Игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников.
статья

Коноплева Анжелика Германовна

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.

Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики

 Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Здесь, ниже в презентации, я представляю подборку игр на формирование  грамматического строя речи у дошкольников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие грамматического строя речи

Слайд 2

Грамматический строй речи ‒ это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя . Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка со взрослыми, в совместной деятельности с ними. Вот почему так важно, нам педагогам дошкольного образования, уделять особое внимание данному направлению работы. Таким образом, можно сказать, что формирование грамматического строя речи является актуальной проблемой в работе с детьми дошкольного возраста. Зная, что усвоить систему грамматических закономерностей дошкольникам очень сложно, они часто допускают ошибки, поэтому лучше использовать лучше игровой метод и приемы.

Слайд 3

Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа : много сто`лов , куклы`, ку`сты и т д) . Неправильные окончания имен существительных родительного падежа , множественного числа: с окончанием –ей - карандашов , дверёв , ушев , этажов , яблоков , матрешков , мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки , котёнки , жеребенки , медвежонки . И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных ( окны , стулы ). Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий ( индюшевый , индюшный , индюшиный), львиный ( львовый , львенковый ), овечий (овчинный, овчий )). Неправильное образование глагольных форм : повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет ). Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению.

Слайд 4

Игра для малышей. «Чего нет»- формирование окончаний в родительном падеже. Начинать надо с простых двухсложных слов или слов с 1 слогом-закрытым. Закрыть картинку – и спросить – чего нет ?...

Слайд 6

Игра «Один-много» Цель: совершенствовать навыки словоизменения –Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе. Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик- кубики и т.д. Игра «Назови ласково» Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково. Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом - домик, кукла -куколка и т.д . Игра «Чего не стало» Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком. Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет. (Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)

Слайд 9

Игра «Сосчитай до 5» Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными . Упражнять детей в счете.Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей… Примерный лексический материал : один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д. Задание можно усложнить , предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Слайд 10

«Мой, моя, моё, мои» Цель : закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными. Ход игры. Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).

Слайд 11

Игра « Какой будет предмет, если он сделан из…дерева…, из железа…, из резины…из бумаги…из шерсти… из пластмассы…и т.д.

Слайд 12

Игра «Варим варенье, делаем сок». Спросите какое варенье будет из малины, клубники, груши и т.д. Спросите - какой сок будет-из яблок, из груш, из слив.

Слайд 13

Чтобы оказать ребенку действенную помощь в формировании у него правильного грамматического строя устной речи , нужно не просто «поправлять» допускаемые им ошибки в окончаниях слов, а целенаправленно работать над совершенно определенными (трудными для данного ребенка) грамматическими формами, используя для этого как можно больше однотипных примеров . Даже если ребенок с выраженным отставанием в речевом развитии в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов, предлогов и пр. А это даст ему возможность относительно благополучно усвоить школьную программу по русскому языку. Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние . В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом . В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по  формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале  представлены игры и задания  по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты"  у  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх с мячом

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...

Формирование грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании.

Формирование  грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании....

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...