Цели занятия: - тренировать в различении на слух звуков [л] [л'] – [р] [р'] (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях) с опорой на их артикуляционные признаки;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- активизация зрительного восприятия, моторики рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять словарный запас по темам “Животные”, “Птицы”, “Одежда”.
Раздаточный материал: фишки для обозначения звуков, звуковые дорожки, рабочие тетради, карандаши простые. Демонстрационный материал : карточки с изображением животных и одежды, фишки, мяч, карточки с заданием на каждого ребенка. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент 1. Упражнение “Цепочка” Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в цепочку с большим пальцем. 2. Упражнение “Кулак – ребро – ладонь”. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами (“кулак – ребро – ладонь”), произнося их вслух. II. Развитие фонематических процессов. 1. Игра “Шифровальщики. Учитель-логопед называет звук, дети выкладывают на партах фишку, обозначающую этот звук. - Совместная работа учителя и детей. [к, о, р, о, в, а].
- Самостоятельная работа, проверка по образцу учителя. [л', и, с, а].
III. Введение в тему занятия. - Отгадать загадки.
Хитрая, рыжая, в лесу живёт.(лиса) Ест зелёное, даёт белое.(корова)
2. Звукобуквенный анализ. - К какой из схем подходит слово корова? - К какой из схем подходит слово лиса? 3. Характеристика изучаемых звуков. - Назовите третий звук в слове корова. - Произнесите в зеркало звук [р] три раза. - Дайте ему характеристику (с опорой на план-схему характеристики звуков). - Назовите ему парный мягкий звук. [р'] - Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков). - Проверим, правильно ли вы выложили схемы. Б) Аналогично работаем со словом лиса, характеризуя звук [л], а затем звук [л]. Теме занятия: Сегодня мы будем различать звуки [л][л’] – [р][р’] и буквы л – р. IV. Работа над новым материалом. 1. Дифференциация изолированных звуков [л] [л'] – [р][р']. - Я назову звук, а вы поднимите соответствующую фишку [р, л, л', р, р', л]. 2. Дифференциация звуков [л][л’] – [р][р’] в слогах. А) Чтение слоговой таблицы. - Приложите ладонь тыльной стороной к шее и читайте по стрелочкам. Б) Воспроизведение слоговых рядов. - Я буду называть слоги, вы их внимательно послушайте, запомните, повторите (с мячом). ла – ла – ра ря – ря – ля пло – бло – пло ры – лы – ры ре – ле – ре лил – рил – лил В) Игра “Наоборот” – преобразование слогов, слов (с мячом). - Послушайте, произнесите, заменяя звонкие согласные звуки [р] на [р'] , [л] на [л] и наоборот. Ра-ря ло- ры- ли- Дру- глу- Ри- лы- рю- плу- 3. Дифференциация [л][л’] – [р][р’] в словах. А) Назвать картинки и разобрать их в два столбика: со звуками [л][л’] и со звуками [р][р’]. Б) Исключение лишнего. Назвать лишнюю картинку в первом столбике и объяснить свое решение. I столбик. Брюки, свитер, сарафан ,шорты. II столбик. Лиса, волк, белка ,лось. 4. Подготовка руки к письму.. Внимательно посмотрите на картинки. Обведите только те, в названии которых есть звуки [р][р’]. (баран, грибок) V. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. 1. Упражнение “Обними плечи”. Исходное положение: встаньте прямо, руки согните в локтях и поднимите их на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. В момент объятия сделать резкий вдох через нос, а когда руки расходятся спокойный тихий выдох через рот. Возникает эффект “накачивания” себя воздухом. Важно! В момент объятия руки идут параллельно друг другу, а не крест-накрест. Ни в коем случае их не меняйте, при этом всё равно, какая рука сверху – правая или левая; руки широко в стороны не разводить и не напрягать. Упражнение нужно выполнить 12 раз по 8 вдохов-движений. Его можно делать также сидя и лёжа. 2. Упражнение “Понюхай цветок”.. Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо и сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево и шумно вдохните носом с левой стороны. Поворачивая голову, не фиксируйте её положение на середине, шею не напрягайте. Выдыхайте свободно через рот между вдохами, не задерживая дыхания. Движения головой не должны быть резкими. VI. Закрепление. 4. Работа со звуковой дорожкой. - Определите количество звуков в слове. Обозначьте место звуков [р][р’], [л][л’]. Напишите букву р или л. А) Совместная работа. Б) Самостоятельная работа. Проверка по образцу учителя. Слова: голуби, цыплёнок, цапля, белка; (самостоятельно) рысь,тигр, баран, черепаха. 2. Вставьте в слова пропущенную букву Р или Л. Це…, ста…ь, ста…, по…ька, по…ка, ша…, ша…ь, го…ка, го…ька, бу…ки, бу…ки, ко…обок, ко…обок, ва…ят, ва…ят, уго…ь, уго…ь, …ожки, …ожки. Дифференциация звуков [л][л’] – [р][р’] в словосочетаниях. А) Составить словосочетания. - Назовите картинки: помидор, солнышко, ромашки, сумка , платье, радуга. - Ответьте, что и какого цвета? Логопед называет цвет и бросает мяч ребенку, он возвращает его с подобранным существительным. - Красный …, жёлтое …, белые …, чёрная …, голубое …, разноцветная … . Б) Обозначить буквами Л, Р место звуков [л][л’] – [р][р’] (начало, середина, конец слова) в схемах словосочетаний. 1. к словам из первого столбика подберите слова подходящие по смыслу из второго столбика. Составьте словосочетания.
Ворота греет Ветер растёт Капуста свистит Одеяло летит Стрела открываются. 6. Дифференциация [Р][Р’] – [Л][Л’] в предложениях. Бабушкина игра. Вам бабушка прислала На наряды сто рублей. Что хотите, покупайте, Но наряды выбирайте Лишь со звуками [Л, [ Л’] в названье… Приготовились. Вниманье! (Отвечать нужно полными предложениями) - Вы наденете брюки с блузкой или платье? (Я надену платье.) - Вы выберете шубу или пальто? (Я выберу пальто.) - На голове будет берет или шляпа? (На голове будет шляпа.) - На шею положите шарф или платок? (На шею надену платок.) - Блузку оденете цветную или белую ? (Блузку одену белую.) - Выбирайте обувь: сланцы или туфли. (Я выберу сланцы.) 1. Вставьте в предложения пропущенные слова с буквой Р,Л. Марк с детства собирает (марки).Девочки сажают в огороде (лук).Вера грызёт (орехи)Рома раскрашивает рисунок(карандашами). Марина рисует (красками).Мама печёт вкусный (пирог).Римма заболела у неё поднялась (температура).Дима съел много мороженного и у него заболело (горло). 2.Спишите предложения вставляя пропущенную Р или Л. У сту…ой ё…ки иго…ки ко…ки.У мо…одой ё…очки мягкие иго…очки.У во…ка -…огово, у к…ота - но…а, у медведя- бе…лога,у бе…ки- дуп…о . В пена…е у …омы есть ка…андаши, …учки, …астик и …инейка. VI. Итоги занятия, оценка деятельности учащихся |