в слове есть заданный звук, ребёнок должен ударить молоточком.
** “Вот флажочек я держу,
А услышав звук - взмахну”
Задание:
Прослушать слова, если в слове есть заданный звук, ребёнок поднимает флажок. На флажке нарисована картинка к данному звуку (звукоподражание).
** “Повтори за мной слова”.
Задание:
Повторить только те слова, в которых есть заданный звук.
** “Кто здесь живёт?” (по всем лексическим темам).
Задание:
Отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданный звук.
** “Выполни движение”.
Задание:
Выполнить соответствующее движение, если в слове есть заданный звук.
** ”Подбери картинку”.
Задание: Подобрать к букве картинки, в названиях которых есть данный звук
Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
На данном этапе важно обратить внимание на различение понятий “первый, последний”. Различение этих понятий закрепляется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже уточнена. Работа проводится по следующим направлениям:
- вычленение первого ударного гласного из слова;
- вычленение первого согласного из слова;
- определение конечного согласного в слове.
При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками.
** “Знакомство”.
Задание:
Назвать первый звук в именах детей.
** “Звуковые часы”.
В этой игре можно использовать звуковые профили или буквы, и предметные картинки.
А О У И Э
Задание:
Подобрать к данному профилю (букве) соответствующую картинку.
** “Сундучок”.
“Сундучок, сундучок,
Приоткрой нам свой бочок.
Мы картиночку возьмём,
Первый звук назовем”.
Задание:
Определить и назвать первый звук в слове.
** ”Собери азбуку”.
Задание:
Подобрать к картинке ту букву, которая будет первой в этом слове.
** “Буквенные мячи”
Задание:
Ребенок должен назвать первый звук в слове и ударить мячом по соответствующей букве, написанной на кружках.
** “Паровозик”.
Паровозик, паровоз
С буквой … слова повёз”
Задание:
Подобрать вагончики с изображением предметов, первый (последний) звук которых соответствует заданной букве.
** “ Добавь первый (последний) звук (ребусы).
Задание:
Предлагаются при знакомстве с новым звуком и буквой.
Н: мех – смех;
шар – шарф.
** “Найди общий звук”
Назвать слова и определить, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах.
Данное задание можно выполнить в рабочей тетради (вторая часть, упражнение 4)
** ”Эхо” .
Задание:
- Проговорить, какое “слышится” слово без первого звука.
Н: тигры – игры.
- Проговорить, какое “слышится” слово без последнего звука.
Н: парк – пар.
**”Составь схему”.
Задание:
Получив карточку, дети составляют схемы слов, указывая, где находится заданный звук.
Используя полоску, разделённую на три части, ребёнок определяет, где находится звук (в начале, середине, в конце слова). Звук можно обозначить кружком. Гласные звуки обозначаются красным кружком, согласные твёрдые звуки – синим кружком, согласные мягкие звуки – зеленым. Также можно использовать соответствующую букву.
** “Звуковая мозайка”.
Задание выполняется на листе разлинованном 4+4.
Задание:
Каждому звуку соответствует свой цвет. Взрослый произносит слова, ребёнок выделяет первый (последний) и выкладывает квадратик нужного цвета пока не будет выложен весь квадрат.
Данную игру можно проводить по командам. Первый игрок “ловит” слова, в названии которых заданный звук в начале слова, второй – в середине, третий – в конце.
** “Звуковое лото”.
Задание:
- В игре используется игровое поле, где под номерами нарисованы предметные картинки и карточки с цифрами, указывающие последовательность звуков в слове. Из первых звуков названий картинок составить новое слово.
- Задание тоже, но вместо предметных картинок используются буквы.
- Задание тоже, но вместо букв используются слоги.
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
** “Схемы”.
Задание: Задание даётся на закрепление пройденного материала. Ребёнок должен выложить на картинку соответствующую схему.
А |
А |
А |
** Ребусы “Звук за звуком”.
Задание:
Ребёнок называет первые звуки слов и прочитывает слово.
** “Расскажи о звуке и букве”.
Задание:
Ребёнку предлагается заполнить квадрат 3+3, где в каждой клеточке нужно выполнить задание:
- Нарисовать из каких элементов состоит буква.
- Написать, сколько элементов (цифра).
- На какой предмет похожа эта буква.
- Звукоподражание.
- Раскрасить букву.
- Можно или нельзя петь данный звук (гласный или согласный).
- Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук стоит в начале слова.
- Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук находится в середине слова.
