Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.
статья по теме
В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы с одарёнными детьми | 331.5 КБ |
Особенности работы с одарёнными детьми | 768.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.
Ромахова Алла Геннадьевна
Учитель истории и обществознания МКОУ «Муромцевский лицей»
«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»
Сократ.
Выявление и развитие способностей , поддержка и реализация одарённости учащихся - цель современной школы. Педагогический коллектив нашего лицея с 2010 года работает в рамках деятельности регионального ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей».
Я работаю в старших классах профильной школы. За время своей педагогической деятельности старалась организовывать учебный процесс так, чтобы он был результативным. Внимательно наблюдая за деятельностью учащихся на уроках, я пришла к выводу, что у каждого есть потенциал, который должен быть реализован.
Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является использование школьного банка данных о талантливых и одарённых детях, пришедших в 10 класс и метод наблюдения за остальными учащимися. Для меня важно дальнейшее развитие творчества учащихся, выбравших мои предметы в качестве профильных. Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии. Я согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
На следующем этапе одарённые учащиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий учащиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.
Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираю технологии личностно-ориентированного образования.
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология развития критического мышления |
|
Проектный метод обучения |
|
Технология проблемного обучения |
|
Исследовательские методы обучения |
|
Технология «Дебаты» |
|
Эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся
Во внеурочное время продолжается индивидуальная и групповая работа по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся: подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям с учётом их интересов.
Особое внимание уделяю исследовательской работе учащихся. Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура научной письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.
Участие в работе регионального этапа НОУ «Поиск»
Учебный год | ФИО учащегося | Название работы | Результат |
2009-2010 | Кузьмина Светлана, 10класс | Выбор профиля: случайность или будущая профессия. | лауреат |
2010-2011 | Кузьмина Светлана, 11класс | Настоящее и будущее. Состояние и перспективы социально-экономического развития Муромцевского муниципального поселения. | лауреат |
2011-2012 | Бзыкина Анастасия, 10 класс | Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». | Участник |
2012-2013 | Бзыкина Анастасия, 10 класс | Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». | Заявлена на участие |
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы я собрала банк олимпиадных материалов для подготовки . Это позволяет ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретной задаче, заданию. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах разного уровня – школьном, муниципальном, региональном.
Проводимая работа позволила добиться определенных результатов.
Учебный год | Предмет, ФИО учащегося, класс | Муниципальный этап | Региональный этап |
2009-2010 | История: Лобанова Н., 11 Грибкова А., 11 Обществознание: Лобанова Н.,11 Кузьмина С.,10 Право: Катеров Ф., 11 Кузьмина С., 10
| Победитель Пр2 Победитель Победитель Победитель Пр | У1 У Призёр У У У |
2010-2011 | Право: Кузьмина С., 11 Обществознание: Жеребцов Ф., 10 | Победитель Пр | У |
2011-2012 | История: Дубровин Т., 11 Пономарёв А., 11 Бзыкина А., 10 Фёдорова А., 10 Обществознание: Кузнецова Я., 11 Носков А., 11 Бзыкина А., 10 Фёдорова А., 10 Право: Носков А., 11 Бзыкина А., 10 | Пр Пр Победитель Пр Пр Пр Победитель Пр Пр Пр | У У Призёр У |
2012-2013 | История: Бзыкина А., 11 Голубева К., 10 Обществознание: Бзыкина А., 11 Голубева К., 10 Право: Бзыкина А., 11 Аксёнов Д., 11 Русанов И., 11 Голубева К., 10 Сахарова И.,10 | Победитель Пр Победитель Пр Пр Пр Пр Пр Пр | У У Призёр У Призёр У У |
1-Участник
2-Призёр
Итак, заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выявление и развитие способностей , поддержка и реализация одарённости учащихся - цель современной школы.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У каждого ученика есть потенциал, который должен быть реализован.
Цель моей деятельности - организация работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Первый этап: использование школьного банка данных о талантливых и одарённых детях, пришедших в 10 класс и метод наблюдения за остальными учащимися Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Платон
Второй этап: самореализации своих творческих способностей учащихся. Формы работы: -работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; - исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях;
-при помощи информационных технологий учащиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; -при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.
Образовательные технологии Цели и задачи, реализуемые посредством технологии Технология развития критического мышления Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления. Формирование культуры работы с информацией. Проектный метод обучения Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. Стимулирование познавательного интереса. Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов. Построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. Технология проблемного обучения Форма активного обучения: решение проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Развивающее обучение: самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Исследовательские методы обучения Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков. Технология «Дебаты» Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
Исследовательская работа учащихся Цель: 1) формировать культуру мышления: - из потока информации выделять события, описывать их ,аналитически и критически оценивать; -обоснованно анализировать источники; - применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации; - аргументировать личные взгляды. 2) формировать культуру научной письменной и устной речи.
Участие в работе регионального этапа НОУ «Поиск» Учебный год ФИО учащегося Название работы Результат 2009-2010 Кузьмина Светлана, 10класс Выбор профиля: случайность или будущая профессия. лауреат 2010-2011 Кузьмина Светлана, 11класс Настоящее и будущее. Состояние и перспективы социально-экономического развития Муромцевского муниципального поселения. Лауреат 2011-2012 Бзыкина Анастасия, 10 класс Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». Участник 2012-2013 Бзыкина Анастасия, 11 класс Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». Участник
Олимпиады Подготовка - в группах и индивидуально: -самостоятельная работа учеников; - поиск необходимой информации в разных источниках; - электронные пособия; - ресурсы Интернет; -банк олимпиадных материалов для подготовки.
Результаты Учебный год Предмет, ФИО учащегося, класс Муниципальный этап Региональный этап 2009-2010 История: Лобанова Н., 11 Грибкова А., 11 Обществознание: Лобанова Н.,11 Кузьмина С.,10 Право: Катеров Ф., 11 Кузьмина С., 10 Победитель Пр 2 Победитель Победитель Победитель Пр У 1 У Призёр У У У 2010-2011 Право: Кузьмина С., 11 Обществознание: Жеребцов Ф., 10 Победитель Пр У
Учебный год Предмет, ФИО учащегося, класс Муниципальный этап Региональный этап 2011-2012 История: Дубровин Т., 11 Пономарёв А., 11 Бзыкина А., 10 Фёдорова А., 10 Обществознание: Кузнецова Я., 11 Носков А., 11 Бзыкина А., 10 Фёдорова А., 10 Право: Носков А., 11 Бзыкина А., 10 Пр Пр Победитель Пр Пр Пр Победитель Пр Пр Пр У У Призёр У
ё Учебный год Предмет, ФИО учащегося, класс Муниципальный этап Региональный этап 2012-2013 История: Бзыкина А., 11 Голубева К., 10 Обществознание: Бзыкина А., 11 Голубева К., 10 Право: Бзыкина А., 11 Аксёнов Д., 11 Русанов И., 11 Голубева К., 10 Сахарова И.,10 Победитель Пр Победитель Пр Пр Пр Пр Пр Пр У У Призёр У Призёр У У
Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях....
Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраж...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Статья о формах работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...
Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми....
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Статья "Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время"...
Презентация "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время" (из опыта работы)
Вовлечение учащихся, как одаренных, так и детей со средними способностями, в активную познавательную деятельность – основная задача учителя. Ценность такого подхода заключается не только в...