Особенности логопедических игр и приемов во внеурочное время
статья по теме
Игровые упражнения способствуют активизации знаний, успешному усвоению коррекционной программы. игра создает возможность для практического использования обучающимися знаний, умений и навыков. применение игр повышает эффективность коррекции звукопроизношения, формирование правильных навыков чтения и письма, а также предупреждение фонематической дислексии и диспраксической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_logigr_i_priemov.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида ст.Платнировской Краснодарского края
СПЕЦСЕМИНАР
ДОКЛАД
«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР И ПРИЕМОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Учитель-логопед:
Е.И.Бессарабова
2011-2012уч.год
В коррекционной работе над нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, лексико-грамматического строя речи, словарного запаса, связного высказывания, мелкой моторики необходимо использовать наиболее эффективные приемы, формы обучения.
Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению учениками знаниями, умениями и навыками. Игра становится важным направлением коррекционной работы во внеурочное время.
У умственно отсталых детей школьного возраста система речи и мышления не связана тесно с конкретным восприятием действительности. Они легко отрываются от реального окружения и с большим удовольствием переходят в мир фантазий, сказок, игр. Именно эту особенность следует использовать на занятиях и во внеурочное время, широко применяя игровой материал.
Преимущество игровых приемов состоит в том, что они позволяют скрыть свою обучающую позицию, с другой стороны – активно воздействовать на развитие психических функций ребенка. Любая игра всегда должна опираться на сохранные анализаторы (в основном, зрительный, тактильный и слуховой), а также активизировать их.
Игра включает внимание, произвольную память, дает возможность без труда переключиться с одного вида деятельности на другой. С игрой всегда легче запомнить то, что интересно.
Игры, задания, занимательные упражнения, имея различную степень сложности, позволяют дифференцированно проводить занятия и внеурочное время.
Для воспитания, укрепления силы воли и сознательности, которые у умственно отсталых школьников развиты слабо, даже если ребенку будут твердить: «Ты должен и обязан», у него включается охранительное торможение, которое выводит его из обучающего и воспитательного процессов. Здесь уместно сменить вид деятельности, провести физминутку, зарядку для глаз, игру с мячом, с пазлами, похвалить даже за незначительный успех. Сравнивать не с успехами других детей, а с достигнутыми успехами самого ученика, действовать по принципу «от успеха к успеху».
Игровые упражнения способствуют активизации знаний, успешному усвоению коррекционной программы. Игра создает возможность для практического использования обучающимися знаний, умений и навыков, полученных ранее. Применение игр повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность ученика, пробуждает и развивает интерес к языковым явлениям.
Особенно целесообразно использование игровых подготовительных упражнений параллельно с логопедическими занятиями на 1 этапе при коррекции звукопроизношения, формирования правильных навыков чтения и письма, а также предупреждения фонематической дислексии и акустико-артикуляционной дисграфии.
Это всем известные упражнения: «Лопатка», «Накажи язычок», «Маляр», «Самосвал», «Грибок», «Лошадка», «Фокус», «Останови лошадку», «Пчела», «Чья песенка», «Узнай. Кто пришел», «Найди букву», «В каком домике живет этот звук?», «Отгадай звук», «Найди нужный цвет», «Хлопни в ладоши», «Какой это звук?»(по номеру назвать звук), «Сколько звуков в слове».
Игры, которые используются на этапе восполнения пробелов и закрепления соотнесения звуков с буквами – это словесные игры: «Птички на дереве», «Шифровальщик», «Радисты», «Телеграф», «Угадай, где звук», «Рыболовы», «Фокусники», «Угадай букву»(дермалексия – пишут друг другу букву на спине и угадывают), «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек»(тактильное угадывание буквы), «Почта», «Загадки», «Что перепутал художник», «Сколько точек, столько звуков», «Отгадай слово»(1. По звуковым фишкам. 2. Буквы расположить по алфавиту. 3. Поменять местами слоги: 2-й на 1-й, «Светофор», различные кроссворды на дифференциацию согласных, «Слоговые пирамидки», «Собери слово»).