- Нарисовать картинку, в названии которой заданный звук находится в конце слова (если звук глухой); нарисовать колокольчик, если данный звук звонкий. Уточнить правило.
Задание:
1 вариант:
Данный квадрат можно заполнять (нарисовать соответствующие заданию предметы) совместно с ребенком при знакомстве с новой буквой или предложить для самостоятельного заполнения при закреплении пройденного материала.
2 вариант:
Изготовить соответствующие картинки и предложить ребёнку заполнить квадрат.
Определение последовательности и количества звуков в слове.
Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению. В процессе формирования данных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.
** “Звуковая линейка”.
Задание:
Последовательно назвать звуки в слове, открывая “окошечки” на линейке, а затем определить количество звуков.
** “Звуковые мячи”.
Задание:
По порядку назвать звуки слова, ударяя мячом по цветному кружку (красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зеленый – согласный мягкий звук). Затем определить количество звуков в слове.
** “Пирамидка”.
** “Звуковые мячи” (в соответствии со звуком).
Задание:
Выложить на полу цветные кружки: красный обозначает гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие звуки.
По порядку назвать звуки, ударяя мячом по соответствующему цветному кругу. Затем определить количество звуков в слове и назвать гласные звуки.
** Ребусы “Звук за звуком”.
Задание:
- Прочитать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
- Прочитать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
** “Подбери схему”.
Задание:
Выбрать предметные картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.
** “Цифровая линейка”.
Задание:
- Последовательно произносить звуки, проводя пальчиком от цифры к цифре, определить количество звуков в слове.
- Составить схему слова (под цифрой 1 – первый звук, 2 – второй и т.д.)
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Определение местоположения звука в слове по отношению к другим.
При формировании указанного действия проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. В процессе формирования фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.
При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала:
- Слоги структуры типа СГ.
(ка, су, ко, са).
- Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога.
(мак, дом, рак, лак).
- Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.
(мама, рама, луна, коса)
- Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.
(сахар, кубок, сокол, гамак).
- Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов.
(санки, марка, сумка, карман).
- Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.
(стол, стук, крот, слух).
- Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова.
(куст, мост, танк, лист).
- Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.
(дрова, столы, трава, скала)
- Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова. (правда, ступка, клумба, кружка).
10.Трехсложные слова. (самолет, капуста, скамейка, настойка).
После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими
- Формирование фонематического восприятия.
Работа по дифференциации фонем проводится при устранении недоразвития фонематических функций и имеет большое значение при профилактики дислексии и дисграфии. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.
Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Необходимо также учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи.
Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков входящих в их состав, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих.
Работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:
1.На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- Выделение звука на фоне слова;
- Формирование умения определять наличие звука в слове;
- Определение места звука в слове.
- Выделение слова с данным звуком из предложения.
2. На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого из звуков. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
Дифференциация фонем осуществляется согласно традиционной методики.
Дифференциация твердых и мягких звуков.
Распространенными ошибками среди детей являются неумение дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, трудность ориентировки на последующую гласную. Для преодоления этих ошибок необходима следующая работа:
- слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных;
- уточнение двузначности многих звуков, т.к. один и тот же звук предполагает двоякое звучание, в зависимости от последующего звука.
- усвоение мягкости согласных звуков перед И, Е, Ё, Ю, Я.
- чтение с ориентировкой на последующую букву.
Работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
По данному направлению можно использовать следующие игры и упражнения:
** “Гномы Динь и Дон”.
Динь и Дон всем нам знакомы –
Это маленькие гномы.
К вам за помощью пришли
Звуки мы в лесу нашли.
Задание:
Определить какой звук живет в слове и показать соответствующий кружок.
** “Мишка и мышка”.
Мишка брел лесной опушкой.
Повстречался Мишка с Мышкой.
На развилке разминулись,
И домой к себе вернулись.
Задание:
Определить по схеме слова чей это домик.
Дифференциация глухих и звонких согласных.
Согласные звуки, которые произносятся без участия голоса и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче в произношении, чем глухие – называются звонкими.
** “Капли – барабаны”.
Глухие звуки звучат глухо,
Голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.
Послушаем вместе: пугаться, пускать –
Здесь голоса нет в звуке “П”,
А в слове бороться и в слове бежать
Слышится звонкий “Б”.
Можно все звонкие прокричать,
Попробуем: Б! В! Г!
Глухие можно лишь прошептать,
Послушайте: П! Ф! К!
П - это капают капли дождя,
Б – барабанов бой.
Ф – Это фыркание ежа,
В – это волка вой.
