внеклассное мероприятие в 7 классе "А.С.Пушкин и его сказки"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Панкратова Светлана Степановна

Открытое внеклассное мероприятие в 7 классе на республиканском семинаре учителей дефектологов на тему: "А.С. Пушкин и его сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_i_ego_skazki.docx215.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида.

Открытое внеклассное мероприятие в 7 классе

 на республиканском семинаре учителей дефектологов.  

«А.С. Пушкин и его сказки»

C:\Users\Admin\Desktop\А.С. Пушкин\фото ас.Пуш\CIMG3442.JPG

                                                                                                                        Подготовила: Воспитатель

                                                                                                                        I кв. категории  

Панкратова С.С.

Октябрь 2014 г.

А.С. Пушкин и его сказки.

Цель: познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, с его сказками, развивать образное мышление, речь, память, внимание учащихся и интерес к чтению; ознакомить учащихся со словами, вышедшими из нашего обихода.

Оборудование: И.К.Т.,  портрет  А.С. Пушкина; гусиное перо и чернильница, свечка, схема с геометрическими фигурами, костюмы для сценок, пословицы, плакат с кроссвордом, загадки.

Ход занятия.  Слайд-1 

Встали,  поприветствуем наших гостей.  Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.

В-ль: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Эти слова великого русского писателя, лирика, поэта – А. С. Пушкина. 

Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии.

-- В каком году родился А.С. Пушкин?  Слайд-2

(правильно, он родился 1799г. 6 июля)

-- А в каком городе, родился Александр Сергеевич?  Слайд-3

    Действительно он родился в Москве в семье отставного майора, помещика Сергея Львовича, происходившего из старинного дворянского рода. Мать Надежда Осиповна была светской красавицей, внучкой знаменитого арапа Петра Великого.

     Маленький Саша был необщительным и капризным ребёнком, но он очень рано научился читать. Он с детства знал французский язык, много читал

по – французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

--К кому обращался Пушкин с такими словами:

« Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»….

(К няне Арине Родионовне)  Слайд-4.

   Родители отдали Сашеньку на воспитание бабушке Марье Алексеевне и няне Арине Родионовне Матвеевой. Они были самыми близкими его людьми. Талантливая  сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни запомнились ему на всю жизнь. Слайд-5.  В длинные зимние вечера когда Арина Родионовна рассказывала поэту сказки он успевал быстро записывать их гусиным пером в свою тетрадку.

     Прошли годы,  и  А.С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе, а также замечательные сказки.

--Давайте вспомним, какие сказки написал А.С. Пушкин.

(« ск. о царе Салтане….», « ск. о рыбаке и рыбке»,  « ск. о мёртвой царевне и о семи богатырях»,  «ск. о золотом петушке»,  « ск. о попе и работнике его Балде».) Слайд-6.

Правильно, но сегодня мы поближе познакомимся со сказками, которые спрятались в геометрических фигурах.

- это учёный кот прислал нам такую головоломку.

- Какая сказка спряталась в треугольнике? Кто мне прочтёт.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.  Слайд-7.

В этой сказке встречаются непонятные и устаревшие слова.  Давайте мы их разберём.  Слайд-8

Ветхая землянка –   очень дом старый.

Невод – большая рыболовная сеть.

Откуп – откупиться -  заплатить.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Корысть – выгода, польза.

Браниться – ругается.

- т. к.  вы  эту сказку читали, я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать.

--Сколько лет жили, в ветхой землянке старик со старухой?

( ровно 30 лет и 3 года.)

-- Сколько раз закидывал старик невод?

(3 раза)

-- Какой вы увидели старуху в начале сказки?

( что она была не такой властной)

Послушайте отрывок.

                «Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

-- Как меняется её характер на протяжении сказки?

( старуха становится всё жаднее и коварнее)

-- Сейчас мы с вами посмотрим сценку из этой сказки.  Слайд-9.

Ав-р:   Вот пошёл он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:

Рыб-а: "Чего тебе надобно, старче?"

Ав-р:   Ей с поклоном старик отвечает:

Дед:"    Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

Ав-р:   Отвечает золотая рыбка:

Рыб-а: "Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто".

Ав-р:   Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:

Стар-а: "Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вы посмотрели эту сценку и видите что  Пушкин даёт нам понять, что старуха становиться всё властнее, а старик подчиняется и боится, и поэтому каждый раз ходит к золотой рыбке.

-- Как менялось море с каждым приходом старика?

(«Море слегка  разыгралась» когда старик попросил корыто)

(« Помутилось сине море»  старик попросил избу)

(«Неспокойное синее море» когда старуха захотела стать столбовой дворянкой)

(«Почернело синее море» старик попросил что  старуха хочет быть  вольной царицей)

(«На море чёрная буря» тут уж рыбка не чего не сказала и уплыла.

Кем хотела стать старушка? Владычицей морскою.)

-- Хорошо или плохо закончилась сказка?

--Почему вы так считаете?

-- Давайте теперь выберем, какая пословица больше подходит к этой сказке.

«Много хочешь – последнее потеряешь»

«Много желать – добра не видать»

-- как вы понимаете смысл пословицы?

(Старуха много хотела,  но добра не видела)

А сейчас давайте вспомним про учёного кота.

--Какую же он сказку  спрятал в квадрате?

-- СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ.  Слайд-10.

Сценка о попе и работнике его Балде.

Ав-р:  Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Балда: «Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу».

Ав-р:  Призадумался поп,

Стал себе почёсывать лоб.

Щёлк щёлку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи своё усердие и проворье».

-- Вот ребята вы посмотрели эпизод сказки и давайте вспомним, какие непонятные слова встречались.  Слайд-11

Толоконный лоб – глупый человек, (дурак).

