Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.
статья по теме

Ромахова Алла Геннадьевна

В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания  и во внеурочное время.

Ромахова Алла Геннадьевна

Учитель истории и обществознания МКОУ «Муромцевский лицей»

                                                       

        «В каждом человеке – солнце, только                                                          дайте ему светить»

                                                                                                                         Сократ.

   Выявление и развитие способностей , поддержка и реализация одарённости учащихся  - цель современной школы. Педагогический коллектив нашего лицея с 2010 года работает в рамках деятельности регионального ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей».

  Я работаю в старших классах профильной школы. За время своей педагогической деятельности старалась организовывать учебный процесс так,  чтобы он был результативным. Внимательно наблюдая за деятельностью учащихся на уроках,  я пришла к выводу, что у каждого есть потенциал, который должен быть реализован.

   Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.

   Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является использование школьного банка данных о талантливых и одарённых детях, пришедших в 10 класс и метод наблюдения за остальными учащимися. Для меня важно дальнейшее развитие творчества учащихся, выбравших мои предметы в качестве профильных.  Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии. Я  согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу с  детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.

    На следующем этапе одарённые учащиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.   На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы  с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий учащиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

   Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.  Поэтому для обучения выбираю технологии  личностно-ориентированного образования.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.
  • Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Стимулирование познавательного интереса.
  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов.
  • Построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Технология проблемного обучения

  • Форма активного обучения: решение проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.
  • Развивающее обучение:  самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
  • мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

           Эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать  объем знаний или количество информации, а развивают умения  управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

   Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.  

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

   Во внеурочное время продолжается индивидуальная и групповая работа по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся: подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям с учётом их интересов. 

    Особое внимание уделяю исследовательской работе учащихся.  Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура научной письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.

Участие в работе регионального этапа НОУ «Поиск»

Учебный год

ФИО учащегося

Название работы

Результат

2009-2010

Кузьмина Светлана, 10класс

Выбор профиля: случайность или будущая профессия.

лауреат

2010-2011

Кузьмина Светлана, 11класс

Настоящее и будущее. Состояние и перспективы социально-экономического развития Муромцевского муниципального поселения.

лауреат

2011-2012

Бзыкина Анастасия, 10 класс

Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю».

Участник

2012-2013

Бзыкина Анастасия, 10 класс

Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю».

Заявлена на участие

             Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы я собрала банк олимпиадных  материалов для   подготовки . Это позволяет ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретной задаче, заданию. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах  разного  уровня – школьном, муниципальном, региональном.

Проводимая работа позволила добиться определенных результатов.

Учебный год

Предмет, ФИО учащегося, класс

Муниципальный этап

Региональный этап

2009-2010

История: Лобанова Н., 11                            

                 Грибкова А., 11

Обществознание: Лобанова Н.,11

                  Кузьмина С.,10

Право: Катеров Ф., 11

              Кузьмина С., 10

 

Победитель

Пр2

Победитель

Победитель

Победитель

Пр

У1

У

Призёр

У

У

У

2010-2011

Право: Кузьмина С., 11

Обществознание: Жеребцов Ф., 10

Победитель

Пр

У

2011-2012

История: Дубровин Т., 11

                 Пономарёв А., 11

                  Бзыкина А., 10

                  Фёдорова А., 10

Обществознание: Кузнецова Я., 11

                               Носков А., 11

                              Бзыкина А., 10

                              Фёдорова А., 10

Право: Носков А., 11

             Бзыкина А., 10

Пр

Пр

Победитель

Пр

Пр

Пр

Победитель

Пр

Пр

Пр

У

         У

Призёр

У

2012-2013

История: Бзыкина А., 11

                 Голубева К., 10

Обществознание: Бзыкина А., 11

                 Голубева К., 10

Право: Бзыкина А., 11

             Аксёнов Д., 11

              Русанов И., 11

               Голубева К., 10

               Сахарова И.,10

Победитель

Пр

Победитель

Пр

Пр

Пр

 Пр

Пр

Пр

У

У

Призёр

У

Призёр

У

У

1-Участник

2-Призёр

Итак, заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Ромахова А. Г. Учитель истории и обществознания МКОУ «Муромцевский лицей»

Слайд 2

Выявление и развитие способностей , поддержка и реализация одарённости учащихся - цель современной школы.

