Проектирование универсальных учебных действий как составляющая успешности обучения в школе и реализации ФГОС НОО и ООО.
методическая разработка (9 класс) на тему

Проектирование урока и его основных этапов в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме:

Проектирование универсальных учебных действий как составляющая

успешности обучения в школе и реализации ФГОС НОО и  ООО.

Вопросы:

  • Виды универсальных учебных действий.
  • Проектирование урока и его основных этапов в соответствии с ФГОС.
  • Типы уроков и их целевое назначение. Примерная структура каждого типа уроков.
  • Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

  1. Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); 

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

  1. Проектирование урока и его основных этапов в соответствии с ФГОС.

                                                   

Проектирование урока в соответствии с ФГОС

В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть требования к современному уроку.  На каждом уроке необходимо уделять внимание формированию УУД, формирование предметных знаний должны позволить решать важные жизненные задачи. Каким же   должен стать современный урок. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный  метод позволяет ученику  не получать знания в готовом виде, добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности. Приоритетными задачами современного урока становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения

При проектировании урока  всегда нужно помнить  о результативности данного урока. Результативность урока зависит от  поставленной цели. В соответствии с целью учитель выбирает  тип урока и планирует его этапы.

Основные этапы урока

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Дидактические задачи урока

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Содержание наблюдения

Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей

Усвоение = понимание + запоминание

Правильное воспроизведение

1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.

2.Формы организации учебной деятельности

3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.

Формирование умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач

Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.

2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач

1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации

2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)

3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)

Формирование УУД в условиях решения практических задач

Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач

Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира

Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД

1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)

2.Методы повторения (обобщение, систематизация)

Контроль за степенью усвоения ЗУНов

Результаты вы выполнения контрольных работ

Организационные формы обучения

Формы обучения

Приемы обучения

Содержание наблюдения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Индивидуальная форма обучения

Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)

Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации

Коллективная форма организации обучения

Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

  1. Типы уроков и их целевое назначение. Примерная структура каждого типа уроков.

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

При проектировании любого типа урока учителю необходимо помнить, что получаемая информация усваивается следующим образом:

Лекция – усваивается 5 % информации.

Чтение – 10%.

Аудиовизуальные средства – 20 %.

Демонстрация – 30%.

Дискуссии – 50%.

Практические действия – 70%.

При обучении других усваивается - 90% информации

При планировании урока по ФГОС можно использовать следующую схему:

Во время урока учителю необходимо:

- систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 -владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы.  

- эффективно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески.  

- на уроке задавать четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

- добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.  

- стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  

-  специально планировать коммуникативные задачи урока.  

- принимать и поощрять выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучать  корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

 

Критерии результативности урока по ФГОС

Что оценивается:

1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.  Какова работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока. Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока. Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей. Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

 6. Дидактическое оснащение урока. Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.

7. Формирование и развитие УДД. Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

 8. Организация контроля и результатов обучения. Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

 9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.). Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником

  1. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить?

На основе методической литературы, Интернет-ресурсов разработана схема - анализ урока, отвечающего требованиям ФГОС. Данная разработка поможет провести комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

 Класс ________   Учитель ______________________________________  Предмет _________________________  

ОС__________________________

Общая цель урока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические задачи: образовательная___________________________________ развивающая ________________________________________ воспитывающая  _________________________________            

Основные этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Дидактическая задача: создание  комфортной образовательной среды

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест

Личностные: 

Актуализация знаний  и целеполагание Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели  учебно-познавательной деятельности

в начале урока

в процессе у рока

Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные: 

Обратная связь: 

 - создание проблемной ситуации;

- организация при необходимости диалога в виде мозгового штурма или предложение к выполнению ряда заданий по изученному материалу.

- выдвижение версий;

- составление плана и т.п.

Динамическая пауза

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Личностные: 

Первичное восприятие и усвоение нового материала (правил, понятий, алгоритмов)

Дидактическая задача: открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы

Соответствие учебного материала возрастным особенностям

Методы обучения: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ и беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; рабочая тетрадь; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; проблемный диалог; информационно-коммуникативные; проектная деятельность; технология продуктивного чтения и т.д.

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные:

Обратная связь: 

Н-р, самостоятельный поиск решения с использованием различных источников

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные: 

Обратная связь: 

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

(решение учебных задач повышенной трудности или практических задач)

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне  применения в изменённой ситуации.

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные: 

Познавательные: 

Обратная связь: 

-самостоятельная работа

- творческая работа

Динамическая пауза

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Личностные:

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу и т.п.

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные: 

Познавательные: 

Обратная связь: 

Подведение  итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности)

Дидактическая задача: дать анализ и оценку  успешности  достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- подводят итог;

- подсчитывают баллы;

- выставляют себе оценку (не отметку!!!) по заранее оговорённым критериям.

Рефлексия

Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Создание ситуации успеха

Рефлексивные действия:

- оценивать свою готовность;

- обнаруживать незнание;

- находить причины затруднения.

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные: 

Гигиенические требования

Соблюдение СанПиН  (температурного режима, освещенность, соответствие классной мебели)

Примечание:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

2

Дата посещения урока

3

Предмет

4

Класс

5

Учащихся по списку

6

Учащихся по факту

7

Цель посещения урока

8

Своевременность явки учителя на урок.

9

Готовность учителя к началу урока.

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

13

Наличие технологической карты урока.

14

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания:

– полнота и глубина проверки;

– методика повторения, дифференциация заданий;

– охват учащихся проверкой, занятость класса;

– объективность оценки, аргументация отметки.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильной рабочей позы.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

2

Групповые формы деятельности учащихся

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

6

Соблюдение единого орфографического режима

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ урока и его результативности

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Подпись посетившего урок:

Подпись учителя



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

статья на тему «Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

Опыт проектирования универсальных учебных действий на уроках математики

В статье описывается опыт проектирования заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных УУД...

обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...

Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"

Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....

Проектирование универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Проектирование универсальных учебных действий на уроках английского языка....