Толокно -   овсяная немолотая мука.

Полба – каша, разновидность пшеницы.

Подворье –  постоялый двор,  хозяйство.

Вспомнили вы эту сказку?  Слайд-12

-- Кто понравился больше всех в этой сказке и почему?

(больше всех понравился Балда потому что он очень сильный, умный и хитрый)

-- Какими качествами характера обладал Балда?

(он был трудолюбивым, находчивым)

-- В чём была его находчивость?

(он стал верёвкой море мутить;  что он ещё придумал? Поймал двух зайцев и посадил в мешок и сказал, обгони-ка сперва моего брата; С палкой напугал что забросить в тучку; Кобылку  подыми-ка ты да неси её полуверсты, а я смотри, снесу промеж ног.)

К этой сказке кот нам прислал игру «Выбери слово». Слайд-13-17.

Вспомните, какое слово из предлагаемых, использовал А.С. Пушкин в сказке.

Жил – был поп.

Толоконный лоб

(пошёл) поп по базару

Посмотреть кой – какой товару.

Поп ему в ответ «Нужен мне (работник)»

Повар (конюх) и плотник.

Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё (усердие) и проворье.

Попадья говорит: «знаю средство,

 Как (удалить) от нас такое бедство.

Живёт Балда в поповом доме.

(Спит) себе на соломе,

Ест за (четверых)

 Работает за (семерых)

Молодцы  ребята всё правильно. А теперь давайте мы выберем  пословицы к этой сказке.

«На чужом горбу в рай не въедешь».

--Как вы понимаете смысл этой сказки?

(надо трудиться самому, а не нанимать задаром.)

 (Или за счёт чужого труда не чего не добьёшься.)

-- А теперь посмотрим на схему и вспомним, какая геометрическая фигура не задействована.

СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ. Слайд-18

--К этой сказке учёный кот прислал нам свои загадки.

1) Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(мудрец звездочёт)

2) Что должен был сделать золотой петушок?

(охранять царство)

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой

Коль кругом всё будет смирно,

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит, и встрепенётся,

И в то место обернётся.

3) Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности?

(кукареку, царствуй, лёжа на боку)

4) Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

(волю первую твою я исполню, как мою)

5) Что  попросил мудрец у царя за золотого петушка?

(подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

 --Кого высмеивал  Пушкин в этой сказке?

(В этой сказке осуждается глупый царь Дадон).

Давайте выберем пословицу и к этой сказке.

«Долг платежом красен».  

--Как вы это понимаете.

(раз должен отдай)

--Но у А.С. Пушкина есть и другие сказки.

Определите, из какой сказки взяты следующие отрывки.

  1. Три девицы под окном   

Пряли поздно вечерком.

    "Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир". (Сказка о царе Салтана) Слайд-19

2) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна.

Села ждать его одна. (ск. о мёртвой царевне и о семи богатырях).  Слайд-20

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии:

Золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка.

И вместе с народом в своих сказках он жестоко высмеивал и осуждал глуповатых злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

В завершение нашего занятия я предлагаю вам разгадать этот сказочный кроссворд.  Ещё раз уточним ваши знания о творчестве А.С. Пушкина.

КРОСВОРД.       Слайд-21

-Какое заключительное слово у нас вышло?  

А сейчас мы послушаем стихи, посвящённые А.С. Пушкину.  Слайд-22.

(играет музыка)

  1. Чудесные сказки!

Их много на свете!

Я люблю их читать

Как многие дети.

  1. Но от мамы узнала я

Пушкина имя

И поплыла в след за рыбкой

В просторы морские.

  1. Я поплыла вместе с ней

На остров морской,

Где лебедь царевна

Встречалась со мной.

  1. Я видела отважных семь богатырей

А в чаще лесной

«Здравствуй» сказал

Мне сам Чародей.

  1. Катался я пополю

На добром коне

И плавал с САлтаном

На его корабле.

  1. Чудесных историй

          Много на свете

          Но Пушкина сказки

         Любят все дети!

Сегодня на занятии мы   познакомились с творчеством Пушкина.

В его сказках добро побеждает зло.

А ведь так и должно быть, правда?

Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым.

Наш сегодняшний вечер мы хотим, закончит песней. Дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по физике 7 класс "физика в сказке"

Н.К. Крупская отмечала, что игра есть потребность детского организма, игра для детей это учеба, труд и серьезная форма воспитания.Внеклассные занятия по предмету - это творчество и результативно...

Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк..." (экологическая сказка)

Мероприятие предназначено для учащихся 8 классов.     Цель: формирование целостного взгляда в процессе общественно значимых проблем, связанных с химией, а также продолжение развития  у ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Что за прелесть эти сказки!"

Данное мероприятие способствует  формированию у обучающихся  умения ориентироваться в литературном произведении, оценивать героев  и узнавать их по определенным признакам....

Внеклассное мероприятие "Сказка, сказка, я тебя знаю!"

Мир сказок так велик и разнообразен, что остается интересным детям любого возраста. Обратить внимание детей на некоторые подробности такой уже знакомой скази бывает нелегко, но игровая форма проведени...

Внеклассное мероприятие. Сказка «Двенадцать месяцев, или ландыши на Новый год в Париже» (Старая сказка на французский лад) в 7 классе

Внеклассное мероприятие в 7 классе. Сценарий сказки "Двенадцать месяцев, или ландыши на Новый год в Париже" (сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" 1 действие на французский лад)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на английском языке «Мы любим английские сказки» (5-6 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы любим английские сказки". Внеклассное мероприятие на английском языке предназначено для проведения мероприятия для 5-6 классов....

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"...