Игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников.
статья
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики
Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Здесь, ниже в презентации, я представляю подборку игр на формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на формирование грамматического строя у детей | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматический строй речи ‒ это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя . Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка со взрослыми, в совместной деятельности с ними. Вот почему так важно, нам педагогам дошкольного образования, уделять особое внимание данному направлению работы. Таким образом, можно сказать, что формирование грамматического строя речи является актуальной проблемой в работе с детьми дошкольного возраста. Зная, что усвоить систему грамматических закономерностей дошкольникам очень сложно, они часто допускают ошибки, поэтому лучше использовать лучше игровой метод и приемы.
Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа : много сто`лов , куклы`, ку`сты и т д) . Неправильные окончания имен существительных родительного падежа , множественного числа: с окончанием –ей - карандашов , дверёв , ушев , этажов , яблоков , матрешков , мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки , котёнки , жеребенки , медвежонки . И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных ( окны , стулы ). Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий ( индюшевый , индюшный , индюшиный), львиный ( львовый , львенковый ), овечий (овчинный, овчий )). Неправильное образование глагольных форм : повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет ). Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению.
Игра для малышей. «Чего нет»- формирование окончаний в родительном падеже. Начинать надо с простых двухсложных слов или слов с 1 слогом-закрытым. Закрыть картинку – и спросить – чего нет ?...
Игра «Один-много» Цель: совершенствовать навыки словоизменения –Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе. Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик- кубики и т.д. Игра «Назови ласково» Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково. Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом - домик, кукла -куколка и т.д . Игра «Чего не стало» Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком. Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет. (Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)
Игра «Сосчитай до 5» Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными . Упражнять детей в счете.Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей… Примерный лексический материал : один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д. Задание можно усложнить , предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
«Мой, моя, моё, мои» Цель : закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными. Ход игры. Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
Игра « Какой будет предмет, если он сделан из…дерева…, из железа…, из резины…из бумаги…из шерсти… из пластмассы…и т.д.
Игра «Варим варенье, делаем сок». Спросите какое варенье будет из малины, клубники, груши и т.д. Спросите - какой сок будет-из яблок, из груш, из слив.
Чтобы оказать ребенку действенную помощь в формировании у него правильного грамматического строя устной речи , нужно не просто «поправлять» допускаемые им ошибки в окончаниях слов, а целенаправленно работать над совершенно определенными (трудными для данного ребенка) грамматическими формами, используя для этого как можно больше однотипных примеров . Даже если ребенок с выраженным отставанием в речевом развитии в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов, предлогов и пр. А это даст ему возможность относительно благополучно усвоить школьную программу по русскому языку. Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние . В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом . В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх с мячом
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...
Формирование грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании.
Формирование грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании....
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Консультация для родителей...