С – это водичка струйкой бежит,
З – зазвенел комар.
Ш – мышонок тихо шуршит,
Ж – жук зажужжал.
Т – это дятел на ветке стучит, тупой торопливый звук,
Д – здесь голос уже звучит, всё загудело вокруг,
К – это кукушка в лесной тиши
Тянет своё “ку –ку”,
Г – загогочут здесь гуси вокруг,
Гуляя гуськом на лугу.
И чтобы не спутать кору с горой,
За звуками чутко следя,
Помни, что Б _ барабанов бой,
А П – лишь капли дождя.
** “ Звонкий звук – звук боевой,
Он звенит, гремит, жужжит:
Б, Д, Г, З, Ж, В.
А дружок его глухой -
Лишь свистит, пыхтит, шипит:
П, Т, К, С, Ш, Ф.
Дифференциация аффрикат и звуков, входящих в их состав.
** “Звуки С –Ц”.
“ Звук “С” это просто свист,
Он плавно, спокойно звучит:
Собака, сосулька, лист.
А “ц” – это цокот копыт.
Звук “С” мы можем тянуть,
Послушайте: “С-С-С”
А “Ц” спешит улизнуть,
Срывается: “Ц! Ц! Ц!”
Тревожен цокот копыт,
О звук и отрывист и строг.
Подкова о камень стучит:
“ Цок – цок, цок – цок, цок – цок”
И чтобы точно узнать, где “С”,
А где, может “Ц” звучит,
Стараемся ушком поймать то свист,
То строгий цокот копыт.
Теперь попробуй понять
И правильный дать ответ,
Где цокот, где свист прозвучал в словах:
Сок – цок, свет - цвет.
Дифференциация изолированных звуков.
Игры и упражнения по дифференциации звуков.
** “Расскажи, как ты произносишь звук”.
Задание:
Уточнить артикуляцию смешиваемых звуков. Слуховой образ звука сравнить с неречевым звучанием.
** “Узнай звук”.
Задание:
Определить звуки по беззвучной артикуляции.
** “Узнай, что я скажу”
Задание:
Определить артикуляцию произнесенного взрослым звука. Чтобы исключить опору на зрительное восприятие, взрослый закрывает нижнюю часть лица.
** Игры на оппозиционные звуки.
- С – Ш: “Свистит – шипит”.
Ход игры:
Логопед показывает и называет картинки. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображенный на картинке: свисток – с-с-с; гусь – ш-ш-ш; вода льётся – с-с-с; душ – ш-ш-ш.
- Ш – Ж: “Прогулка в лес”.
Ход игры:
Ветер (закачал верхушки деревьев): ш-ш-ш!
Жуки (жужжат): ж-ж-ж!
- З – Ж: “Пчелы и комары”.
Ход игры:
Пчелы и комары летают.
Комары: З-З-З.
Пчелы: Ж-Ж-Ж.
Дифференциация звуков в слогах
** “Скажи наоборот”.
Задание:
Взрослый произносит слоги с отрабатываемыми звуками (например с-з, ш-ж, р-л и т.д.). Ребенок, проговаривает слог, изменив звук. Например: са – за, со – зо и т.д.
При выполнении этого задания можно использовать мяч.
** “Телефон”.
Задание:
Взрослый называет слоговой ряд (са – за – са, жа - ша – жа). Ребёнок должен правильно повторить слоги.
Данное задание можно выполнять с группой детей. Дети передают слоговой ряд друг другу. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.
Дифференциация звуков в словах.
** “Скажи пару”.
Задание:
- Ребёнок должен заменить звонкий согласный, парным ему глухим согласным звуком, чтобы у слова появилась пара
дом – том дочка – точка день – тень
бочка – почка жаль – шаль дачка - тачка
- Ребёнок должен заменить твёрдый согласный, парным ему мягким согласным звуком, чтобы у слова появилась пара
воз – вёз ток – тик мыл - мил
** “Звуковая мозайка”.
Задание:
За каждым из дифференцируемых звуков закреплен цвет (фишка определенного цвета). Взрослый называет слова, содержащие данные звуки, а ребенок выкладывает соответствующие цветные фишки.
** “Разложи картинки”.
Задание:
Необходимо разложить картинки в два ряда, в соответствии с тем, какие звуки дифференцируются.
** “Ромашка”.
Задание:
Детям предлагается из лепестков составить две ромашки, в зависимости от дифференцируемых звуков.
** “Назови пару для слова”.
Задание:
К заданному слову ребёнок должен назвать слово с оппозиционным звуком.
