Первые шаги в обучении грамоте.
статья на тему

Корсакова Ирина Анатольевна

Развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. Профилактика дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корсакова И.А.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга 

Первые шаги в обучении грамоте

Мотивация - это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Мотивация может быть внешней, внутренней, положительной, отрицательной, устойчивой и неустойчивой. Очень важно развивать у детей положительную, устойчивую мотивацию и самомотивацию.

 Одним из первых примеров самомотивации является желание ребёнка сделать что то самостоятельно. Очень важно в данный момент оказать ребенку поддержку и понимание.Хвалить его за полученные результаты. Постепенно воспитывать в нем желание выполнять задуманное качественно, учить доводить начатое им дело до конца. Формировать умение видеть то, что он хочет сделать (результат).

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, возникает необходимость профилактики дисграфии, т.к. очень многие дети в процессе обучения грамоте и знакомством с буквами допускают ошибки при их печатании.

Необходимость сформировать у детей правильный зрительный образ буквы привела к созданию системы работы по профилактике  дисграфии.

Необходимо было сформировать у детей желание правильно и красиво научиться писать буквы.

В этом возрасте многим детям хочется идти в школу, хорошо учиться. Моя задача заключалась в поддержании и укреплении этого желания, развитии их позитивной мотивации.

В ходе нашей совместной деятельности я старалась придерживаться следующих правил:

  • Предоставлять детям больше самостоятельности;
  • Стараться показать необходимость полученного знания;
  • Связывать новые знания с уже усвоенными;
  • Задания должны быть посильными;
  • Создавать положительную атмосферу на занятиях;
  • Оценивая ребенка, не сравнивать его с другими.

Работа строилась в несколько этапов. Начинали нашу работу с подготовительной деятельности. Сначала рассматривали лист: верх – низ, право – лево, центр. Затем учились ориентироваться на листе бумаги. Например: нарисуй красный квадрат в правом верхнем углу, желтый круг в центре, синий треугольник в левом нижнем углу и т.д. В дальнейшем перешли к игре «Веселая белка», когда белочка прыгала по веточкам (клеточкам) : верхняя правая, нижняя левая, верхняя центральная, правая серединная веточка, дупло (центр).

Рассматривали букву, разъясняли из каких элементов она состоит: короткая прямая горизонтальная, длинная прямая вертикальная, длинная наклонная - диагональ, короткая наклонная – диагональ, полукруг. Конструировали букву из счетных палочек, шнурочка, мозаики, конструктора. Расселяли буквы в доме, в зависимости от того куда направлена буква. В нашем доме три подъезда (левый, центральный, правый ).

Играли в живые буквы, когда дети становились элементами букв.

Угадывали буквы на ощупь «Волшебный мешочек» (в мешочке находятся объемные буквы,  ребенок не вытаскивая букву из мешочка определяет её).

В дальнейшем игра «Веселая белка» перешла в игру «Говорящий квадрат». В каждой из  девяти клеток квадрата нарисован элемент буквы. Большой квадрат находится на фланелеграфе, у каждого ребенка лист бумаги и карандаш. Сначала мы с детьми собираем букву из элементов. Например: к элементу находившемуся в правом верхнем углу(|) прибавить элемент, находящийся в левом серединном квадрате (-) получится:( | ) +( -) = Г.

В дальнейшем мы перешли к складыванию слов. Примеры по складыванию букв выстраивались в столбик и полученное слово читали сверху вниз. Например: \ +/ =У

                                          | + \ + / + | =M

Получилось слово – УМ.

Складывание букв, а затем и слов из полученных букв превращалось в решение математических ребусов, при решении которых необходимо быстро ориентироваться на листе, быть внимательным,логически мыслить и уметь представлять результат. Появлялось желание быстрее узнать, что за буква, а затем и слово было загадано. Дети выполняя эти задания учились сотрудничать и соревноваться.  В дальнейшем можно было продолжить работу с полученным словом:  дать характеристику звукам, провести звуко-слоговой анализ  прочитанного слова, придумать предложения с полученным словом.

В ходе нашей совместной работы у детей складывалась положительная мотивация к образовательной деятельности, а это важное условие дальнейшего обучения в школе. В современной жизни развитие положительной мотивации является потребностью не только сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.

  1. Широкова Г.А. Справочник  дошкольного психолога .Ростов н/Д 2011
  2. Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора

Корсакова Ирина Анатольевна

Место работы

ГБДОУ № 16 Василеостровского р-на

Должность

Учитель - логопед

Ученая степень, ученое звание

Нет

Адрес рабочий, домашний

Ул. Беринга д. 22, корп. 2

Пр.Просвещения д.20/25 кв.302

        E-mail

korsakova1967@mail.ru

Телефон рабочий, мобильный

352-09-26

89111157541

Тема статьи

«Первые шаги в обучении грамоте» - развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. ТОЛЬКО ПЕЧАТЬ СТАТЬИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги успешного обучения в школе

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки  к обучению письму детей 5 – 6 лет.  Предложенная система занятий и методических рекомендаций обе...

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Первые шаги к грамоте

Эта статья поможет родителям подготовить своих детей к школе, научить читать....

Первые шаги обучения пению в ДМШ

Методическая работа, основанная на личном педагогическом опыте работы с детьми младшего возраста в классе хорового пения. Состоит из следующих разделов:1. Певческое дыхание. 2. Звукообразование. Звуко...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"

Задачи: -     познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...