Игры для формирования просодического компонента речи у дошкольников
статья по теме
Качественной характеристикой речи является практическое овладение её просодической стороной.Она обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей.
Уже давно доказано общепедагогическое влияние просодики на психическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Предлагаемые дидактические игры в интересной занимательной форме способствуют развитию следующих просодических элементов: ритма, темпа, тембра, мелодики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_formirovaniya__prosodicheskogo_komponenta_u_doshkolnikov.docx | 126.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения ритма.
«Озорной дождик».
Цель. Учить детей передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Зрительно-наглядные схемы с изображением метрических отношений, полоски разной длины.
Описание. Педагог и дети договариваются: например, длинная полоска будет обозначать сильный хлопок в ладоши с длинными промежутками, а короткая – слабый удар с короткими промежутками. После этого взрослый читает стихотворение.
Топ-топ-топ –
По мостовой,
По зонтам, по крышам
Скачет дождик озорной
То сильней, то тише.
Педагог говорит, что дождик пел разные песенки. Вот одна из них (показывает схему). Дети составляют такую же последовательность у себя на столах, затем воспроизводят её хлопками в ладоши.
«Осенние листочки».
Цель. Учить детей продолжать ритмический рисунок, опираясь на образец и передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся).
Материал. Плоскостные изображения листочков разных деревьев.
Описание. Педагог показывает детям карточку только с одним фрагментом ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, с помощью плоскостных листочков, продолжают ряд у себя на столе, а затем воспроизводят ритм движениями.
«Пчёлы и цветы».
Цель. Учить детей передавать соответствующий ритмический рисунок через чередование предметов.
Материал. Плоскостные изображения пчёл и цветов.
Описание. Объяснив детям, что «пчёлы» обозначают сильные удары с длинными промежутками, а «цветы» - слабые удары с короткими промежутками, педагог на доске размещает их в определённой последовательности. Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят её хлопками в ладоши или ударами по столу.
«Петушок – Золотой гребешок».
Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Плоскостные изображения петушков с опущенными крыльями (или в спокойном состоянии) и с распушенными крыльями.
Описание. Дети держат в руках «петушков» двух видов. Педагог медленно произносит разные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Если фон звучания равной силы, то дети поднимают вверх «петушка» с опущенными крыльями. На акцентируемый слог поднимают вверх «петушков» с распушенными крыльями.
«Концерт в лесу»
Цель. Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему
Материал. Маски зверей, наглядные схемы ритмического рисунка.
Описание.Педагог раздаёт детям маски зверей. В процессе рассказывания истории, педагог показывает схему ритмического рисунка, а дети, исполняющие роль животных, воспроизводят этот ритмический рисунок различными движениями (хлопают, топают, играют на барабане…)
«В лесу начался лесной концерт Забарабанил лапками по пню серенький зайчишка... Тяжело затопал мохнатый медведь... Залязгал зубами голодный волк...»
Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения темпа.
«Весёлая посуда».
Цель. Формировать представление о темпе («медленно», «умеренно», «быстро»).
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от медленного к быстрому и наоборот), а дети отстукивают ладонями заданный темп.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Слышен звонкий перестук.
Слышен звонкий перезвон,
Динь-динь-дон, динь-динь-дон.
Это в кухне пляшут ложки,
Вилки, чашки, поварёшки.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вся посуда в пляс пошла!
Чайник крышкой – тук,тук!
Ложка в чашке – стук, стук!
А кастрюли – бом,бом!
Сковородки – дон, дон!
Вот так пляска – красота!
Тра-та-та, тра-та-та!
II вариант. Оборудование: Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
Ход игры: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
«Поезд».
Цель. Учить детей соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Дети стоят друг за другом, согнув руки в локтях. Слушая стихотворение, делают круговые движения руками и начинают движение вперёд «змейкой» по группе в соответствии с текстом стихотворения.
Тихо едет паровоз,
Он нас далеко повёз.
Слышим мы со всех сторон
Стук колёс и рельсов звон.
Поезд едет побыстрее
Деткам станет веселее!
Поезд едет, поезд мчит,
Он колёсами стучит.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
Мчится поезд во весь дух!
Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения мелодики.
«Звуковые волны».
Цель. Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка), развивать речевой слух.
Материал. Схемы с изображением различных линий.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фраз с повышением и понижением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по схеме или «рисуют» линию в воздухе.
«Полёт на воздушном шаре».
Цель. Учить детей дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением основного тона голоса.
Материал. Картонный прямоугольник с прорезью по диагонали, по которой двигается изготовленный из плотного картона воздушный шар.
Описание. Ребёнок двигает воздушный шар по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.
Игры-упражнения на формирование восприятие тембра.
«Назови, из какого королевства».
Цель. Учить детей определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Картонные силуэты «королей» разного цвета с различными эмоциями.
Описание. Педагог произносит фразу с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.), а дети по голосу педагога определяют эмоциональную окраску и подбирают соответствующую фигурку короля.
«Три медведя».
Цель. Учить детей определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением трёх медведей (папа, мама, медвежонок).
Описание. Предметные картинки выложить перед детьми и произнести фразу с различной эмоциональной окраской. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос: «Кто это сказал?».
«Кто боится прививки?»
Цель. Учить детей определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки положить перед детьми и рассмотреть их. Потом произнести фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь!» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображённого персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».
Литература:
1.Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп с 3 до 7 лет. – СПб.,2008.
3. Родионова Ю.Н.Развитие интонационной выразительности речи дошкольников //Ребёнок в детском саду – 2006.- №№4-6; 2007.- №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию просодического компонента речи у дошкольников.
Перспективный план по развитию основных просодических элементов речи (дыхания, темпа, ритма, мелодики, модуляции голоса) у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией
Радионова Н.А. Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск. Развитие просодических компо...
Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией
Радионова Н.А. Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск. Развитие просодических компо...
Игры, способствующие формированию просодического компонента речи.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей....
Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и , вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном т...
Консультация для учителей начальной школы по теме "Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи"
Консультация предназначена для учителей начальной школы и представляет собой перечень приёмов по формированию просодических компонентов....
Игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая с...