С – З:
Суп – зуб, собор – забор, сало – залы, сайка – зайка, слить – злить, смей – змей, росы – розы, коса – коза, сверь – зверь.
Ш –Ж:
Шар – жар, шила – жила, шест – жест, шутко – жутко, шить – жить, шаль – жаль, тушить – тужить, сушу – сужу, машет – мажет.
Дифференциация звуков в предложении.
** “Придумай предложение”.
Задание:
По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова с данными звуками. Назвать слова и определить, какой это звук из дифференцируемых и его место в слове.
** “Послушай внимательно, не торопись”.
Задание:
Повторить предложения со словами, включающими заданные звуки.
Назвать эти слова.
** “Незадачливый поэт”.
Задание:
Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами – квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
** “Придумай предложение”.
Задание:
Придумать предложение на слова – квазиомонимы. Определить слова на каждый из звуков, назвать место данного звука.
Дифференциация звуков в связной речи.
** Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих данные звуки.
3. Занимательные игры с буквами.
** « Буквенная зарядка»
Задание:
Показать букву с помощью тела. Можно использовать схемы: «буквы – человечки». Выполняя данное упражнение желательно произносить соответствующее стихотворение: «на что похожа буква»
А У
** «Выложи букву»
Задание:
Ребёнок должен выложить буквы из
– палочек (потребуются набор счётных палочек - длинные и короткие)
- верёвочек (потребуются длинные, средние и короткие верёвочки)
- крупы (фасоли)
- пуговиц
** «Буквы - жесты»
Задание:
Ребёнок должен показать буквы пальчиками.
** «Запомни и найди место буквы в квадрате»
Задание:
Ребёнку предъявляется квадрат, в который вписаны пройденные буквы. После рассмотрения (запоминания) в течение 1 минуты образец закрывается, и ребёнок по памяти вписывает буквы в соответствующие клеточки квадрата.
А | А | ||
У | И | ||
И | А | ||
А | А |
По мере знакомства с новой буквой составляется новая таблица.
Когда пройдено достаточное количество букв можно усложнить, данное задание. После того как ребёнок впишет все буквы, попросить составить из этих букв слова.
Например: кот, мак, кит, мука, ум, папа и т.д.
К | О | ||
М | А | ||
У | И | Т | |
П | А | П |
** «Изографы»
Задание:
** «Цветные буквы»
Задание: изготовить буквы разного цвета и цветные карточки. Каждой букве должен соответствовать свой цвет. Взрослый выставляет слово из цветных карточек, ребёнок подбирает буквы соответствующего цвета и прочитывает слова.
** «Цветные буквы рассыпались»
Задание: изготовить буквы разного цвета, разрезанные на элементы. Ребёнок собирает части букв одинакового цвета и собирает из них буквы.
** «Каждой букве своё место»
1 вариант: геометрические фигуры, в которые вписаны пройденные буквы.
2 вариант: цветные кружочки, в которые вписаны пройденные буквы
Задание:
- Ребёнок по образцу вписывает букву в соответствующую геометрическую фигуру или цветной кружок.
- Ребёнок по памяти вписывает букву в соответствующую геометрическую фигуру или цветной кружок.
** «Найди буквы в квадрате».
Задание:
Ребёнок должен внимательно посмотреть на квадрат и назвать все буквы, которые он видит.
** «Чудесный квадрат»
Задание:
Ребёнок должен вписать букву в соответствующую клетку квадрата, затем прочитать получившиеся слова.
А | Б | В | |
1 | |||
2 | |||
3 |
В данные таблицы можно вписывать слова от 2 до 7 букв. Для этого необходимо изготовить квадраты на соответствующее количество букв в слове.
Например: Б2 – о, А2 – с, В2 – м - сом
** «Буквы – лото»
Задание:
Каждой букве в таблице соответствует свой номер. Взрослый называет цифру, ребёнок выписывает букву и читает слово.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё |
Ж | З | И | Й | К | Л | М |
Н | О | П | Р | С | Т | У |
Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ |
Ы | Э | Ю | Я |
** «Собери слова из букв»
Задание:
Ребёнок должен найти слова, вписанные в квадрат (не менее20 слов)
Н | А | Л | О |
О | Ж | У | К |
Т | А | Ч | О |
А | Р | Ь | Н |
** «Меморина»
Задание:
Ребёнку предлагается внимательно посмотреть и запомнить расположение 2 – х одинаковых, знакомых ему букв, затем карточки с буквами переворачиваются, а ребёнок по памяти должен найти одинаковые буквы и назвать их. По мере знакомства с буквами количество букв увеличивается
** «Идём по стрелке»
Задание:
Ребёнок по стрелке читает слова. В данных словах может быть «зашифрованы» слова и пословицы.