Слайд 3

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У каждого ученика есть потенциал, который должен быть реализован.

Слайд 4

Цель моей деятельности - организация работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Слайд 5

Первый этап: использование школьного банка данных о талантливых и одарённых детях, пришедших в 10 класс и метод наблюдения за остальными учащимися Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Платон

Слайд 6

Второй этап: самореализации своих творческих способностей учащихся. Формы работы: -работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; - исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях;

Слайд 7

-при помощи информационных технологий учащиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; -при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

Слайд 8

Образовательные технологии Цели и задачи, реализуемые посредством технологии Технология развития критического мышления Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления. Формирование культуры работы с информацией. Проектный метод обучения Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. Стимулирование познавательного интереса. Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов. Построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. Технология проблемного обучения Форма активного обучения: решение проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Развивающее обучение: самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Исследовательские методы обучения Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков. Технология «Дебаты» Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Слайд 9

Исследовательская работа учащихся Цель: 1) формировать культуру мышления: - из потока информации выделять события, описывать их ,аналитически и критически оценивать; -обоснованно анализировать источники; - применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации; - аргументировать личные взгляды. 2) формировать культуру научной письменной и устной речи.

Слайд 10

Участие в работе регионального этапа НОУ «Поиск» Учебный год ФИО учащегося Название работы Результат 2009-2010 Кузьмина Светлана, 10класс Выбор профиля: случайность или будущая профессия. лауреат 2010-2011 Кузьмина Светлана, 11класс Настоящее и будущее. Состояние и перспективы социально-экономического развития Муромцевского муниципального поселения. Лауреат 2011-2012 Бзыкина Анастасия, 10 класс Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». Участник 2012-2013 Бзыкина Анастасия, 11 класс Политическая активность населения: я в ответе за будущее или «моя хата с краю». Участник

Слайд 11

Олимпиады Подготовка - в группах и индивидуально: -самостоятельная работа учеников; - поиск необходимой информации в разных источниках; - электронные пособия; - ресурсы Интернет; -банк олимпиадных материалов для подготовки.

Слайд 12

Результаты Учебный год Предмет, ФИО учащегося, класс Муниципальный этап Региональный этап 2009-2010 История: Лобанова Н., 11 Грибкова А., 11 Обществознание: Лобанова Н.,11 Кузьмина С.,10 Право: Катеров Ф., 11 Кузьмина С., 10 Победитель Пр 2 Победитель Победитель Победитель Пр У 1 У Призёр У У У 2010-2011 Право: Кузьмина С., 11 Обществознание: Жеребцов Ф., 10 Победитель Пр У

Слайд 13

Учебный год Предмет, ФИО учащегося, класс Муниципальный этап Региональный этап 2011-2012 История: Дубровин Т., 11 Пономарёв А., 11 Бзыкина А., 10 Фёдорова А., 10 Обществознание: Кузнецова Я., 11 Носков А., 11 Бзыкина А., 10 Фёдорова А., 10 Право: Носков А., 11 Бзыкина А., 10 Пр Пр Победитель Пр Пр Пр Победитель Пр Пр Пр У У Призёр У

Слайд 14

ё Учебный год Предмет, ФИО учащегося, класс Муниципальный этап Региональный этап 2012-2013 История: Бзыкина А., 11 Голубева К., 10 Обществознание: Бзыкина А., 11 Голубева К., 10 Право: Бзыкина А., 11 Аксёнов Д., 11 Русанов И., 11 Голубева К., 10 Сахарова И.,10 Победитель Пр Победитель Пр Пр Пр Пр Пр Пр У У Призёр У Призёр У У

Слайд 15

Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях....

Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраж...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Статья о формах  работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми....

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Статья "Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время"...

Презентация "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время" (из опыта работы)

Вовлечение учащихся, как одаренных, так и детей со средними способностями,  в активную познавательную деятельность – основная задача учителя. Ценность такого подхода заключается не только в...