Начиная с 3-4 классов и для более старших школьников необходимо брать игры и занимательные упражнения для расширения и уточнения семантики словарного запаса (предметного, предикативного), а также синонимов и антонимов, закрепления верификации предложений. Такие игры: «Доскажи словечко», «Один – много», «Великан – карлик», «Большой – маленький», «Угадай слово – действие»(по очереди каждый ученик изображает действие, остальные угадывают). «Наоборот», «Подари слово»(на заданный звук), «Полминутки на шутки»(исправить рифмы), «Исправить предложение», «Дружная семейка»(на каждую букву данного слова придумать слова различных частей речи), «Главные слова»(из серии слов на определенную тему назвать главные), «Четвертый лишний»(сова, совенок, совет, совушка), «Придумай слова»(с одним корнем дописать слова), «Аукцион», «Кто знает, тот продолжает», «Словесные пирамиды»(читать слова, написанные по увеличению количества букв, орфографически, орфоэпически, сверху вниз, снизу вверх), «Молния!»(по команде ускорить темп чтения). Чтение «Словесных пирамид» совершенствует технику чтения, тренирует зрительную память, предупреждает дизорфографию, готовит ученика к пониманию и прочитыванию трудных текстов.
При закреплении основных корневых орфограмм во внеурочное время используют такие игры и задания как, «Лото» на правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, непроизносимой согласной, «Кроссворды» с парной согласной, двойной согласной, «Угадай и проверь».
На этапе формирования и совершенствования связного высказывания эффективно использовать планы-контуры-картины для описания животного (описывать только заштрихованную часть контура животного), «Мы сочиняем», «Художники», «Отгадай пословицу»(зашифрованную по кругу), «Кто больше»(из букв слова составить новые слова), «Кто вперед», «Сосчитай» (на каком по счету месте в предложениях стоят слова с корнем ГОР- . сумма должна быть равна 20), «Мы – тоже» («приколы» на внимание).
Игру «Мы – учителя» можно использовать для исправления ошибок в текстах, для перекрестной проверки знаний учеников, оценки и самооценки знаний.
На каждом занятии можно и нужно использовать игры логопедической направленности и показывать свои знания гостю: Буратино, Читайке, Торопыжке, Чиполлино, Незнайке, Человеку Рассеянному с улицы Бассейной, старухе Шапокляк, любой мягкой игрушке. Это внесет в коррекционный процесс элемент театрализованности.
Таким образом, использование игр и приемов логопедической направленности во внеурочное время способствуют активизации знаний, успешному усвоению умственно отсталыми школьниками программы коррекционной школы VIII вида.
ОТЗЫВ
На доклад учителя-логопеда Бессарабовой Е.И. «Особенности логопедических игр и приемов во внеурочное время».
29 декабря 2011г. на спецсеминаре был заслушан доклад учителя-логопеда Бессарабовой Е. И., в котором она раскрыла тему использования игр и приемов логопедической направленности во внеурочное время, которые способствуют активизации знаний, успешному усвоению умственно отсталыми школьниками программы коррекционной школы VIII вида. Преимущество игровых приемов состоит в том, что они позволяют скрыть свою обучающую позицию, с другой стороны – активно воздействовать на развитие психических функций ребенка. Любая игра всегда должна опираться на сохранные анализаторы (в основном, зрительный, тактильный и слуховой), а также активизировать их.
Текст доклада составлен на высоком методическом уровне и имеет методическую ценность для работы воспитателей.
Ф.И.О. | должность | роспись | |
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: Различные формы и приемы обеспечения надлежащего поведения учащихся на уроке и внеурочное время.
Проблема дисциплины на уроке часто самая серьёзная проблема. Кажется, всё сделал, чтобы урок прошёл содержательно, живо, интересно, а нет, не клеится дело, да и всё. Не слушают, пересмеиваются, ...
Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе
Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.
В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...
«Использование игровых методов и приемов в работе социального педагога по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма во внеурочное время»
Программа кружка «Школа безопасности» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения уч...
«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»
laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»...
Доклад "Приемы формирования духовно - нравственной культуры воспитанников во внеурочное время"
Приемы работы используемые во внеклассной работе по духовно - нравственному воспитанию в коррекционной школе во внеурочное время....
Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на занятии учебно-познав...