В данной игре можно использовать слоги или целые слова.
А | З | Ф | М | У | Д | Е | П | У |
У | Б | Ы | Ш | З | Р | Н | А | Т |
П | У | Л | К | Д | О | Ь | К | С |
О | К | А | Л | Б | С | Т | И |
** «Найди слово в слове»
Задание:
Ребёнку предлагается прочитать слово и составить из букв этого слова другие слова.
Например: простокваша – просто, ква, сто, каша, рост, просо и т.д.
** Ребусы «Буквы разной величины»
Задание:
Ребёнок читает слово, затем расставляет буквы от большой к маленькой и читает получившиеся слово из этих же букв, но в другой последовательности.
Например: слово
атлас - салат, адрес -среда, армия – Мария, автор – товар, баян – баня, банка – кабан, барыня– рабыня, бра к - к р а б, в о л о с - с л о в о, в а л и к - в и л к а, вход – вдох, - д о м а - м о д а, д о р о га - г о р о д а, д о с к а - д о с к а, ж и л ы – лыжи, ж и р о к – р о ж к и, з а г о н - г а з о н, з а м о к – мазок, з а б о р - о б р а з, и к р а – р а к и, и с т о к - к о с т и, л и с а - с и л а, м а й к а - м ы ш к а, к а м ы ш – мышка, м а рк а - р а м к а, м а р ш - ш а р м, м а с л о - с м о л а, н а с о с – сосн а
** «От кочки к кочке»
Задание:
1 вариант: на полу раскладываются «кочки», на которых написаны буквы. Ребёнок прыгает от кочки к кочке и придумывает слова на данную букву. Выполняет задание пока не дойдёт по кочкам от одного «берега» до другого.
2 вариант: на полу раскладываются «кочки», на которых написаны буквы. Ребёнок называет слова на данную букву, затем называет последний звук в этом слове и становится на эту букву. Выполняет задание пока не дойдёт по кочкам от одного «берега» до другого
Например: мак – кот – таракан - нос
3 вариант: на полу раскладываются «кочки», на которых написаны слова. Ребёнок прочитывает слова. И переходит от кочки к кочке, пока не дойдёт до берега.
** «Найди букву»
Задание:
** Ребусы «Анаграммы»
Задание:
Ребёнок должен переставить буквы в соответствии с написанными под ними цифрами и прочитать слова.
Например:
А Т Л А С
4 5 3 2 1
** Ребусы «Добавь букву»
Задание:
После знакомства с новой буквой, ребенок разгадывает ребусы. Нужно назвать букву и предмет на картинке, затем проговорить, какое слово получится.
А – душА, Алиса, ротА
** Ребусы «Замени букву»
Задание:
Ребёнок называет картинку и заменяет заданную букву на друную. Проговаривает слово.
Слова для ребусов:
пушки – сушки, гора – нора, банк – ранка, паук – парк, венок – веник, калина – малина, сушки – пушки, песок – лесок, носки – норки, вата – фата, кошки – мошки, стул – стук, дым – дом, майка – зайка, нож – нос, зонт – зона, плащ – плач, дом – том, губы - зубы
** Ребусы «Измени слово»
Задание:
Ребёнок называет предмет и дочитывает слог, проговаривая, какое слово получилось. Данные ребусы используются для закрепления проёденного материала по обучению чтению. Например:
** Ребусы «Ноты превращаются в слова»
Задание:
Ребёнок называет ноту и прочитывает часть слова. Затем проговаривает, какое слово получилось
ДО - сдоба, бидон, помидор, дорога, доска, дочка, задор, коридор, гудок, городок, дом, домик, доктор, дождь, дог
РЕ –
МИ – минута, камин, мина, мимика, миска, мишка, мир, миг, пирамида
ФА – фамилия, факел, фасоль, сарафан, фант, фантик, фабрика, фазан, фара, фата
** «Лесенка»
Задание:
Подобрать слова к схеме.
А
А _
А_ _
А _ _ _
А _ _ _ _
** «Заполни квадрат»
Задание:
Ребёнку предлагается разложить картиночки к букве в соответствии с её местоположением (в начале, в середине, в конце слова)
А | ||
А | ||
А |
** «Составляем слова»
Задание:
В данной игре можно использовать 3 варианта таблиц
- вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё |
Б | Ж | З | И | Й | К | Л | М |
В | Н | О | П | Р | С | Т | У |
Г | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ |
Д | Ы | Э | Ю | Я |
Ребёнку предлагается составить слова, используя код. Например Б5 В2 Б7 – ком. Задание можно выполнять по инструкции или использовать карточки с заданиями.
- вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | |
Ж | З | И | Й | К | Л | М | |
Н | О | П | Р | С | Т | У | |
Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | |
Ы | Э | Ю | Я |
Ребёнку предлагается составить слова, используя код. Наприме - дом. Задание можно выполнять по инструкции или использовать карточки с заданиями.
** «Играем на клавиатуре»
Задание:
й | ц | у | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ъ |
ф | ы | в | в | п | р | о | л | д | ж | э | |
я | ч | с | м | и | т | ь | б | ю |
Нарисовать клавиатуру с пустыми клеточками. По мере знакомства ребёнка с буквой, записать её в соответствующую клеточку. Когда ребёнок будет знать достаточное количество букв для составления слов, взрослый проговаривает слово, ребёнок даёт характеристику каждому звуку и выкладывает на букву соответствующий кружок (красный – гласный звук, синий – согласный твердый звук, зеленый - согласный мягкий звук)
** Ребусы «Придумай слова» (звукоподражания)
КАР – карнавал, картон, карниз, карман, Макар, карп, карта, карамель
ТИНА
МУ – мука, омут, муравей, мурзилка, мушка, мужчина, мусор, муха
БЕ – белка, берет, бегемот, бензин, бег, берег.
** «Запомни и повтори»
Задание:
Назвать ряд букв, закрыть глаза и по памяти назвать данные буквы.
1.В Т К Л М Н
2. Т С К У Р Д
хлев – лев, уточка – точка, столб – стол, щель - ель
4. Игры с клеточками (графические диктанты)
Данные игры и упражнения помогут ребёнку подготовить руку к письму. Упражнения, проводимые в тетрадях в клеточку, форми руют у детей
- пространственно-образное мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- творческое воображение;
- внимание, память.
Игры с клеточками развивают у детей аккуратность, гра фические умения, глазомер.
Перед, началом занятий взрослый следит за правильной осанкой ребенка, напоминает о том, что необходимо правиль но держать карандаш. Взрослый учит ребенка проговаривать свои действия, про верять, контролировать правильное выполнение задания, оце нивать свою работу.
Заключение.
Таким образом, успешно провести подготовку ребёнка к школе и избежать возможных ошибок письма и чтения возможно лишь при достаточной сформированности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Описанная выше последовательность проводимых игр и упражнений делает работу по этому направлению более доступной, интересной, насыщенной и дает возможность обучать детей в игровой занимательной форме. Своевременная и целенаправленная работа по формированию фонематических функций обеспечивает необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвращает возникновение дислексии и дисграфии, способствует успешному усвоению школьной программы.
Литература.
- Р.Е. Левина. Нарушения письма в процессе овладения детьми чтением и письмом. Москва 1961.
- Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии. Москва 1968.
- С.Ф. Иваненко. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. Москва 1994.
- М.Ф. Фомичева. Формирование у детей правильного произношения. Москва 1989.
- Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой формы дисграфии). Санкт – петербург 2001.
- Р.И. Лалаева. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт – Петербург 1998.
- И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. Москва 1993.
- Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Москва 1999.
- И.В. Прищепова. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. Санкт – Петербург 2001.
- Е.В. Торшенко, Л.В. Малявина, С.В. Самусенко. Живая азбука для маленьких. Санкт – Петербург 1995.
- Л.Я. Гадасян, О.Г. Ивановская «Звуки на все руки» Санкт – Петербург 1999.
- Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. Санкт – Петербург, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении
Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.
Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк между этими п...
Первые шаги в обучении грамоте.
Развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. Профилактика дисграфии....
Проектирование универсальных учебных действий как составляющая успешности обучения в школе и реализации ФГОС НОО и ООО.
Проектирование урока и его основных этапов в соответствии с ФГОС...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...
Сообщение на педагогическом совете «Совершенствование работы педагогап в условиях модернизации системы образования. «Учиться самому, чтобы учить других». Первые шаги дистанционного обучения» на тему: «Выполнение практических работ в период дистанционного
Современный этап развития образования подошел вплотную к такому уровню когда дистанционное образование востребовано. У дистанционного образования есть плюсы и минусы....